Конспект занятия по произношению звук к. Этапы обучения правильному произношению

Елена Бритова

Академический менеджер компании «ТрансЛинк-Образование», сертифицированный тренер по скорочтению и развитию памяти.

В английском алфавите 26 букв и 44 звука. Если в некоторых языках каждая буква отвечает только за один звук, то в английском одна буква может передавать до четырёх звуков, а в некоторых случаях даже до семи. Отсюда и любимая поговорка англичан: «Пишем „Ливерпуль“, а читаем „Манчестер“».

Кроме того, артикуляция (движение языка, губ, рта) существенно отличается от русской. Есть звуки, схожие с русскими, но при их произнесении органы артикуляции работают по-другому.

Если вы хотите избавиться от акцента или хотя бы приблизиться к англоязычной речи, все отличия нужно учитывать. Вот несколько советов, как поставить себе правильное английское произношение.

1. Учите алфавит

Многие взрослые считают это детским упражнением. Но однажды вас обязательно попросят: «Please, spell your name» («Продиктуйте ваше имя по буквам»). Вот тут и пригодится знание букв английского алфавита. Кроме того, в сокращениях, названиях улиц, номерах домов и рейсов могут быть буквы, и, например, в аэропорту их обязательно будут произносить как в алфавите.

2. Тренируйте артикуляцию при произношении согласных

После того как вы освоили буквы алфавита, смело переходите к изучению звуков, которые они передают. Приучите себя к правильной артикуляции сразу. Научитесь сначала произносить звуки по отдельности, доведите до автоматизма, а затем переходите к словам, фразам и предложениям.

В английском языке есть согласные звуки, которые на первый взгляд (а точнее, слух) произносятся как в русском.

1. Проверьте, где находится кончик языка при произнесении звуков [d] - [t], [n], [r], [s], [z]. Упирается в зубы? Поздравляем, вы произносите русский алфавит. У коренных англичан кончик языка в это время находится на альвеолах (самый большой бугорок на верхнем нёбе). Попробуйте. Теперь у вас получаются чисто английские звуки. Потренируйтесь: bed - ten , not , rat , sun , zoo .

2. Изобразите зайца при произнесении звуков [f] - [v]. Верхние зубы необходимо поставить на нижнюю губу. Потренируйтесь: fat - vet .

3. Запомните, что звук [l] всегда твёрдый: London [ˈlʌndən].

4. При тренировке звука [w] возьмите свечу: это лучший способ научиться произносить его правильно. Сложите губы трубочкой и вытяните вперёд (как маленькие дети тянутся в поцелуе), а потом резко улыбнитесь. Тогда и получится этот звук. При тренировке держите свечу на расстоянии 20–25 см от губ. Если при произнесении звука пламя гаснет, значит, вы всё делаете правильно. Потренируйтесь: скажите слово well .

5. Грейте руки при тренировке звука [h]. Он не имеет ничего общего с русским [х]. Представьте, что вы очень замёрзли и пытаетесь своим дыханием согреть руки. Вы подносите их к губам и делаете выдох. Во время выдоха образуется лёгкий, едва слышный английский звук [h]. Как в слове home .

6. Тренируйте звук [ŋ] при сильном насморке или представьте, что он у вас есть. Такого звука в русском языке нет, он передаётся сочетанием ng в английском языке. Прижмите язык, как лопаточку, к верхнему нёбу и пустите звук через нос. Немного напоминает [н], если его произносить при сильном насморке. Не забывайте, что язык у вас по-прежнему касается альвеол, а не зубов. Потренируйтесь: interesting [ˈɪnt(ə)rɪstɪŋ].

7. Побудьте змеёй и пчелой для тренировки [ ð ] - [ θ ]. Эти звуки отсутствуют в русском языке и образуются сочетанием букв th в английском.

