Машины для подготовки, погрузки и внесения минеральных удобрений. Машины для внесения пылевидных удобрений

руктивной, частота вра-

щих дисков. Неправиль-

удобрений

щения дисков не соот-

но выбрано место пода-

необходимости от-

ветствует

технической

чи удобрений на разбра-

регулировать положение

характеристике

сывающие диски

туконаправителя

Прекратилась

Рассоединились

Очистить бункер, уда-

удобрений

подающего транспорте-

натянуть

транспортер.

Не допускается движе-

ние агрегата задним хо-

включении

привода транспортера

Подача удобрений

Проскальзывает

Проверить

давление

транспортером

прижимном

установленной

подающего транспорте-

ролике. Если оно мень-

дозы внесения

ше 0,3 МПа, подкачать

Неравномерная подача

Неравномерность

Равномерно

натянуть

удобрений транспорте-

транспортера.

транспортер.

Попадание в кузов по-

дить кузов от посторон-

сторонних предметов

них предметов

Машина МХА-7

Уменьшилась

На туконаправителях и

Очистить

поверхность

полосы рассева

лопатках дисков напрес-

туконаправителей

совались удобрения

дисков от удобрений

снизилась

тота вращения дисков

кость в бок гидросисте-

шасси. Проверить

герметичность

пневмосистемы,

ленные течи устранить

При работе

конвейера-

конвейера-

Заменить звенья на за-

питателя

возникают

питателя поломаны или

пасные или отрихтовать

рывки, удары ветвей,

деформированы

деформированные прут-

слышен стук

Натянуть

ветви конвей-

Осмотреть

наличии удалить посто-

ронних предметов

Чрезмерный

Недостаточное

Смазать согласно схемы

дукторов,

подшипнико-

ство смазки в

вых узлов

Редукторы

заливкой

до уровня

контрольной

Подшипниковые узлы

шприцеванием

В гидропневмосистему

В баке гидросистемы

Слить масло из гидро-

залито несколько сортов

шасси образовалась пе-

системы, заполнить но-

на, при работе слышен

вым согласно ГОСТа.

шум, понижена частота

вращения дисков

9. МАШИНЫ ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ ПЫЛЕВИДНЫХ УДОБРЕНИЙ ИЗВЕСТКОВЫХ МАТЕРИАЛОВ

Значение и объём работ по известкованию почв возрастают из года в год. Особенно интенсивно проводится известкование по промышленной технологии с использованием пылевидных (аэрируемых) известковых материалов. Ежегодно известкуемые площади в нашей стране исчислялись миллионами гектаров. Для транспортировки и внесения пылевидных известковых удобрений промышленностью производятся специальные разбрасыватели на тракторной (РУП-8А, РУП-10) и автомобильной (АРУП-8) тяге.

9.1. Тракторный разбрасыватель пылевидных известковых удобрений РУП-8А

Эта машина (рис. 29) предназначена для транспортировки и пневматической выгрузки или рассева по поверхности почвы пылевидных известковых удобрений и фосфоритной муки. Машина представляет собой цистернуполуприцеп, агрегатируемую с тракторами Т-150К и К-701, оборудованными седельно-сцепным устройством и компрессорной установкой.

Технологический процесс работы машины осуществляется за счёт сжатого воздуха, подаваемого в цистерну или откачиваемого из неё компрессором. При разгрузке или рассеве удобрений воздух от компрессора поступает под аэроднище, расположенное внутри цистерны, вдоль нижней её части. Аэроднище представляет собой пористую перегородку из специальной ткани, пропускающей воздух и не пропускающей пылевидный материал, находящийся над ней в основной части цистерны. Пройдя через пористую перегородку, воздух насыщает (аэрирует) пылевидный материал и создаёт в цистерне избыточное давление. Аэрированное и приобретшее свойство текучести известковое удобрение под действием избыточного давления перемещается по наклонному аэроднищу к разгрузочному патрубку и вытесняется через запорное и распыливающее устройство. Распыливающее устройство осуществляет дозировку рассеваемого материала и обеспечивает равномерное распределение его по поверхности почвы. Гибкий рукав устройства позволяет в за-

висимости от направления ветра направлять рассеваемый поток удобрений вправо и влево от продольной оси агрегата, что исключает излишнюю запылённость в зоне работы агрегата. Доза внесения удобрений регулируется величиной дозирующего отверстия на распыливающем устройстве и скоростью перемещение агрегата по полю.

Рис. 29. Разбрасыватель пылевидных удобрений РУП-8А в агрегате с трактором К-700:

1 – трактор; 2 – фильтр очистки воздуха второй ступени; 3 – седельно-сцепное устройство; 4 – инерционно-маслянный фильтр (фильтр третьей ступени); 5 – люк; 6 – фильтр

очистки воздуха первой ступени; 7 – лестница с площадкой для обслуживания; 8 – рукав соединительный; 9 – рукав загрузочный; 10 – рукав загрузочный с соплом; 11 – штырь быстросъемный; 12 – цистерна; 13 – ось с колесами и рессорами; 14 – устройство разгрузочное; 15 – устройство запорное и распыливающее; 16 – устройство опорное; 17 – воздухораспределительный коллектор; 18 – компрессор; 19 – влагомаслоотделитель; 20 – рама

компрессора.

