Собираемость взносов на капремонт по регионам. Собираемость платежей за капремонт с граждан выше, чем с местных властей

МОСКВА, 25 декабря. /ТАСС/. Плохое качество работ и невысокий уровень доходов населения становятся причинами низкой собираемости взносов за капитальный ремонт в некоторых регионах России, сообщили опрошенные ТАСС эксперты. Они отметили, что средняя собираемость взносов по стране достигает 90%, но в некоторых субъектах она не превышает 50%.

Министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень ранее сообщил журналистам, что по состоянию на середину ноября с начала 2017 года в России отремонтировано порядка 100 тыс. многоквартирных жилых домов, в которых проживает около 13 млн человек. По сравнению с 2011 годом темпы проведения капремонта увеличились в 5,7 раза, заметил министр. Так, в 2011 году было капитально отремонтировано порядка 7,3 тыс. домов, а в 2016 году - уже около 41,4 тыс. домов.

Капремонт не по карману

По мнению преподавателя РАНХиГС, директора Ассоциации ТСЖ Московской области Сергея Белолипецкого, собираемость взносов на капремонт в регионах напрямую зависит от среднего уровня доходов населения, так как сумма взносов в разных субъектах практически не отличается.

"У людей просто не хватает денег в прямом смысле этого слова. Это касается и коммунальных услуг, и содержания здания, и тем более капитального ремонта", - сказал он.

Белолипецкий отметил, что многие дома, особенно в отдаленных регионах, крайне нуждаются в капремонте. В решении проблемы, уверен он, могли бы помочь ТСЖ, если жильцы сами смогут решать, какие работы необходимо провести в доме, а также контролировать расходы средств на ремонт. "Опыт показывает, что гораздо экономически выгоднее в долгосрочной перспективе сделать один хороший капитальный ремонт, а потом платить небольшие деньги для его поддержания. Содержать легче, чем капитально ремонтировать", - сказал он.

Как отмечает замглавы Минстроя РФ Андрей Чибис, по данным ведомства, собираемость платежей за капитальный ремонт в среднем по стране близка к 90%. Этот показатель традиционно ниже в регионах Северного Кавказа, но в настоящее время ситуация исправляется.

"Имущество и помещения в многоквартирных домах, которые не оплачены взносами на капитальный ремонт, внесены в наши списки, и мы делаем все необходимое, чтобы эти долги были погашены, с процентами, соответственно. Что касается региональных и муниципальных собственников - они подтянулись, у нас почти не осталось долгов муниципалитетов, почти полностью закрыли свои долги и региональные власти", - сказал Чибис журналистам.

Данные о сравнительно низкой собираемости средств на капремонт в регионах Северного Кавказа подтвердила исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева. По ее информации, собираемость в Дагестане составляет 10,39%, в Северной Осетии - 19%, в Ингушетии - 31,72%, а в Кабардино-Балкарии - 37,85%. Также низкие показатели демонстрирует Крым - 45,64% и Тыва - 50%.

Платить или не платить?

Невысокая собираемость налога в некоторых регионах, по мнению Разворотневой, может быть связана и с тем, что капремонт проводится на низком уровне или вовсе отсутствует. "Это укрепляет собственников в мысли о том, что платить не нужно", - сказала она.

В свою очередь Чибис отметил, что в 2017 году темпы капремонта в России на 16% выше прошлогодних показателей, а темпы в 2016 году увеличились в два раза по сравнению с 2015 годом. При этом до сих пор стоит задача сделать так, чтобы все собранные на капитальный ремонт средства расходовались максимально эффективно.

По данным замминистра, на данный момент в 15 регионах России средства на капитальный ремонт тратятся ненадлежащим образом. "По этим субъектам отправлены материалы в Генеральную прокуратуру для того, чтобы была проведена проверка легитимности деятельности представителей этих регионов, руководителей региональных операторов капитального ремонта. И мы вместе с прокуратурой сделаем все, чтобы недобросовестные коллеги были наказаны по всем требованиям законодательства", - добавил Чибис.

Светлана Разворотнева также считает, что в некоторых регионах работа по сбору взносов на капитальный ремонт плохо организована. Так, например, в Крыму до сих пор отсутствует полноценная база абонентов, а на Северном Кавказе у собственников зачастую отсутствует возможность безналичной оплаты.

