Кто написал трактат о медицине. Гении римской медицины


На протяжении врачебной деятельности, продолжающейся уже около полувека, меня всегда интересовали не только новейшие достижения медицины, но и труды целителей прежних времен. В их книгах отражаются мощный интеллект и мудрость авторов, их способность охватить все современные им области медицинской теории и практики. Иногда я нахожу там и полезный для себя нестандартный способ решения некоторых диагностических и лечебных проблем. Эти сочинения позволяют оценить человеческие и профессиональные качества великих врачей древности, сумевших накопить всесторонние знания и огромный опыт в медицине. При этом авторы демонстрируют необходимую для врача способность к принятию судьбоносных для пациентов решений в сочетании с столь же необходимой способностью к этической рефлексии, иронии и самоиронии(чему свидетельство несколько абзацев, приводимых ниже). Кроме того, в известных мне книгах Гиппократа, Авиценны и других классиков древности проявляется безусловный литературный дар и содержится бесценный исторический материал, делающий их увлекательнейшим чтением не только для врача.

Обзор истории медицины. Какие приемы медицины предпочтительны.

"Подобно тому как земледелие обещает средства питания здоровому телу, так медицина обещает здоровье больному. Нет места, где бы не существовало врачебного искусства. Даже самые необразованные народы изучали травы и другие лечебные средства, помогающие при болезнях и ранениях. Но у греков медицина была разработана значительно больше, чем у других народов, причем и у них она была усовершенствована не с первых дней их истории, а за несколько столетий до нашего времени;
Впрочем, по описанию Гомера (Илиада) они (врачи) оказывали известную помощь не во время морового поветрия и не при различных болезнях, но обычно лечили только ранения - как хирургическим путем, так и с помощью лекарств. Из этого очевидно, что они работали только в этой области медицины, и эта часть медицинской науки - самая древняя. От того же самого автора можно узнать, что в то время, происхождение болезней приписывали гневу бессмертных богов и к ним же обращались обычно за помощью. Вполне правдоподобно, что при отсутствии лечебных средств против болезней люди все же, большей частью, обладали хорошим здоровьем, благодаря добрым нравам, не нарушавшимся ни праздностью, ни неумеренным образом жизни. Эти два порока способствовали ослаблению физического здоровья сначала в Греции, а затем и у нас.

Подобное врачебное искусство, применявшееся разными способами и не бывшее необходимостью ни в давние времена (у греков), ни в настоящее время у различных народов, едва ли может довести до старости кого-либо из нас.

И вот после тех врачей, о которых я упомянул выше, никто даже из известных медиков не занимался медициной до той поры, когда ученые начали вдохновляться в большей степени изучением науки , необходимой всем главным образом для ума, но бесполезной для тела . Ведь первоначально медицинская наука считалась частью философии, так что и лечение болезней и изучение явлений природы возникло благодаря трудам одних и тех же творцов.Разумеется, исследованиями в области медицины занимались больше всего те, которые ослабили свои физические силы пытливым размышлением и ночным бодрствованием..."

Желающие могут найти на "Флибусте" полный текст.

Человек везде и всегда стремился сохранить здоровье. Медицина – наука, призванная заботиться о здоровье человека, возникла в далекой древности.

Впервые целенаправленные исследования в области медицины стали проводиться в Древнем Египте. Не случайно греки называли египтян изобретателями медицины, в особенности медицины профилактической. По представлениям египтян все лечебное дело находится под покровительством бога Тота, который изображался человеком с головой ибиса или павианом.

Познания древних египтян в области анатомии были достаточно обширными для своего времени и существенно опережали представления соседних народов о строении человеческого тела, например, в Месопотамии, где трупы умерших не вскрывали. Знания о строении человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования, которое требовало вскрытия тела умершего и применения специальных составов, сохраняющих ткани от разложения. В середине II тысячелетия до н.э. египтяне сделали анатомическое описание мозга, сердца, сосудов, почек, кишечника, мышц.

Мумифицированием или бальзамированием тел в Древнем Египте занимались специалисты, которых греки называли тарихевтами. Процедура бальзамирования подробно описана Геродотом в середине V в. до н.э. Во время этой процедуры изучали строение, состояние и функции органов. Точно так же – анатомируя трупы – изучают строение тела студенты современных медицинских вузов.

Конечно, врачи в Древнем Египте многое в функционировании человеческого организма понимали неправильно. Например, они полагали, что сердце соединено не только с венами и артериями, но также с нервами и мышцами и что мыслительные процессы и эмоции рождаются и протекают не в мозге, а именно в сердце. Не до конца понимали тогда и назначение системы кровообращения.

Врачевание в древнем Египте

Искусство врачевания в Древнем Египте было широко развито, а возникло из практического опыта, накопленного веками. Медицину преподавали в школах писцов, где обучали сложному иероглифическому письму. Существовали такие школы при храмах. Самые авторитетные, высшие школы писцов, которые называли Дома жизни, находились в крупных городах – Саисе и Гелиополе. Наряду с медициной в школах обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии. Врач в Египте был одновременно и жрецом, поскольку медицина была частью религиозного культа. Студентов-медиков прикрепляли к какому-либо храму, чтобы они заодно постигали религиозные таинства и обряды. Практику студенты проходили под руководством опытных врачевателей.

Секреты врачевания часто хранились в тайне и передавались по наследству – от отца к сыну, складывались целые медицинские династии, владевшие искусством исцеления. До нас дошло совсем немного письменных свидетельств о деятельности врачей. В основном, это были придворные медики, пользовавшие фараонов и знать. Личные врачи царей занимали высокое положение при дворе. О том, что уже тогда существовали узкие специализации, свидетельствуют звания докторов: «придворный врачеватель желудка», «врачеватель глаз при дворе фараона», «хранитель царских внутренностей».

В эпоху 3-й династии фараонов в начале III в. до н.э. самым известным медицинским светилом в Египте был Имхотеп. Он прославился как архитектор и личный врач фараона Джосера. Конечно, не все египетские архитекторы умели врачевать, но все врачеватели были непременно жрецами храмов, многие владели магией или искусством каллиграфии. Каждый египетский врач принадлежал какому-нибудь клану жрецов.

Известным врачевателем был Мечен, о чем свидетельствует надпись на стене его гробницы. Он имел звание номарха – сановника фараона 4-ой династии Снорфу (XXVIII в. до н.э.). Тогда же жил и знаменитый врачеватель зубов Хаси-Ра.

Врачеватели древнего Египта не только лечили, но и проводили медицинские исследования, результаты которых записывали. До нас дошел обширный архив научных трудов. Истории болезней пациентов, рецепты и предписания, анатомические и врачебные справочники и трактаты древнеегипетские врачи составляли на папирусных свитках.