[ ð ] - звонкий звук. Кончик языка слегка прикусите зубами и произнесите звук [ з ]. Если во время тренировки нижней губе и языку щекотно, то вы всё делаете правильно. Если нет, то, возможно, вы слишком сильно прикусили кончик языка, чуть ослабьте зубы. Произнесите слово this [ ðɪs ], получается?

[ θ ] - глухой звук. Артикуляция такая же, только произносим звук [ с ]. Для тренировки глухого звука [ θ ] произнесите слово thank [θæŋk].

3. Выучите четыре типа слогов для правильного произношения гласных

Чтение гласных зависит от типа слога, в котором они находятся:

  • открытый (слог заканчивается на гласную);
  • закрытый (слог заканчивается на согласную);
  • гласная + r;
  • гласная + re.

В первом типе слога - открытом - гласные читаются как в алфавите (вот нам и пригодилось знание алфавита!). Например: plane , nose , tube , Pete .

Во втором типе нужно выучить наизусть произношение каждой гласной:

  • [æ] - открытый звук, не длинный. Его передаёт буква A в закрытом слоге. Проверьте себя: сядьте за стол, выпрямитесь, поставьте один локоть на поверхность, кисть согните под подбородком. Между подбородком и кистью у вас останется место, если, конечно, вы выпрямили спину. Теперь опускаем нижнюю челюсть вниз так, чтобы она доставала до кисти, и произносим [э]. Потренируйтесь со словом bag .
  • [e] часто путают с предыдущим звуком. При произнесении [e] надо лишь немного поднять уголки губ вверх, как бы слегка улыбаясь. Это два разных звука, и они не похожи друг на друга и уж тем более на русский [э]. Потренируйтесь: pet .
  • Краткие звуки [i], [ɔ], [ʌ], [u] произносятся интенсивно, не нараспев: big , box , bus , book [ bʊk ].

В третьем и четвёртом типах слогов буква R не читается, она лишь формирует слог и удлиняет гласный звук: car , sort , turn .

, [ɔ:] - особые звуки. Представьте, что вы на приёме у врача, который осматривает ваше горло. Корень вашего языка прижимают палочкой и просят сказать «А-а-а». Вот именно в таком положении должен находиться язык при произнесении звуков [а] и [о]. Если вам при этом захотелось зевнуть, то вы на правильном пути! Попробуйте прямо сейчас: car , sort .

4. Запомните правильные ударения

Чаще всего в английском языке ударный слог - первый. Если вам надо произнести слово, а спросить не у кого или нет словаря под рукой, ставьте ударение на первый слог. Конечно, лучше сразу запоминать слова с правильным ударением или проверять себя по словарю.

5. Не забывайте четыре важных правила

  • В английском языке полностью отсутствуют мягкие согласные.
  • Звонкие согласные не оглушаются в конце слова.
  • Гласные бывают долгими (в транскрипции они обозначаются [:]) и краткими.
  • Никаких лишних - особенно резких - движений губами.

Выучите несколько фраз для тренировки правильного произношения:

  • Very well [‘veri ‘wel].
  • World Wide Web or WWW [‘w əuld ‘waid ‘web www].
  • Eleven benevolent elephants [ɪˈlevn bəˈnevələnt ˈelɪfənts].
  • Stupid superstition [ˈstjuːpɪd ˌsuːpəˈstɪʃ(ə)n].
  • Pirates Private Property [ˈpaɪrəts praɪvət ˈprɒpəti].

И помните: разные звуки имеют смыслоразличительную функцию. Например, man («человек», «мужчина») и men («мужчины»); ship [ʃip] («корабль») и sheep [ʃi:p] («овца») и так далее. Многие слово three («три») читают как (а это означает «дерево») или («свобода»), не принимая во внимание, что th [θ] читается по-другому, его просто нет в русском языке (вспомните про упражнение «пчёлка»). Зная правильное произношение слов, вы точно не попадёте впросак!

