Бог есть любовь и пребывающий в любви - в Боге пребывает, и Бог в нем. (1 Ин.4,16)

Мы собрали некоторые цитаты из «Нового завета», где рассказывается о Боге, о том, какой Он есть. А также о Его отношении к людям и человечеству.

Словами самого Христа

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас , так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35).

«Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17:25-26).

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем , и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:28-30).

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:43-45).

Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. (Лк.4:17-19).

Словами апостолов

«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою : и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин.3:16).

«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога , и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь . Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин.4:7-12).

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем . В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1Ин.4:16-18).

«Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней» (2Ин.4:16-18).

«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8).

«чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3:18-19).

«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:14).

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:4-8).

О Любви к Богу и ближнему - Наталия Белянова специально для «Православной жизни». Вместе с супругом - священником Сергием Беляновым - они уже 20 лет вместе и около 10 лет выпускают детский православный журнал «Капельки».

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.» (Ин. 1,1)
В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО… и СЛОВО БЫЛО БОГ!

Хорошие, добрые слова способны преобразить человека - преобразить в прямом смысле слова.
Есть такой праздник – «Преображение Господне». Когда Христос явил Себя своим ученикам в Своей славе, Он чудесным образом преобразился в светлые серебристые ризы, излучая удивительное Божественное свечение.
Если верно евангельское «Слово – есть Бог», то слово действительно способно изменять и преображать. Буквально. Для кого-то, возможно, это вопрос веры. Кто хотя бы однажды почувствовал, как слово может повлиять на ситуацию, жизненные обстоятельства, изменить человека или воодушевить (впрочем, как и унизить, и обидеть человека…), тот никогда уже не сможет равнодушно относится к словам, считать их «пустым звуком». Если какой-то человек не задумывается, не понимает или не чувствует физического действия произносимых нами слов, это не значит, что на него слова не действуют. Скорее всего, такой человек или просто не наблюдательный, или не глубокомысленный, или, возможно, черств сердцем, что называется «окаменел душой».
Особенно заметно влияние слов на чистые души – на детей. Дети прекрасно чувствуют Слово и слова. Нужно ли подобное взрослым? Конечно, нужно.

Нужны ли слова любви вообще? Конечно! Слова добра, слова любви и тепла, поддержки и одобрения, в лучшем Божественном понимании их смысла, нужны каждому, независимо от возраста, образования и духовного развития.

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.» (Ин. 4, 16)
БОГ = СЛОВО = ЛЮБОВЬ

Конечно, если слова сказаны впустую, не подтверждены делами, поступками, чувствами - то и силы такие слова не имеют. Такое уже к греху пустословия относится. Но это отдельная тема.
Для меня «говорить» и «подтверждать слова делами» – это одно и то же. Стараюсь, чтобы так было, насколько могу, по-христиански. Это постоянный, непрерывный труд. Это поиск. Это путь. На котором, бывает, и оступаешься, и теряешься... Но это все равно - радостный и нужный путь. Один старец говорил, что добродетель бывает двух видов – врожденная и приобретенная; оба вида хороши, оба идут на пользу человеку.
Так и есть. Любая привычка (хорошая или плохая), со временем становится нашей второй натурой, образом жизни. Хорошие привычки – на пользу самому человеку и окружающим его.

Говорить как можно чаще слова любви, поддержки и одобрения – очень важно! Для этого человеку и дан язык. Мы, как творения Божии, созданы Им, чтобы жить, прославляя Бога – и словами, и делами. Но не могут от нас исходить слова любви, обращенные только к Богу и не обращенные к ближнему. Не по-Божьи это как-то. В подтверждение тому две основные Заповеди, данные Господом Иисусом Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 2, 37-40).

ГОВОРИТЬ (или не говорить) ПЕРВОМУ?