Самое древнее упоминание о медицинских папирусах периода Древнего царства найдено на стене гробницы Уаш-Птаха – главного архитектора царя 5-ой династии Неферирика-Ра (XXV в. до н.э.). Жрец и историк Манефон сообщает о том, что второй царь 1-ой династии Джер (XXVIII в. до н.э.) был искусным врачевателем и составил трактат на папирусном свитке о строении тела человека. Сам трактат, правда, не сохранился, но на него есть ссылка в знаменитом папирусе Эберса, посвященном искусству врачевания. Всего обнаружено более 10 папирусных свитков, которые в той или иной степени посвящены искусству врачевания. Все они являются списками (копиями) более ранних трактатов.

Папирусы Эберса и Смита

Одним из самых известных и наиболее обширных медицинских трактатов древности является папирус Эберса. Он был обнаружен в 1872 году немецким ученым-египтологом Георгом Эберсом в Фивах, вывезен из Египта и сегодня хранится в Лейпцигском университете. Трактат называется «Книга приготовления лекарств для всех частей тела», в нем более сотни страниц. Известно и время его написания – XVII в. до н. э. Папирус, имеющий возраст 3600 лет, достигает в длину 20,5 метров и содержит в общей сложности 2 289 строк, написанных иероглифами. Этот свиток является копией еще более древнего документа. Переписчик, создавший эту копию, сообщает, что часть свитка содержит еще более древние тексты, относящиеся к 1-ой, 6-й и 12-й династиям фараонов.

Еще один папирус знакомит нас с состоянием медицинской науки Древнего Египта. Ученые считают его самым древним из дошедших до нас трактатом по медицине. Он назван именем ученого-египтолога Эдвина Смита, который приобрел этот папирусный свиток в 1862 году в Луксоре у местного сельского жителя для своей коллекции древностей. Папирус Смита имеет длину 4, 5 метра и ширину около 33 сантиметров, содержит 400 строк иероглифического текста. На основе шрифта и почерка манускрипт датирован 1600 г. до н.э. Позже, исследовав язык и многочисленные ошибки в транскрипции, ученые выяснили, что этот трактат – копия текста, написанного приблизительно тремя столетиями ранее.

В папирусе Смита описаны 48 случаев травм (костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба), полученных на войне или строительстве, а также способы их лечения. Интересно, что автор папируса описывает три категории повреждений. Врачебная этика Египта требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения одной из трех фраз: «Это болезнь, которую я могу вылечить», «Это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить и с которой буду бороться», «Это болезнь, с которой ничего нельзя сделать».

Из папируса ясно, что древние медики знали, что кровь течет по жилам потому, что ее перекачивает сердце. Там же мы встречаем первое из дошедших до нас описание головного мозга и мозговых травм. Внешний вид мозга в открытой ране, пишет древний доктор, похож на кипящую медь. Таким образом, древние египтяне положили начало естественнонаучным представлениям о мозге.

В папирусе приведены также советы по применению естественных антисептиков: меда (для открытых ран) и настойки липовой коры, содержащей вещества, химически схожие с аспирином.

Магическая медицина

Если снадобье не помогало, врач давал пациенту дальнейшие предписания, из которых видно, что врачевателям был известен целый спектр лекарственных препаратов из трав и других растений. Например, лук в древнем Египте почитали священным растением, он был посвящен богине Изиде. Пучки лука нередко находили в саркофагах вместе с мумиями. Мак применяли как снотворное средство. Алоэ использовали в составах для бальзамирования.

Как ставили диагнозы в древнем Египте

Медицинские папирусы содержат советы, как ставить диагнозы, и эти советы мало чем отличаются от современных методик диагностирования. Выявление заболеваний основывались на опросе пациента, личном осмотре и проведении анализов.

Древнеегипетские целители также обращали внимание на такие показатели состояния больного, как цвет кожных покровов (бледность, пожелтение, покраснение), лихорадку, температуру, дрожь в руках и т.д. Проводились исследования мочи, кала и слюны. При переломах, увеличенных гландах или опухоли на теле врач пальпировал больное место так же, как это делается сегодня, и записывал результаты проведенного обследования.

Египетские врачеватели практиковали также несложные хирургические операции. При лечении переломов применяли деревянные лубки («шины») и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой. На стене одной из гробниц изображен хирург, вправляющий пациенту вывихнутое плечо. Хирурги накладывали повязки, предохраняющие рану от загрязнения, ставили на ушибы и переломы холодный компресс.

Трепанации черепа и стоматология

Наиболее часто применяемой хирургической операцией в Древнем мире была трепанация черепа. Было обнаружено немало черепов с квадратными отверстиями. Только в Израиле было найдено 28 таких черепов. С подобными находками ученые столкнулись и при раскопках города Иерихона в археологическом культурном слое, относящемся к самым ранним поселениям в этой местности. Из этого следует, что нейрохирургия существовала уже на заре цивилизации. Были найдены трепанированные черепа с заросшими отверстиями, что свидетельствует об удачном хирургическом вмешательстве и о том, что пациент выжил после операции.

С незапамятных времен люди страдали от зубной боли. Профессия зубного врача была исключительно популярной в Древнем Египте. Исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, которых лечили лучшие стоматологи своего времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. Тогда еще не знали пломбирования кариозных полостей и протезирования зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних жевательных зубов, соединенных между собой тонкой проволокой по линии их шеек. Единичные археологические находки: зубы, соединенные между собой проволокой (попытки протезирования), челюсти с просверленными круглыми отверстиями в области корней зубов, чтобы обеспечить отток гноя и снять воспаление надкостницы, свидетельствуют о том, что стоматология в Египте находилась на высоком уровне.

В древней Иудее ценили здоровые зубы, а тот, у кого отсутствовал хотя бы один зуб, считался ущербным. Древние евреи считали драку с повреждением зубов серьезным проступком, так что если господин выбивал зуб своему рабу, то взамен обязан был дать ему свободу.

Здоровье и гигиена

Древние жрецы-врачеватели решали не только вопросы, связанные с болезнями и несчастными случаями. Они также пытались найти средства, приостанавливающие процесс старения, о чем сохранились записи в магических папирусах.

Больницы и санатории

Одно из самых интересных направлений древнеегипетской медицины – санаторное лечение. Санатории организовывали при храмах. Эту традицию позже переняли древние греки. В лечебницах, так же как в современных оздоровительных и курортных учреждениях, больные могли отдыхать от нескольких дней до нескольких недель, получая необходимое лечение и вознося молитвы богам о своем исцелении. Лечение оплачивалось приношением храму изображений исцеленных органов, сделанных из мрамора, серебра, золота. При раскопках в Эпидавре (Эпидавр (Epidauros) – древний город в Греции на северо-востоке Пелопоннеса (сохранился в руинах).) было найдено много таких приношений в виде мраморных ног, рук, серебряных сердец, золотых глаз и ушей.