При необходимости машина РУП-8А может осуществлять операцию самозагрузки. Для этого компрессором из цистерны через систему фильтров откачивается воздух. Заборное сопло, соединённое с цистерной гибким шлангом, помещается в пылевидный материал и удерживается рабочим в определённом положении. При достижении в цистерне достаточного разряжения пылевидный материал через заборное сопло и гибкий шланг поступает в цистерну, постепенно заполняя её.

Наибольший производственный и экономический эффект разбрасыватель РУП-8А даёт, работая в поле при сравнительно небольших расстояниях до места заправки. В общем случае, удобрения к работающему в поле РУП8А должен доставлять автоцементовоз или АРУП-8.

7.3. Автомобильный разбрасыватель пылевидных известковых удобрений АРУП-8

Эта машина (рис.30) может выполнять те же операции, что и машина РУП-8А, однако его основное назначение заключается в перевозке удобрений и перегрузке их в тракторный агрегат. Лишь в условиях хорошей проходимости по полям целесообразно его использование на рассеве удобрений. В этом

случае работа осуществляется по прямоточной и экономичной технологической схеме: завод (или склад агрохимкомплекса) - поле.

Устройство цистерны-полуприцепа аналогично устройству цистерны РУП-8А. Компрессор РК-6 с необходимой арматурой смонтированы на раме седельного тягача ЗИЛ-130В1. Управление рабочими органами машины осуществляется из кабины водителя автомобиля. Основные технические данные по разбрасывателям РУП-8А и АРУП-8 представлены ниже. В настоящее время имеется модернизация этих машин, включающая доведение их грузовместимости до 10 т.

Рис.30. Автомобильный разбрасыватель АРУП-8 1 – тягач; 2 – цистерна-полуприцеп; 3 – загрузочный люк; 4 – загрузочный рукав с со-

плом; 5 – опорное устройство

Техническая характеристика машин

Грузоподъемность, кг

Производительность при дозе внесения 3,5

т/га, га/ч

Ширина захвата, м

Рабочая скорость, км/ч

Транспортная скорость, км/ч

в диапазоне

скоростей

трактора

Рабочее давление в цистерне, МПа

Рабочее разряжение в цистерне (вакуум),

Угол наклона цистерны в сторону выгрузки,

Пределы регулировки доз внесения, т/га

Неравномерность разбрасывания, %

не более 30

не более 30

Масса разбрасывателя без удобрений, кг

Габариты, мм

9.3. Машина для внесения пылевидных удобрений и извести РУП-14

Разбрасыватель РУП-14 предназначен для транспортировки и поверхностного внесения аэрируемых пылевидных удобрений (фосфоритной муки) и известковых материалов (известняковой муки, сланцевой золы и др.), а также для перевозки их в склады. Машина агрегатируется с трактором К-701.

Техническая характеристика

Производительность, т/ч

Грузоподъемность, т

Ширина полосы вносимых удобрений, м

Доза внесения удобрений, т/га

Вместимость цистерны, м3

Скорость, км/ч

транспортная

Масса, кг

Устройство и рабочий процесс

Разбрасыватель РУП-14 по конструктивному исполнению и принципу действия аналогичен разбрасывателю РУП-10 и отличается лишь повышенной грузоподъёмностью (14 т). Машина РУП-14 представляет собой цистер- ну-полуприцеп в агрегате с трактором К-701 (рис. 31), оборудованная компрессорной установкой 21 и седельно-сцепным устройством 23. В комплект цистерны-полуприцепа входят: цистерна 9, балансирная тележка 14 типа «тандем» с арочными шинами, камнеотделитель II, штанговое устройство 12, загрузочная труба 10, фильтр первой ступени 5, тормозная система 16, опорное устройство 17. Для контроля давления и вакуума в цистерне, а также уровня заполнения удобрений машина оснащена приборами электрооборудования и сигнализации.

Отделение крупных включений в фосфоритной муке, поступающей в цистерну разбрасывателя РУП-14 при её загрузке, производится через камнеотделитель (рис. 32). Он состоит из конического корпуса 1, основания 12, за-

грузочного патрубка 8 и сетки 17. В основании имеется штуцер 14 для подачи воздуха, аэрирующее устройство 13 и кран для слива конденсата. При загрузке удобрения проходят через сетку 17 камнеотделителя и попадают в цистерну, а крупные включения - на аэрирующее устройство, где происходит их накопление. На пористую перегородку аэрирующего устройства через штуцер 14 подаётся воздух, обдувающий падающие включения и улучшающий транспортировку материала, поступающего в цистерну. При забивании сетки 17 камнеотделителя с помощью эксцентрикового механизма открывают крышку 4, вынимают сетку и очищают её.

