Чем заказчик отличается от застройщика? Положение о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре Нужен ли вообще Технический заказчик.


Вернуться назад на

В строительстве многие функции делегируются, но все же придерживаться общего понимания и порядка помогает Гражданский кодекс РФ, где определены понятия строительной сферы и прописаны полномочия действующих сторон.

Заказчик – лицо, управляющее строительством.

В строительстве делегируются функции заказчика и застройщика. Первое понятие – общее, второе – частное. Главным отличием заказчика от застройщика является то, что застройщик – это тот, кому принадлежит земельный участок.

По градостроительному кодексу РФ начальной и центральной фигурой градостроительной деятельности в части обеспечения архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции становится застройщик – лицо, которое приобрело и имеет право на земельный участок.

Застройщик – физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. (Определение по Федеральному Закону № 190, п.16 ст. 1).

Застройщик всегда обеспечивает строительство, реконструкцию, капитальный ремонт (п.16 Ст.1 ФЗ № 190), которые могут быть осуществлены только при наличии средств –капитальных вложений. Застройщик, не имея собственных средств, может использовать привлеченные средства. Согласно Федеральному закону, лицо, использующее привлеченные средства, также является инвестором (см. часть 2 статьи 4 ФЗ-39). Так, застройщик всегда является инвестором, то есть «застройщиком-инвестором» (даже в случае, когда у правообладателя земельного участка, осуществляющего строительство, нет собственных средств).

В отношении инвестирования капитального строительства возможны только следующие два сочетания:

1) «застройщик-инвестор» - в случаях, когда застройщик использует только собственные средства;
2) «застройщик-инвестор» плюс «сторонний инвестор» - в случаях, когда застройщик использует: а) собственные и привлеченные средства, б) привлеченные средства без использования собственных средств.

Понятие инвестора определено Федеральным Законом № 39, ч.2,ст. 4 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»: «Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Инвестор использует собственные средства, или собственные и привлеченные, или только привлеченные.

А осуществление капитальных вложений предполагает наличие земельного участка, иного объекта недвижимости и соответствующих прав на эти объекты, то есть застройщика. Или другими словами инвестор, осуществляющий инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений, никогда не может существовать сам по себе как автономное лицо.

Заказчик – гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием архитектором, имеющим лицензию на архитектурную деятельность. (Определение по Федеральному Закону № 169, ч. 1 ст. 3).

Определение заказчик по Федеральному закону № 190 (ч. 3 ст. 47, ч. 5 ст. 48) трактуется так: заказчик – это уполномоченное застройщиком лицо, которое от имени застройщика организует посредством договоров отношения с подрядчиками и их деятельность по выполнению инженерных изысканий, подготовки проектной документации, осуществлению строительства, реконструкции; заказчик не является обязательной фигурой в рассматриваемом процессе.

Здесь следует отметить, что наличие данного определения в двух федеральных законах – ФЗ № 190 и ФЗ № 169. ФЗ № 190 является более общим законом по отношению к ФЗ № 169 в том смысле, что архитектурная деятельность является компонентом градостроительной деятельности.

Застройщик может входить в отношения со своими подрядчиками «напрямую» без посредника, то есть без заказчика. В этом случае мы будем иметь дело с «застройщиком-заказчиком». Застройщик может обходиться и без заказчика, и без подрядчика, например, в том случае, когда застройщиком является строительная фирма, или гражданин, самостоятельно строящий индивидуальный жилой дом. В этом случае мы будем иметь дело с «застройщиком-заказчиком-подрядчиком».

Определение заказчик по Федеральному закону ч. 3 ст. 4 ФЗ № 39 трактуется так: «Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Однако понятие «заказчик» в ФЗ № 190 и ФЗ № 39 различаются: в ФЗ № 190 заказчик получает полномочия от застройщика, а в ФЗ № 39 заказчик получает полномочия от инвестора.

Подрядчик определение по ФЗ № 39 (ч.4 ст.4): физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом».

Оставьте свои контактные данные и наш специалист перезвонит Вам в ближайшее время.


Компания Ранта Девелопмент является профессиональным Техническим заказчиком, действующим в Москве и Московской области, выполняющим все функции технического заказчика по реализации проектов строительства. Мы готовы представлять интересы Заказчика и способны подготовить исходно-разрешительную документацию, провести все необходимые согласования, правильно организовать строительный процесс и ввести объект в эксплуатацию.