В египетских храмах находились грандиозные архивы и библиотеки, где хранились тысячи папирусов, в том числе и медицинского содержания. Знаменитые древнегреческие врачи в более поздний период использовали методы древнеегипетских врачевателей,

о которых прочитали в медицинских трактатах, сохраненных в этих библиотеках.

Сегодня найдены остатки древних египетских лечебниц. Фрагменты подобных здравниц сохранились и в Греции. Здесь они назывались асклепионами (в честь бога врачевания Асклепия). Один из двух главных в античности святилищ бога Асклепия (второй находится в Эпидавре) сохранился на острове Кос, где родился отец греческой медицины Гиппократ (около 460 до н. э. - около 377 до н. э.). Археологи нашли маленькие, точно кельи, комнаты для отдыхающих, ванны для омовения, комнаты для врачебного осмотра. Здесь принимали тысячи больных со всего Средиземноморья, которых лечили в соответствии с методами, разработанными Гиппократом.

На большей части святилища Асклепия в Эпидавре до сих пор идут археологические раскопки. К сожалению, сейчас от этой некогда знаменитой лечебницы остались только руины. При раскопках на месте древнего города Пергам (Пергам (греч. PErgamos) – древний город в Малой Азии (современный Бергама). Основан в XII в. до н. э. выходцами из материковой Греции. В 283-133 гг. до н. э. столица Пергамского царства.) также найдено несколько древних санаториев.

Медицина в Древней Греции

В настоящее время наука не располагает письменными сведениями о медицине в Древней Греции. Единственные упоминания находим в первых греческих литературных памятниках XII – VI вв. до н. э. – поэмах Гомера “Илиада” и “Одиссея”.

О медицине классического периода истории Греции дает представление “Гиппократов сборник” – выдающийся памятник медицинской литературы, составленный около III в. до н. э. из сочинений древнегреческих врачей. Он назван именем великого врача античного мира Гиппократа. Некоторые данные о медицине архаического и классического периодов истории Греции содержатся также у Геродота в его “Истории в девяти книгах”.

О медицине эпохи эллинизма повествуют медицинские трактаты ученых из Александрии в изложении Галена и Авла Корнелия Цельса. Подлинники трактатов, увы, не сохранились,

Древние греки с почтением относились к древнеегипетской медицине. В поэме «Одиссей» Гомер заметил: «Медицинские знания древнего Египта оставили далеко позади весь остальной мир».

После того, как Александр Македонский завоевал Египет, и его полководцы стали править этой страной, греки приобщились к знаниям египтян в области медицины и многое позаимствовали у древнеегипетских врачевателей. В библиотеке при храме бога Птаха в Мемфисе древние греки прилежно изучали предписания больным, рецепты, методы диагностирования, а также использование снотворных и болеутоляющих средств египетскими врачевателями.

Достигшая высокого расцвета, медицина Древней Греции нашла отражение в культах обожествленного врача Асклепия и его дочерей – Гигиеи, охранительницы здоровья (отсюда произошло слово гигиена) и Панакии, покровительницы лечебного дела (отсюда к нам пришел термин панацея).

Врачебное искусство этого периода достигло своей вершины в деятельности древнегреческого врача Гиппократа, которого справедливо называют отцом медицины. Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в “Гиппократовом сборнике”, который является энциклопедией древнегреческой медицины. Он составлен в III в. до н.э. для Александрийской библиотеки, основанной династией Птолемеев (преемниками Александра Македонского), правившей Египтом в эпоху эллинизма.

В Древней Греции было несколько медицинских школ, и в каждой преобладала собственная философия и методы диагностики и лечения.

Врачебная этика

Во все времена существовали писанные или неписанные законы, касающиеся взаимоотношений врача и пациента. Несмотря на высокое положение в обществе и уважение, которым пользовались люди этой профессии в древнем мире, врач должен был действовать крайне осторожно. Деятельность врачевателей подчинялась строгим правилам, в том числе моральным. Нарушение этих правил каралось вплоть до смертной казни.

Вот некоторые выдержки из свода законов Хамураппи, вавилонского царя, правившего в 1792 - 1750 гг. до н.э..

218. Если врач производит кому-либо сложную операцию медным ножом и умерщвляет его, снимает кому-либо бельмо и лишает его глаза, должно отсечь ему руки.

219. Если врач производит рабу сложную операцию медным ножом и умерщвляет его, то он должен за умершего раба доставить хозяину другого.

220. Если врач снимает медным ножом бельмо рабу и лишает его глаза, то должен деньгами уплатить половину стоимости раба».

Древнегреческие врачи руководствовались правилами «Священной книги», и если врач не отступал от них, то любой исход лечения считался приемлемым. Сходная позиция существовала и в римском праве. Например, врачу запрещалось продавать яд с целью отравления, делать операции аборта и кастрации.

При христианстве появилась норма об ответственности за неоказание помощи больному. В Палестине это преступление каралось смертной казнью с конфискацией имущества в пользу государства.

Законы здоровья в древнем Израиле

Автор первых пяти книг Библии пророк Моисей родился в Египте в то время, когда Израиль находился там в рабстве. Книга Исход повествует о том, что принцесса, дочь египетского фараона, нашла младенца Моисея в корзине из тростника и, поскольку была бездетной, усыновила его и сделала наследником египетского престола. Моисей получил при дворе фараона блестящее образование. То было время расцвета египетской культуры, и юноша, должно быть, хорошо был знаком с принципами врачевания, обладал познаниями в области медицины. «И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах» (Деян. 7:22).

Отметим, однако, тот факт, что в написанных Моисеем Библейских книгах мы нигде не находим описания магических методов врачевания, о которых упоминалось выше. Принципы здоровья и методы врачевания, изложенные в Библии, опережают уровень знаний самой цивилизованной тогда страны – Египта и соответствуют представлениям современной медицинской науки. Из чего можно сделать вывод, что эти знания даны были Моисею Божественным откровением.

В книге Исход излагаются не только законы здоровья, переданные Богом через Моисея, но и последствия нарушения этих законов: «И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой» (Исх. 15:26).

Принципы здоровья, данные Богом пророку Моисею, детально описаны, в них прослеживается взаимосвязь между послушанием воле Бога и здоровьем человека, между представлением о святости и личной гигиеной, которой всегда придавалось большое значение в Израиле. Перед тем, как явиться народу израильскому у горы Синай, Господь через Моисея дает следующее повеление: «И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай» (Исх. 19:10, 11). Соблюдение установленных Богом правил личной гигиены являлись не только долгом каждого израильтянина по отношению к соплеменникам и Богу, но и защищало от многих заболеваний и эпидемий.

В наше время мало кто сомневается в том, как важно для организма правильное питание. Сегодня каждый знает, что употребление жирной пищи приводит к ожирению и избытку холестерина в крови. Но ведь об этом Бог сообщил народу израильскому в пустыне: «Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте» (Лев. 3:17).