Рис. 31. Разбрасыватель РУП-14 в агрегате с трактором К-701:

1 – рукав; 2 – соединительный рукав; 3 – аварийный кран; 4 – крышка люка; 5 – фильтр первой ступени; 6 – датчик массы; 7 – загрузочный рукав; 8 – разгрузочный рукав; 9 – цистерна; 10 – загрузочная труба; 11 – камнеотделитель; 12 – штанговое устройство; 13 – запорное устройство; 14 – балансирная тележка; 15, 19 – краны; 20 – лестница; 21 – компрессорная установка; 22 – обратный клапан; 23 – седельно-сцепное устройство; 24 –

блок управления.

Рассев фосфоритной муки осуществляют пневматическим способом. Воздух, необходимый для рассева, поступает через пористую ткань, псевдоожижает пылевидный материал, придавая ему свойства текучести, и создаёт одновременно избыточное давление в цистерне. При достижении давления в цистерне 0,12 МПа, гидроцилиндром открывается запорное устройство, через которое материало-воздушная смесь попадает в штанговое распределительное устройство (рис. 32б). Штанговое устройство состоит из трёх трубчатых штанг: центральной 10 и двух боковых 4, внутри которых расположены аэраторы. В нижней части штанг с помощью быстросъёмных зажимов закреплены дозирующие шайбы, имеющие калибровочные отверстия различного диаметра для обеспечения внесения заданной дозы фосфоритной муки, которую регулируют поворотом шайб и установкой одного из отверстий шайбы соосно отверстиям трубчатых штанг.

Пылевидный материал, проходящий через дозирующие шайбы, с помощью гибких рукавов 5 подаётся в гасители потока 6 и рассеивается лентой. Гасители способствуют уменьшению пыления материала при распределении его по поверхности почвы.

Рис. 32. Камнеотделитель и штанговое устройство разбрасывателя РУП-14:

а – камнеотделитель: 1 – конический корпус; 2 – эксцентрик; 3 – рычаг; 4 – крышка; 5 – скоба; 6 – ручка; 7 – палец; 8 – загрузочный патрубок; 9– заглушка; 10 – рычаг; 11 – установочный винт; 12 – основание; 13 – аэрирующее устройство; 14 – штуцер; 15 – шарнир;

16 – кронштейн; 17 – сетка;

б – штанговое устройство: 1 – подпружиненная растяжка; 2 – винтовой механизм; 3 – ролик; 4 – боковая штанга; 5 – гибкий рукав; 6 – гаситель потока; 7 – зажим; 8 – планка; 9 –

трос; 10 – центральная штанга.

При использовании разбрасывателей РУП-10 и РУП-14 уменьшается неравномерность распределения фосфоритной муки по рабочей ширине захвата до 13...25%, исключаются пылеобразования фосфоритной муки и загрязнение окружающей среды, повышается производительность труда в 1,2, 1,3 раза по сравнению с РУП-8.

10. Подготовка машин для внесения пылевидных удобрений и мелиорантов к работе

Пылевидные удобрения и мелиоранты транспортируют и вносят пнев-

матическими машинами АРУП-8, РУП-8, РУП-14 и РУП-10.

Подготовка к работе. Комплектуют агрегаты, проверяет техническое состояние всех сборочных единиц и механизмов, опробуют их в работе, настраивают агрегат на заданные условия.

Агрегатирование. Машину АРУП-8 составляют из седельного автотягача ЗИЛ-441510 и цистерны-полуприцепа, в которую загружают не более 7 т удобрений.

Машину РУП-8 агрегатируют с переоборудованным трактором Т-150К или К-701. Трактор Т-150К переоборудуют в такой последовательности: снимают механизм навески трактора; располагают на раме последнего компрессорную установку, седельное устройство и соединительные рукава пневмосистемы; монтируют детали гидросистемы; переставляют колёса трактора на колею 1860 мм; при необходимости регулируют редуктор вала отбора мощности на частоту вращения 1000 мин-1 . Переоборудование трактора К-701 для работы с машиной РУП-8 заключается в следующем: снимают механизм навески трактора, монтируют на раме компрессорную установку и седельное устройство; соединяют рукава пневмо- и гидросистемы.

При агрегатировании машины РУП-14 с трактором К-701 снимают механизм навески трактора и монтируют седельное устройство на заднюю полураму. Оборудуют трактор переходной опорой, на которой закрепляют раму компрессорной установки. Устанавливают в кабине блок и табличку управления.

Цистерну-полуприцеп присоединяют к трактору в следующем порядке. Располагают переднюю часть цистерны по высоте таким образом, чтобы при сцепке передняя кромка опорного места попала на салазки или седло трактора. Соединительные рукава и пучок проводов электрооборудования подвешивают так, чтобы они не мешали сцепке. Тормозят цистерну стояночным тормозом и поворачивают в сторону предохранитель саморасцепки. Переводят рукоятку седельно-сцепного устройства в крайнее переднее положение, фиксируемое защёлкой запорного кулака. Подают трактор задним ходом на малой скорости так, чтобы шкворень цистерны попал между скошенными концами седла. Убеждаются в том, что рукоятка заняла крайнее заднее положение, шток кулака не выступает за передний торец седла и предохранитель саморасцепки опущен. Поднимают опорное устройство цистерны-полуприцепа в верхнее положение и закрепляют.