Кто такой Технический заказчик и «с чем его едят»?

Понятие «Технический заказчик» перешло к нам из времен СССР, когда было выпущено Положение о заказчике-застройщике, едином заказчике, дирекции строящегося предприятия и техническом надзоре, утвержденном Постановлением Госстроя СССР №16 от 02.02.1988 г., и в соответствии с ним Госзаказчиком была создана служба, в компетенцию которой входили предстроительная подготовка и технический надзор за строительством.

Официальное признание технического заказчика в качестве полноправного участника процесса реализации строительных проектов, состоялось в 2011 году. Поправки в Градостроительный кодекс РФ были внесены Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. № 337-ФЗ, где определились функции технического заказчика. Вместо названия «заказчик» введено понятие «технического заказчика».

В настоящее время Градостроительным кодексом РФ определены термины «Застройщик» и «Технический заказчик»:

Застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), …, органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Технический заказчик - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом. Застройщик вправе осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.

Взаимоотношения Застройщик (Инвестор) – Технический заказчик

Сегодня Техническим заказчиком является необходимый исполнитель высокого уровня, осуществляющий управление строительством; партнером и соратником Застройщика (Инвестора); ледоколом реализации инвестиционного проекта.
Схематически, взаимоотношения Застройщика (Инвестор) – Технического заказчика, можно отобразить в двух вариантах:
Вариант 1. Техзаказчик «по Градкодексу», с наделением полномочий в части заключения договоров.

Вариант 2. Техзаказчик – представитель и Консультант Инвестора.
Договоры с привлекаемыми контрагентами заключаются Инвестором.

По сложившейся практике, наибольшее распространение получил Вариант 2, при котором Техзаказчик является Партнером и Представителем Инвестора.

Ранта Девелопмент, в рамках партнерского взаимодействия по реализации инвестиционного проекта, готово взять на себя ответственность за управление инвестиционно–строительным проектом, а именно осуществлять:

  • разработку дорожных карт и планов реализации проекта;
  • организацию и проведение тендеров на привлечение исполнителей;
  • контроль технической части подрядных договоров, контроль исполнения контрагентами договорных обязательств;
  • Cost-control (контроль и управление затратами);
  • общую координацию действий участников проекта;
  • ведение документооборота;
  • представление интересов Застройщика (Инвестора) на всех этапах и выполнять следующие функции:

Наименование

Функция Ранта Девелопмент как Технического заказчика

1. Прединвестиционный

Технический и градостроительный аудит :

  • Анализ градостроительной ситуации, выявление градостроительного потенциала;
  • Определение действующих в отношении земельного участка документов территориального планирования;
  • Проведение консультаций и переговоров в надлежащих инстанциях;
  • Выявление градостроительных и технических ограничений и способов их преодоления;
  • Оценка градостроительных и правовых рисков;
  • Разработка дорожной карты развития земельного актива, сценарный анализ вариантов.

Исполнение

Планирование инвестиционного проекта

Разработка дорожных карт и планов реализации проекта.

Содействие Инвестору

Оформление имущественно-правовых отношений:

  • Правовой аудит недвижимости;
  • Кадастровый учет недвижимости, регистрация прав собственности;
  • Формирование Земельного участка, постановка на кадастровый учет, уточнение границ земельного участка. Смена ВРИ;
  • Заключение договоров аренды ЗУ (ДАЗУ), внесение изменений;
  • Решение сложных вопросов с ДГИ, Росреестр, БТИ, Росимущество и др

Исполнение

2. Разработка Граддокументации

Внесение изменений в ПЗиЗ поселения.

Сопровождение

Разработка градостроительной концепции с учетом выявленных ограничений.

Сопровождение

Получение Решения о разработке ППТ.

Исполнение

Сбор исходных данных для разработки ППТ.

Исполнение

Разработка ППТ.

Сопровождение

Утверждение ППТ.

Исполнение

Получение ГПЗУ.

Исполнение

3. Проектирование

Сбор исходных данных для проектирования (геоподоснова, расчет потребности в энергоресурсах, ТУ, изыскания, обследование состояния конструкций и др.).

Исполнение

Организация и контроль проектных работ.

Содействие Инвестору

Согласование проектной документации.

