Анализ стихотворения весна в лесу пастернак. Анализ стихотворения Пастернака «Весна в лесу Борис пастернак весна в лесу анализ

«Весна в лесу» Борис Пастернак

Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,
И нет прохода курице.
Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печет,
Еще недели целые
Дороги сковывает лед
Корою почернелою.

В лесу еловый мусор, хлам,
И снегом всё завалено.
Водою с солнцем пополам
Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху
Над грязной вешней жижицей
Застряло в сучьях наверху
И от жары не движется.

Анализ стихотворения Пастернака «Весна в лесу»

Поэтические образы, создаваемые Борисом Пастернаком, очень ярки и разнообразны. Однако в отличие от многих других поэтов он никогда не приукрашивал действительность. Потому пейзажная лирика этого автора отличается реалистичностью, хотя в каждом произведении, выдержанном в подобном ключе, можно найти свою прелесть и очарование.

Последние годы жизни Пастернака прошли в знаменитом писательском поселке Переделкино, где поэт скрывался от травли своих оппонентов. Именно здесь в 1956 году было написано стихотворение «Весна в лесу», легкое, возвышенное и не лишенное романтизма. Поэт отмечает, что в этот раз смена времен года происходит несколько позднее обычного, и в тот период когда все вокруг уже должно цвести и благоухать, «отчаянные холода задерживают таяние» снегов. Тем не менее, весна уже на подходе, и определить это можно по многим косвенным признакам. Несмотря на морозы, поэт видит, как «с утра амурится петух», устроивший настоящую охоту за соседскими курами, а на опушке леса» сосна на солнце жмурится», словно бы предвкушая грядущее потепление.

Казалось бы, столь лирический настрой, заданный в самом начале произведения, нужно поддерживать и развивать. Однако Пастернак придерживается совсем иного мнения и предпочитает реалистично отражать окружающий мир. Казалось бы, ему ничего не стоит рассказать, как лес готовится к приходу весны и наполняется жизнью. Но вместо этого поэт делает акцент на малоприятные детали, с которыми все мы сталкиваемся после того, как сходят снега . Автор подмечает в лесу «еловый мусор, хлам», который проступает сквозь почерневшие и подтаявшие сугробы. Яркое весеннее солнце, по его мнению, словно застряло над «грязной вешней жижицей», которой покрыты все лесные проталины. Но даже столь непривлекательный пейзаж не в силах омрачить радость ожидания погожих деньков, когда весь мир изменится до неузнаваемости, наполнится весенними запахами и звуками.

Поэт, неоднократно видевший приход весны, не перестает удивляться тому, как уверенно она отвоевывает свои права у зимы. Чем больше последняя упорствует, тем очевиднее будет ее поражение, и тем больше удовольствия доставят автору ожидаемые перемены. Но в тот момент, когда в лесу еще лежит снег, легкое дрожание прогретого солнцем воздуха указывает на то, что весна уже не за горами, и самое время готовится ко встрече с этой капризной красавицей.

В стихотворении «Весна в лесу» поэт создаёт образ простой в своих проявлениях, ясной красоты природы. Стихотворение построено с помощью излюбленного художе­ственного приёма Пастернака - метонимии. Если основой поэзии такого автора, как Есенин, можно на­звать метафору - связь по сходству, то у Пастернака главенст­вует метонимия - связь по смежности. При метонимии мы не видим сразу прямой связи между деталями, описываемыми ав­тором, но потом нам становится явственным их единство, общ­ность подробности и целого. В стихотворении «Весна в лесу» мы видим отдельные карти­ны: вот курица с петухом на дворе, вот дорога, покрытая ледяной корой. Дорога приводит в лес, где снег покрыт «еловым мусо­ром», а там, куда проникают лучи солнца, - проталины. А от проталин, залитых водой, отражающих солнце, взгляд поднима­ется к небу, откуда льётся тепло и свет. Таким образом, оказыва­ются связаны, словно цепочкой, курица с петухом на дворе - и небо. Мы видим, что метонимия - основа этого стихотворения. В то же время поэт использует множество художественных приёмов. «Отчаянные холода»: необычный эпитет «отчаянные», слов­но с помощью этих холодов зима хочет задержаться подольше на земле. «Весна позднее, чем всегда, / Но и зато нечаянней»: строки создают ощущение антропоморфности фигуры весны: так можно было бы сказать о женщине, которая задерживается. «С утра амурится петух…»: Пастернак употребляет автор­ский неологизм «амурится». «Лицом поворотясь на юг, / Сосна на солнце жмурится»: олицетворение. «…Дороги сковывает лёд / Корою почернелою»: метафора. «Водою с солнцем пополам / Затоплены проталины»: мета­фора: солнце, отражающееся в лужах, словно затапливает про­странство, как вода, в которой оно отражается. «И небо в тучах как в пуху…»: сравнение. «…Над грязной вешней жижицей…»: сочетание «низкого» эпитета «грязный» с традиционно «высоким» эпитетом «вешний» в применении к просторечному слову «жижица». Пастернак использует просторечные слова, выражения, не традиционные для поэтической речи: «нет прохода курице», со­сна «жмурится», «в лесу еловый мусор, хлам», «над грязной веш­ней жижицей», небо «застряло в сучьях». Употребление этих слов делает образ весны по-домашнему простым, близким, ося­заемым и по-родственному понятным для читателя.

Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,
И нет прохода курице.
Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печет,
Еще недели целые
Дороги сковывает лед
Корою почернелою.

В лесу еловый мусор, хлам,
И снегом всё завалено.
Водою с солнцем пополам
Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху
Над грязной вешней жижицей
Застряло в сучьях наверху
И от жары не движется.

Анализ стихотворения «Весна в лесу» Пастернака

Колоритная пейзажная зарисовка «Весна в лесу» Бориса Леонидовича Пастернака – пример зрелой лирики поэта.

Стихотворение написано в 1956 году. Его автору в этот момент 66 лет, он, понадеявшись на перемену идеологического курса в стране, отдал итальянскому издателю рукопись «Доктора Живаго». Позади первый инфаркт, жизнь под угрозой ареста, мучительная тайная любовь, когда ему пришлось разрываться между семьей и самоотверженной возлюбленной, много пострадавшей из-за него от властей. По жанру – пейзажная лирика, по размеру — ямб с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Рифмы, закрытые, открытые. Лирический герой – рассказчик. Композиция одночастная. Поэт повествует о подсмотренном в Переделкине, где он жил, приходе весны. Стихотворение построено на контрасте холодов и жары. Зима была настолько суровой, что «кора почернелая» льда отказывается таять. Странное соседство зимы и весны. «Петух амурится»: то есть, ухаживает за курицей, любезничает. В городе зима уже сдала свои права, но в лесу отступать не хочет: снегом все завалено. Если раньше снег лежал, искрился, покрывал землю, то теперь свален в кучу. Сверкающая на солнце вода затопила проталины. «Тучи как в пуху»: при ясной жаркой погоде облака особенно белы и пушисты. «Вешняя»: весенняя. Интересное просторечное словечко: жижица. Все остановилось в этом межсезонье. «Парит и печет»: все почти потеет, тужится, но сдерживает первую зелень, не дает просохнуть земле. Похоже, смена времени года придет внезапно (нечаянней), возможно, за одну ночь. Эпитеты: грязной жижицей, отчаянные холода. Олицетворения: сосна жмурится (здесь двойное олицетворение, раз уж у сосны есть еще и «лицо»), небо застряло в сучьях. Кстати говоря, не удивительно, что в плену природного конфликта находится земля, но, похоже, страдает и небо. Метафора: водою с солнцем. Сравнение: как в пуху. Поэт широко использует прием инверсии: затоплены проталины, недели целые, сковывает лед. Просторечная лексика: хлам, амурится. В сущности, Б. Пастернак описывает типичную, почти банальную картину. Однако вряд ли найдется человек, который не разделил бы его чувств и веселого любопытства, наблюдая эту старую, но вечно новую смену времен года.

Тема природы отражена в творчестве Б. Пастернака порой с фотографической точностью. Жизнь в поселке Переделкино подарила поэту эту возможность, обогатила его поэзию наблюдениями с натуры.

Б. Л. Постернак очень хорошо получалось в своих работах передавать образы окружающего мира, они выходили, поистине живы и ярки. Но автор никогда не любил преувеличить реальность, потому его произведения просты и воздушны, что предает некое очарование и красоту.

Перед уходом из жизни, поэт провел какое-то время всем известном писательском селе Переделкино. И именно здесь, в 1956г. была создана его еще одна работа под названием «Весна в лесу», простое, с нотками романтизма, произведение. Автор подмечает, что на этот раз весна слегка задержалась, и в тот момент, когда она должна вовсю играть лучами солнца, «отчаянные холода задерживают таяние снегов». Но все же, скоро наступит долгожданный период, и весна окружит нас своим теплым, и проснется от зимней спячки природа «с утра амурится петух», скоро у него начнется охота за курочками своими, что находятся у соседнего двора, «сосна на солнце жмурится», это нам дает ощущения приближающегося тепла.