Предупреждение инфекционных заболеваний

Сегодня норма – изолирование инфекционных больных, использование респираторов для предотвращения вирусных и бактериальных заражений, передаваемых воздушно-капельным путем. Но этот принцип также был известен народу израильскому. В Божьем постановлении о содержании инфицированных больных говорится: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт, и кричать: "нечист! нечист!" (Лев. 13:45). В народе израильском хорошо осознавали опасность заражения инфекционными заболеваниями. Больных проказой изолировали из общества, чтобы болезнь не распространялась дальше. «Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его» (Лев. 13:46). Слово «прокаженный» в том значении, как оно используется в Писании, могло включать в себя и другие инфекционные кожные заболевания. В Израиле инфекционных больных изолировали, а их одежду сжигали, так как при высокой температуре микробы и бактерии погибают. Это еще раз говорит о том, что израильтяне прекрасно понимали необходимость проведения дезинфекции. «Он должен сжечь одежду, или основу, или уток шерстяной или льняной, или какую бы то ни было кожаную вещь, на которой будет язва, ибо это проказа едкая: должно сжечь на огне» (Лев. 13:52).

Однако критика и отвержение Библии в эпоху Просвещения лишила народы этого драгоценного знания. Средние века в Европе отмечены ужасными эпидемиями, которые вспыхивали в результате пренебрежения правилами гигиены и санитарии. Вплоть до XIX века европейские медики не осознавали опасности заражения от прикосновения к трупу человека. Врач мог, обучая студентов, провести вскрытие трупа, а потом, не помыв даже руки, сразу направиться в палату для обследования больного. В результате большое количество пациентов больницы умирали по невыясненным причинам. Как потом оказалось, больные умирали от различных заражений. А ведь еще в далекие времена Моисею было дано следующее повеление: «И сказал Господь Моисею, говоря: повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех, имеющих истечение, и всех, осквернившихся от мертвого» (Числ. 5:1,2).

Взаимосвязь между послушанием законам Бога и здоровьем указана в книге Второзаконие: «И храни постановления Его и заповеди Его, которые я заповедую тебе ныне, чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя, и чтобы ты много времени пробыл на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе навсегда» (Втор. 4:40). Жизнь подтверждает справедливость этих требований. Поэтому и нам сегодня также полезно познакомиться с Библейскими принципами относительно здорового образа жизни.

Алкоголь и здоровье

Одной из наиболее распространенных традиций, которая осуждается в Библии, является употребление алкогольных напитков. Некоторые люди полагают, что Иисус Христос одобрительно относился к употреблению алкоголя. Они ссылаются на эпизоды, когда Иисус превратил воду в вино на свадебном пире и когда во время пасхальной вечери подал ученикам чашу с вином «от плода виноградного» (Мк. 14:25). Сторонники умеренного употребления алкогольных напитков также приводят в пример совет, который дал Апостол Павел молодому служителю Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23).

Чтобы понять, насколько обоснованны эти ссылки, выясним, в каком смысле употребляется слово «вино» в Библии. В Новом Завете, который написан на древнегреческом языке, для таких разных понятий, как броженое вино и чистый виноградный сок, не используются отдельные слова. Употребляется одно и то же слово – «ойнос». В Ветхом Завете слово вино в основном передается древнееврейским словом «яйн». Для определения значения «яйн» и «ойнос» необходимо в каждом конкретном случае обращаться к литературному и историческому контексту.

В одном из своих посланий Апостол Павел говорит: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5:18). В этом случае он, конечно же, подразумевает алкогольное вино. Теперь обратимся к пророку Исаии: «Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок (в оригинальном тексте используется слово «яйн», или же «новое вино»), тогда говорят: "не повреди ее, ибо в ней благословение" (Ис. 65:8). В этом случае вполне очевидно, что идет речь о свежем виноградном соке, который полезен для здоровья. В Еврейской Энциклопедии свежевыжатый сок до брожения называется «яйн-мигат», то есть новое вино из чана, или из-под пресса. Таким образом, свежевыжатый сок назывался “новое вино”. Это и было то вино, которое использовал на вечере Иисус и рекомендовал Тимофею в лечебных целях Апостол Павел.

В Библии мы находим однозначное отношение к алкогольному вину. Библейские пророки и другие учителя Израиля отлично понимали опасность, таящуюся в опьяняющем вине, поэтому они нещадно обличали употребляющих алкогольное вино. «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Прит. 23:29-32).

Некоторые люди утверждают, что употребление алкогольных напитков в умеренных количествах не приносит вреда и даже полезно. Однако никто не может быть уверенным в том, что убережется от тяжелой алкогольной зависимости, в которую попали многие из тех, кто начинал с той самой «малой дозы». Многие выпивают «за компанию» или по случаю праздника. К сожалению, множество людей, идущих таким путем, становятся безнадежными алкоголиками. Библия указывает нам, что в отношении к алкоголю необходимо придерживаться полного воздержания.

Пагубные привычки

Другой не менее пагубной привычкой является курение. Пристрастие к табаку несет серьезные проблемы здоровью. Курение влечет за собой множество болезней, которые приняли размеры эпидемии. Оно стало одной из главных проблем здравоохранения во многих странах мира. Медицинские организации во всем мире бьют тревогу, предупреждая общество о надвигающейся опасности. Курение – вредная привычка, губительная для здоровья и опасная для жизни. Ответственное отношение к своему здоровью – религиозная обязанность человека, наш долг перед самим Творцом. Апостол Павел писал: «Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3:16, 17).

Этот принцип относится и к другим вредным привычкам, приводящим человека к пагубным пристрастиям. Наиболее популярная привычка, вызывающая зависимость, – это употребление напитков, содержащих кофеин: кофе, чая, колы. Аромат и стимулирующее действие кофе и чая проповедуют во всем мире. Многие пьют напитки, содержащие кофеин, полагая, что заряжаются бодростью и повышают свою работоспособность. Однако кофеин, находящийся в этих напитках, оказывает искусственное стимулирующее действие на организм, особенно на нервную систему. По сути, кофеин – это разновидность наркотических средств, он оказывает вредное влияние на физическое и психическое здоровье человека. Да, вначале под воздействием кофеина у нас повышается настроение, проходит усталость, но этот эффект кратковременный. Кофеин не решает проблему утомляемости. Он играет роль кнута для организма, который на самом деле нуждается в отдыхе. Когда вы пьете кофе или чай, вы действительно стимулируете работоспособность организма, но поскольку вы уже исчерпали свой энергетический ресурс, в конце концов, вам дорого придется расплачиваться за «кофейную бодрость». Подобный «допинг» грозит истощением нервной системы и отдельных органов. Наркотики не являются лекарством от усталости. Гораздо лучше вам помогут здоровый образ жизни, правильное питание и полноценный отдых.

Правильное питание и здоровье

Фото 18.