Сопровождение и координация

Обеспечение получения Свидетельства об утверждении АГР (г.Москва) и АГО (Московская область).

Исполнение

Организация и сопровождение экспертизы проектной документации

Организация и Сопровождение

4. Строительство

Выбор Генподрядной организации.

Содействие Инвестору

Получение разрешения на строительство.

Исполнение

Организация строительных работ.

Исполнение

Организация строительного контроля.

Исполнение

Сопровождение строительного производства.

Организация и сопровождение

Взаимодействие с контролирующими органами.

Исполнение

Получение ЗОС и Ввод объекта в эксплуатацию.

Исполнение

Нужен ли вообще Технический заказчик?

Как видим, функции технического заказчика достаточно обширны, для их реализации необходимо иметь серьезную подготовку. Для любого Застройщика (Инвестора) одним из наиболее сложных вопросов является решение «дилеммы»: создать отдельное подразделение с функциями технического заказчика, либо обратиться в специализированную компанию и передать функции Технического заказчика ей (на аутсорсинге).

При необходимости управления крупным, долго реализуемым проектом, внутри компании создается своя структура службы Технического заказчика и у весомых участников рынка это присутствует. Но все же, эта практика в строительстве считается уходящей, и Инвесторы, реализующие проекты любых масштабов, привлекают сторонние организации, с которыми подписывается договор оказания услуг Технического заказчика как на полное сопровождение проекта, так и отдельных его этапов.

Важно уже на начальной стадии реализации проекта в строительстве, настроить партнерские и доверительные отношения между Инвестором и Техническим заказчиком, для повышения эффективности выполнения каждого этапа проекта, что ведет к экономии времени, «нервов» и материальных средств.

В команде Инвестора может не оказаться необходимых специалистов для получения ТУ, множества заключений и согласований (учитывая особенности оформления каждого из них), осуществления своевременного взаимодействия с проектировщиками, строителями и другими подрядными организациями в строительстве, а также урегулирования других вопросов, требующих немедленного реагирования и решения.

Если же у Инвестора на аутсорсинге имеется наличие Технического заказчика, то ответственность и все управленческие задачи его заботят в меньшей степени, так как профессиональная служба для плановой постановки и оптимизации всех задач уже сформирована и все ее услуги оговорены в контракте.

Стоимость услуг Технического заказчика

Рыночная стоимость услуг службы Технического заказчика обычно составляет 1,5-3,5% от сметной стоимости строительства (учитывая, в том числе, «дислокацию», сложность, площадь объекта, объем возложенных обязательств). Цена службы техзаказчика складывается и из ряда других факторов, поэтому конечная цена определяется для каждого конкретного проекта индивидуально.

Ранта Девелопмент оказывает услуги в Москве и готова к гибкому ценообразованию своих услуг, отталкиваясь от реальных затрат на содержание службы техзаказчика и интересов Клиента.

Ранта Девелопмент, являясь профессиональным управленцем, консультантом и исполнителем инвестиционно-строительного процесса, готова выполнить весь комплекс услуг, от разработки проекта до сдачи его в эксплуатацию. Заказать услуги службы Технического заказчика в Ранта Девелопмент, означает сэкономить Заказчику время, «нервы» и средства.

Государственный строительный комитет СССР
(Госстрой СССР)

ПОЛОЖЕНИЕ
о заказчике-застройщике
(едином заказчике, дирекции строящего предприятия)
и техническом надзоре

Утверждено постановлением Госстроя СССР
от 2 февраля 1988 г. № 16
по согласованию с Госпланом СССР, Минфином СССР,
Промстройбанком СССР, Госкомтрудом СССР

Москва 1989

РАЗРАБОТАНО ЦНИИЭУС Госстроя СССР (кандидаты техн. наук Т.Н. Комарова, А.К. Бчемян), Госкомархитектуры (канд. техн. наук А.В. Охрименко; И.И. Макаров), ЦНИИП градостроительства (Н.П. Сугробов).

ПОДГОТОВЛЕНО К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным управлением экономики и совершенствования хозяйственного механизма Госстроя СССР (Н.М. Балыкова, В.Г. Мильто).

Определяет основные задачи и функции служб заказчика-застройщика и технического надзора. Устанавливает порядок их создания, управления и ликвидации.