Открывают защитные крышки головок пневмосистемы трактора и цис- те-рны-полуприцепа. Открывают разобщительный кран пневмосистемы трактора, расположив его рукоятку вдоль корпуса крана. Вставляют вилку электропроводки цистерны в штепсельную розетку трактора. Присоединяют рукав пневмосистемы цистерны-полуприцепа к влагомаслоотделителю компрессорной установки.

Гидравлические рукава управления машины РУП-8 соединяют с запор- но-распыливающим устройством. На машине РУП-14 соединяют гидросис-

темы трактора К-701 и цистерныполуприцепа.

Проверка технического состояния. После комплектования агрегата проверяют затяжку всех резьбовых соединений, надёжность крепления рабочих органов для внесения удобрений, компрессорной установки, седельного устройства, рукавов и других составных частей цистерны-полуприцепа.

Смазывают машины согласно схеме. Доливают масло в бачок и фильтр компрессора, вакуум-насоса в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Проверяют натяжение приводных ремней компрессорной установки и подтягивают их, если стрела прогиба превышает 14 мм, опробуют систему звуковой и световой сигнализации цистерны-полуприцепа, сигналы поворота, стоп-сигнал, габаритные огни и сигнал датчика уровня удобрений в цистерне. При помощи шинного манометра определяет давление воздуха в шинах цис- терны-полуприцепа и при необходимости доводят его у машин РУП-8 и АРУП-8 до 0,48 МПа, а у машины РУП-14 с арочными винами - до 0,18 МПа.

Проверяют работу стояночного тормоза цистерны-полуприцепа РУП14, вращая штурвал против хода часовой стрелки, и при необходимости регулируют длину тросов, соединяющих рычаги тормозных камер с траверсой. Аналогичную проверку и регулировку проводят на машине РУП-8.

Проверяют лёгкость вращения колес цистерны-полуприцепа, подняв её домкратом. При необходимости устраняют причину торможения или качения, отрегулировав подшипники ступиц колёс.

Опробование в работе механизмов машин

Вначале проверяют действие пневматических тормозов цистерны полуприцепа и, если ход штока тормозных камер превышает 25 мм у машины РУП-14 и 40 мм у машины РУП-8, регулируют тормоза в такой последовательности: поднимают домкратом одно колесо полуприцепа; поворачивают червяк разжимного кулака до касания тормозных накладок диска барабана; поворачивают червяк разжимного кулака в обратную сторону на три щелчка, что соответствует при торможении машины ходу штока 15...25 мм (разность хода штоков тормозных камер не должна превышать 5 мм для РУП-14 и 8 мм - для РУП-8).

После регулировки проверяет исправность действия тормозов на ходу и одновременность торможения колёс. При обнаружении замасливания тормозных накладок снимают колёса и ступицы, оценивают состояние резиновых уплотнений ступицы, очищают отражатели, тормозные накладки промывают керосином и протирают жёсткой щёткой.

Проверяют поворот, закрытие и открытие запорно-распыливающего устройства машин АРУП-8 и РУП-8. Поворот пневмотранспортного рукава с распыливающим наконечником 9 (рис. 33) в крайних положениях штока силового цилиндра 5 должен составлять 180 15 . При несоблюдении указанного требования подбирают длину пневмотранспортного рукава и обеспечива-

ют свободный поворот оси 7 с закрепленным на ней распыливающим наконечником 9.

Рис. 33. Регулировка запорнораспыливающего устройства машин РУП-8 и АРУП-8:

1 – тяга пережимного механизма; 2 – пережимной ролик; 3 – гибкий рукав; 4 и 5– силовые цилиндры; 6 – пневмотранспортный рукав; 7 – ось; 8 – болт; 9– распыливающий наконечник; 10 – барашковая гайка; 11 – дозирующая заслонка.

Закрытие и открытие запорно-распыливающего устройства проверяют в крайних положениях штоков силовых цилиндров 4 и 5. В закрытом положении ролики 2 должны воздействовать на гибкий рукав 3 таким усилием, чтобы обеспечить его герметичность в месте пережима при избыточном давлении сжатого воздуха в цистерне машины до 0,12 МПа. Усилие пережимания роликами 2 гибкого рукава 3 регулируют при помощи тяги 1. Аналогичным образом опробуют и регулируют пережимное запорно-распыливающее устройство машины РУП-14.

В машине РУП-14 при помощи силовых цилиндров проверяют перевод боковых секции штанги из транспортного положения в рабочее и обратно, положение боковых секций относительно поверхности поля, плотность их соединения с центральной секцией, надёжность фиксации боковых секций в транспортном положении, укладку тукопроводов вдоль штанги, плотность соединения воронки тукопровода со штангой.

Положение боковых секций штанги относительно поверхности поля регулируют, натягивая растяжку при помощи винтового механизма.