В Библии содержится необходимая информация о том, как человеку надо питаться. Питание, которое Господь определил человеку еще в Едемском саду, было исключительно вегетарианским. «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам сие будет в пищу» (Быт. 1:29). Создатель вовсе не хотел, чтобы человек убивал животных, чтобы удовлетворить свой аппетит. Только после всемирного потопа, который Творец навел на землю, Он позволил употреблять мясную пищу, что было вынужденной мерой. «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё» (Быт. 9:3).

Но даже разрешая есть мясо животных, Господь учит нас различать «чистых» и «нечистых» животных. После исхода Израиля из Египта Господь дает четкие предписания, мясо каких животных можно употреблять в пищу. «Всякий скот, у которого раздвоены копыта, и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте» (Лев. 11:3). Среди животных, мясо которых категорически запрещалось употреблять в пищу, была свинья, «потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас» (Лев. 11:7, 8).

Запрещения распространялись и на некоторые рыбные продукты. «Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя (в воде, в морях ли, или реках), тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи (в морях ли, или реках, из всех, плавающих в водах, и из всего, живущего в водах), скверны для вас» (Лев. 11:9, 10). К этой категории водных обитателей относились угри, крабы, креветки и устрицы. Все перечисленные виды, которые запрещены Богом к употреблению в пищу, являются вредными для здоровья человека.

Реформа здоровья

Хорошее здоровье – это не только результат нашего отказа от того или иного вида мяса или рыбы. Кроме этого, мы должны находить время для физических упражнений и полноценного отдыха – ежедневного, еженедельного и ежегодного. Необходимо больше времени проводить на свежем воздухе, правильно питаться. Очень важно употреблять достаточное количество воды и избегать стрессов. Но самое главное, нужно научиться доверять Богу в Его водительстве. Господь – наш Отец, и во всех жизненных обстоятельствах мы можем доверить Ему все наши проблемы, потому что Он в силах разрешить их. «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Петра 5:7). Господь любит нас и желает, чтобы мы были здоровыми и счастливыми. Апостол Иоанн однажды писал: «Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя» (3 Ин. 2). Ему вторит Апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31).

Методическая школа

Асклепиад считается основоположником методической врачебной школы, пропагандировавшей «простой путь» в лечении. Его ученики и последователи также оставили значимый след в истории. Темисон, возглавив школу методиков, продолжил дело учителя и подробно описал проказу, бешенство, ревматизм. Антонию Музе римским сенатом в благодарность за исцеление от смертельной болезни императора Октавиана Августа с помощью ванн и припарок был установлен памятник. Врач и философ Авл Корнелий Цельс составил энциклопедию, в которой во многом опирался на воззрения Асклепиада. Соран Эфесский на практике первым применил дифференциальный диагноз, внес особый вклад в дерматологию и гинекологию. Представители методической школы близко подошли к пониманию жизненного тонуса, как показателя состояния организма. Они считали, что первопричиной болезней является изменение в пропорции жидких и твердых корпускул, из которых состоит организм человека.
Если преобладают твердые корпускулы – возникает патологическое напряжение, приводящее к определенному виду заболеваний, если же равновесие смещается в сторону жидких корпускул – наступает расслабление – причина болезней иного рода.

Не утруждая себя долгим теоретизированием, он отдает предпочтение практике и врачебной интуиции
Выдающиеся достижения врачей закономерно изменили положение медиков в римском обществе. В 46 году до н. э. Юлий Цезарь издал эдикт, согласно которому и приезжие врачи, и те жители Вечного города, которые обучались медицине, независимо от сословия получали почетное право римского гражданства – высший социальный и юридический статус.
Простой и щадящий подход Асклепиада к лечению, вероятно, в наше время может показаться наивным, да и его современники, склонные к радикальным методам, порой открыто называли знаменитого врача шарлатаном. Однако факт: имеются достоверные свидетельства, что Асклепиад сам следовал выработанной им системе и дожил до глубокой старости, сохраняя бодрость тела и ясность ума. И не какой-либо фатальный недуг, а лишь трагическая случайность оборвала жизнь великого врачевателя.

Педаний Диоскорид

около 40 г. н. э. – около 90 г. н. э.

Горные тропы, степи и топи, пески и леса – Римская империя ширилась. Когда у ног императора весь мир, имеет ли значение, что за травинки под сандалиями легионера? Солдат не должен знать усталости и хвори, ибо в руке его – меч, от которого трепещут целые народы. Ну разве не чудаком является тот, кто в долгих походах славного легиона вместо амуниции или бочонка ретийского вина тащит с собой странные книги с сушеными листочками, а на привалах рисует не чернооких чужеземных дев, а чахлые придорожные цветки? Звали такого чудака Диоскорид ом, и все – от наемников-варваров до центурионов – возносили славу богам за его золотые руки.

Вклад в медицинскую науку:
Первая классификация лекарственных растений и средств, основатель фармакогнозии
Один из основателей медицинской ботаники и этноботаники
Описание технологий получения лекарственных препаратов
Автор термина «анестезия»

Вклад в развитие медицины:
Общая медицина
Фармакология, фармакогнозия, фармацевтика
Диетология
Анестезиология

Путь солдата

В октябре 54 года н. э. место безвременно скончавшегося римского императора Клавдия занял его пасынок – плебей по крови и племянник безумного Калигулы Луций Домиций, вошедший в историю под именем Нерон. Покойный Клавдий, отравившийся, по официальной версии, грибами, слыл покровителем наук. Его имя упоминается в числе авторов нескольких, увы, ныне утерянных ученых трудов. Клавдий сумел тем не менее сосредоточить в своих руках власть над империей и в короткие сроки значительно расширить ее границы за счет удачных военных операций. Его 16-летний преемник, чье имя навсегда стало синонимом кровожадного и бессовестного тирана, наоборот, практически не вел завоевательных войн и ограничился пятилетней кампанией против Парфянского царства и укреплением установленных предшественниками границ. В отличие от греков римляне к тому времени активно привлекали врачей к государственной службе, и в римской армии был развит институт военных врачей, которые сопровождали войска во всех походах. Одним из первых таких врачей в хрониках упоминается Педаний Диоскорид – грек, уроженец города Аназарба в Киликии (ныне это юг Турции). Судя по всему, образование Диоскорид получил в Тарсе, столице Киликии, на родине апостола Павла, – в городе, построенном еще ассирийцами. В Тарсе находилась знаменитая медицинская школа, выпускником которой, как считается, был и евангелист Лука. Возможно, Диоскорид затем совершенствовал свои знания в Александрии, где в знаменитой библиотеке имел доступ к хранящимся там иллюстрированным гербариям, собранным древними натуралистами.

