Материалы для педагога психолога в школе. Диагностическая работа психолога в школе

Добрый день, уважаемые учителя, ученики и родители! "Меня зовут Доронина Юлия Сергеевна, я - школьный психолог.

На этой странице вы узнаете, чем я занимаюсь, а также в каких случаях можно обратиться ко мне за помощью.

Так же внизу страницы вы сможете найти форму записи на приём.

График моей работы: Вт-Пт, с 10.00 до 16.00.

Вы можете указать в форме удобное для вас время, и мы обяательно договоримся о встрече."

Выполненные исследования за 2017-2018 учебный год:

  • Городской мониторинг по межшкольному насилию
  • Проведение диагностики учащихся 1,5 для изучения уровня адаптации и школьной мотивации
  • Проведение диагностики структуры интеллекта учащихся 1,2,3,4,5,6 и 8-х (формирования УУД в рамках внедрения ФГОС)
  • Диагностика готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено
  • Диагностика внимания и памяти учащихся 2,3 классов
  • Диагностика суицидального риска 6,7 классов.
  • Диагностика одаренности учащихся 1 классов
  • Социометрический статус учащихся (паспорт класса) с 1-10 классы.

Работа по профориентации за 2017-2018 учебный год (см. стр )

________________________________________________________

Главной позицией психолога является создание условий жизненных систем и выбор этих систем для детей. При совместной работе психолога и педагогов у ребенка формируются условия для создания личностной позиции: осознание собственного «я», уверенность в себе и умение формировать собственное мнение. Школьный психолог выступает в роли организационного звена между детьми и педагогами, так как это необходимо для защиты интересов и выявления возможностей школьников.Взаимодействие психолога и администрации, а также педагогического коллектива приводит к созданию условий для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей, работников и других участников образовательного процесса.Школьный психолог является своеобразным связующим звеном между педагогами, родителями и детьми. Психолог помогает ребенку приобрести и усвоить социальный опыт через осознание своего поведения и построение собственной позиции - это помогает ребенку вырабатывать осознанное восприятие мира.

В каких случаях следует обратиться за помощью к психологу?


1. Трудности в учёбе
Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память, рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть, проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами, попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.

2. Взаимоотношения в классе
Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например? в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

3. Взаимоотношения с родителями
Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания - такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

4. Выбор жизненного пути
Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены? каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

5. Самоуправление и саморазвитие
Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюженных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.

Основные направления работы школьного психолога

Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик.
Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся
Консультирование родителей - это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.
Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть служат целям психологической профилактики.

Примеры проблем, с которыми работает педагог-психолог:

1. Агрессия, замкнутость, капризность, навязчивые действия,

2. Застенчивость, повышенная обидчивость, упрямство, и т.д.;

3. Страхи и тревожность ребенка;

4. Проблемы адаптации;

5. Проблемы общения со сверстниками;

6. Развитие уровня психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие,

эмоциональная сфера) не соответствие возрасту ребенка;

7. Задержка психического развития.

8. Беспомощность родителей, потеря контроля над ситуацией.

Мифы о психологах:

Миф1. Если ты консультируешься у психолога - ты псих. Психолог и психиатр - одно и то же. Реальность: Врач-психиатр - это специалист в области лечения психических заболеваний (например: шизофрения). Использует преимущественно медикаментозные методы лечения (лекарства, таблетки).
Психолог - специалист, который консультирует
ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, семейные отношения, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, саморазвитие, конфликтные ситуации и многое другое) .

Миф2. К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы. Реальность: К психологу обращается человек, который ощущает потребность изменить своё поведение, свою жизнь в ту или иную сторону и ищет грамотный способ, эффективный путь осуществления этих изменений. Психолог - специалист, который может помочь найти такой путь, свой, уникальный для каждого.

Миф3. Если ты обратился к школьному психологу - об этом станет известно всей школе. Реальность: Основное правило работы психолога, и особенно школьного психолога - конфиденциальность . Это значит, что никто без вашего согласия не узнает, с каким вопросом вы обратились к психологу. Это же касается и результатов психологического тестирования, которое проводится в школе. О ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде и процентном соотношении.