В настоящее время все еще не налажена работа по взысканию долгов за капитальный ремонт, сказала исполнительный директор "ЖКХ Контроль". По ее данным, на сегодняшний день задолженность собственников жилья за капитальный ремонт по всей России составляет почти 70 млрд руб. При этом в суды поданы исковые заявления о взыскании около 4 млрд руб., что составляет 5,7% от общей суммы долгов. А исполнительные листы о взыскании получены лишь на сумму 1,125 млрд руб.

Минстрой России подвел итоги выполнения программы капитального ремонта в регионах за 2017 год. Результаты, представленные на Всероссийском видеоселекторном совещании по выполнению программ создания комфортной городской среды и капитального ремонта, воодушевляют: всего в России капитально отремонтировано почти 100 тысяч домов (из запланированного объема на текущий год в 40 тыс. многоквартирных домов уже отремонтировано или скоро будет около 30 тыс., что улучшило условия проживания около 3,8 млн человек).

В числе лучше всего себя показавших в реализации программы – Республика Татарстан (982 дома при плане 991 дом), Липецкая область (541 дом при плане 621 дом), город Москва (3 207 домов при плане 4 178 домов), Тульская область (871 дом при плане 1115 домов) и Вологодская область (416 домов при плане 564 дома).

Программы капитального ремонта многоквартирных жилых домов приняты в каждом субъекте РФ, их социальная важность такова, что уже не один губернатор лишился своей должности в связи с провалом исполнения региональной программы, – отмечает заместитель председателя Общественного совета при Министерстве ЖКХ Московской области Олег Иванов. Именно поэтому, по его словам, исполнение программ жестко контролируется как федеральными органами государственной власти, так и общественниками. В частности, этим занимается Общероссийский народный фронт.

«При этом верно и обратное: эффективное выполнение программы капремонта – один из ключевых показателей деятельности губернатора. Поэтому, конечно, большая заслуга, например, главы Татарстана Рустама Минниханова или его коллеги тульского губернатора Алексея Дюмина в том, что они за короткий срок сумели вывести регионы в лидеры в этой области», - считает Иванов. «Если выделять отдельные регионы по эффективности исполнения программы капремонта, то, по данным за первое полугодие, в число лидеров вошли Липецкая, Омская, Тульская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ. Хуже всего ремонтируются многоквартирные дома в Краснодарском и Забайкальском краях, а также в Чукотском автономном округе», - указал эксперт.

По его мнению, основной проблемой при реализации региональных программ является низкий уровень собираемости взносов граждан на капремонт. Кроме того, не во всех регионах выполняется требование Жилищного кодекса РФ, согласно которому все средства на капремонт к концу года должны быть реализованы, что дает возможности для злоупотреблений.

Эксперты Общероссийского народного фронта провели мониторинг собираемости взносов на капремонт по состоянию на второй квартал текущего года. Со сбором взносов по всем формам собственности «запаздывают» в Республике Адыгея (48,55%), Чукотском автономном округе (45,4%), Забайкальском крае (39,83%), Республике Тыва (27,41%) и Республике Дагестан (21,54%). Справедливости ради стоит отметить, что общая динамика собираемости взносов на капремонт по стране положительная – показатель вырос на 7%, до 88,8%.

Еще одним важным фактором является эффективное использование взносов граждан. По данным рейтинга регионов по исполнению программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за первое полугодие 2017 года от центра ОНФ «Народная экспертиза», проблемы такого рода возникают в 58 регионах. Большие объемы средств могут просто «зависнуть» на счетах фондов. Такое происходит в Московской области – там не использовано 5,8 млрд руб., Нижегородской области – 4,4 млрд руб., Красноярском крае – 4 млрд руб. и Иркутской области – 3,1 млрд руб.

Реализацию программы также могут срывать недобропорядочные исполнители, которые некачественно осуществляют работы или вовсе не исполняют взятые на себя обязательства. Подобные проблемы возникают во многих регионах: в их числе Курганская, Костромская, Белгородская области. Фондам капремонта остается только подавать иски в суд и надеяться на благополучный исход. Имеет место и несоответствие суммы взносов с реальными рыночными ценами на работы, на которые ориентируются подрядчики: многие просто не желают работать за маленькие деньги. О таких проблемах сообщалось в Воронежской и Тюменской областях.

Однако с этим можно бороться. Есть регионы, где подрядчики - организации изначально тщательно отбираются: чтобы быть допущенными к конкурсу они должны отвечать целому ряду требований и пройти предварительный отбор.

