Можно ли евреям жениться русских. Как построить счастливый брак с евреем (история Татьяны)

Уважаемый …, Вы затронули очень чувствительную и для многих трагичную тему. И хотя так же, как обходят минное поле, так же принято замалчивать этот вопрос, тем не менее, со всей возможной болью, попробуем не убегать от ответа.

Да, по еврейским законам, еврею нельзя жениться на нееврейке.

Но Вы возразите, что другие народы женятся между собой - и ничего!?

Во-первых, у них нет законов.

Во-вторых евреи не как другие народы.

Судьба евреев явно отличается от судьбы всех других народов мира. Оглянитесь на всю историю. Евреи всегда жили отдельно, не смешиваясь ни с кем. Сказано в Торе пророчество: «Народ (еврейский) в уединении будет жить». Это сказано как констатация факта. То есть, захочет или не захочет, еврейский народ всегда будет идти по жизни отдельно. И даже если возжелает приблизиться, смешаться с другими народами, - они оттолкнут его. И хотя это не сразу ощутимо, (иногда даже через 3-4 поколения, как то произошло в жизни евреев Германии) но в конечном итоге сближение с другими народами неизбежно приводило к трагедиям. Заранее охраняя еврейские души, Тора строго запрещает вступление в брак с неевреями.

Теперь перейдём к вопросу. К сожалению, неясно из него Ваше отношение к еврейской жизни. А ведь от этого зависит ответ. Если Вы близки к ней, то надо обратиться к еврейскому самосознанию, а если далеки - к Вашему здравому смыслу. Поэтому попробуем дать два ответа.

1. Вот, к примеру, Абрам. Абраша - еврей. А почему он еврей? Потому что тысячелетия все его предки, несмотря на невероятные трудности и кровавые преследования, хотели остаться евреями. Поэтому во всех поколениях, неспрашивая, еврей женился на еврейке, а еврейка выходила замуж за еврея. Вот так, в отчаянной борьбе за сохранение своего еврейства, донесли Абрашины предки национальную эстафету до него. Как результат, Абраша родился евреем.

Прошло время. Абраша вырос. Это уже не были советские времена, когда не знали, откуда евреи взялись, за что их ненавидят, и единственным в этой сфере желанием было отделаться от своего национального бельма. Абраша родился в эпоху, когда быть евреем стало выгодно. И даже в еврейскую школу ходил.

Но, когда встретил Татьяну, то с первого взгляда забыл о национальном. Абраша больше понимает. Мне, все равны - сказал он. Точнее, мне всё равно. Я хочу жениться по любви, а не по национальности! Так стал Абраша для Татьяны находкой, а для еврейского народа - потерей. До Абраши - одни евреи, от него и дальше - нет евреев. И хотя биологические дети у него могут родиться, но с еврейской точки зрения - не будет больше детей у Абраши.

Вот часть ответа. Решение жениться на нееврейке прерывает более трёх тысячелетную цепочку поколений, превращает в абсурд, в насмешку упорство и усилия родителей, дедушек, бабушек и т.д. сохранить своё еврейство. Теперь всё семя Абраши исчезает на веки вечные.

2. А если Вы далеки от еврейских чувств, и всё сказанное для Вас не более чем набор слов, поинтересуйтесь у людей с опытом жизни, которые Ваш вопрос никому не задавали и уже успели женится не по национальности, а по любви, в надежде что она продержится «до гроба». Послушайте их. Они Вам расскроют большой секрет: «до гроба» остаётся только… национальность! Как здорово всё начиналось с милого Абрашеньки, а заканчивалось жидом порхатеньким!

Но не у всех же так?!!

Верно, но откуда у Вас гарантия что удостоитесь быть среди тех которому жена и дети это вслух говорить не будут?