Если тукопроводы подтягиваются тросами при переводе в транспортное положение, то проверяют в рабочем положении штанги число витков троса в ячейках блок-барабана. Если тросы ослаблены, освобождают от зажимов их концы, соединенные с планкой, а затем натягивают тросы и вновь закрепляют зажимы.

При недостаточной плотности соединения воронки с выходными отверстиями штанги регулируют быстросъёмный зажим при помощи гаек. На машинах АРУП-8 и РУП-8 открывают пробковый кран 7(рис. 34) коллектора цистерны 1 и пережимной затвор запорно-распыливающего устройства 9 при отсутствии удобрений в цистерне. Включают компрессор и проверяют его

Машина АРУП-8 предназначена для самопогрузки, транспортировки, пневматической выгрузки и распыления пылевидных минеральных удобрений.

Машина АРУП-8 это автомобильный тягач ЗИЛ-441510, оснащенный компрессорной установкой 19 (рис. 1), фильтрами 4 и 21, для очистки воздуха, и включает цистерну полуприцеп на базе автоцементовоза С-927 с откидным опорным устройством для установки цистерны при отсоединении от тягача. Работает компрессор от коробки отбора мощности автомобиля.

Цистерна оборудована указателем 5 уровня удобрений и «аэроднищем» 12 для пневматической разгрузки. В задней части расположены запорное и распыливающее 8 устройство.

Рис. 1. Схема машины АРУП-8 для внесения пылевидных удобрений:
а - схема; б - распыливающее устройство; 1 - моновакуумметр; 2 - цистерна; 3 - загрузочный люк; 4, 21 - фильтры; 5 - сигнализатор уровня; 6 - загрузочная труба; 7 - заборный шланг; 8 - заборное сопло; 9 - распыливающее устройство; 10, 13, 15, 18 - клапаны; 12 - аэроднище; 14 - кран подачи воздуха; 16, 23 - соединительные рукава; 17 - влагомаслоотделитель; 19 - компрессор; 20 - масляный фильтр; 22 - вакуумметр; 23 - распыливающий наконечник; 24 - пневмоцилиндр.

Для обеспечения безотказной проходимости по полю при неблагоприятных погодных условиях заднюю ведущую ось тягача и полуприцеп оснащают колесами с арочными шинами Я-170А. В период работы ось цистерны наклонена назад на 7°.

При расположении емкости выше цистерны, загрузку цистерны осуществляют самотеком через люк 3. При самозагрузке цистерны включают шланг 7 и отключают рукав 16 от влагомаслоотделителя 17, а компрессор 19 должен работать как вакуум-насос. Воздух отсасываемый из цистерны выпускается наружу. Загрузка начинается тогда, когда разряжение в цистерне достигнет 0,03-0,04 МПа. По окончании загрузки сигнализатор уровня 5 подает звуковой сигнал.

При внесении пылевидных удобрений прикрепляют рукава так, как это показано на рисунке. Такое соединение позволяет компрессору обеспечить избыточное давление. Отсоединяют заборный шланг 7 и закрывают заборную трубу. Затем открывают шланг 14, через который поступает воздух к аэроднищу и к крану распыливающего устройства. Через инерционный маслянный фильтр 20 всасывается атмосферный воздух и подается во влагомаслоотделитель под аэроднище 12. Проникая через поры ткани, воздух насыщает пылевидную массу удобрений, способствуя ее текучести. Эта масса, являющаяся смесью пылевидных удобрений с воздухом, стекает к разгрузочному патрубку, а затем к распыливающему устройству 8, наконечник которого рассеивает ее по полю. Дозу рассеиваемых удобрений регулируют: заменой распылителя, изменением размера дозирующего отверстия и рабочей скорости агрегата. В период разгрузки давление в цистерне не должно быть меньше 0,1 МПа.

Удобрение почв – важный процесс в сельском хозяйстве, это значительно увеличивает общую урожайность и уменьшает количество сорных растений. Для правильного внесения удобрения используют специальные механизмы – разбрасыватели. И В данной статье мы рассмотрим один из них.

Разбрасыватель пылевидных удобрений РУП-8

Его используют для самозагрузки (пневматическим способом), транспортировки, пневматической выгрузки и рассева по поверхности почвы пылевидных минеральных удобрений, извести и гипса.

Схема устройства РУП-8

Для начала приведем полную схему данного механизма и дадим к ней пояснение.

1 - трактор; 2 - рама компрессора; 3 - компрессор; 4 - влагомаслоотделитель; 5 - воздухораспределительный коллектор; 6 - опорное устройство; 7 - запорно-распыляющее устройство; 8 - загрузочное устройство; 9 - ось; 10 - цистерна; 11 - быстросъемный штырь; 12 - загрузочный рукав, с соплом; 13 - загрузочный рукав; 14 - соединительный, рукав; 15 - лестница; 16 - фильтр первой ступени; 17 - сигнализатор; 18 - люк; 19 - фильтр третьей ступени; 20 - седельное устройство; 21 - фильтр второй ступени.