С древних времен лечебные снадобья во всем мире составляли из местной растительности, причем изучение флоры шло опытным путем и бывало так, что полезные свойства растений выявлялись совершенно случайно
В 69 году н. э., после смерти Нерона и дележа верховной власти между претендентами на нее, при поддержке нескольких легионов римским императором был провозглашен Флавий Веспасиан. Получив в наследство разоренную казну и раздираемое междоусобицей государство, полководец ввел режим жесткой экономии, пополняя бюджет любыми способами. Чего стоит его знаменитая фраза «Деньги не пахнут»! Когда же противник оказался поверженным и наступила долгожданная победа в Иудейской войне, Веспасиан поменял свою агрессивную внешнюю политику и реформировал армию. Теперь легионы призваны были обеспечивать порядок и охранять власть Рима на огромной территории. Диоскорид же все это время служил военным врачом: как говорил сам медик, он прожил жизнь солдата. Маршрут подразделения, которое сопровождал Диоскорид, восстановить по историческим документам, к сожалению, теперь не представляется возможным, однако научные труды знаменитого врача косвенно свидетельствуют о том, что путь врача пролегал по Малой Азии, Греции, Италии, Провансу и другим частям раскинувшейся на полмира Римской империи.

От траволечения к фармакогнозии

С древних времен лечебные снадобья во всем мире составляли из местной растительности, причем изучение флоры шло опытным путем и бывало так, что полезные свойства растений выявлялись совершенно случайно. По мере развития древних цивилизаций: Шумера, Египта, Индии, Китая – травники обменивались знаниями с чужеземцами и открывали для себя новые лекарственные средства. Греческие врачеватели, переняв накопленный веками опыт, включили его в основы зародившейся в Элладе научной медицины. В «Гиппократовом корпусе» насчитывается около 230 лекарственных растений. Вскоре после Гиппократа, на рубеже IV–III веков до н. э., греческий философ и натуралист, ученик Аристотеля Теофраст в своих книгах описал уже около 500 видов растений и определил основы их физиологии, из-за чего и был впоследствии назван отцом ботаники. Он первым высказал мысль, что растения получили полезные свойства не для помощи человеку, а по законам целесообразности, установленным самой природой.
Быт военного врача, как и солдата, не был легким. Римских легионеров, наводящих трепет на врагов, нередко одолевали недуги. Что уж говорить о боевых действиях, когда десяткам, а то и сотням раненых требовалась срочная медицинская помощь. Во времена Диоскорида была кощунственна сама мысль о том, что Рим способен доверить абы кому заботу о здоровье солдата – источнике могущества империи. К медикам, от санитара до штабного хирурга, предъявлялись высочайшие требования. Но Диоскорид вошел в историю не за достижение профессиональных высот, коих он тоже достиг, а благодаря своему не вполне характерному для военного медика увлечению. Куда бы ни направляла воля императора легион, врач посвящал все свое свободное время изучению и коллекционированию лекарственных растений, произрастающих в местах пребывания войска. Диоскорида всегда интересовало, какие средства – растительные, животные, минеральные – применяют местные жители для лечения болезней и травм. Талантливый врачеватель был, несомненно, хорошо знаком с трудами Теофраста и других ученых прошлого, изучивших и описавших лечебные травы и препараты. Но, как истинный исследователь, Диоскорид, склонный подвергать сомнению опыт предшественников, лично проверял действие практически каждого интересующего его медикамента на себе или на больных и раненых солдатах.

Диоскорид группирует растения по их лечебному воздействию – принципу, лежащему в основе созданной только через полторы тысячи лет фармакопеи
Так, в период с 60-го по 70-й год н. э. Диоскорид написал прославившую его научную работу De materia medica («О лекарственных веществах»). Накопленные в походах колоссальный опыт и наблюдения ученого отражены в пяти томах, содержащих описание около 600 лекарственных растений, шоо медицинских препаратов и 4700 способах их использования. Труд был посвящен учителю Диоскорида – врачу Арею из Тарса. Каждая глава отведена описанию отдельного препарата, в ней изложены его вид, свойства, способ приготовления и показания к применению. Большую часть книги занимает информация о лекарственных растениях, в том числе указываются места их произрастания. De materia medica – это первый труд по фармакогнозии (от греч. pharmakon – «лекарство» и gnosis – «изучение»), науке, изучающей лекарственные растения и сырье растительного и животного происхождения, используемые в медицине.
Диоскориду принадлежит и первое разделение растений на четыре группы по использованию их человеком: благовонные, пищевые, медицинские и винодельные

Материя медика

В De materia medica Диоскорид приводит названия растений и их синонимы, которыми человечество пользуется до сих пор. Исследователи обнаружили среди этих наименований слова не только с греческими и латинскими, но и с дакийскими, славянскими и армянскими корнями. Это означает, что Диоскорид хорошо ориентировался в лечебной практике, принятой у народов, населявших империю и сопредельные с ней государства. Ареалы произрастания описанных ученым растений простираются на множество районов Европы и Азии. Так, Диоскорид опосредованно стал прародителем возникшей на рубеже XX века новой науки – этноботаники, изучающей роль флоры в жизни и культуре отдельных народов.
Диоскориду принадлежит и первое разделение растений на четыре группы по использованию их человеком: благовонные, пищевые, медицинские и винодельные. Медицинские растения в свою очередь подразделяются на подгруппы: разогревающие, вяжущие, смягчающие, сушащие, охлаждающие, сгущающие, расслабляющие, питательные. Диоскорид группирует растения по их лечебному воздействию – принципу, лежащему в основе созданной только через полторы тысячи лет фармакопеи.
В труде Диоскорида отведено место и растениям, составляющим обычный пищевой рацион: овощам и фруктам. В книге описаны примеры их действия на организм при ряде заболеваний. De materia medica содержит подробные сведения о процессах возгонки, перегонки и других методиках приготовления лекарственных препаратов. Кроме того, Диоскорид является автором термина «анестезия» – он использует его при описании наркотикоподобного действия настойки из корня мандрагоры.
Известно, что автор снабдил книгу собственными рисунками с натуры, которые, будучи неоднократно скопированными, через несколько веков стали, к сожалению, достаточно далеки от реальности. Оригинал De materia medica доселе не сохранился. Самой ранней из найденных его копий является небольшой фрагмент текста V–VI веков, хранящийся в Неаполитанской библиотеке. Наиболее известен так называемый «Венский Диоскорид» VI века – манускрипт, созданный в Константинополе для дочери цезаря Флавия Онициуса и украшенный более чем 400 великолепными миниатюрами, по причине чего он внесен в реестр наследия ЮНЕСКО. В отличие от произведений других античных авторов De materia medica не постигло временное забвение: на протяжении последующих веков книга копировалась, дополнялась, переводилась на другие языки. Средневековая Европа впервые ознакомилась с трудом Диоскорида в арабском переводе. Вплоть до XVI века книга De materia medica была единственным источником знаний по ботанике и фармакологии для ученых Запада и Востока.