Да, говорить. Пусть каждый станет первым, пусть наши слова любви услышат наши ближние – родители, старики-бабушки-дедушки, муж, жена, дети, окружающие. Если вы любите, когда улыбаются ваши ближние – говорите! Чем больше отдаешь, тем больше наполняешься. В этом укрепляется человеческая сила, мудро устроенная Богом, укрепляется семья, приобретается счастье. В Евангелии говорится: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Нам сказано «возлюбить», а не «принимать и ожидать». Если не черпать из водного источника, он заилится, забьется грязью и может пересохнуть. А человек? Сложнейший механизм по устроению – уникальный, тонкий, неповторимый, гениальный, как Божие творение.
Любовь для человека – это полнота и сЧАСТЬе, сила Самого Бога, когда мы становимся ЧАСТЬю Его Самого. Может ли человеческий уникальный «источник» из слов и речи – молчать? В нескольких главах Евангелия разными евангелистами повторяется одна важная мысль: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое, ибо от избытка сердца глаголют уста его» (Лк. 6, 45). Вот так. Не наполнено ничем сердце – и сказать нечего.
Незамысловатые слова, обращенные к ближнему: «я тебя люблю», «какой ты хороший», «самый лучший», «обнимаю», «скучаю», «жду», «очень-очень-очень», «сильно-сильно-сильно»… и т.д. – это так же просто и так же важно, как добавить соль и специи в еду, чтобы она стала вкуснее и полезнее.

«Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».
Согласно Библии, в самом начале, едва только зарождается человеческая история, люди говорили несколько по-другому. Древний ветхий человек Адам говорит просто. «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа». (Библия, 2, 23). Все. Но даже в таких словах слышна поэзия и теплое, нежное отношение к жене. Зачем эти слова вошли в Библию? Видимо, это были важные слова: «да, да».
Тогда люди только начинали осваивать речь, придумывать новые названия и слова. С тех пор человек стал более развитым, более утончённым, по-евангельски – новым. Сегодня речь развилась неимоверно, как устная, так и письменная. Пожалуй, сегодня начать говорить упрощенно означает - вернуться к ветхому и истощающему.
Современный мир ставит новые цели, диктует новые условия общения, все более и более вытесняя Бога и заполняет пустоты материальным. Это заметно даже в области лингвистики. Современники наши, как никогда ранее, нуждаются в теплых и добрых словах. Это физическая, живительная необходимость – вводить в свою речь Бога Слова, слова Бога-Любви! Это - прямая обязанность человека. Жизненная потребность для баланса и гармонии, для укрепления силы Божией в каждом из нас, для укрепления и приумножения любви! Жизненная необходимость во Имя и во Славу Господа, в подтверждение любви к ближнему – для того, чтобы мы все чувствовали себя сЧАСТливыми!

  • А. Ткаченко
  • свящ. Александр Шантаев
  • Антоний, митр. Сурожский
  • Л.Ф. Шеховцова
  • свщм.
  • игумен Нектарий (Морозов)
  • Заповедью всех заповедей, учил Христос, является любовь к Богу всем сердцем, всей душой и всеми силами, и любовь к ближнему, имеющая своим источником любовь к Богу. Учение Христа было путем к любви, Его жизнь – примером любви, Его смерть – откровением новой, жертвенной любви, Его Воскресение – залогом того, что любовь в христианской общине имеет источник неиссякающий.

    Человек создан по образу Божьему и должен уподобляться свойствам своего Создателя. Именно поэтому человеку заповедана любовь к Богу и созданному по образу Божьему ближнему. Заповеди любви названы Спасителем наибольшими заповедями: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (). Любовь к Богу и ближнему в христианстве достигается через соединение с Богом. Она названа плодом действия Самого Бога в человеке: «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (). Любовь – плод действия Святого Духа в человеческом сердце. Поскольку любовь предполагает живое соединение человека и Бога, то она ведет к Богопознанию и называется богословской добродетелью.

    Любовь – основание христианской жизни. Без нее христианский подвиг и все добродетели лишаются смысла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ().

    Основные признаки христианской любви определены апостолом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» ().

    Четыре глагола существует в греческом языке для запечатления в слове различных сторон чувства любви: Στοργη (сторги), έ̉ρος (эрос) , φιλία (фили́я) , αγάπη (агапи) .
    Филия (φιλία) - любовь дружеская, эрос (ἔρως) - любовь-стремление (обычно понимаемая лишь как чувственная любовь); сторги (στοργή) -любовь в пределах семьи, рода, друзей, близких; агапи (ἀγάπη) - любовь духовная, любовь-уважение, доброе отношение (именно это слово было избрано Спасителем, чтобы наполнить его новым смыслом любви духовной).

    Подразумевает ли Божественная любовь всепрощение?

    Как Беспредельный, Бог обладает полнотой безграничных совершенств (см. подробнее: ). В этом смысле Он именуется Всесовершенным. Любовь есть одно из принадлежащих Ему совершенств, одно из Божественных свойств ().