Тема: Звук «Л»

  1. < >Ход занятия:

    1. Организационный момент:

    Над цветком она жужжит,

    К улью быстро так летит,

    Мед свой в соты отдала,

    Как зовут ее? (пчела)

    Развитие мелкой моторики:

      Артикуляционная гимнастика

    «Лопаточка» - высунуть широкий язык, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 минут.

    «Качели» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

    «Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк).

    «Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу.

    «Пароход гудит» - приоткрыть рот и длительно произносить звук «Ы».

    «Накажем язычок» - губами пришлёпать по языку (пя-пя-пя).

      Знакомство со звуком «Л»:

    Хоровое и индивидуальное произнесение звука «Л» с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, зубы разомкнуты, язык вверху, воздушная струя теплая.

    Логопед спрашивает у детей: «Ребята, послушайте, звук «Л» можно петь? (Нет). Значит этот звук, какой? (согласный). Согласные звуки мы обозначаем каким цветом? (синим и зеленым). Звук «Л» твердый или мягкий? (твёрдый), значит мы обозначаем его синим цветом».

      Лексические упражнения для развития фонематического слуха.

    Упражнение №1 - Предлагаем детям хлопать в ладоши, когда услышат произносимое логопедом слово со звуком «Л».

    Слова: лопата, морковь, лук, сок, ведро, ложка.

    Упражнение №2 - Повторение слоговых рядов:

    ЛА-ЛА-ЛА АЛ-АЛ-АЛ

    ЛО-ЛО-ЛО ОЛ-ОЛ-ОЛ

    ЛУ-ЛУ-ЛУ УЛ-УЛ-УЛ

    ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ

    Упражнение №3 - Различение близких по звуковому составу слов

    Просим детей выбрать из ряда слов и назвать то слово, которое отличается от остальных.

    ИГЛА-ИГРА-ИГЛА ГОЛОД-ГОРОД-ГОЛОД

    БОЛТ-БОРТ-БОРТ БЛОШКА-БРОШКА-БРОШКА

    ЛАК-РАК-ЛАК СВАЛКА-СВАРКА-СВАЛКА

      < >

      Лексические упражнения для развития фонематического восприятия.

    Упражнение №1 - Определение наличия или отсутствия звука в слове

    Игра « Кто полетит на самолете?»

    Материал: Картинки с изображением предметов (лопата, мяч, ложка, ведро, лук, морковь) и «билеты» (фишки синего цвета).

    Просим ребенка выдать «билет» только тем предметам (картинкам) в названиях которых есть звук «Л».

    Упражнение №2 - Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце)

    Игра: «Кто в каком вагоне поедет?»

    Паровоз (звук «Л») - 1 вагон (звук «Л» вначале слова) -2 вагон (звук «Л» в середине слова) - 3 вагон (звук «Л» в конце слова).

    Картинки: лошадка, пчела, козёл.

    Предлагаем ребенку определить месторасположение звука «Л» в словах и соединить стрелочкой с соответствующими вагончиками.

    Упражнение №3 - Определение количества и последовательность звуков в слове «Лак»:

    Задаем вопросы детям: Сколько звуков в слове «Лак»? (три), Какой первый звук? (Звук «Л»), Какой второй звук? (Звук «А»), Какой третий звук? (Звук «К»), получилось слово - ЛАК.

    Упражнение №4 - Деление слов на слоги с выкладыванием графической схемы.

    Предлагаем детям слово «Лото» поделить на слоги (под подбородок ставится ладошка тыльной стороной к подбородку, локоть на столе и сколько раз подбородок опустится на ладонь, то столько и слогов в слове и помнить о том что сколько в слове гласных звуков, столько и слогов). Далее делим ровную полоску на равные части:

    _______ ___/___ ЛО / ТО.

      Лексические задания на формирование навыков звукового анализа и синтеза.