Диоскорид является автором термина «анестезия» – он использует его при описании наркотикоподобного действия настойки из корня мандрагоры
В современном мире фармацевты синтезируют сложнейшие вещества, создают препараты, работающие на генетическом и молекулярном уровне, но нельзя забывать, что все начиналось с рукописи, созданной тысячелетия назад в походах одного римского легиона, славного ныне лишь тем, что в нем служил замечательный хирург Педаний Диоскорид.

Авл Корнелий Цельс

ок. 25 г. до н. э. – ок. 50 г. н. э.

Ни император Тиберий, ни его современник римский философ и ученый Авл Корнелий Цельс не предполагали, что живут на стыке смены эпох. И если первый был прославлен благодаря своему титулу еще при жизни, то второй – лишь спустя сотни и сотни лет, когда имя ученого многие поколения медиков станут произносить с особым пиететом.

Вклад в медицинскую науку:
Систематизация знаний античной медицины
Описание ряда хирургических операций и манипуляций
Создание основ медицинской терминологии
Определение признаков воспаления
Описание строения глаза
Классификация душевных расстройств

Вклад в развитие медицины:
Общая медицина
Хирургия
Патологическая физиология
Психиатрия
Офтальмология

Портрет неизвестного

Из всех признанных основоположников медицины о Цельсе меньше всего сохранилось достоверной информации. Его биография и в наше время вызывает ожесточенные споры историков. По предположениям некоторых из них, Цельс происходил из рода богатых патрициев: он родился то ли в Риме, то ли в Вероне. Несомненно то, что это был человек недюжинного ума, блестяще образованный, прекрасно владеющий языком, легко ориентирующийся в вопросах истории, литературы и многих религиозных течениях. Интересно, что в конце XV века о Цельсе как о реально существовавшем ученом было известно в основном по книге Contra Celsum («Против Цельса»), написанной ярым оппонентом врача и философа богословом Оригеном Александрийским, который жил на два столетия позже Цельса. Сам ученый в своем трактате «Правдивое слово» показал себя непримиримым и последовательным критиком зарождающегося христианства, сформировавшим свои философские взгляды под влиянием античных мыслителей: Платона, Гераклита, Пифагора. Ему в целом претило суеверие и площадное чародейство: имеются косвенные свидетельства того, что он много путешествовал по Египту, Сирии и Палестине и разоблачал шарлатанов, выдающих себя за магов и целителей.
Известностью и почетом в научных кругах Цельс обязан, однако, не только антихристианскому трактату и критике на него Оригена. На протяжении многих столетий научное бессмертие ученому обеспечивал его объемный труд – книга, озаглавленная автором как Artes («Искусства»). Сохранилась лишь часть этой уникальной энциклопедии, включившей в себя все современные на тот момент знания по военному делу и риторике, сельскому хозяйству и философии, юриспруденции и медицине. В 1443 году восемь из 2 о трактатов «Искусств» из раздела «О врачебном деле» были найдены в монастыре будущим Папой Римским и основателем Ватиканской библиотеки Томмазо Парентучелли. В те времена Европа уже вовсю грезила великими перспективами книгопечатания. В 1478 году найденные труды Цельса были изданы во Флоренции как пособие для изучающих медицину, благодаря чему книги сохранились и до нашего времени.

129 г. или 131 г. – ок. 200 г. или ок. 210 г.

Собрание трудов Галена, благодаря охвату им практически всех существующих на тот момент разделов медицины, являлось на протяжении 15 столетий базовой системой знаний для врачевателей. В Риме еще при жизни ученого чеканились монеты с его профилем, а средневековые авторы именовали Галена не иначе как божественный. Не придерживаясь догм какой-либо одной из существующих врачебных школ, Гален шел своей дорогой, на опыте проверяя теории предшественников, – и стал первым, кому удалось свести в единую науку разрозненные в области врачевания знания античного мира.

Вклад в медицинскую науку:
Создание системы медицинских знаний
Описание анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем
Создание первой в истории теории кровообращения

Вклад в развитие медицины:
Общая медицина
Анатомия
Физиология
Фармакология и фармацевтика
Хирургия
Неврология
Гигиена

Архиатр императора

За два с половиной века до нашей эры царская династия Атталидов основала в городе Пергам, расположенном на побережье Малой Азии (ныне это территория Турции), одно из богатейших в античном мире хранилище книг, по числу рукописей уступавшее только Александрийской библиотеке. По легенде, цари Египта настолько испугались соперничества Пергама и Александрии, что под страхом сурового наказания запретили вывоз за пределы Египта производимого в долине Нила папируса – аналога бумаги в древности. Но мудрецы Пергама нашли свой вариант решения проблемы: они усовершенствовали старый персидский метод обработки сыромятной кожи скота и создали пергамент – более долговечный и прочный по сравнению с папирусом материал для письма, названный по имени города происхождения и служивший человечеству вплоть до развития книгопечатания.

Страсть к изучению строения человеческого тела окончательно овладевает Галеном. Он скрупулезно изучает труды врачей прошлого, чьи имена подчас известны теперь только благодаря цитатам в работах Галена
Три столетия спустя, в 130 году н. э., в Пергаме на свет появился великий ученый, известный под именем Гален. В эпоху Возрождения его называли Клавдием Галеном, однако тогда, судя по всему, имела место неверная расшифровка аббревиатуры Cl., означавшей «клариссимус» («славнейший») – один из титулов в римском сенаторском сословии или равном ему ранге. Отцом Галена был выдающийся пергамский зодчий и математик Никон, немалое состояние которого и позволило его сыну получить великолепное образование. Юный Гален обучался у виднейших пергамских ученых, в совершенстве владел помимо греческого латинским, эфиопским и персидским языками и готовился посвятить свою жизнь философии. Однако судьбу его предрешил вещий сон, который вдохновил юношу на изучение врачебного искусства. В возрасте 21 года он, получив богатое наследство после смерти отца, решает отправиться в длительное путешествие с целью познать все тайны медицинской науки. В Смирне Гален изучает анатомию, в Коринфе – аптекарское дело. Далее его путь лежит в Александрию, где его учителем становится прославленный врач и анатом Гераклион. В египетской Александрии, сохранившей древние традиции обработки тел после смерти, не существовало строгого запрета на вскрытие трупов, потому еще с III века до н. э. там накопился огромный пласт анатомических исследований. Гален проверяет на практике книжные истины, сам проводит анатомические исследования, попутно оттачивая хирургическое мастерство. По истечении шести лет умудренный опытом врач возвращается в родной Пергам и становится хирургом в школе гладиаторов. Там Гален имеет дело с тяжелыми травмами, ранениями, кровотечениями, что неизменно сопутствуют жестокому ремеслу. Им он противопоставляет свою легкую руку и исключительные познания в анатомии, незнание которой хирургами им отныне расценивается как позор.

Рис. 3.