А заодно подумайте о них, о своих будущих детях. На что вы их обрекаете. Нигде своими они не будут. В России они жиды, в Израиле русские, в других странах просто эмигранты. Всё перепутано, исковеркно, душа разрывается…

Когда речь идёт об уже состоявшемся смешанном браке - это одно, но когда еврейский парень только предстаёт перед выбором жизни - то есть о чём задуматься…

Женятся ли евреи на русских женщинах?

    Я думаю, что евреи не женятся на русских женщинах, да и вообще на женщинах других национальностей. Если такие браки все же имеют место быть, то это скорее всего не исключение из правил, а просто не известные нам факты. Например, женщина - жена может быть на самом деле еврейкой, просто скрытой под измененной когда то предками фамилией или не совсем похожей внешностью. Либо мужчина не является настоящим евреем У него может быть оставшаяся похожая на еврейскую фамилия или внешность, доставшаяся ему от стороннего родственника.

    Мужчины - евреи не женятся на женщинах других национальностей по одной причине. Их дети уже никогда не будут считаться евреями. Даже если они будут копии папы - еврея и будут носить чистокровную еврейскую фамилию - они НЕ ЕВРЕИ, никогда!!! А вот дети из таких семей и могут жениться хоть на ком и для нас для обывателей они вроде как евреи - но это не так! У евреев национальность определяется по матери. Мать просто обязана быть чистокровной еврейкой, а отец может быть кем угодно. Вот в таком браке дети будут считаться евреями, даже ели по отцу у них будет фамилия Иванов.

    В связи с этим мужчинам евреям запрещено не рекомендуют для чистоты рода жениться на женщинах других национальностей. А вот женщинам - еврейкам даже нужно иногда добавить в свою кровь другого народа - ведь на потомков это все равно никак не влияет. Они будут - евреи.

    Поэтому мой ответ - нет! А женятся только те, кто сами давно не евреи.

    Истинно верующие, нет. Обрусевшие с удовольствием.

    Моя подруга была замужем за обрусевшим евреем, жила в Израиле и там очень много таких семей, где жена русская.

    Но по вере им нельзя жениться и выходить замуж за представителя другой национальности. В еврейской библии это одна из заповедей.

    Евреи не должны жениться (выходить за муж) на женщинах (за мужчин) из других народов. Так гласит еврейский закон. Обязательный к исполнению для всего народа. Так должно быть в идеале. Получается ли всегда, и у всех вопрос конечно интересный.

    Разумеется женятся. И как уже видно из других ответов довольно часто. Я знал и знаю несколько таких семей. Причем некоторые из них молодые, но были и семьи, которые прожили долгую жизнь до смерти одного из супругов. Никаких трений на религиозной почве в этих семьях никогда не было. Также их не было и по другим причинам. То есть, я хочу сказать, что известные мне подобные смешанные семьи жили и живут вполне счастливо, воспитывают детей и не испытывают никакого дискомфорта.

    Конечно, женятся. И я лично знаю такие семьи. Живут очень счастливо. Не знаю, как там решены вопросы с религией, но по - моему дети и жена живут в христианских традициях, а мужчины евреи в России часто бывают атеистами. Поэтому, никаких проблем. Ортодоксальные евреи все давно уже в Израиле, а у нас в основном полукровки, исповедующие христианство.

    А антисемитизма выраженного я никогда не встречала. И по- моему, евреем в России сейчас быть даже очень модно, все с гордостью заявляют о своих еврейских корнях. Быть евреем это почти синоним словосочетания - быть умным.

    А то, что обсуждают, сколько евреев в правительстве и на эстраде, так это не антисемитизм, а обычная человеческая зависть.

    У меня в подъезде живт семья муж еврей жена русская 2 детей теперь уже и 2 внуков.

    Саша директор городского парка Татьяна скорняк, но уже не работает занимается садом и брошенным матерью внуком.

    Обычная семья были моложе любили праздники.

    Всего доброго!

    Конечно, женятся.

    Достаточно просто пролистать в памяти известные пары - звездные браки публичных людей, чтобы понять насколько распространены такие союзы.