    Упражнение №1 - Звуковой анализ слогов:

    Логопед утрировано произносит слог АЛ, УЛ и вместе с детьми проводит его звуковой анализ. Логопед спрашивает: Сколько звуков вы слышите? (два). Назовите первый звук? (А). Это какой звук? (гласный). Фишкой, какого цвета мы обозначим в схеме? (красного). Назовите второй звук? (Л). Это какой звук? (согласный). Фишкой, какого цвета мы обозначим в схеме? (синего).

    Точно также разбираем слог «УЛ».

    Упражнение №2 - Звуковой анализ слов

    Предъявляем детям картинку с изображением слова «Ложка» и даем фишки красного (для обозначения гласных) и синего (для обозначения согласных) цветов. Проводим анализ заданного слова и заполняем схему фишками (схема состоит из пяти клеток, по количеству звуков).

    Задаем вопросы детям: Сколько звуков в слове «Ложка»? (пять). Какой первый звук? (звук «Л»), какой это звук согласный и гласный? (согласный), глухой или звонкий? (звонкий) и отмечаем «звоночек», фишкой какого цвета мы его обозначим в схеме? (синим). Какой второй звук? (Звук «О»), какой это звук гласный или согласный? (гласный), фишкой какого цвета мы его обозначим в схеме? (красным). Какой третий звук? (звук «Ж»), какой это звук гласный или согласный? (согласный), глухой или звонкий? (звонкий) и отмечаем «звоночек», фишкой какого цвета мы его обозначим в схеме? (синего). Какой четвертый звук? (Звук «К»), какой это звук гласный или согласный? (согласный), глухой или звонкий? (глухой), фишкой какого цвета мы его обозначим в схеме? (синего). Какой пятый звук? (Звук «А»), какой это звук гласный или согласный? (гласный), фишкой какого цвета мы его обозначим в схеме? (красным).

    Упражнение №3 - Задание на звуковой синтез

    По первым звукам соберите новое слово:

    Слова: Лужа

    Получилось слово: «ЛУНА»

    По последним звукам собери новое слово:

    Слова: Стол

    Получилось слово «ЛОТО»

      Подведение итогов занятия:

    Давай вспомним, что мы делали сегодня на занятии? Какой звук мы изучали?

Конспект занятия по произношению в старшей группе

(Проводилось на родительском собрании)

Подготовила и провела Кузьмина Татьяна Вячеславовна ,

учитель-логопед

г.Мичуринск Тамбовской области

Тема занятия: «Дифференциация звуков т – д ».

Цель:

1. Закрепление правильного произношения звуков т, д.

2. Сравнение звуков т, д, их дифференциация.

3. Словарная работа по теме «Дом».

4. Закрепление навыка анализа односложных слов.

5. Составление предложений с предлогами.

Оборудование: доска, наборное полотно, наборы для схем, игрушка телефон, макет дома, кукла, игрушка обезьянка.

Ход занятия

I. Оргмомент . У детей картинки, начинающиеся на гласные звуки. Садятся по инструкции. Сначала те, у кого в слове первый звук а, у, и, о, э.

Повторяется термин «гласный звук».

II. Основная часть .

1. Постановка цели.

Логопед показывает макет дома, спрашивает, что это? (Это дом) Дети хором и по одному произносят слово дом. Определяют первый звук в слове дом – д. Далее показывает детям обезьянку и говорит, что ее кличка Том. Дети проговаривают это слово, определяют первый звук. Логопед сообщает, что сегодня будем говорить про звуки т, д.

2. Сравнение звуков т, д.

Дети называют эти звуки, вспоминают, что их петь нельзя. Эти звуки – согласные. Звук т – глухой, звук д – звонкий (проверяют, что делает голосок, звенит или спит).

Игра «Испорченный телефон» (преобразование слогов). говорит детям, что в нашем доме провели телефон, только он путает звуки т, д, показывает, как работает телефон. Затем дети сами преобразуют слоги та-ту-то-ты в слоги да- ду-до-ды.