В Вологодской области, вошедшей в топ регионов, успешно справляющихся с задачами по капремонту, за 2017 год из 564 заявленных в планах многоквартирных домов отремонтировано свыше 450 зданий. В большей же части остальных домов работы завершаются, в частности, идет пуско-наладка новых лифтов. По словам заместителя губернатора региона Виталия Тушина, в этом году областной Фонд направил на ремонт свыше 1,2 млрд рублей. Собираемость взносов на капремонт в регионе в текущем году составляет порядка 98%.

Липецкая область также демонстрирует высокий темп реализации региональных программ капремонта. На данный момент в области приведен в порядок уже 541 при плане в 621 объект (в том числе 283 МКД по разработке проектно-сметной документации). По состоянию на конец ноября по строительно-монтажным работам в 271 объекте капитальный ремонт полностью завершен, по 63 МКД идет сдача-приемка объектов, по двум объектам капитальный ремонт в процессе выполнения, два дома по решению собственников перенесены на 2018 год. Уровень собираемости взносов составляет 106,5%.

Тульская область, которая еще в прошлом году, согласно рейтингу ОНФ, входила в тройку лидеров по исполнению программ капитального ремонта, продолжает активно вести работы по ремонту домов. По состоянию на ноябрь 2017 года сбор за капитальный ремонт в регионе составляет 92,3%, а плановые работы выполнены более чем на 96% (1859 видов работ из 1937 необходимых в многоквартирных домах общей площадью 1,2 млн кв. м. на сумму 1,3 млрд руб). В 2017 году основным видом работ стал капитальный ремонт кровель. План на 2018 год включает капремонт 2554 конструктивных элементов в 1061 МКД. И в основном это ремонт инженерных систем, ремонт и замена лифтов. Первый заместитель генерального директора фонда капитального ремонта многоквартирных домов (ФКР) Тульской области Константин Лопухов заявил, что практика реализации программы в Тульской области была признана Минстроем России одной из лучших в стране. «По поручению Губернатора Алексея Дюмина к конкурсным процедурам допускаются только подрядные организации, соответствующие установленным требованиям и прошедшие предварительный отбор», - отметил Лопухов.

В Татарстане жилищные условия в текущем году удалось улучшить 232 тыс. жителям. Работы полностью завершены в 981 многоквартирном доме, 941 из которых уже приняты жилищной инспекцией. К большинству оставшихся есть претензии по части неполного пакета необходимой документации. И только в трех предстоит устранить серьезные недоделки, допущенные подрядчиками. На выполнение работ было выделено 6 миллиардов 38 миллионов 695 тысяч рублей. Программа капитального ремонта МКД на 2018 год включает 1 031 объект, 320 из которых находятся в Казани. Всего в долгосрочную региональную программу капитального ремонта включено 16 128 многоквартирных домов.

По мнению эксперта Института национальной стратегии, политолога Раиса Сулейманова, реализация программы капремонта многоквартирных домов является крайне важной для населения, значительная часть которого объективно проживает в домах, построенных еще в советское время. «Вся трудность ее реализации в том, что, во-первых, в капремонте нуждается огромное количество жилых домов, т.е. жилой фонд, где необходим капремонт, огромен. Во-вторых, существует проблема непрозрачности капремонта: люди десятилетиями платят по счетам за капремонт, однако куда деваются эти деньги, каким образом они аккумулируются, распределяются, большинство не знает, что порождает недоверие к самой обязанности уплаты за капремонт», - считает эксперт.

Он указывает, что недоверие порождается и тем, что эту плату собирают управляющие компании, которые и иные свои функции не выполняют должным образом. Сулейманов также отметил, что приходящее в негодность жилье без капремонта сказывается и без того на нелегкой жизни населения. Рядовые жители полагают, что государство обязано контролировать этот процесс, участвовать в нем. Все это в совокупности и определяет социальную политику в регионе. Поэтому программа реализации капремонта в том или ином регионе может стать одним из маркеров определения эффективности работы его главы.

Программа капитального ремонта одинаково важна для всех регионов, считает аналитик, ведущий информационно-аналитического проекта «Смыслы» Иван Аркатов. «Лидеры по этой программе: Вологодская, Липецкая, Тульская области стали показательными. Заслуга по исполнению лежит не только на губернаторах, но и конкретно на тех, кто ее реализует. Безусловно, успешность программы зависит от грамотного и эффективного распределения финансовых средств», - резюмировал эксперт.