    Другое дело, что национальная принадлежность сегодня - понятие очень размытое. Все мы стали немного космополитами. А чувство своей национальной идентификации и принадлежности основывается просто на знании: в нашем роду смешались крови такие-то и на этом вс. Традиции, культуры и обычаи всех народов мира смешиваются нередко в рамках одной семьи просто из любопытства.

    А чистокровных русских, 100%-ных евреев, армян в 10м колене без примеси другой крови и так далее не найти.

    Евреи очень религиозная и сплочнная нация . Их мало, примерно 13,5 млн человек и все они рассеяны по миру, но ухитряются сохранять целостность нации.

    Их с детства воспитывают так, что они должны сохранить свою нацию, поэтому мало кто из них решится на брак с человеком другой национальности, хоть мужчина, хоть женщина.

    Хотя, женщине больше позволено. У евреев в отличие от большинства национальностей род почему-то продолжается по матери согласно древней иудейской традиции, по закону Галахи. То есть женщина еврейка даже с человеком другой нации будет продолжать свой род евреев.

    По статистике еврейские женщины вступают в межнациональные браки чаще, чем мужчины.

    Одна старенькая бабушка-москвичка рассказывала мне, что у не была подруга еврейка, и им в 20-30 годы старики прямо говорили, что им надо выходить замуж за русских мужчин, чтобы укрепить положение евреев в России, чтобы расширить свои рода.

    В те годы, оказывается, женами известных революционеров и будущих советских вождей были еврейки: у Ворошилова, у Молотова, у члена политбюро Андреева Дора Хазан, у Поскребышева, у Бухарина, у Кирова, у Ежова, у Рыкова и даже у сына Сталина Якова Джугашвили.

    Мужчин это не касалось.

    Сегодня так же на примере известных людей видно, что религиозные евреи придерживаются правил, а люди светские, публичные поступают свободнее.

    Известный пример: еврей Иосиф Пригожин женился на русской Валерии и даже принял православие.

Тамара Ляленкова: Тема сегодняшней программы – «Смешанные браки». Речь пойдет о русско-еврейских семьях: женах, мужьях, детях. Подобные браки в России получили распространение после революции, когда была отменена черта оседлости, а религиозная принадлежность перестала быть определяющей. Еврей и иудей стало неким общим понятием, скорее национальным признаком.


Первые смешанные семьи, как правило, состояли из жены-еврейки и русского мужа. Чуть позже традиция поменялась кардинально – русская жена и еврейский муж.


О мифах и реальности семейного русско-еврейского бытия я попросила рассказать научного сотрудника Центра русского фольклора Варвару Добровольскую.

Варвара Добровольская: Очень интересен стереотип, хрестоматийный, о том, что красный командир увозит из местечка дочку раввина, которая при этом рыжеволосая красавица. Все как положено: он проезжал, она стояла у калитки, он нагнулся, посадил на лошадь, увез, и она стала женой красного командира, соответственно, матерью, бабушкой, прабабушкой… Причем они очень смеются всегда, когда ты их спрашиваешь: «Ну, что, да, действительно, увозил от крыльца?» - «Да нет, - говорят, - папа был аптекарем, раввином не был, жил в Петербурге, и все было в порядке». Но семейная традиция – рассказывать о том, что она дочка раввина. Командир – понятно, русский. Чаще всего тоже очень стереотипный персонаж с Волги или сибиряк. Это очень типичный стереотип для рассказов о семьях, которые возникали в 20-30-е, предвоенные годы.


Потом появляются такие рассказы – в 40-50-е годы – о том, как русский дедушка, занимающий очень важную должность, не отказался от еврейской бабушки, за что поплатился, и тогда попал в лагеря, или не было продвижения по службе. А еще через некоторое время еврейская жена вообще отходит на периферию рассказов, потому что еврейская жена – это становится «средство передвижения», она уже в анекдот уходит. На первое место выступает русский муж или еврейский муж.