Для инженерно-технических работников служб заказчика-застройщика, технического надзора, планирующих и финансирующих органов, проектных и строительных организаций.

С введением в действие «Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре» утрачивает силу «Положение о дирекции строящегося предприятия» (утвержденное постановлением Госстроя СССР от 12 марта 1971 № 17) и «Положение о службе единого заказчика по строительству в городах жилых домов, объектов культурно-бытового назначения и коммунального хозяйства» (утвержденное постановлением Госстроя СССР от 12 февраля 1980 г. № 11).

При пользовании Положением следует учитывать утвержденные изменения строительных норм и правил и государственных стандартов, публикуемых в журнале «Бюллетень строительной техники», «Сборнике изменений к строительным нормам и правилам», Госстроя СССР и информационном указателе «Государственные стандарты СССР» Госстандарта СССР.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1 .1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации, определяет задачи и функции заказчика- застройщика, осуществляющего строительство новых пре дприятий, зданий и сооружений подрядным способом. Заказчиком-застройщиком являются:

единые заказчики в городах, на территории автономных республик, краев и областей по строительству жилых домов, объектов социально-культурной сферы и коммунального хозяйства в лице управлений (отделов) капитального строительства Советов Министров автономных республик, исполкомов Советов народных депутатов, предприятий или организаций (в дальнейшем именуется «единый заказчик»); дирекции (объединенные дирекции) строящихся предприятий (в дальнейшем именуется дирекция). Положение устанавливает также порядок организации и определяет задачи и функции группы технического надзора.

1.2. Заказчик-застройщик является юридиче ским лицом, распоряжается денежными средствами, выделяемыми на финансирование капитальных вложений, и всеми материальными ценностями, учитываемыми на балансе капитального строительства, а также имеет печать со своим наименованием.

1.3. В своей деятельности заказчик-застройщик руководствуется действующим законодате льством, "Правилами о договорах подряда на капитальное строительство", "Правилами финансирования и кредитования строительства" и другими нормативными актами, решениями своих вышестоящих организаций, а также настоящим Положением.

1.4. Заказчик-застройщик несет ответственность за ввод в действие в установленные сроки производственных мощностей и объектов, сооружаемых в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, за свое временную подготовку их к эксплуатации, обеспечение высокого уровня архитектуры и градостроительства, проектных решений и качества строительства, определение и соблюдение утвержденной сметной стоимости строительства, договорных цен (не допуская необоснованного их превышения), своевременную поставку оборудования, а также оплату выполненных строительно-монтажных работ и поставляемого оборудования.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЗАК АЗЧИК А-ЗАСТ РО ЙЩИК А

2.1. Задачами заказчика-застройщика являются:

обе спечение совме стно с другими участниками инве стиционного процесса выполнения заданий по вводу в действие производственных мощностей и объектов в установленные сроки в соответствии с нормами продолжительности проектирования и строительства;

обеспе чение э ффективности проектных решений на основе широкого приме нения прогрессивных технологий, оборудован ия, мате риалов и кон струкций, передовых методов организации производства, труда и управления, соответствующих новейшим достижениям науки и техники, а также соблюдение современных требований к качественному уровню архитектуры и градостроительства;

повышение эффе ктивности капитальных вложений, а также сокращ ение продолжительности инвестиционного цикла.

2.2. К задачам единого заказчика относятся также: планомерная реализ ация генеральных планов комплексного экономического и социального развития городов, прое ктов размещения строительства на очередную пятилетку и проектов детальной планировки городских районов, подлежащих застройке;

осуществление комплексной застройки жилых районов, общественных центров, микрорайонов и входящих в них градостроительных комплексов в целях улучшения обслуживания населения;

обеспечение высокого технического уровня и качества жилищно-гражданского строительства, художественной выразительности и разнообразия планировки и застройки городов и других населе нных пунктов на основе использования достижений научно- технического прогресса и передового опыта в данной области.

3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЗАКАЗЧИКА-ЗАСТРОЙЩИКА

3.1 Заказчик-застройщик наряду с функциями, предусмотре нными "Правилами о договорах подряда на капитальное строительство" и "Правилами финансирования и кре дитования строительства", выполняет следующие функции.

3.1.1. В области планирования:

принимает участие в разработке пятилетних и годовых планов капитального строительства и обе спе чивает их согласование в установленном порядке;

принимает участие в разработке в установленном порядке титульных списков строек, а также внутрипостроечных титульных списков.