    Безграничная любовь Божия изливается на всё Его творение, в том числе на людей. Как в отношении мира, так и в отношении человека это свойство проявляется в ниспослании благ, обнаруживаясь во всех делах Его . Особым образом Божественная любовь проявилась в деле человека ().

    Однако, чтобы жить в Царстве Небесном, человек должен быть к этому внутренне готов. Готовность же подразумевает не что иное как особое состояние духа, желание жить в любви с Богом и , нежелание жить во .

    Если же какой-либо грешник не хочет освобождаться от грехов, и пороков, не стремится жить праведной жизнью, не слушает Бога, враждует против ближних, то что ему делать в Царстве святых? Ведь жизнь в этом Царстве подразумевает совершенно обратное.

    Определение беззаконников на вечное пребывание в аду не будет внешне (юридически) наложенным наказанием, но будет полностью соответствовать их внутреннему нравственному состоянию и настрою.

    В этом также проявятся Божьи благость, любовь, милосердие. Как это ни покажется странным, но по соображению отцов, хотя в аду нераскаянным грешникам придётся страдать, окажись они не в аду, а в Раю, их страдания были бы куда более мучительными.

    Евангелие по Матфею ():
    43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
    44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
    45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
    46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
    47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
    48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

    протоиерей :
    Любовь – это цель. Борьба со страстями – это путь. Молитва – это движущая сила.

    протоиерей Максим Козлов:
    Подлинная любовь — это есть желание родному близкому единственному человеку вечного ; желание такое, что оно превосходит и побеждает все, что ради него можно забыть обо всем и претерпеть все остальное, в том числе и от этого человека.

    преподобный :
    …не требуй любви от ближнего, ибо требующий (её) смущается, если её не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведёшь и ближнего к любви.

    преподобный :
    Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь.

    иеромонах Макарий (Маркиш) :
    Любовь – это внутренний принцип христианской жизни, неотделимый от неё самой. В аналогии со строительством здания любовь следовало бы уподобить кирпичам или цементу.

    протоиерей :
    Если мы не научимся любить, то все наше христианство мнимое и дутое, это есть самообман и глупость, такое же иудейство. Я, говорит, в храм хожу. И буддист ходит в храм. Я, говорит, молюсь. Но и мусульманин молится. Я милостыню подаю. Но и баптист подает. Я вежливый. Ну и японцы вежливые, язычники, и еще повежливее в тысячу раз. У них это вообще в абсолют возведено. Так в чем твое христианство? Покажи. Христианство только в одном, чего нет нигде: истинное христианство заключается в любви.
    Нигде такой заповеди нет, потому что люди всегда воспринимают любовь как некое чувство. А как можно заповедать чувство? Оно либо есть, либо нет. Сегодня проснулся с одним чувством, завтра – с другим. И как можно себя заставить любить? Никак нельзя, это задача совершенно невыполнимая. А Христос говорит: «Сие заповедаю вам» – Он дал нам такую заповедь. И Он дал нам этот путь: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Если все время это золотое правило применять в жизни, мы постепенно поймем, что же, собственно, от нас требуется и в словах, и в мыслях, и в чувствах. А все, что в нас сопротивляется этому, надо отметать, как это ни трудно. Трудность состоит в том, что грех стал нашим существом. Он стал свойственен нам, стал нашей второй натурой. Поэтому все в нас сопротивляется благодати Божией. Но все равно надо нам стараться не дьявола слушаться, а Бога. Конечно, очень трудно под действием одной только веры все свое естество переменить на новое. Если бы не Господь, это было бы вообще невозможно. Но Он пришел на землю, основал , которая питает нас своими – от них мы получаем силу Божию, и с помощью силы Божией это все совершить можно.

    :
    Любовь Бога к человеку так велика, что она не может принуждать, ибо нет любви без уважения… Таков Божественный , и классический образ покажется весьма слабым каждому, кто почувствовал в Боге просящего подаяния любви нищего, ждущего у дверей души и никогда не дерзающего их взломать.

    преподобный :
    Любовь не есть свойство Божества, любовь есть сущность Божества, и человек, сотворённый по образу Божию, должен иметь своей сущностью любовь. Иначе это недочеловек, получеловек.

    преподобный () :
    Человеки похвально или предосудительно любят друг друга по следующим пяти причинам: или для Бога , – как добродетельный любит всех, а добродетельного любит даже и недобродетельный; или по естеству , – как родители любят детей, и на оборот; или по тщеславию , – как хвалимый хвалящего; или из корысти, как богатого за получки; или по сластолюбию , – как работаюший чреву, и тому, что под чревом, устрояющего пиры. Первая из сих похвальна, вторая обоюдна, прочие страстны.