КАК ВЫ ВОСПРИНИМАЕТЕ ИНФОРМАЦИЮ

    Визуальный – то, что мы видим. Это – образы, картинки, кино.

    Аудиальный – то, что мы слышим. Это может быть как речь, так и свист ветра или звук капающей воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.

    Кинестетический (от греческого "кинес" - движение) – то, что мы чувствуем (кожная чувствительность, внутренние или мышечные, ощущения (например, ощущения в желудке), запах, вкус.

Общая характеристика

Визуал

Аудиал

Кинестетик

Организован, наблюдателен, как правило спокойный. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом – хороший рассказчик. Хорошо помнит то, что видел. При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким. Имеет живую, образную фантазию.
Обладают хорошей зрительно-тактильной координацией.
Хорошо развита мелкая моторика (глаз - рука).
Предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают компьютер, любят головоломки, раскраски.
Не любят прикосновений.

Легко отвлекается. Легко повторяет услышанное. Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Предпочитает счет и письмо.
В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии.
Чувствителен к интонации.
Дети любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят.
Рано проявляют интерес к чтению, охотно читают вслух и легко запоминают указания учителя.
Уверен в себе, легко общается как со сверстниками, так и со взрослыми. Эти дети главные участники всех игр, чаще занимают лидирующие роли.
Легко выполняют даже сложные указания учителя, но быстро надоедают занятия, требующие усидчивости и работа над индивидуальным заданием.

Отвечает на физическое поощрение. При общении стоит близко, касается людей.
Обилие движений, много жестикулирует.
Раннее физическое развитие. Лучше обучается, делая.
При чтении водит пальцами.
Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким.
Хорошо помнит общее впечатление о событии.

Любят, чтобы до него дотрагивались во время разговора.
Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать – это их способ восприятия мира, они по-другому просто не понимают (это не означает, что они подвижные люди). Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
Требуют немедленного удовлетворения желаний и не готовы бороться с трудностями.
Плохо развита мелкая моторика.

Как распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации

Параметры наблюдения:

Аудиалы

Визуалы

Кинестетики

Направление взгляда в момент припоминания

Средняя линия

Верхняя линия

Нижняя линия

Жесты

На уровне груди

Выше плеч

Ниже груди

Словарь общения

Характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.).

Употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.)

В основном использует слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).

Особенности внимания

Легко отвлекается на звуки

Шум практически не мешает, но может отвлекаться на движущиеся объекты.

Вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно, не может работать в неудобной позе (мало места)

Отдых в свободное время

Используют отдых, чтобы наговориться и пошуметь, особенно после долгого молчания.

Чаще всего остается в группе, разглядывает книжки, картины на стенах.

Отдых нужен, чтобы размяться, подвигаться.

Внешний вид

Опрятный, дисциплинированный

Отличается обилием движений, неопрятен, часто ходит с исписанными руками.

Рабочее место

Все принадлежности в беспорядке разбросаны по парте. Несколько рабочих мест, организованных функционально.

Рабочее место организовано и упорядочено, вещи расположены в вертикальном порядке

Рабочее место неорганизованно, вещи расположены в горизонтальном порядке, занимает много места

Речь

Говорит быстро, использует визуальные указатели, смотрит поверх голов

Говорит медленно, использует манипуляции и жесты, вовлекает учеников в игры, проекты, сценарии

Говорит монотонно, любит дискуссии в классе. Организует чтение на уроке

Почерк

Окончание слов или строчки уходит вверх.

Письмо ровное.

Окончание слов или строчки уходит вниз, все буквы кривые, много грязи и обводов при письме.

Синицина Ирина Игоревна
Учебное заведение: МБОУ ОШИ №1
Краткое описание работы: Данный конспект занятия ориентирован для обучающихся начальной школы. Цель занятия: урегулирование эмоционального состояния ребенка, разрешение конфликта в диаде «ребенок-родитель» путем выявления причин детских обид и снижения ситуативной тревожности, развитие эмпатии.