Он состоит из трактора-тягача 1 с седельно-сцепным устройством 20 и компрессорной установкой, включающей в себя компрессор 3, влагомаслоотделитель 4 и три фильтра для очистки запыленного воздуха: первой ступени -16, второй - 21 и третьей - 19.

Фильтр первой ступени установлен внутри цистерны 10, второй - спереди цистерны над седельным устройством, третьей - на корпусе компрессора. Компрессорная установка расположена на тракторе и приводится в действие от его BOM. При загрузке компрессор работает в режиме вакуума (разрежения), а при разгрузке - в режиме нагнетания.

Цистерна 10 - цилиндрической формы, наклонена назад на угол 8… 10°. На ней сверху имеется загрузочный люк 18, герметично закрываемый крышкой. Рядом с люком установлен аварийный кран для быстрого выпуска воздуха. На заднем днище цистерны расположены загрузочное 8 и запорно-распыливающее 7 устройства.

Распыливающее устройство представляет собой гибкий рукав с наконечником, поворачивающийся с помощью гидроцилиндра в горизонтальной плоскости. Подачу удобрений в наконечник перекрывают краном, который приводится также гидроцилиндром. Оба цилиндра питаются от гидросистемы трактора.Внутри цистерны установлены сигнализатор 17 уровня удобрений и аэроднище (пористая перегородка, расположенная внизу цистерны). Через последнее подается в цистерну сжатый воздух, струи которого разрыхляют материал и придают ему текучесть.

Удобрение засасывается в цистерну через загрузочное устройство 8 и рукав 12 за счет разрежения (до 0,07 МПа), создаваемого компрессором.Для разгрузки разбрасывателя воздух от компрессора 3 подается в цистерну 10 через воздухораспределительный коллектор 5, состоящий из крана, предохранительного и перепускного клапанов, создавая там давление до 0,1 МПа.При отцепке от трактора цистерну устанавливают на опорное устройство 6.

Подготовка к работе

Для этого необходимо выполнить следующие пункты:

  • Перекрыть краны пневмосистемы;
  • отъединить рукав, соединяющий влагомаслоотделитель 4 с воздухораспределительным коллектором 5;
  • подключить загрузочный рукав 12 с заборным соплом к загрузочному устройству 8;
  • соединить рукавом фильтр второй ступени 21 с фильтром первой ступени 16;
  • установить сигнализатор 17 уровня загрузки в рабочее положение и включают ВОМ трактора;
  • при достижении разрежения в цистерне 0,03…0,04 МПа погружают заборное сопло рукава 12 в слой загружаемого материала.

    При этом воздух, который отсасывается из цистерны с помощью компрессора, очищается в специальных фильтрах 16 и 21, проходит влагомаслоотделитель 4 и выбрасывается в атмосферу, а загружаемый материал засасывается в цистерну через загрузочный рукав 12.

    Перед разбрасыванием соединяют всасывающую полость компрессора 3 с атмосферой через фильтр третьей ступени 19 (открывают крышку на фильтре), а нагнетательную полость - с цистерной 10 (с пространством под аэроднищем) через влагомаслоотделитель 4, воздуховод и воздухораспределительный коллектор 5; открывают кран запорно-распыливающего устройства 7 и включают компрессор.

    Нагнетаемый компрессором воздух поступает под аэроднище цистерны, проходит через слой пылевидного материала, аэрирует его и придает ему текучесть. Материал стекает к разгрузочному патрубку и через кран поступает в распыливающий наконечник. Для лучшего распределения удобрений и устранения забивания наконечника к нему подводится дополнительный поток воздуха через перепускной клапан и воздуховод.

    Давление в цистерне при разгрузке должно быть не ниже 0,1 МПа; его можно контролировать по манометру.Норму внесения удобрений регулируют дозирующей заслонкой, установленной в выходном канале распыливающего наконечника.

    Технические характеристики РУП-8

    Приведем характеристики в виде таблице

    Известь и гипс устраняют кислотность или засоленность почв, улуч­шают их структуру, микробиологическую активность, водный режим, что создает благоприятные условия для повышения урожайности сельскохозяйственных культур.

    Рис. 4.8. Разбрасыватель пылевидных удобрений АРУП-8: а – технологическая схема; б – запорно-распыливающее устройство; 1, 2, 11 и 32 – ру­кава;

    3 – мановакуумметр; 4 – люк; 5, 15 и 16 – фильтры; 6 – сигнализатор; 7 – аэро­днище; 8 – загрузочная труба; 9 – запорное устройство; 10 – распыливающее устройство;

    12 – заборное сопло; 13, 19, 20 и 23 – клапаны; 14 – вакуумметр; 17 – воздуховод;

    18 – компрессор; 21 – кран; 22 – влагомаслоотделитель; 24 – ролик; 25 – рычажный ме­ханизм; 26 – рычаг; 27 – косынка; 28 – дозирующая заслонка; 29 – наконечник;

    30 и 31 – пневмоцилиндры

    Заводы выпускают пылевидные (аэрируемые) известковые удоб­рения – известняковую и доломитную муку. Для известкования применяют промышленные отходы – сланцевую золу, цементную пыль, доменные шлаки и местные неаэрируемые известковые материалы (туф). Пылевидные материалы, кроме аэрируемых, вносят тукоразбрасывателями. Пылевидные удобрения рассеивают машина­ми АРУП-8, РУП-8А и др.