Считается, что евреи умеют устроиться. Если это рассматривается в концепте «муж – жена», то да, конечно, у нашего русского простофили, слава богу, еврейская жена, и вот она его, наконец, слава богу, вывела в люди. Просто разный подход к жизни. Обычно еврейские люди всегда говорят, что у них растет «нормальный гениальный еврейский ребенок». У русских все-таки несколько иной стереотип, и русская мама произносит фразу: «У нас девочка не очень красивая, в нее надо вкладывать денежки, чтобы там была умная, чтобы танцами занималась, музыкой. Не внешностью возьмет, но возьмет другим». На что еврейский папа отвечает совершенно сакраментальную, я считаю, фразу: «У меня некрасивая девочка?!» - и не разговаривает с мамой два дня. Ему в голову не может прийти, что у него некрасивая девочка.


Единственная проблема у девочек – это вопрос еврейского носа. Это довольно часто дискутируется – армяноидный тип или палестинский тип. Соответственно, если палестинский тип – будет яркой девочкой, а с армяноидным носом, со «шнобелем» надо что-то делать.


Любая еврейская семья точно знает, что если это ребенок от смешанного брака, то это все равно «наша кровь». А вот еврейские мамы при русских папах своих детей обычно осознают полукровками, хотя по законодательству государства Израиль они просто чистокровные евреи, и куда уж там дальше. Я-то своего ребенка не осознают полукровкой, то есть я русская, а ребенок у меня еврейский. Вот невестка всегда чужая. Мамы мальчиков – это интернациональная категория. Есть замечательный анекдот: «Дорогой Сема, ты уедешь в Израиль, ты там встретишь девушку, ты ее полюбишь. Ты знаешь, что она мне уже сейчас не нравится».


Причем это удивительно, еврейская женщина стереотип – скорее скажут, что она вкусно готовит. Ах, как готовят еврейские бабушки! И это будет разговор о еде. А когда будут говорить о русской жене, будут говорить о том, что она такая хозяйка, у нее все всегда чисто, а про еду даже не вспомнят. И основной конфликт в семьях с русской женой – это вопрос уборки. Еврейский муж мусорит. Еврейский мужчина, что бы ни говорили, привык, чтобы его обслуживали. В принципе, еврейский мальчик – это всегда умный мальчик, играет в шахматы, играет на скрипочке. В конце концов, это понятно: жена в лавке, а он читает тору. А для русской семьи главное достоинство мужа, он может быть 45 раз академиком, но гвоздь в русской семьей он должен уметь забить. В еврейской семье он должен заработать денег на то, чтобы кто-то забил этот гвоздь.


Я очень типичная русская жена еврейского человека. Действительно, очень часто снятся сны о погромах, о том, что моему ребенку и моему мужу угрожает некая ситуация. Такой очень сквозной мотив у русских жен еврейских мужей – это мотив погромов. У еврейских женщин практически мотив погрома отсутствует, сейчас во всяком случае, у моих ровесниц.



Тамара Ляленкова: Кроме того, бытовой антисемитизм также может повлиять на решение рожденного в смешанном браке ребенка выбрать национальность матери или отца.

Я считала всегда своим недостатком то, что у меня еврейская кровь. Я не играла в волейбол, я не участвовала в том, в чем участвовали все дети. Потом, неряха я была. Я так и чувствовала, что я наполовину еврейка. Я же с мамой жила, папы с четырех лет не было. Потом я попала в детский дом и сказала там, что я еврейка, и, в общем-то, я себя плохо чувствовала. Пока я не говорила, что я еврейка, все было нормально. И мне говорят: «А зачем ты сказала? Ты не еврейка». Я говорю: «Как, я не еврейка…» Да все время говорят «жиды», это как воздух - антисемитизм.

Тамара Ляленкова: Это был фрагмент рассказа одной из респонденток Елены Носенко, автора книги «Быть или чувствовать». Она вот уже несколько десятилетий занимается проблемой формирования еврейской самоидентификации у потомков смешанных браков в современной России.