3.1.2. В области обеспечения проектно-сметной документац ией: выдает исходные данные для разработки проектно-сметной документации;

обе спечивает полноту и качество выдаваемых проектной организации исходных данных для проектирования;

подготавливает совместно с проектно-изыскательскими организац иями задания на разработку проектно-сметной документации, проводит ее согласов ание в устан ов ле нном порядке ;

заключает с соответствующими организациями договоры на выполнение проектно-изыскательских, конструкторских и при необходимости научно-исследовательских работ;

согласовывает с проектной организацией календарный график разработки и выдачи проектно-сметной документации, осуществляет контроль за его выполнением;

6.5. Права и обязанности заказчика-застройщ ика по заключению п одрядных и других договоров, финансированию строительства, самостоятельному приобретению и оплате материалов и оборудования, а также права и обязанности распорядителя кредитов на группу технического надзора не распространяются.

Эти функции выполняет УКС (ОКС) или администрация той организации, при которой создана группа технического надз ора.

6.6. При строительстве нескольких объектов, для которых настоящим Положением не предусматривается возможность создания аппарата заказчика-застройщика (единого заказчика или дирекции) допускается создание объединенного аппарата тех нического надзора.

7. СРЕДСТВА НА СОДЕРЖАНИЕ АППАРАТА ЗАКАЗЧИКА-ЗАСТРОЙЩИКА

7.1. Ап парат заказчика-застройщика соде ржится за сче т сре дств, пре дусмотренных в сводных сметных расчетах стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений, в том числе объектов, общих для группы предприятий, а на стадии проектирования - за счет централиз ованного фонда и резерва вышестоящих органов управления с последующим возмещением израсходованных за этот период средств.

7.2. Расходы на содержание группы технического надзора устанавливаются за счет:

средств, предусмотренных на эти цели в сводных сметных расчетах стоимости строительства, с уменьшением на 30 % лимита затрат, устанавливаемого на содержание заказчика-застройщика;

средств основной деятельности предприятия при техническом перевооружении, реконструкции и расширении его объектов;

средств основной деятельности строительно-монтажных организаций при строительстве, расширении, реконструкции и техническом перевооружении объектов этой организации, кроме строительства предприятий, производственно-хозяйственная деятельность которых после ввода их в действие будет учитываться на самостоятельном промышленном балансе.

7.3. Средства на содержание дире кц ии при сооружении объектов за счет государственных ц ентрализ ованных кап итальн ых вложений предусматриваются в сводном сметном расчете стоимости строительства на весь период строительства в соответствии с нормами его продолжительности и могут расходоваться в этих пределах.

В случае превышения нормативных сроков строительства вопрос о числен ности персонала и средствах на его содержание должен решаться организацие й, образовавше й дире кцию .

7.4. Работники, занятые реализацией выделяемых заказчиком-застройщиком фондов на оборудование, материалы и изделия, а также их приемкой, хранением и передачей для монтажа и производства работ, содержатся за счет сре дств на заготовительно-складские расходы.

7.5. Работники служб заказчика-застройщика (единого заказчика или дирекции) и технического надзора пре мируются за ввод в действие (прирост) производственных мощностей и объектов строительства в установленном порядке.

7.6. Часть экономии, исчисляемая как разница между договорной ценой и сметой, составленной по рабочим чертежам, и направляемая ген еральным подрядчиком в установленном порядке заказчику-застройщику, распределяется последним для поощрения работников и социального развития коллектива.

7.7. Применение настоящего Положения главными управлениями капитального строительства Москвы и Московской обл., Ленинграда, Киева, Баку, Ташкента и Алма-Аты осуществляется с учетом особен ностей их де ятел ьности, установленн ых законодательством и реше ниями соо тв етству ющих исполкомов местных Советов народных депутатов.

Минстрой России подготовит предложения по созданию единого технического заказчика в строительстве объектов с участием бюджетных средств. Об этом 4 декабря заявил Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень, комментируя Послание Президента страны Владимира Путина в части предложения о создании системы единого технического заказчика в строительстве.