Сергиенко Н.Ю. Забиран С.А. Плиска А.В
Учебное заведение: ГОБУ МО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
Краткое описание работы: Программа для приемных родителей, воспитывающих детей подросткового возраста, которая направленна на формирование родительских компетенций в воспитании приемных детей, на расширение спектра эффективных форм взаимодействия родителей с подростками, на развитие толерантности у родителей и на профилактику психоэмоционального выгорания.

Игнатьева Наталья Борисовна
Учебное заведение: БУ ЧР «Шумерлинский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Краткое описание работы: Предлагаю вам конспект психологического занятия с элементами тренинговых упражнений «Как общаться с ребенком». Данный материал будет полезен педагогам и психологам образовательных учреждений.

Червякова Кристина Сергеевна
Учебное заведение:
Краткое описание работы: Нахождение в интернет сети для подростка само по себе не считается отклонением, хотя разграничение нормы и патологии представляет отдельную психологическую проблему. Для того чтобы выделить особенности нехимической интернет-зависимости в подростковом возрасте, мы дадим определение понятия «зависимость» и рассмотрим специфику интернет-зависимости и интернет общения.

Вязанкина Ирина Андреевна
Учебное заведение: ГБОУ Лицей № 1367
Краткое описание работы: Психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическое сопровождение – это особая форма деятельности преподавателя, направленная на взаимодействие по оказанию помощи сопровождаемому в процессе его личностного роста, взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого (Н. Л. Коновалова)

Синицина Ирина Игоревна
Учебное заведение: МБОУ ОШИ №1
Краткое описание работы: Авторская разработка. Памятка для педагогов по работе с детьми, имеющие суицидальный риск. В памятке представлена информация о факторах развития суицидального поведения детей, признаках возникновения суицидального риска у ребенка, а также способы взаимодействия с ребенком при подозрениях на суицидальный риск.

Феонычева Людмила Анатольевна
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №48 "Дельфинёнок" г Димитровград Ульяновской области
Краткое описание работы: В конспекте занятия отображены все образовательные области, использованы такие формы работы как: дыхательная гимнастика, психогимнастика, дидактическая игра, конструирование из нетрадиционного материала.

СИМОНОВА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА
Учебное заведение: ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №5
Краткое описание работы: Практикум разработан для педагогов и родителей, так как наша задача, в общении с детьми, не научить их творчески мыслить всегда и везде, а научить видеть ситуации, где необходимо творческое мышление и совместно решить возникающие у ребенка проблемы, а также создать для него условия, гарантировано ведущих к ситуации успеха. Ситуация успеха – ведущая мотивация, которая побуждает детей посещать наши занятия и проявлять творческий потенциал.

Борзенкова Ольга Михайловна
Учебное заведение: МАОУ"СОШ №24 с УИОП"
Краткое описание работы: Исследование физкультурных потребностей в теории и на практике должно быть тесно взаимосвязано. Не следует заговаривать насущные проблемы. В то же время не смысла на практике топтаться на одном месте, соблюдая те традиции, которые уже давно потеряли свою актуальность и эффективность. Вместе с тем, новые данные необходимо критически оценивать, сравнивать, анализировать, чтобы обеспечивать полезную безболезненную преемственность в ходе педагогического процесса.

Червякова Кристина Сергеевна
Учебное заведение: Омский государственный педагогический университит
Краткое описание работы: Четкое понимание механизмов формирования и развития виртуальной интернет-зависимости предполагает изучение широкого круга социально-психологических, характерологических и личностных особенностей подростков, которые обнаруживают склонность к этому виду времяпрепровождения. Причины формирования интернет-зависимости зависимости, как показывают исследования, лежат как в психологической, так и в социальной сферах. Психологический блок причин, определяющих увлеченность интернет сайтами и формирование игровой зависимости, связан с характерологическими особенностями.

Хатькова Тамара Егоровна
Учебное заведение: «КГТТ» ШКОЛА-ИНТЕРНАТ, РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Краткое описание работы: В современных условиях реформирования системы образования, проблема формирования коммуникативных способностей, а так же коммуникативной готовности к школе выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом - успешность школьной и социальной адаптации детей.