3. Называние слов со звуками т, д.

Игра «Волшебный кубик».

На наборном полотне 4 окошка красного, зеленого, желтого и синего цвета. Вызванный ребенок подбрасывает кубик и открывает окошко того же цвета, что и верх у подброшенного кубика. При этом составляет фразу (я открываю красное окошко). Достает картинку, определяет, какой звук есть в слове (т или д) и ставит ее на нужную полочку. (На первой полочке картинка дом, на второй обезьянка Том).

4. Анализ слова Том.

Работа по звуковой линейке.

Логопед произносит слово, открывая при этом окошечки – звуки на линейке.

Дети определяют, что открылось и загорелось три окошка, значит в слове Том 3 звука. Окошки надо заполнить кружочками – звуками.

Какой первый звук? (Т) Какой это звук? (согласный) Каким кружком будем обозначать звук т? (синим) Поставим синий кружок в первое окошко.

Какой звук слышится в конце слова? (м) Какой это звук? (согласный) Каким кружком будем обозначать? (синим)

Два окошка заполнили, осталось одно в середине. Смотрите внимательно на мой рот, он вам подскажет. (Т-о-о-о-м) Какой звук показали мои губы? (о) Да, губки круглые при звуке о, значит второй звук о.

Сколько всего звуков? (три: гласных-1, согласных-2)

5. Логопед обращает внимание на дом и предлагает поиграть в игру «Кто больше знает частей дома»

Дети соревнуются, называя окна, стены, потолок, двери, полы…

6. Заучивание стихотворения «Тома».

Логопед обращает внимание на девочку, дети придумывают ей имя (имя начинается со звука т – Тоня, Таня, Тома)

Дома баба, дома дед

Только Томы дома нет

Где же наша Тома?

– Она стоит у дома.

7. Составление предложений с предлогами «Где Тома?»

Логопед ставит куклу за домом, в доме, перед домом, около дома, а дети составляют предложения. (Тома стоит около дома)

8. Соревнование команд «Кто больше знает слов со звуками т, д».

Сначала дети по очереди придумывают слова со звуком т, затем д. Слова не повторять. За каждое слово – фант. Побеждает команда, больше назвавшая слов на оба звука.

9. Дома дети придумывают слова со звуками т, д.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Конспект логопедического занятия

по произношению в старшей группе

Тема занятия: «Дифференциация звуков В – Ф».

Цель: Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков В, Ф.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепление правильного произношения звуков В, Ф.

2. Сравнение звуков В, Ф, их дифференциация.

3. Выработка навыков составления предложений из заданных слов.

4. Уметь определять место звука в слове.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать фонематический слух.

3. Развивать зрительное внимание, память, мышление.

Воспитательные:

1. Заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик.

2. Формировать доброжелательность в общении.

Оборудование: демонстрационный материал, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Встаем все в круг. У вас сегодня хорошее настроение? (да)

Давайте повернемся друг к другу и поделимся своими улыбками, чтобы настроение у нас стало еще лучше.

Ребята, на какую букву я похожа? Посмотрите! (На В)

А сейчас на какую букву я похожа? (На Ф)

Молодцы, ребята! Пройдём на свои места.

2. Сообщение темы занятия

На доске картинки: грач, фазан, ласточка, лебедь.

Посмотрите на картинки, как вы думаете, какая картина лишняя? (Фазан). - - Почему? (Все птицы перелётные, а фазан – неперелётная птица).

Фазан . (Звук Ф).

Посмотрите на другие картинки, как вы думаете, какая лишняя? (Волк)

Почему? (Потому что все домашние животные, а волк живёт в лесу).

Назовите первый звук в слове Волк . (Звук В).

Давайте сравним произношение звуков [В, Ф].

Ребята, давайте дадим характеристику этим звукам.

Как мы произносим звук В? Какой он?

Ребята, а кто мне даст характеристику звука Ф?