До конца 2015 года во всех российских регионах - за исключением Крыма и Севастополя – будет введена плата граждан за будущий капитальный ремонт многоквартирных домов. Ежемесячная ставка нового жилищного оброка сильно различается: от 15 руб. за 1 кв. м в Москве до 2 руб. в Мурманской области. Но уже сейчас эксперты фиксируют массовые неплатежи граждан. В некоторых российских регионах за будущий капремонт платят менее 20% жителей. Некоторые законодатели считают, что уже осенью властям придется исправить системные нарушения в процедуре изъятия денег у населения на капремонт.

Согласно данным Фонда содействию реформирования ЖКХ, статистика собираемости взносов на капремонт выглядит очень по-разному. Есть регионы с высокими (в среднем более 85%) показателями – например, Санкт-Петербург, Новосибирская, Костромская, Воронежская, Брянская области, Республика Татарстан. В большинстве регионов уровень собираемости близок к 50%. Такие показатели отмечены в Саратовской, Архангельской, Нижегородской и других областях. Но есть и регионы, где собираемость взносов на капремонт едва достигает 20%. Такая картина наблюдается, например, в Кабардино-Балкарии, Пермском крае, Дагестане, Ингушетии и Туве. В столице обязательный платеж появился только с 1 июля, и достоверных данных о собираемости еще нет. Но, учитывая высокие ставки жилищного оброка, можно предположить, что показатели собираемости не порадуют.

Российский Интернет сегодня переполнен советами от юристов, как легитимно избежать спорных платежей за будущий капремонт. При этом ставится под сомнение юридическая база взаимоотношений между гражданами и фондами капремонта. Сборы на капремонт юристы трактуют как сделку между равноправными сторонами. И если одна из сторон сделки с условиями сделки не согласна, она может уведомить об этом другую сторону. Дальше стороны начинают процесс согласования условий сделки. Если они не могут прийти к согласию, условия сделки определяются в суде. Но в ситуации, если одна из сторон уведомила другую о своем несогласии с условиями сделки и процесс согласования условий не завершен, сделка не может считаться заключенной, обязательства по выплате денег по этой сделке наступить не могут, утверждают некоторые юристы.

Однако, по мнению и.о. директора направления городского хозяйства Института экономики города Ирины Генцлер, волна советов, как не платить оброк, создается искусственно. «Никто не хочет нести дополнительные расходы неизвестно за что. Те регионы, где местные власти информировали население, разъясняли, куда пойдут их деньги, показывают неплохую собираемость. Собственники должны понять, что за них бремя ответственности за состояние жилья нести никто не будет», – говорит Генцлер.

С необходимостью капремонта никто не спорит. Но юридически подкованных граждан смущают противоречия с действующими законами. В соответствии со статьей 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», первый капитальный ремонт после приватизации проводится за счет государства. Можно обсуждать, в какой степени государство должно участвовать в оплате этого капитального ремонта – полностью или только за период, когда квартира или комната находилась в собственности. Но в любом случае законодатель не отменял эту обязанность государства – тем более задним числом. Есть юридические проблемы и с организацией контроля за расходованием общих взносов на капремонт.

«Нестыковки есть и в столице, – говорит депутат Госдумы Галина Хованская. – Правительство настаивало, чтобы рост стоимости коммунальных платежей, в том числе со взносами на капремонт, не превышал установленных предельных показателей. По Москве этот порог установлен на уровне 10%. С таким ростом платежей можно было бы смириться. Но с нынешними 15 руб. за метр квартплата выросла в некоторых случаях на 50%! Пошел буквально вал жалоб от населения».

Напомним, что собственники квартир вправе принять на общем собрании решение о прекращении перечисления взносов на капитальный ремонт своего дома на общий счет регионального оператора и начать накопление средств на капитальный ремонт самостоятельно – на специальном счете. При этом Жилищный кодекс предусматривает, что решение собственников квартир о самостоятельном накоплении средств на капитальный ремонт вступает в силу через два года после его направления региональному оператору. Соответственно накопленные собственниками средства и текущие взносы на капитальный ремонт будут перечислены на специальный счет не ранее чем через два года. Одновременно Жилищный кодекс разрешает субъектам Федерации сокращать этот срок.

«В Москве этот срок уже готовы сократить до трех месяцев, – поясняет Хованская. – Но не все регионы показывают такую оперативность. А реально будет так, что из общего котла регионального оператора собранные взносы пойдут на закрытие тех самых долгов по капремонту приватизированных домов. По моим оценкам, это 5–7% жилого фонда РФ».