    прот. Джеймс Бернстайн:
    Основополагающим для христианства является постулат о том, что «Бог есть любовь» (). Последователи монотеистических религии, иудаизма и ислама, также верят, что Бог любит. Иудеи на вопрос, кого или что Он любит, отвечают - Свое творение. Однако Православная подчеркивает именно то, что Бог есть любовь. То есть любовь приоткрывает нам тайну самой сущности Бога и рассказывает, каким Он был до появления вселенной и времени. Он любил и до того, как творил. Так что любовь - не выражение Его воли, направленное на творение. Это неотъемлемая часть Его естества.

    :
    Только когда любовь настолько глубока, огненна, светла, полна такой радости и простора, что может включить и ненавидящих нас – активно, деятельно, зло нас ненавидящих, – тогда наша любовь становится Христовой. Христос пришел в мир грешных спасти, т.е. именно тех, кто если не словом, то жизнью отвернулся от Бога и возненавидел Его. И Он продолжал любить их, когда на проповедь Его они ответили насмешкой и злобой. Он продолжал их любить в саду Гефсиманском, в эту страшную ночь искупления, когда Он стоял перед смертью Своей, которую принимал именно ради этих ненавидящих Его людей. И Он не поколебался в любви, когда, умирая на кресте, окруженный злобой и насмешками, оставленный, молился Отцу: «Прости им, они не знают, что творят!» Это не только любовь Христова, Его собственная любовь; это любовь, которую Он нам заповедал, иначе сказать, по наследству оставил: умереть ради того, чтобы другие поверили и в эту любовь, и в ее непобедимую силу.

    1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ без Любви делает человека ЖЕСТОКИМ.
    2. ПРАВДА без Любви делает человека КРИТИКАНОМ.
    3. ВОСПИТАНИЕ без Любви делает человека ДВУЛИКИМ.
    4. УМ без Любви делает человека ХИТРЫМ.
    5. ПРИВЕТЛИВОСТЬ без Любви делает человека ЛИЦЕМЕРНЫМ.
    6. КОМПЕТЕНТНОСТЬ без Любви делает человека НЕУСТУПЧИВЫМ.
    7. ВЛАСТЬ без Любви делает человека НАСИЛЬНИКОМ.
    8. ЧЕСТЬ без Любви делает человека ВЫСОКОМЕРНЫМ.
    9. БОГАТСТВО без Любви делает человека ЖАДНЫМ.
    10. ВЕРА без Любви делает человека ФАНАТИКОМ.
    11. ОБЯЗАННОСТЬ без Любви делает человека РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМ
    12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ без Любви делает человека БЕСЦЕРЕМОННЫМ

    Если же истинно говорит [Иоанн], что Бог есть любовь, то необходимо, чтобы дьявол был ненавистью. Итак, как имеющий любовь имеет Бога, так и имеющий ненависть вскармливает в себе дьявола.

    Слово аскетическое: пролог.

    Сщмч. Дионисий Ареопагит

    и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

    Почему же все-таки богословы иногда предпочитают назвать Его [Бога] Любовным Желанием [έρωτα] и Любовью [άγάπην], а иногда Желанным и Любимым [έραστόν και άγαπητόν]? Потому что одного Он - причина, так сказать, производитель и породитель, другое же Он есть.

    Об именах Божиих.

    Сщмч. Киприан Карфагенский

    и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

    С Богом не могут пребывать те, кто не хотят быть в Церкви Бога едины по духу.

    О единстве кафолической Церкви.

    Прп. Иоанн Кассиан

    и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

    Добродетель любви настолько превозносится, что блаженный апостол Иоанн называет ее не только даром Божиим, но и Богом, говоря: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем .

    Собеседования.

    Прп. Максим Исповедник

    и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

    Многие многое сказали о любви, а найдешь ее у одних учеников Христовых, если поищешь; ибо одни они имели истинную Любовь учительницею любви, о которой сказано: аще имам пророчество, и вем тайны вся, и весь разум, любве же не имам: никая польза ми есть (1 Кор. 13:2-3) . Стяжавший любовь стяжал Самого Бога; ибо Бог есть любовь .

    Главы о любви.