Чем похожи эти звуки? (Они согласные).

Чем эти звуки отличаются друг от друга? (Звук В- звонкий, звук Ф- глухой.)

Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [В, Ф].

3. Мотивация

Ребята, к нам в гости сегодня пришли Воробей и Фазан. Их злая колдунья поймала и посадила в клетки. Нам нужно помочь им выбраться, а чтобы это сделать, нужно выполнять задания. Вы поможете мне выпустить воробья и фазана? (Да)

У вас на столах лежат картинки с изображением воробья и фазана. Они будут нам помогать на протяжении всего занятия.

За каждые правильные ответы я будут вручать вам фишки.

4 .Произнесение звуков в слоговых сочетаниях.

Прочитайте слоги, старайтесь четко произносить звуки:

Ва фа

Вы фы

Фы вы

Фо во

Ву фу

Во фо

Фе ве

Фа ва

Фу ву

(Каждому ребёнку раздаются карточки со слогами. Они их читают по цепочке).

Определите первый звук в слогах, поднимите соответствующую карточку-опору В-воробей или Ф-филин,

4. Произношение звуков в словах.

Я раздам вам картинки, в которых есть звуки В и Ф. И поделю вас. Вот ты Маша будешь звуков В, а ты будешь звуком Ф. Вы должны поделить эти картинки между собой. Кто сделает, выходим к доске на проверку.

Игра «Филин и воробушек»

Я буду называть слова, а вы, если услышите звуки [В, Ф], а вы должны поднимать картинку, какой звук вы слышите. Если услышали слово со звуком Ф, поднимайте фазана, если со звуком В – воробья. Начинаем игру: кровать, овраг, сова, вагон, соловушка, туфли, слива, шкафы, савок.

5. Динамическая пауза.

Потрудились - отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево – вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

6. Произнесение звуков в предложениях .

Я сейчас каждому по 2 картинки и должны будете составить с этими картинками предложение. По цепочке всех начнём слушать.

7.Итог занятия.

Ребята, вспомните, о каких звуках мы сегодня с вами говорили?

Какие это звуки?

Что вам понравилось больше всего на занятии?

8.Рефлексия.

Как вы считаете, вы хорошо работали на занятии?

Кто был самым активным? (детям предлагается выбрать себе либо радостного, либо грустного человечка)

Спасибо всем, кто не ленился на занятии. Занятие окончено.


Задачами индивидуальных занятий по обучению произношению детей с нарушением слуха являются первичное формирование, коррекция и автоматизация произносительных навыков. Индивидуальные занятия по обучению произношению проводятся всегда с одним учеником, даже при наличии групповых занятий по развитию слухового восприятия. Содержание индивидуальных занятий по обучению произношению определяется программой. При составлении плана работы учитель-дефектолог руководствуется программными требованиями, состоянием произносительных навыков конкретного ученика и особенностями фонетических элементов речи, включенных в занятие.

Важнейшей предпосылкой эффективности индивидуальной работы по коррекции произношения является общая педагогическая культура учителя-дефектолога и достаточно высокая квалификация в области обучения произношению. По определению Н.Ф. Слезиной, учитель-дефектолог должен:

    знать основы фонетики;

    уметь слышать особенности произношения учащихся, дифференцировать имеющиеся нарушения;

    уметь определять характер дефекта и причины, его обусловливающие;

    уметь выбирать наиболее эффективные для каждого ученика приемы и технические средства работы, правильно определять соотношение анализаторов;

    уметь ежедневно контролировать произношение учащихся и владеть приемами беглой коррекции.

Материалдля индивидуальных занятий может быть разделен на две основные группы:

1) неречевой – артикуляционные упражнения, направленные на формирование определенных движений и (или) положений речевых органов;

2) речевой – слоги, слова, словосочетания, фразы.