«Индивидуальный спецсчет – это более понятная форма аккумулирования средств граждан, – согласна Генцлер. – Но может возникнуть ситуация, когда ремонт требуется срочно, а собранных денег не хватает. И правительство совместно с Центробанком планировало проработать порядок целевого льготного кредитования капремонта». По словам Хованской, в ближайшее время нужно не только продумать возможность доступного кредитования, но и застраховать спецсчета, на которых собираются взносы на капремонт.

«Если вклады населения страхуются и подлежат возмещению, то деньги юрлиц возвращают либо в последнюю очередь, либо не возвращают вовсе», – отметила Хованская. Тем самым накопления граждан могут бесследно исчезнуть.

С учетом нынешней низкой собираемости платежей проблемы в жилищно-коммунальной сфере в обозримом будущем не решить, утверждает управляющий партнер компании «ФинЭкспертиза» Нина Козлова. По ее мнению, «руководству регионов нужно не только установить адекватный размер взноса на капремонт, но и обеспечить жесткий контроль за прозрачностью конкурсных процедур и процесса отбора подрядчиков для проведения ремонтных работ, а также контроль качества их исполнения. Крайне важно при этом вести постоянную разъяснительную работу среди населения и поддерживать обратную связь».

С началом осенней сессии депутаты обещают снова заняться проблемой взносов на капремонт. «Если мы установим факт, что средства граждан используются не по назначению, а именно на покрытие долгов по ремонту у муниципалитетов, будем задействовать прокуратуру. Но думаю, что уже в ближайшее время, буквально в сентябре, правительство все-таки изменит процедуру уплаты взносов на капремонт», – говорит Хованская.

В декабре 2017 года по инициативе еженедельной городской газеты «Площадь СВОБОДЫ» врио генерального директора НО «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» Михаил Архипов совместно с ведущими специалистами некоммерческой организации впервые провел личный прием граждан в Тольятти. Мероприятие вызвало большой ажиотаж: буквально за считанные часы на встречу с руководством ФКР Самарской области записались несколько десятков тольяттинцев. Встреча получилась эмоциональная, но полезная: многие вопросы собственников удалось решить прямо во время приема граждан. А для установления постоянного прямого диалога с жителями в фонде капитального ремонта приняли решение, что подобного рода мероприятия в Тольятти будут проводиться не реже одного раза в квартал. Сказано — сделано: очередная встреча руководителей ФКР Самарской области с тольяттинцами состоялась в администрации Центрального района 6 марта. Помимо самого Михаила Архипова, его профильных заместителей и специалистов технического надзора фонда на приеме граждан присутствовали начальник отдела ЖКХ департамента городского хозяйства администрации г.о. Тольятти Евгений Харахорин и депутат Самарской губернской думы Алексей Степанов.

В течение рабочего дня на прием граждан по вопросам капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов обратились в общей сложности более 20 человек. С некоторых адресов люди приходили целыми группами. При этом, в отличие от декабрьской встречи, в этот раз вместо привычной, казалось бы, критики жители преимущественно интересовались планированием и сменой видов работ, спрашивали о возможности и способах переноса сроков проведения капремонта на более ранний период, а также консультировались по вопросам ведения спецсчетов и использования средств, накопленных таким образом собственниками.

Федеральные деньги ждут активных жителей

По-деловому предметный разговор сложился у Михаила Архипова и его заместителей с представителями ТСЖ по ул. Маршала Жукова, 38. Собственники рассказали, что в настоящее время на спецсчете их дома накоплено около 4,3 млн руб. При этом часть аварийных работ по кровле, фасаду и стоякам холодного водоснабжения ТСЖ уже выполнило за свой счет с использованием средств содержания, текущего ремонта и сложившейся на доме экономии. Теперь первостепенная задача — с умом распорядиться деньгами спецсчета и по возможности, не нарушая порядка реализации региональной программы, израсходовать их сразу на три вида работ: завершение мероприятий по замене стояков холодного водоснабжения, капремонту кровли и утеплению торцевой стены многоэтажки. По дефектной ведомости и смете все складывается. Но пропустит ли региональный оператор такую инициативу собственников? Михаил Архипов ответил, что спецсчет, действительно, дает такую возможность. Но для получения согласования ТСЖ должно, во-первых, провести общее собрание собственников и направить в ФКР Самарской области соответствующий протокол, во-вторых, поработать над собираемостью ежемесячных взносов — она должна составлять не менее 97%. Если все условия будут выполнены, уже в 2018 году товарищество сможет списать деньги со спецсчета на выполнение первоочередных работ по капитальному ремонту.