    Прп. Иустин (Попович)

    и мы познахом и веровахом любовь, юже имать Бог к нам. Бог Любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает

    Мы познали любовь Божию через Христа Спасителя. До этого мы не знали неложной, верной и истинной любви. Только со Спасителем мы познали, что праведная любовь состоит во спасении людей от греха, смерти и дьявола. До Христа существовали легенды и рассказы о любви Божией. Но в действительности через Него (Христа) вошла первый раз в наш человеческий мир истинная любовь. Мы познали истинную любовь и уверовали в нее. Ведь кому еще могли поверить мы, жалкие рабы смерти, греха и дьявола, как не Тому, Кто нас освободил от трехчастной, всеразрушающей и всеубийственной силы греха, смерти и дьявола? Спаситель нам показал, что Бог есть Любовь, и только по любви и в любви Он пребывает в человеке и спасает его от смерти, греха и дьявола, и, таким образом, дает ему силы жить по любви, согласно заповедям Божиим. До пришествия Богочеловека Христа и спасения, какое Он принес в мир, нельзя было указать и доказать, что Бог есть Любовь. Теперь же эту истину каждый может исследовать и доказать своим личным опытом, своей личной жизнью. Бог в любви пребывает в человеке и в любви его спасает. Также и человек в любви пребывает в Боге и в любви спасается.

    Святой евангелист Иоанн представляет здесь самое великое и точное благовестие Нового Завета: Бог есть Любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем.

    Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

    Блж. Августин

    и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

    Святой Дух, чем бы Он ни был, есть нечто общее Отцу и Сыну, и само это общее единосущно и совечно. И, если угодно, чтобы оно было названо дружбой, пусть так и зовется, но более подходящим образом его звать любовью. И оно также есть сущность, ибо Бог есть сущность, и Бог есть любовь .

    Когда наше рассмотрение дошло до любви, которая в святом Писании названа Богом, тогда начала понемногу проявляться Троица, а именно Троица Любящего, Любимого и Любви.

    О Троице.

    Блж. Феофилакт Болгарский

    и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

    Ишодад Мервский

    и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

    Мы никогда не встречали, чтобы Писание так говорило о Боге. Мы же дадим слову должный и подобающий смысл. Ведь [Иоанн] называет Бога любовью для того, чтобы мы искали Того, Кто есть любовь и из Кого вышло слово о заповеди любви.


    Определение любви в Новом Завете дает апостол Павел:
    Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. 2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое поз- нание и всю веру, так-что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. 3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы. 4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5 Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,. 6 Не радуется неправде, а сорадуется истине; 7 Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. 8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. 9 Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; 10 Когда же настанет совершенное, тогда то, чтò отчасти, прекра- тится. 11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младен- чески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. 12 Теперь мы видим как-бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА Гл 13.

    В ответе на вопрос книжника о наибольшей, самой важной, из всех заповедей, Иисус Христос называет наибольшими две заповеди, о любви к Богу и о любви к ближнему как к самому себе. Духом этих двух заповедей пронизано всё мессианское учение Христа.

    37 Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим.
    38 Сия есть первая и наибольшая заповедь.
    39 Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
    40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
    От Матфея 22:37-40

    Заповеди Блаженства

    * 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное..
    * 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
    * 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
    * 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
    * 7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
    * 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
    * 9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
    * 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
    * 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
    * 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. (Мф 5, 3-12)

    Другие заповеди Нагорной проповеди:

    * 21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
    * 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет * брату своему: `рака", подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
    * 23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь * против тебя,
    * 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
    * 25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
    * 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
    * 27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
    * 28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
    * 29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
    * 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
    * 31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
    * 32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
    * 33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
    * 34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
    * 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
    * 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
    * 37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
    * 38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
    * 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
    * 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
    * 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
    * 42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
    * 43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
    * 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
    * 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
    * 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
    * 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
    * 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Мф 5, 21-48)

    * 1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

    * 3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

    * 6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

    * 14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
    * 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
    * 16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
    * 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
    * 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
    * 19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
    * 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
    * 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

    * 24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
    * 25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? (Мф 6, 1, 3, 6, 14-21, 24-25)

    * 1 Не судите, да не судимы будете,
    * 2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
    * 3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
    * 4 Или как скажешь брату твоему: `дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
    * 5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

    * 21 Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. (Мф 7, 1-5, 21)

    Другие заповеди Иисуса Христа

    * 8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;
    * 9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
    * 10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.
    * 11 Больший из вас да будет вам слуга:
    * 12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

    (Мф 23, 8-12)

    * 34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.