При работе над произносительной стороной устной речи учеников на индивидуальных занятиях должен быть реализован триединый метод обучения произношению, обеспечена смена видов работ и видов речевой деятельности, переход от менее самостоятельных видов речевой деятельности к более самостоятельным (см. раздел II).

Большое значение в работе над произношением имеет выработка у учащихся слуховых дифференцировок . Формирование умения различать на слух правильное и дефектное произнесение того или иного произносительного материала способствует более эффективному исправлению дефектов (устранение закрытой гнусавости, призвуков, оглушения), выработке навыка самоконтроля за произношением. Концентрические упражнения по развитию остаточной слуховой функции, постоянное её использование в ходе обучения произношению и в процессе повседневного общения позволяет значительно расширить возможности детей с нарушенным слухом в слуховом восприятии фонетических элементов речи.

Важным моментом индивидуального занятия является контроль за произношением ученика. Необходимость такого контроля обусловлена прежде всего неустойчивостью артикуляционных навыков учащихся с нарушением слуха, особенно на начальных этапах формирования устной речи, когда у ребенка еще не сформирован навык самоконтроля. Отсутствие или недостаточный контроль со стороны учителя именно в этот период является одной из причин низкого уровня сформированности произношения учеников.

Как подчеркивают Ф.Ф. Рау и Н.Ф. Слезина, при исправлении ошибок в произношении необходимо соблюдать такт и меру с тем, чтобы, с одной стороны, обеспечить целенаправленную коррекцию произносительной стороны устной речи, а с другой – не вызвать негативного отношения к занятиям. Одновременно исправлять все произносительные ошибки невозможно. Поэтому обязательному исправлению подлежат ошибки по теме занятия и в том случае, если учитель знает, что ребёнок может произнести правильно. При работе с глухими учащимися коррекция произносительных ошибок должна осуществляться на полисенсорной основе. Следует давать образец правильного произношения для слухового, слухо-зрительного восприятия, привлекать тактильно-вибрационные ощущения детей. При работе со слабослышащими детьми учитель-дефектолог обращает внимание на допущенную ошибку и имитирует ее: «Ты сказала неправильно: «башида». Нужно сказать: «машина». Повтори». Широко используется сопряженное и отраженное проговаривание.

Сформированные на индивидуальных занятиях произносительные навыки закрепляются на музыкально-ритмических занятиях, фонетических зарядках. В связи с этим в указанных организационных формах обучения целесообразно совместно планировать содержание работы по всем разделам программы.

При планировании работы над звуками речи необходимо соблюдать следующие условия:

    в первую очередь устраняются грубые дефекты, снижающие внятность речи (фальцет, сонантность, закрытая гнусавость, открытая гнусавость, озвончение, позвуковое воспроизведение слова);

    первоочередной коррекции подлежат дефекты основных звуков речи;

    одновременно (в рамках одного занятия) могут коррегироваться дефекты, которые резко отличаются друг от друга по своей сущности;

    одновременно должны исправляться дефекты, устранение которых требует сходных методических приёмов. Например, можно одновременно работать над устранением фальцета и выработкой правильного речевого дыхания, т.к. одним из приёмов в обоих случаях является протяжность произнесения. Работу над словесным ударением можно сочетать с выработкой силы голоса, т.к. методическими приёмами являются указание на вибрацию голосовых связок и протяжность произнесения;

    для одновременной работы следует выбирать звуки, относящиеся к разным фонетическим группам. Одновременно работать над звуками одной группы можно только тогда, когда стоит задача их дифференциации;

    не следует одновременно работать над устранением закрытой (м=б) и открытой гнусавости (а=а). В этом случае в первой части занятия необходимо вырабатывать умение ученика опускать мягкое небо, пропуская воздух через полость носа. Во второй же части занятия необходимо будет формировать умение поднимать мягкое небо, не допуская выдоха через нос. Таким образом, устранение открытой гнусавости может усилить закрытую и наоборот;

    не рекомендуется одновременно работать над устранением боковой артикуляции свистящих и шипящих согласных и над постановкой или коррекцией бокового согласного Л. В первом случае учитель-дефектолог будет стимулировать ученика к устранению образующихся боковых щелей, добиваясь примыкания боковых краев языка к верхним коренным зубам. Во втором случае боковые щели необходимы для правильного произнесения звука Л.