Михаил Мень подчеркнул, что ведомство уже приступило к разработке предложений, высказанных главой государства, для обсуждения в Правительстве России. «Это абсолютно верное решение, позволяющее значительно экономить государственные средства и пресекать разницу в стоимости однотипных проектов. К реализации предложения мы будем подходить очень аккуратно, учитывать все точки зрения, прорабатывать возможные переходные этапы», - подчеркнул глава Минстроя России.

Он отметил, что подобная схема единого заказчика уже реализуется в Республике Татарстан, Калужской области и ряде других субъектов РФ. «В этих регионах данная система уже эффективно работает, и они отмечают снижение затрат на строительство гражданских объектов на 10-20%. Мы внимательно проанализируем их опыт. Для начала работы мы выберем ряд пилотных проектов для реализаций предложений», - рассказал Михаил Мень.

По его словам, система единого технического заказчика в строительстве, помимо экономии государственных средств, позволит гораздо легче применять типовое проектирование и внедрять проекты повторного применения. «Кроме того, контроль за единым заказчиком в разы проще, нежели за массой таких организаций. В некачественных строительных работах принято обвинять лишь подрядчиков, но природа проблем подчас находится именно в сфере заказчиков», - сказал министр.

Михаил Мень особо подчеркнул, что ведомство внимательно изучит все стороны вопроса, в том числе проблемные моменты, которые могут возникнуть при создании подобной системы.

Одними из субъектов инвестиционной деятельности, участниками капитального строительства являются заказчики или застройщики, или заказчики-застройщики – по сути, это одно и то же.

В статье приведен ряд определений понятиям «заказчик», «застройщик» и «заказчик-застройщик». Разберемся поподробнее, кто есть кто.

Заказчик

  1. Согласно статье 702 Гражданского кодекса заказчиком является сторона договора подряда, которая обязывает другую сторону – подрядчика – выполнить по соответствующему заданию определенную работу и сдать ее результат; заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
  2. Заказчик - юридическое или физическое лицо, обратившееся с заказом к другому лицу - изготовителю, продавцу, поставщику товаров и услуг (подрядчику). В качестве заказчика могут выступать правительство, государственные органы, учреждения, организации, предприятия, граждане (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь» (ИНФРА-М, 2006)).
  3. Согласно п. 3 статьи 4 Федерального закона от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» заказчиками являются уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними.
Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ.

Застройщик

  1. Застройщик согласно п. 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» 214-ФЗ – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
  2. Застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Такое определение дается в пп. 16 статьи 1 Градостроительного кодекса.

Заказчик-застройщик

  1. В соответствии с Положением о заказчике-застройщике, едином заказчике, дирекции строящегося предприятия и техническом надзоре, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 02.02.1988 №16 заказчик-застройщик – это юридическое лицо, которое распоряжается денежными средствами, выделяемыми на финансирование капитальных вложений, а также всеми материальными ценностями, учитываемыми на балансе капитального строительства, несет ответственность за ввод в действие в установленные сроки производственных мощностей и объектов, сооружаемых в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, за своевременную подготовку их к эксплуатации, обеспечение высокого уровня архитектуры и градостроительства, проектных решений и качества строительства, определение и соблюдение утвержденной сметной стоимости строительства, договорных цен (не допуская необоснованного их превышения), своевременную поставку оборудования, а также оплату выполненных строительно-монтажных работ и поставляемого оборудования.
  2. Заказчиками-застройщиками по стройкам и объектам, включенным в перечень (далее - заказчики-застройщики), могут являться:
    а) государственные или муниципальные учреждения, в том числе дирекции строящихся объектов, образованные в форме учреждения (далее - дирекция);

    Б) государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дирекции строящихся объектов, образованные в форме государственного или муниципального унитарного предприятия на праве оперативного управления (далее - дирекция);

    В) негосударственные коммерческие организации, которым государственные капитальные вложения на финансирование принадлежащих им строек и объектов, включенных в перечень, предоставлены при условии передачи в собственность Российской Федерации части акций (паев) этих организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

    Г) органы государственной власти Российской Федерации и их территориальные органы в отношении включенных в перечень строек и объектов, находящихся у них в оперативном управлении
    (п. 7 Постановления Правительства РФ от 11.10.2001 №714 «Об утверждении положения о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета».

Несмотря на такие различия в представленных нами определениях, следует сказать, что чаще всего слова «заказчик», «застройщик» или «заказчик-застройщик» употребляются как одинаковые по смыслу.

    © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на " " при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)