Древнеримский ученый-энциклопедист и врач Авл Корнелий Цельс оставил глубокий след в медицине. Его труд "О медицине", где изложены теория и практика врачебного искусства догаленовского Рима, имеет большое познавательное значение. Высокогуманная врачебная деятельность, богатый практический опыт, ораторские способности Цельса по достоинству были оценены многими философами и писателями древнего Рима. Отмечая значение сочинения Цельса "О медицине", Плиний Старший (23/24--79 гг. н. э.) давал высокую оценку и его ораторским способностям Цельса называли "медицинским Цицероном", "латинским Гиппократом". Многие писатели: читают, что Цельс жил в конце I века до н. э. и в первой половине I века н. э., в период правления императоров Августа и Тиберия. Предполагают, что Цельс дожил до времени правления Нерона (54--68 н.э.). По Мультановскому, период его жизни охватывает 30--25 гг. до н. э. -- 40--45 гг. н.э.

Цельс был разносторонним ученым, занимавшимся (философией, риторикой, правом, сельским хозяйством, военным делом и медициной. Искусству врачевания, как утверждает русский врач А. Бернард, посвятивший Цельсу свою докторскую диссертацию он учился у выдающихся греческих врачей -- Мегета, Трифона и Евельписта.1 Свои медицинские знания он пополнял в Медицинской школе, основанной Августом, а затем совершенствовал их в больнице для лечения рабов -- валетудинариуме. Обращает на себя внимание интерес Цельса к разработке научной латинской медицинской терминологии, замене традиционных греческих терминов новыми медицинскими названиями на латинском языке Согласно имеющимся данным, он является автором обширной энциклопедии "Artes" ("Искусства"), где суммированы знания древнеримских ученых во многих областях науки. Часть этой энциклопедии труд "О медицине", единственный из дошедших до нас трудов Цельса. Это его сочинение оставило глубокий след в медицине последующих веков. Как свидетельствуют В.Н. Терновский и Ю.Ф. Шульц, оно былo обнаружено в середине XV века (около 1443 г.) Фомой Перетончелли до Сарцана и только через 35 лет в (1478 г.) впервые вышло в свет во Флоренции. До конца XV века этот труд переиздавался в Италии пять раз, а всего насчитывается более 70 его изданий, выходивших в Милане, Лейдене, Венеции, Париже, Кёльне, Антверпене, Базеле, Страсбурге, Лейпциге, Лондоне и других городах Европы. Ha русский язык в 1907 г. была переведена седьмая книга труда Цельса, посвя-щепная хирургии. Ей посвящена, как об этом говорилось выше, докторская диссертация русского врача А. Бернарда) Первый полный перевод сочинения Цельса на русский язык был осуществлен в 1959 г. Трудоемкую работу по переводу труда Цельса "О медицине" с издания Даремберга (Лейпциг, 1859) осуществил коллектив кафедры латинского языка II Московского медицинского института им. Н.И. Пирогова. Научная редакция труда принадлежит академику АМН СССР В.Н. Терновскому и Ю.Ф. Шуль-цу. Труд "О медицине" состоит из вступления и 8 книг. В помощь читателю переводчики включили в книгу словарь мифологических и собственных имен, географических и иных названий и указатель греческих слов. Эти приложения значительно облегчили усвоение текста. По традиции старых изданий труда Цельса в книге помещена в русском переводе медицинская дидактическая поэма Квинта Серена Самоника "Liber medicinalis" (начало III века н.э.), в которой в основном собраны рецепты лечебных средств, назначавшихся при лечении бедных больных.

Свой труд Цельс начинает со вступления, где подробно излагает взгляды своих предшественников на сущность медицины и методы лечения болезней. Большое значение он придавал опыту и наблюдению. "Ведь часто также появляются,-- пишет он,--* новые виды болезней, относительно которых опыт еще ничего не показал, так что необходимо произвести наблюдение, откуда они явились, без чего никто не может знать, почему надо применять то или иное средство..." и далее "...медицина возникла из наблюдений за выздоровлением одних и гибелью других,-- наука, различающая вредное и полезное для здоровья", "...медицина возникла не после теоретического обоснования, но теория была найдена после возникновения практической медицины..."

В главах 1-й книги Цельс подчеркивает значение для здоровья размеренного образа жизни, дает гигиенические советы, не потерявшие значения и по настоящее время. Он пишет: "...следует вести разнообразный образ жизни: жить то в деревне, то в городе и чаще бывать на лоне природы... как можно чаще заниматься физическими упражнениями..." Цельс придавал большое значение труду -- решающему условию здоровья и долголетия, был врагом безделья, "так как праздность расслабляет тело,-- писал он,-- а труд укрепляет его; первое приносит преждевременную старость, второе -- продолжительную молодость".

Приступая к описанию отдельных заболеваний и методов лечения, Цельс отдает должное опыту древних врачей и авторитету Гиппократа. На возникновение болезней, считал он, влияют погодные условия, местность, климат, конституциональные особенности организма. Переходя к характеристике отдельных "заболеваний, ученый достаточно обстоятельно описывает признаки болезней, дает советы по их лечению. Способы лечения он подразделяет на общие и частные. По Цельсу, общие методы применяются при большинстве болезней, частные -- при отдельных заболеваниях. При назначении лекарственных средств он требовал индивидуального подхода к больному. Немаловажное значение Цельс придавал кровопусканию как наиболее испытанному методу лечения многих болезней. Он описывает технику взятия крови из вены, предупреждает о возможных ошибках при вскрытии сосуда. Большой раздел книги посвящен диететике, видам пищи и питья, пищевым продуктам, их значимости в питании и усвояемости при различных заболеваниях.

В последующих разделах труда Цельс описывает клинические проявления отдельных болезней и предлагает способы их лечения. Особое внимание он обращает на лихорадочные заболевания как наиболее распространенные в то время. Одобряя некоторые методы лечения, применявшиеся его предшественниками, Цельс не во всем соглашается с ними, подвергает их критике (Многие разделы книги посвящены хирургии. Введение к 7-й книге Цельс озаглавил: "О хирургии, ее истории и о качествах наилучшего хирурга". Ученый отмечает большой вклад Гиппократа и других врачей в развитие этого раздела медицины. К Хирургу, его качествам и мастерству он предъявляет высокие требования, не потерявшие своего значения и в настоящее время. "Хирург должен быть человеком молодым или близко стоять к молодому возрасту, он должен иметь сильную, твердую, не знающую дрожи руку; и левая его рука должна быть так же готова к действию, как и правая; он должен обладать зрением острым и проницательным, душой бестрепетной и сострадательной настолько, чтобы он желал вылечить того, кого он взялся лечить..." Цельс подробно разъясняет тактику хирурга при различных хирургических заболеваниях, много внимания уделяет извлечению инородных тел -- стрел, пущенных из пращи камней. Разумны его советы по ликвидации кровотечения из ран. В первую очередь он рекомендует тампонаду, а в случае непрекращения кровотечения -- перевязку сосудов, прижигание.