Основой для планирования индивидуальных занятий со слабослышащими детьми является в первую очередь состояние произносительной стороны устной речи ребенка, которое соотносится с требованиями программы по коррекции произношения. Следует учитывать, что слабослышащие учащиеся овладевают частью произносительных умений информальным путем, т.е. на основе целенаправленного подражания, без специально организованной работы. Так, на основе подражания слабослышащие учащиеся овладевают нормами словесного и логического ударений, орфоэпии, темпом, слитностью. Отмечается специфика и в работе над звуками речи. В то время как овладение звуковой стороной речью глухими учащимися практически осуществляется на индивидуальных занятиях, слабослышащие учащиеся, опираясь на развиваемую слуховую функцию, овладевают произношением части звуков на основе подражания. К таким звукам относятся гласные а, о, у, и, э , дифтонги я, е, е, ю , согласные п, т, м, н . Группа звуков ы, ф, в, к, х, д, з, ж, г, ч требует более длительного времени усвоения, поэтому выносить на индивидуальные занятия их нужно в том случае, если ребенок не усвоил их по подражанию в течение I – III четвертей. Из всех звуков фонетической системы русского языка особенно выделяется группа звуков, формирование которых на основе подражания затруднено: б, д, с, ш, р, ц . Формирование данных звуков осуществляется с использованием специальных способов и приемов.

Общая стратегия работы по коррекции звукопроизношения слабослышащих детей определяется в зависимости от выявленных в процессе предварительного обследования форм нарушения звукопроизношения.

При сенсорной обусловленности произносительных ошибок цель коррекционного воздействия состоит в выработке слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков. Важно учитывать, что основная трудность при этом состоит не в постановке звука, а в его автоматизации, так как даже после появления правильной артикуляции дети часто продолжают смешивать эти звуки и в произношении, и на письме. Работа осуществляется поэтапно. На начальных этапах опора осуществляется не на слуховой, а на сохранные зрительный и кинестетический анализаторы, что дает ребенку реальную возможность дифференцировать звуки в произношении. При этом соблюдается определенная последовательность отработки звука: изолированное произнесение → слог → слово → фраза. Затем проводятся упражнения на выработку слуховых дифференцировок. Параллельно обязательно планируется работа над письмом.

Моторные формы нарушения звукопроизношения обусловлены нарушениями в строении или функционировании органов артикуляции. В первом случае, выбор путей коррекции зависит от того, возможно ли устранение анатомического дефекта. Если дефект устраняется с врачебной помощью, дальнейшая коррекция осуществляется с помощью обычных приемов. Если устранение нарушения невозможно, у ребенка вырабатывается компенсаторная артикуляция дефектно произносимых звуков. При недостаточной подвижности артикуляционного аппарата работа начинается с выработки необходимых движений речевых органов, затем осуществляется постановка звука.

В случае смешанной обусловленности произносительных ошибок коррекционная работа ведется в двух направлениях: в плане развития речевой моторики с последующей постановкой звуков; в плане развития возможности слуховой дифференцировки смешиваемых звуков.

Работа над произношением продолжается и на второй части занятия – в процессе работы по развитию слухового восприятия. Учитель-дефектолог исправляет ошибки в произношении коррегируемых звуков. Следует отметить, что в процессе работы над текстом при его пересказе учеником исправлять произносительные ошибки не рекомендуется, поскольку это отвлекает внимание ученика. Однако при дальнейшей работе над текстом (ответы на вопросы, различение фраз) учитель-дефектолог обязан исправлять произносительные ошибки.