АНУФРИЕВА ВЕРА ЮРЬЕВНА
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16 "Рябинушка" город Шумерля Чувашской Республики
Краткое описание работы: Педагогическая деятельность предъявляет к учителю высокие тре­бования. Широкий круг профессиональных обязанностей и диапазон его действий, к компетентному и творческому выполнению которых он должен быть подготовлен, обусловливает особое значение диалек­тической гибкости научных понятий, служащих раскрытию педаго­гических проблем. Некоторые понятия, связанные с характеристикой деятельности учителя, требуют более глубокого рассмотрения.

У данного товара существует несколько версий для покупки:

  • Диск — компакт диск (CD или DVD) для использования на личном персональном компьютере (ПК).
  • Версия для скачивания — программа для ПК, которую можно установить через Интернет сразу после оплаты.

Данное электронное пособие "Диагностическая работа психолога в школе" серии "В помощь школьному психологу " предназначено педагогам-психологам , классным руководителям и преподавателям образовательных организаций всех типов, ППМС-центров, может быть полезно студентам высших и средних педагогических учебных заведений, родителям .
В компакт-диске представлен материал для психодиагностики учащихся, преподавателей ОО, родителей.
Пособие состоит из следующих разделов:
- "Методики";
- "Анкеты";
- "Тесты ".
Предлагаемые методики, анкеты и тесты помогут обеспечить успешную социализацию учащихся, справиться с проблемами коммуникативности, сформировать навыки стрессоустойчивости, а также позволят педагогам проводить занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления и воображения.

Минимальные системные требования:
операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
процессор - Pentium-II;
оперативная память - 256 МB;
разрешение экрана - 1024х768;
устройство для чтения компакт-дисков - 24-х CD-ROM;
свободное место на жестком диске - 400 МB.

Подробное описание

Данное электронное пособие «Диагностическая работа психолога в школе» серии «В помощь школьному психологу» предназначено педагогам-психологам, классным руководителям и преподавателям образовательных организаций всех типов, ППМС-центров, может быть полезно студентам высших и средних педагогических учебных заведений, родителям.

В современном образовании именно компетенция практического школьного психолога позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в психологическом развитии учащихся, знать их возрастные и индивидуальные особенности, на основе этого помогать педагогическому коллективу использовать средства и методы учебно-воспитательной работы с максимальной эффективностью.

В компакт-диске представлен материал для психодиагностики учащихся, преподавателей ОО, родителей.

Предлагаемое пособие состоит из следующих разделов: «Методики», «Анкеты», «Тесты».

Раздел «Методики» содержит различные методики, направленные на исследование личности («Тест Г. Айзенка», «Определение уровня беспокойства–тревожности личности»), изучение познавательных процессов и уровня умственного развития («Школьный тест умственного развития (ШТУР)», «Определение устойчивости внимания»), методики для изучения классного коллектива («Карта-схема психолого-педагогического изучения коллектива класса», «Определение межличностной приемлемости учащихся класса»), а также различные другие известные методики, направленные на работу с семьей, педагогическим коллективом, индивидуальное и групповое исследования.

В раздел «Анкеты» включен такой вид психологического исследования, как анкетирование , который помогает выявлять индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. В разделе представлены анкеты для родителей и преподавателей («Педагогический совет», «Система и структура управления школой»). Важное значение имеют анкеты, оценивающие климат в коллективе, а также успешность учебной работы учителя (Анкета «Климат в коллективе» (для учителей и учащихся); «Оценка успешности учебной работы учителя» и мн. др.).

Тест – это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий; применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов. Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно кратковременно, проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения. Результат решения теста допускает количественное выражение и тем самым открывает возможность математической обработки.

Примеры такого метода психологического исследования как тест представлены в разделе «Тесты»: тесты для проверки коэффициента интеллектуальности; оценки зрительной памяти, логического мышления, концентрации внимания и особенностей темперамента; тесты Люшера, Кэттела, Стерляу; тесты индивидуальные и групповые и мн. др.