Елена Носенко: Дело в том, что почему-то как сами евреи, так особенно не евреи считают, что человек, родившийся в смешанном браке, вот такой русско-еврейский, украинско-еврейский, не важно, почему-то должен непременно выбрать еврейскую составляющую. Но ведь на самом деле принадлежность к какой-то этнической группе, к национальности, как у нас обычно говорят, - это не кровь, это не биологическое сообщества, а это культура и воспитание прежде всего. Генетически могут взяться черты внешние, могут взяться жесты, темперамент, даже, как устанавливают медики, предрасположенность к каким-то заболеваниям, но не черты характера. Действительно, люди, рожденные в смешанных браках, могут выбрать и не просто выбрать, а для них не существует проблемы морально-психологической, что они от кого-то или от чего-то отрекаются. То есть у потомков смешанного брака вот этого психологического момента предательства «моего народа» нет.



Тамара Ляленкова: Это так исторически сложилось: когда мужчина берет женщину иной национальности, иного вероисповедания – это нормально; а вот когда женщина выходит замуж за человека из другого общества – это, как правило, в традиционных культурах никогда не приветствовалось. Но вот что касается еврейского общества, то о нем в этом смысле трудно говорить, здесь все-таки другая ситуация.

Елена Носенко: Ситуация иная, и она иная дважды. Если говорить о еврейской религиозной традиции, евреем считается человек, либо исповедующий иудаизм, и тогда не важно, действительно, какой национальности, либо это человек, рожденный матерью-еврейкой. Поэтому женитьба на не еврейке не то что не поощрялась, а такой ребенок не считался евреем со всеми вытекающими последствиями. Но это было характерно и сейчас характерно для религиозных кругов.

Папа мой рожден евреем. У него первая жена была тоже русская. А в то время, для того чтобы соединиться, надо было принять одну веру. Он крестился. И после того, как он крестился, ему написали «русский», но они мне выбора не оставили. Когда я вышла замуж за Сашу, стали мне доказывать, что я еврейка, а не русская. А там среда очень трудная, потому что отец – полковник, а мать – домохозяйка, они меня не принимали у себя в доме практически.

Елена Носенко: Происходит очень любопытное явление: очень небольшая часть людей действительно стремится приобщиться к еврейской культуре и традиции, часто не приобщаясь к иудаизму, а часть людей сознательно, осознанно принимает православие. Среди моих респондентов есть самая многочисленная, кстати, группа людей (которую я называю с «двойственной, переходной, расколотой идентичностью»), которые действительно колеблются, которые когда-то чувствуют себя русскими, когда-то - евреями, то чувствуют себя одновременно русскими и евреями и проводят в таких колебаниях всю свою сознательную жизнь.

Я знала с детства, что я еврейка, что дедушка с бабушкой евреи. И все, это ничего не значило. А потом семья мужа, чисто еврейская семья, абсолютно, знаете, такая еврейская тусовка, но абсолютно не религиозная, - мы жили с ними очень долго. Чувство ответственности огромное за семью, особые семейные отношения, отношение к жене. Потом попали в Израиль первый раз с мужем, я туда приехала, будучи христианкой, мы там были везде – ничего не шевельнулось внутри. Но зато, когда я впервые к Стене плача попала, я думаю, что именно там я поняла, что я еврейка. И вот если ты еврей, то ты там хоть пляши, хоть скачи где угодно, куда тебя ни закинет, вот это есть в тебе и все.

Тамара Ляленкова: Насколько важно вообще иметь национальность человеку? Или это не так важно – знать о том, кто ты?

Елена Носенко: Важно! Этническая и национальная идентичность – это одна из идентичностей человека. Человек все время идентифицирует себя с чем-то, грубо говоря: я – человек, я – женщина, я – россиянка, я – русская, я - православная, я – жена, я – мать и так далее. И вот в эпоху современной модернизации, глобализации человек испытывает угрозу вот этой этнической, а также национальной идентичности. Потому что люди не хотят стирания этих отличий, потому что потеряется важная часть культурной составляющей.