Также Михаил Архипов отметил, что государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» планирует в этом году выплачивать компенсации тем владельцам спецсчетов из различных регионов России, кто провел на своих домах энергоэффективный капремонт с применением энергосберегающих технологий. ТСЖ по ул. Маршала Жукова, 38, как выяснилось, ресурсы уже сберегает, имеет экономию свыше 6% и, следовательно, вполне может претендовать на компенсацию из федерального бюджета в размере до 50% от расходов на капремонт, но не более 5 млн руб.

«Я думаю, это будет для вас хорошее подспорье. Средства компенсации вы сможете в дальнейшем свободно направить на другие виды работ по капремонту. Федеральные деньги на эти цели есть, они ждут вас. Мы сейчас планируем заявку на получение таких компенсаций от Самарской области, хотим включить в нее несколько спецсчетов с хорошим опытом работы. Полагаю, ваш дом — один из главных претендентов на такую выплату», — подытожил Михаил Архипов.

«Общий котел» лучше спецсчета

Впрочем, один позитивный пример открытия, ведения и использования спецсчета — скорее исключение, нежели сложившаяся практика. Удачный опыт самостоятельной работы со спецсчетами — то, чем большинство их владельцев похвастаться не могут. Почему? В подавляющем большинстве домов, которые решили копить на капремонт самостоятельно, попросту нет финансово грамотных и технически подкованных жильцов, которые могли бы своими силами вести и четко отслеживать все процессы, от выставления квитанций, начисления пеней и взыскания долгов до подготовки проектно-сметной документации, поиска подрядных организаций, контроля и последующей приемки выполненных работ по капремонту. Вторая не менее существенная проблема — низкая собираемость и невысокие взносы, которых далеко не всегда хватает на своевременное проведение работ, график которых установлен региональной программой. Отсюда и результат: стоит один раз нарушить краткосрочный план и не выполнить работы в срок — дом автоматически лишается спецсчета и через год переходит в «общий котел» регионального оператора.

Такая ситуация, к примеру, сложилась в доме по ул. Революционной, 50. Здесь ТСЖ тоже замахнулось на спецсчет, но не успело набрать нужную сумму и провалило работы по замене лифтового оборудования. Соответственно, в 2017 году деньги со спецсчета ушли в «общий котел». И сразу — положительные изменения: в декабре 2017-го региональный оператор по итогам торгов подписал договор на проектирование ремонтных работ, а уже весной 2018-го, месяца через полтора, готовится выйти на новый тендер — уже по поиску подрядчика, который до конца этого года заменит в многоэтажке все четыре лифта: два пассажирских и два грузовых. В этом и состоит весь смысл «общего котла»: тот самый принцип взаимовыручки, когда капремонт производится на домах четко в установленные программой сроки. Даже при том, что собираемость взносов по дому составляет всего 82%.

Главное — платежная дисциплина

Чаще других на приеме граждан звучал вопрос о том, как изменить запланированный программой вид работ по капитальному ремонту или перенести их на более ранний период. С такой проблемой на встречу с руководителями ФКР Самарской области обратились, например, жители дома № 6 по бульвару Орджоникидзе. На 2021-2023 годы по краткосрочному плану в доме запланирован капремонт крыши, на 2033-2035 годы — капремонт инженерных систем. Но собственники хотели бы, чтобы в первую очередь в многоэтажке отремонтировали «инженерку». И желательно — уже в 2019-2021 годах.

Как объяснил Михаил Архипов, для внесения таких изменений в краткосрочный план собственники прежде всего должны провести общее собрание и направить его протокол с подписями в департамент городского хозяйства администрации г.о. Тольятти, где работает специальная комиссия, в полномочия которой входит определение необходимости более раннего проведения ремонта. При этом, если совет дома хочет приблизить срок проведения ремонтных работ, а также заменить менее дорогой вид работ на более дорогостоящий, жильцам-активистам необходимо как следует поработать с соседями-должниками и повысить собираемость. Сейчас, по данным регионального оператора, в многоэтажке собираемость взносов за капремонт составляет 77,2%. При этом есть квартиры, где долги варьируются от 20 до 40 тыс. руб. и более. Если же собираемость вырастет до 90% и выше, это даст комиссии возможность внести в краткосрочный план корректировки и ускорить темпы проведения капремонта на бульваре Орджоникидзе, 6. Этот принцип, к слову, распространяется на все без исключения дома. Решение общего собрания собственников плюс высокая собираемость — реальный шанс провести капремонт жилья опережающими темпами.