    Автомобильный разбрасыватель удобрений АРУП-8. Основное назначение АРУП-8 – перевозка удобрений и перегрузка их в трак­торный агрегат РУП-8А. В случае хорошей проходимости по полю АРУП-8 целесообразно использовать и для рассева известковой муки, гипса, доломитной муки по бесперегрузочной технологии «склад – поле».

    Разбрасыватель представляет собой одноосный прицеп (цистер­ну), агрегатируемый с тягачом ЗИЛ-130-В1. Цистерна, снабженная распыливающим устройством 10 (pис. 4.8), опирается на ось ходо­вых колес и на седло прицепного устройства тягача.

    Для самозагрузки цистерны пылевидным удобрением в ней создают вакуум, а для выгрузки – избыточное давление. Для этого служит компрессорная установка, состоящая из ротационного комп­рессора 18 , фильтра очистки воздуха 15 , инерционного масляного фильтра 16 и влагомаслоотделителя 22 .

    В герметичном корпусе фильтра 15 для сбора пыли закреплены рукава из фильтрующей ткани. Компрессор приводится в действие от вала отбора мощности трактора.

    Для очистки воздуха от влаги и масла служит инерционный масляный фильтр 16 . В его корпусе смонтированы трубы с винто­образными втулками, завихряющими воздух. Выделенные влагу и масло периодически удаляют.

    Загрузочный люк 4 цистерны герметично закрыт крышкой. Для быстрого выпуска воздуха возле люка установлен аварийный кран. На задней стенке цистерны имеется таблица примерного высева извести.

    В цистерне расположены аэроднище 7 , сигнализатор запол­нения 6 , фильтр очистки воздуха 5 , загрузочная труба 8 .

    Аэроднище представляет собой пористую перегородку, через ко­торую в цистерну подается сжатый воздух. Воздушный поток аэри­рует материал, текучесть его становится подобной жидкости. Удоб­рение стекает по наклонному лотку аэроднища в распыливающее устройство 10 . Пылевидный материал поступает в цистерну по загру­зочной трубе 8 .

    После заполнения цистерны слой удобрения воздействует на мембрану сигнализатора 6 , электрическая цепь замыкается и вклю­чается звуковой сигнал автомобиля. Сигнализатор переставляют по высоте в зависимости от плотности загружаемого материала.

    Разгрузочная пневматическая система оборудована перепуск­ным 19 и предохранительным 20 клапанами, моновакуумметром 3 , обратными клапанами 13 и 23 .

    Перепускной клапан отрегулирован на давление 0,08 МПа, с которым воздух подается к распыливающему устройству для аэрации рассеваемой массы. Предохранительный клапан отрегулирован на давление 0,15 МПа.

    Наконечник 29 распыливающего устройства соединен рукавом с запорным механизмом. Поток удобрений следует направлять по вет­ру, для этого рукав 32 поворачивают пневмоцилиндром 31 и рыча­гом 26 .

    Выпускную щель регулируют дозирующей заслонкой 28 . Машина комплектуется наконечниками с высотой выпускной щели 110 и 55 мм.

    Направление пылевого потока к поверхности поля изменяют по­воротом косынки 27 .

    Чтобы перекрыть подачу удобрения в наконечник 29 , поворачи­вают пневмоцилиндром 30 и рычажным механизмом 25 сходящиеся ролики 24 , которые сжимают гибкий рукав 32 .

    Удобрения в цистерну загружают через люк 4 самотеком, по трубе 8 , пневмотранспортером или системой самозагрузки. Для самозагрузки нужно перекрыть краны пневмосистемы, отключить рукав 2 влагомаслоотделителя, присоединить рукав с заборным соп­лом 12 к патрубку трубы 8 , соединить фильтр 15 с фильтром 5 , вклю­чить сигнализатор уровня 6 .

    Отсасываемый компрессором запыленный воздух очищается в фильтрах, проходит через влагомаслоотделитель и уходит наружу.

    Как только в цистерне создается разрежение 0,03...0,04 МПа, забор­ное сопло погружают в пылевидный материал и последний засасы­вается в цистерну. Подачу воздуха регулируют краном сопла. По звуковому сигналу сопло вынимают из материала.

    Для рассева пылевидного удобрения снимают заборное устрой­ство и перекрывают загрузочную трубу, соединяют влагомаслоотделитель с воздухораспределительным коллектором, открывают краны подачи воздуха к аэроднищу и распылителю. Воздух засасывается из атмосферы через инерционный масляный фильтр и поступает во влагомасло­отделитель, под аэроднище и через запорное устройст­во 9 в распы­ливающий наконечник. Воздух, поступающий по возду­ховоду 17 , устра­няет забивание.

    Давление в цистерне во время разгрузки должно быть не менее 0,1 МПа. Количество высева пылевидного удобрения регулируют сме­ной распылителя, изменением величины дозирующего отверстия, перестановкой заслонки 28 и изменением рабочей скорости агре­гата.