Всем известно, что у евреев существуют свои еврейские традиции , которые они стараются неукоснительно соблюдать и передают из будущим поколениям тысячялетиями. В обществе давно сложился стереотип, что если еврей, то обязательно успешный человек. И, конечно же, многие девушки мечтают о замужестве именно с евреем. А многие мужчины наслышаны о понятии «еврейская мама» (идишэ мамэ) и однозначно хотят такую же мать для своих детей. Но в действительности сильны еврейские традиции и мужчины и женщины евреи чаще предпочитают жениться «на своих». У современного человека это не укладывается в голове: почему нельзя жениться или выйти замуж за человека только из-за того, что он не родился у матери-еврейки? Это одно из самых непонятных и противоречивых правил для тех, кто не знаком с образом жизни иудеев.

Конечно же, вы вряд ли когда в открытую услышите о запрете смешения, потому как это как то очень уж похоже на расизм. Но этот закон все же действует во всех еврейских семьях, даже если семья и не является религиозной. Можно даже говорить, что в еврейских семьях это происходит на подсознательном уровне и родители могут не соблюдать многие еврейские традиции , но искренне будут считать, что подросшее чадо, выбрав не еврея или не еврейку, окончательно и бесповоротно рвет связь со своим народом.
Но откуда это пошло?

Не для кого не секрет, что все еврейские традиции берут начало в законе божьем - Торе. И именно в Торе положен однозначный запрет на вступление в браки с представителями других национальностей и религий. Этот запрет был положен более 3000 лет назад при даровании еврейскому народу Торы Богом на горе Синай через Моисея. Стих содержащий запрет переводиться на русский язык примерно так: «Не роднись с ними, и не отдавай дочери за сына его, а его дочери не бери за сына своего» (Дварим 7:3). И в следующем стихе дается объяснение почему: «Ибо от Меня отвратят сынов твоих и будут они служить иным божествам».

Конечно, сложно не религиозному человеку разобраться, что к чему в таких божьих напутствиях. Но в принципе то все просто. Раввины объясняют, что евреи, вступая в смешанный брак, остаются евреями, чего нельзя сказать о их потомках. Дети еврея вступившего в брак с нееврейкой уже не считаются принадлежащими еврейскому народу, а если еврейка рожает детей от гоя (не еврея) - ее дети будут евреями по материнской линии, но она и дети столкнуться с трудностями, так как отец-гой захочет воспитывать их в своих традициях. Так Тора предостерегает родителей от потери связи будущих поколений с еврейским народом.

По большому счету Тора не только запрещает смешанные браки, но и не предусматривает такой практики вовсе. И, к примеру, в Израиле, где нет Конституции, и люди живут по Галахе (религиозно-правовая система иудаизма), брак нееврея с еврейкой или наоборот - браком признан не будет.

Но если брак еврейки с нееврем еще как-то более или менее приемлем у иудеев, потому что еврейство ведется по материнской линии, то брак мужчины с нееврейской женщиной - катастрофа для всей еврейской семьи. Именно мать формирует в ребенке еврея, именно она знакомит его с основами иудаизма и еврейскими традициями . Но если мать не знакома с иудаизмом, то ее дети будут абсолютно далеки от культуры еврейства и теряют с ним всякую связь, что, конечно же, для истинных иудеев не приемлемо.