И читая данные строки, думаешь, что все произведение будет исходить солнечным теплом, пробуждением окружающего мира, что все скоро запоет, но автор в то же время начинает подмечать о том, с чем мы сталкиваемся ежегодно, когда снег превращается вводу и после него остается «еловый мусор, хлам». А блестящее теплое солнце, будто задержалось в «грязной вешней жижице», но даже описание не столь приятных деталей, не печалит приход долгожданной весны.

Анализ стихотворения Весна в лесу по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Айя-София Мандельштама

    Произведение из первого сборника поэта посвящено одному из шедевров мировой архитектуры – главной мечети Стамбула, прежде бывшей храмом святой Софии.

  • Анализ стихотворения Тихая, звездная ночь Фета

    Стихотворение А.А. Фета «Тихая, звездная ночь» написано в 1842 году. На его основе создано несколько романсов популярными композиторами того времени. Все это свидетельствует о глубоком проникновении лирики поэта в сердца читателей.

  • Анализ стихотворения Петербургские строфы Мандельштама

    Осип Эмильевич Мандельштам является истинным творцом и признанным гением в русской литературе. Его поэзия это вздох легкости и ритм переливающихся строк. Это произведение Петербургские строфы было написано в январе 1913 года

  • Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям 7, 9 класс

    Стихотворение Властителям и судиям поэт Державин написал в 1780 году. Он в это время работал чиновником военного ведомства в провинции и часто сталкивался с несправедливостью по отношению к простым людям

  • Анализ стихотворения Светил нам день, будя огонь в крови Фета

    Стихотворение Светил нам день, будя огонь в крови.. относится к позднему периоду творчества Фета, исследователи считают его частью Лазичевского цикла

Поэтические образы, создаваемые Борисом Пастернаком, очень ярки и разнообразны. Однако в отличие от многих других поэтов он никогда не приукрашивал действительность. Потому пейзажная лирика этого автора отличается реалистичностью, хотя в каждом произведении, выдержанном в подобном ключе, можно найти свою прелесть и очарование.

Последние годы жизни Пастернака прошли в знаменитом писательском поселке Переделкино, где поэт скрывался от травли своих оппонентов. Именно здесь в 1956 году было написано стихотворение «Весна в лесу», легкое,

Возвышенное и не лишенное романтизма. Поэт отмечает, что в этот раз смена времен года происходит несколько позднее обычного, и в тот период когда все вокруг уже должно цвести и благоухать, «отчаянные холода задерживают таяние» снегов. Тем не менее, весна уже на подходе, и определить это можно по многим косвенным признакам. Несмотря на морозы, поэт видит, как «с утра амурится петух», устроивший настоящую охоту за соседскими курами, а на опушке леса» сосна на солнце жмурится», словно бы предвкушая грядущее потепление.

Казалось бы, столь лирический настрой, заданный в самом начале произведения, нужно поддерживать и развивать.

Однако Пастернак придерживается совсем иного мнения и предпочитает реалистично отражать окружающий мир. Казалось бы, ему ничего не стоит рассказать, как лес готовится к приходу весны и наполняется жизнью. Но вместо этого поэт делает акцент на малоприятные детали, с которыми все мы сталкиваемся после того, как сходят снега.

Автор подмечает в лесу «еловый мусор, хлам», который проступает сквозь почерневшие и подтаявшие сугробы. Яркое весеннее солнце, по его мнению, словно застряло над «грязной вешней жижицей», которой покрыты все лесные проталины. Но даже столь непривлекательный пейзаж не в силах омрачить радость ожидания погожих деньков, когда весь мир изменится до неузнаваемости, наполнится весенними запахами и звуками.

Поэт, неоднократно видевший приход весны, не перестает удивляться тому, как уверенно она отвоевывает свои права у зимы. Чем больше последняя упорствует, тем очевиднее будет ее поражение, и тем больше удовольствия доставят автору ожидаемые перемены.

Но в тот момент, когда в лесу еще лежит снег, легкое дрожание прогретого солнцем воздуха указывает на то, что весна уже не за горами, и самое время готовится ко встрече с этой капризной красавицей.

(1 оценок, среднее: 1.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. А по чтению я я готовила вот такое сочинение на тему «Что вы почувствуете если попадете в картину Бакшеева «Голубая...
  2. Иван Иванович Шишкин – российский художник, картины которого полностью пронизаны настоящей любовью к природе родного края, к его животным и...
  3. Стихотворение «В лесу прифронтовом» было написано М. В. Исаковским в 1942 году. Оно посвящено жене поэта Лидии. Музыка была написана...
  4. Синонимы (языковые и контекстные) во избежание повторов. О С. А. Виноградове: художник, живописец, творец, создатель картины, мастер кисти, пейзажист. О...