Предлагаемые методики, анкеты и тесты помогут обеспечить успешную социализацию учащихся, справиться с проблемами коммуникативности, сформировать навыки стрессоустойчивости, а также позволят педагогам проводить занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления и воображения.

Литература

1. Определение готовности детей к обучению в школе: диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям, развивающие игровые занятия. – (Из опыта работы школьного психолога) / сост. Е. А. Чаус, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Психолого -педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением: психологическая диагностика, игровые технологии / авт.-сост. И. Н. Хоменко. – Волгоград: Учитель, 2009.

3. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения / авт.-сост. Е. Д. Шваб, Н. П. Пудикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

4. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е. Д. Шваб. Волгоград: Учитель, 2007.

5. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятия / авт.-сост. О. Н. Рудякова . – Волгоград: Учитель, 2008.

6. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова . – Волгоград: Учитель, 2009.

Список использованной литературы при подготовке материалов диска:

1. Абрамова, Г. С. Об улыбке, букве «Я», словах «надо» и «нельзя»: материалы для психокоррекционных и развивающих занятий с младшими школьниками. – Волгоград: ВГПИ им. Серафимовича, 1992.

2. Анастази, А. Психологическое тестирование: Кн. 1. / А. Анастази. – М. : Педагогика , 1982. – 305 с.

3. Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей: психодиагностические таблицы; психодиагностические методики; коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – 2-е изд., перераб. – М. : Ось-89, 1999. – 224 с.

4. Бирелл Вейсен, Р. Обучение жизненно важным навыкам в школе / Р. Бирелл Вейсен, Дж. Оли, В. Эванс, Дж. Ли, Б. Спрунгер, Д. Пелаускс. – М. : Вита-Пресс, 1996.

5. Битянова, М. Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. – М., 1994.

6. Бугрименко, Е. А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: методические разработки для школьного психолога. Библиотека развивающего обучения / Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер и др. – Вып. 11. / – Томск: Пеленг, 1992. – 92 с.

7. Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие / И. В. Вачков. – М. : Ось-89, 2002.

8. Венгер, Л. А. Домашняя школа мышления (Народный университет. Педагогический факультет, № 12) / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. – М. : Знание, 1985. – 80 с.

9. Венгер, А. Л. Методические рекомендации по наблюдению за психическим развитием учащихся подготовительных классов школ и подготовительных групп детских садов / А. Л. Венгер, М. Р. Гинзбург. – М. : АПН СССР, 1983. – 39 с.

10. Венгер, А. Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. – 69 с.

11. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.

12. Газман, О. С. В школу с игрой / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. – М., 1991.

13. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия / В. И. Гарбузов. – СПб. : АО «Сфера», 1994.

14. Горбатенко, Л. С. Родителям и педагогам: все о наркомании. Эффективные программы профилактики, темы и материалы для классных занятий / Л. С. Горбатенко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 352 с. – (Серия «Библиотека школьника»).

15. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / под ред. В. А. Никитина. – М. : Союз, 1996.

16. Демчук, Е. В. Организация комплексного подхода в системе профилактики наркозависимости среди учащихся общеобразовательных учреждений / Социально-психологическое сопровождение участников образовательного процесса: опыт, проблемы, перспективы: матер. науч.-практич. конф. / авт-сост. И. Н. Хоменко . – Чита: ЧИПКРО, 2007. – 113 с. (с. 99–100).

17. Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция: межвузовский сб. науч. трудов. – СПб., 1999.

18. Дубинин, Н. П. Генетика, поведение, ответственность / Н. П. Дубинин, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев. – М., 1992.

19. Завьялова, Н. А. Готовимся к школе / под ред. О. Г. Свердловой. – М. : Знание, 1969. – 96 с.

20. Зак, А. З. Различия в мышлении детей / А. З. Зак. – М. : РОУ, 1992. – 128 с.

21. Захаров, А. И. Неврозы у детей / А. И. Захаров. – СПб. : Дельта, 1996.

22. Зимардо, Ф. Застенчивость / Ф. Зимардо – М., 1991.