В свете последних событий в стране (России) и мире (во всем без исключения) стремление выйти замуж за еврея как средство передвижения может снова обрести актуальность. Впрочем, сегодня это уже может оказаться несколько сложнее: не так много осталось свободных и не уехавших. Поэтому гораздо легче найти себе мужа в Израиле. Но, чтобы он стал мужем, также придется постараться. Причем, даже если у вас есть еврейские корни

Алина РЕБЕЛЬ
Фото: Макс Шамота

Сразу оговоримся: еврей в России и еврей в Израиле - это, как ни парадоксально, «две большие разницы» и два разных еврея. Российский еврей уже, конечно, вовсе не тот хрупкий мальчик со скрипочкой, которого мы себе представляем по фильмам, книгам и прочим романтическим придумкам. Он, конечно, по-прежнему хрупок, но вот на скрипочке уже не играет. Вместо скрипочки у него в лучшем случае гитара, в худшем - компьютерные игрушки. Обязательная и неизменная опция - еврейская мама, но это тема для отдельных многотомных исследований, которые уже были написаны разными авторами в разные времена.

Помимо всего прочего, даже выловив более или менее пристойный экземпляр, вы рискуете столкнуться с евреем, который вовсе не мечтает об израильских пальмах. А это сюжет совсем другого романа. Поэтому самый доступный способ найти еврейского мужа в нынешних условиях - отправиться туда, где потенциальные еврейские мужья буквально населяют целую страну. И я вовсе не имею в виду сайты знакомств, хотя прощупать почву можно и там.

И вот тут начинается самое интересное. В Израиле действительно живут евреи. Но вот тех самых трепетных и бледнолицых мальчиков с иконописной внешностью отыскать удастся разве что в религиозных кварталах Иерусалима. В основном же вам будут попадаться знойные мальчишки с вальяжной походкой, открытой улыбкой и абсолютной уверенностью в собственной неотразимости. Поэтому познакомиться в Израиле совсем несложно: знакомятся здесь легко и ненавязчиво, отказ принимают без обид, после отказа могут просто так угостить кофе, чем-нибудь покрепче или пригласить на вечеринку.

Израильские мужчины, хоть и евреи, но рефлексия, комплексы и прочие метания в стиле Федора Михайловича Достоевского им категорически чужды. Они с детства привыкли к тому, что их любят, принимают, вкусно кормят и ждут с войны. А на войну они ходят все. Так что и филологической женственности, частенько отличающей российских еврейских мальчиков, в них тоже нет. Знакомятся здесь прямо и без стеснения. Никаких «Девушка, давайте познакомимся» с вызовом или «Эй, красотка, пойдем выпьем», после которых кавалер явно рассчитывает на жаркие объятия. В Израиле первым делом спросят имя, причем на «ты». И это не фамильярность: в иврите не существует формы обращения «вы», поэтому даже владеющие русским языком израильтяне всем «тыкают». Имя, как ни странно, запомнят. Дальше будут еще спрашивать, причем совершенно искренне: про семью, про «что делаешь в Израиле» и про планы на вечер. Все это сопровождается белозубой улыбкой и очаровательной ленцой, от которой млеют даже самые запуганные дамы.

Есть, правда, несколько шокирующий нюанс: потенциальный кавалер может быть и шестнадцатилетним мальчишкой, и восьмидесятилетним стариком в сопровождении сиделки-тайки. И это на наш, российский, взгляд странно. А израильских мужчин, напоминаю, очень любили мамы, сестры, тетки и прочие многочисленные родственники. И уж они-то точно знают, что для любви не существует преград. Впрочем, вот тут-то как раз все не так просто.

Даже найдя своего израильского принца, проведя с ним некоторое количество дней, ночей, месяцев или даже лет, и поняв, что пора покупать платье и фату, можно оказаться у разбитого корыта. И вовсе не потому, что мама не разрешит ему жениться. Израильский мужчина привязан к маме ровно настолько, чтобы раз в неделю обедать у нее в шаббат. И не потому, что он не хочет детей: ни в одной другой стране мира я не видела настолько чадолюбивых мужчин. Они буквально тают при виде почти любого малыша и тут же включаются в очаровательную беготню, возню и прочие детские развлечения. Но вступить в брак с мужчиной своей мечты, чтобы всю жизнь согреваться израильским солнышком и его улыбкой, не так-то просто.