    Грузоподъемность машины 8 т, ширина рассева 12...14 м, рабочая скорость 9...12 км/ч, рабочее давление в цистерне 0,1 МПа, разре­жение до 0,07 МПа. Агрегат обслуживает водитель.

    Тракторный разбрасыватель пылевидных удобрений РУП-8А представляет собой цистерну-полуприцеп, агрегатируемую с тракто­ром Т-150К или К-701, оборудованным седельно-сцепным устройст­вом и компрессорной установкой. РУП-8А по устройству и выполняе­мым операциям подобен АРУП-8.

    Наибольший экономический эффект использования РУП-8А обес­печивается при рассеве известковых материалов с небольшим расстоянием от места заправки.

    Разбрасыватели типа РУМ-8, 1-РМГ-4, СТТ-10 и другие применяют для разбрасывания минеральных и слабопылящих известковых удобрений.

    Машина 1-РМГ-4 выполнена в виде цельносварного кузова / (рис. 8.4), по полу которого движется верхняя ветвь пруткового транспортера 2. На задней стенке кузова смонтировано дозирующее устройство 4, регулируемое заслонкой. Кузов опирается на подрессоренное ходовое устройство.

    Рис. 8.3. Туковысевающие аппараты:

    а - тарельчатый; б- дисковый; 1 - сводоразрушающее приспособление; 2 - сбрасыватель; 3 - щит; 4- тарелка

    Кузов опирается на подрессоренное ходовое устройство. За кузовом установлен тукоделитель 10, который направляет поток удобрений на два разбрасывающих диска.

    Рис. 8.4. Машина 1-РМГ-4:

    а - технологическая схема; 6- схема тукоделите-ля; 1 - кузов; 2 - транспортер; 3- гидроцилиндр; 4- дозирующее устройство; 5, 12~х>ъз- брасывающие диски; 6 - ветрозащитное устройство; 7- пневматический ролик; 8- ходовое колесо; 9- опора прицепа; 10 - тукоделитель; 11 - шарнирная внутренняя стенка; 13 - лопатка

    Дозы внесения тука (100...5000 кг/га) регулируют изменением скорости движения транспортера и дозирующей заслонкой. Равномерность рассева устанавливают перемещением тукоделителя вдоль кузова и поворотом внутренних стенок лотков. Ширина полосы разбрасывания 6...14 м, рабочая скорость 6...10 км/ч. Машину 1-РМГ-4 агрегатируют с трактором тягового класса 1,4.

    Пылевидные известковые удобрения вносят пневматическими разбрасывателями: автомобильным АРУП-8 и тракторными РУП-10 и РУП-14.

    Разбрасыватель АРУП-8 (рис. 8.5) представляет собой цистерну-полуприцеп С-927 вместимостью 7 м 3 в агрегате с автомобильным тягачом ЗИЛ-130В1. Разбрасыватель состоит из компрессора, фильтров для очистки воздуха, загрузочного устройства, влагомаслоотделителя и распыливающего устройства.

    Для загрузки цистерны всасывающую магистраль подключают через фильтры, а нагнетательную - выводят наружу для выброса отсосанного воздуха. После включения компрессора сопло 10 погружают в материал, который под действием разрежения вместе с воздухом поступает в цистерну. Для предупреждения забивания сопла регулируют подачу в него атмосферного воздуха. При наполнении цистерны мембранный сигнализатор уровня 5 включает звуковой сигнал.

    Рис. 8.5. Схема автомобиля-разбрасывателя пылевидных удобрений АРУП-8:

    1 - всасывающий воздухопровод; 2, 14- нагнетательный воздухопровод; 3- мановакуумметр; 4 - фильтр первой ступени; 5-сигнализатор уровня; 6- аэроднище; 7-загрузочная труба; 8- цистерна; 9- рукав; 10- сопло; 11 - распыливающее устройство; 12- фильтр второй ступени; 13- фильтр третьей ступени; 15- компрессор; 16- предохранительный клапан; 17- перепускной клапан; 18- влагомаслоотделитель; 19- пневмоцилиндр; 20 - наконечник

    Разгрузка цистерны происходит за счет аэрации материала воздушным потоком. Для этого в нижней ее части смонтировано аэроднище. Воздух, нагнетаемый компрессором 15, через влагомаслоотделитель 18 и систему клапанов по трубопроводу 2 поступает в аэроднище и через его пористую перегородку - в цистерну. Проходя через материал, он аэрирует его. Благодаря этому материал приобретает свойства жидкости. Под действием давления в цистерне и благодаря наклону ее на 7° в сторону разгрузки материал стекает к разгрузочному патрубку и поступает в распиливающее устройство 11. Количество материала регулируют в пределах 1...6 т/га, перекрывая с помощью роликов и пневмоцилиндра выгрузную щель.

    Грузоподъемность разбрасывателя 8 т, ширина захвата 12...14 м, рабочая скорость 9,2...12,5 км/ч, производительность 10,5 т/ч.