23. Змановская, Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

24. Кле, М. Психология подростка: психосексуальное развитие / М. Кле. – М.: Педагогика, 1991.

25. Клейберг, Ю. А. Социальные нормы и отклонения / Ю. А. Клейберг. – 2-е изд., доп. – М. : Вита-Пресс, 1997.

26. Клюева , Н. В. Программы социально-психологического тренинга / Н. В. Клюева, М. А Свистун. – Ярославль: Содействие, 1992.

27. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1997.

28. Ковалева, А. И. Социология личности: норма и отклонение / А. И. Ковалева. – М. : Ин-т молодежи, 1996.

29. Кондрашенко, В. Г. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты / В. Г. Кондрашенко. – Минск, 1988.

30. Коноваленко, С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет / С. В. Коноваленко. – М. : Гном и Д, 2000.

31. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1997.

32. Кумарина, Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения // Народное образование. – 2000. – № 1.

33. Максимова, Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: учеб. пособие / Н. Ю. Максимова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2000. – 576 с.

34. Максимова, Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: учеб. пособие / Н. Ю. Максимова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2000. – 384 с.

35. Обозов, Н. Н. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. – Л. : ЛГУ, 1989.

36. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. – М. : ЦТ «Сфера», 1998. – 240 с.

37. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. – М., 1988.

38. Подготовка ребенка к школе. – Изд. 2-е, перераб. – Томск: Пеленг, 1994. – 206 с.

39. Психологическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / под ред. В. В. Давыдова. – М., 1990.

40. Психокоррекционная работа с детьми: учеб. пособие / под ред. И. В. Дубровиной. – М. : ACADEMA, 1999.

41. Прохватилин, Н. В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников / Н. В. Прохватилин. – М. : ТЦ Сфера, 2002.

42. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М. : Красная площадь, 1996.

43. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1991.

44. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / под ред. И. В. Дубровиной. – М., Тула, 1993.

45. Развитие общения у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. – М., 1974.

46. Родионов, В. А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1–11 классов / В. А. Родионов и др. – Ярославль: Академия развития, 2001.

47. Рояк, А. А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками у некоторых детей дошкольного возраста // Вопросы психологии . – 1974. – № 4.

48. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / под науч. ред. Л. М. Шипицыной и Л. С. Шпилени. – М., 2003.

49. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Академия, 1999.

50. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М. : ВЛАДОС, 1997.

51. Самоукина, Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н. В. Самоукина. – М. : Новая школа, 1993.

52. Семья в психологической консультации. – М., 1989.

53. Симатова, О. Б. Модель поведения у подростков: социально-психологическое сопровождение участников образовательного процесса: опыт, проблемы, перспективы: матер. науч.-практич. конф. / авт-сост. И. Н. Хоменко. – Чита: ЧИПКРО, 2007. – 113 с. (с. 93–96).

54. Симатова, О. Б. Первичная профилактика злоупотребления психотропными веществами у подростков / О. Б. Симатова. – Чита: Изд-во Заб ГПУ, 2005. – 152 с.

55. Симатова, О. Б. Теоретико-методологические аспекты первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами у подростков / О. Б. Симатова // Психотерапевтические техники в комплексном лечении психосоматических расстройств: материалы научно-практической конференции. – Чита: Поиск, 2006. – С. 76–82.

56. Талызина, Н. Ф. Практикум по педагогической психологии / Н. Ф. Талызина. – М. : Академия, 2002. – 192 с.

57. Тихомирова, Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка: младшие школьники / Л. Ф. Тихомирова. – М. : Рольф, 2000. – 160 с.

58. Хоменко, И. Н . Система профилактики суицидального поведения в работе педагога-психолога образовательного учреждения / Социально-психологическое сопровождение участников образовательного процесса: опыт, проблемы, перспективы: матер. науч.-практич. конф. / авт-сост. И. Н. Хоменко. – Чита: ЧИПКРО, 2007. – 113 с. (с. 88–90).

59. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. – М. : Интерпракс, 1995.

60. Чистякова, М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. – М., 1990.

61. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М., 1978.

62. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М., 1995.