В Израиле не существует института светского брака. Поэтому чтобы сыграть свадьбу, придется отправиться в раввинат. Для тех, кто не в курсе, раввинат - это такое религиозное учреждение, которое в частности решает, достаточно ли вы оба евреи, чтобы пожениться по всем правилам. Как и в любом учреждении, в раввинате очень уважают бумажки. Гораздо больше, чем их предъявителя. А, чтобы заключить брак, вам придется принести очень много бумажек, доказывающих, что вы настоящие галахические евреи - то есть все дамы по материнской лини в вашей семье были еврейками. Ну или - что вы прошли гиюр, экзамен на вступление в иудаизм.

Одна моя знакомая, полюбив израильтянина и не будучи еврейкой, таки отучилась три года и сдала этот самый экзамен. Вот уж за чей брак я абсолютно уверена: после того, что ей пришлось прочесть, выучить и пройти, она о разводе не задумается, даже если он будет ей изменять в их собственной спальне с ее лучшей подругой.

Но вернемся в раввинат. Здесь счастливых влюбленных ожидают строгие бородатые мужчины в сюртуках, которые стоят на страже чистоты и правильности еврейского брака. Вернее, сидят: при раввинате состоит настоящий суд, которые выносит постановления, выдает разрешения на брак и, не приведи господи, слушает дела о разводе. Так что помимо выбора платья и прочих прелестных хлопот, придется посидеть на судебной скамье в буквальном смысле этого слова.

Здесь внимательно изучат все свидетельства о рождении, разводах и сменах фамилий ваших бабушек и прабабушек. Рассмотрят старые семейные фотографии, зададут вопросы, причем многие по нескольку раз - проверят, не спутаетесь ли, не собьетесь ли. И даже если вам удастся вспомнить несколько слов на идиш и рассказать трогательную историю о том, как бабушка готовила «гефилте фиш», совершенно не факт, что вам поверят. Для проверки обязательно позвонят маме и зададут ей те же или более каверзные вопросы. И еще пригласят свидетелей, которые скажут, что знают вас с юности, в связях, порочащих вас, замечены вы не были, в другом браке не состоите, и вообще трепетная лань, хранившая девственность ради вот этого единственного и неповторимого, даже если вам далеко за сорок.

При этом, если замуж вы выходите, уже ожидая наследника, будьте готовы к тому, что и это приведет вас на судебную скамью. Отдельное заседание, снова бородатые мужчины: будущий отец должен официально при этом ареопаге признать отцовство будущего ребенка. И только тогда вы получите заветное разрешение пожениться и - ктубу, брачный договор. Такой, каким его заключали ваши очень отдаленные предки: составлен он на арамейском языке, и веками в нем не менялось ни слова.

Если вы дочитали этот текст до этого момента и еще не передумали насчет брака с хорошим еврейским мальчиком с лучезарной израильской улыбкой, выдыхайте. Немалая часть израильтян (в том числе и коренных) всех этих хождений по мукам избегают: уезжают расписываться в какую-нибудь уютную Европу, где в любой мэрии любого города готовы помочь влюбленным. По возвращении полученное там свидетельство о браке достаточно отнести в министерство внутренних дел Израиля, и вас запишут как мужа и жену в паспорта друг друга. Конечно, в этом случае настоящей еврейской свадьбы с хупой (праздничный шалаш) и сотнями гостей не будет. Но и судебной скамьи удастся избежать.

Вывод здесь простой: выйти замуж за хорошего еврейского мальчика возможно. Только вместо скрипочки у него в шкафу может обнаружиться автомат, потому что каждый еврейский мальчик в Израиле - солдат израильской армии. И, даже если вы соблюдаете традиции, зажигаете свечи на шаббат и не едите свинину, щеголять в белом платье, возможно, придется в какой-нибудь Праге или на Кипре. Что, конечно, не так концептуально, как в Иерусалиме, зато гораздо безопаснее для ваших отношений с будущим мужем.