Сбалансированность бюджета. Исполнение бюджета

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику.

Следовательно, сбалансированность бюджета - основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве.

Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета.

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

1) Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.

2) Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.

3) Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.


4) Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.

5) Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.

6) Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.

7) Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств.

Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Причины образования бюджетного дефицита.

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

1) Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

2) Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

3) Чрезвычайные обязательства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

4) Неэффективность финансовой системы государства.

5) Политический популизм , выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

6) Коррупция в государственном секторе.

7) Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогооблажения, росту теневой экономики).

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заемщика, либо гаранта.

Понятие сбалансированного и несбалансированного бюджета

В нашей стране существует трехуровневая система бюджетов. Верхний уровень – это федеральный бюджет, второй – бюджеты субъектов РФ, третий – бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). Прежде всего, стоит определиться, что же такое бюджет.

Идеальна ситуация, когда бюджеты всех уровней сбалансированы, т.е. доходы бюджета равны его расходам. Но так бывает крайне редко, чаще возникает дефицит бюджета т.е. превышение расходов над доходами бюджета как результат влияния разного рода экономических, политических и иных факторов. Профицит – обратная ситуация, это крайне редкое явление для современной экономики. Наличие небольшого дефицита оказывает некое стимулирующее воздействие на экономику, подстегивая отдельные ее направления к развитию и более эффективной работе, в то время как профицит, напротив, признак неэффективного использования получаемых бюджетом доходов.

Замечание 1

Мировой опыт показывает, что безопасным считается уровень дефицита бюджета, не превышающий 3% ВВП. В 90-е годы бюджетный дефицит в России достигал довольно больших значений, особенно в 1997 году (95,4 млрд. руб.), и власти были вынуждены провести секвестирование (сокращение) расходной части бюджета.

Причины возникновения дефицита

Как уже было сказано, дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. Существует ряд причин, по которым может складываться дефицитный бюджет:

  • Спад промышленного производства
  • Экономические кризисы
  • Возникновение чрезвычайных ситуаций, природные катаклизмы
  • Неэффективная работа финансовой системы
  • Высокий уровень коррупции
  • Высокий уровень теневой экономики при неэффективной налоговой политике

Несмотря на множество причин. Многие их которых присутствуют в экономике постоянно, существует предельный уровень дефицита для бюджета каждого уровня, он определен законодательно в Бюджетном Кодексе РФ.

Наличие бюджетного дефицита важно отличать от ситуации возникновения кассовых разрывов – ситуация, в которой доходы и расходы разделяются во времени, что влечет недостаток финансирования в конкретный период времени. Кроме того бюджетный дефицит носит плановый характер, так как он закладывается в бюджете изначально при его составлении.

Источники финансирования дефицита бюджета

Правило сбалансированности бюджета является одним из основополагающих для нормального развития экономики государства. В научных кругах считается, что проблема не в самом наличии дефицита, а в способах его покрытия.

Определение 2

Под финансированием дефицита бюджета понимают привлечение ресурсов, полученных путем осуществления государственных займов, и направление их на покрытие отрицательного бюджетного сальдо.

Источники финансирования дефицита бюджета определяются при принятии бюджета на очередной финансовый год. Эти источники можно разделить на 2 группы: внешние и внутренние.

К внешним относят:

  • Государственный займ в иностранной валюте через выпуск ценных бумаг от имени Российской федерации.
  • Кредиты, полученные от иностранных государств, банков, международных организаций в иностранной валюте

Внутренние источники финансирования дефицита бюджета:

  • Кредиты, предоставленные кредитными организациями в национальной валюте
  • Государственный займ, осуществляемый через выпуск ценных бумаг
  • Бюджетные ссуды, предоставленные бюджетами других уровней бюджетной системы

В практике российской экономики есть еще некоторые способы покрытия бюджетного дефицита, например, привлечение доходов от реализации части государственных резервов, проведение приватизации, доходы от государственной предпринимательской деятельности.

В последнее время приоритетной целью бюджетной политики Российской Федерации стала долгосрочная сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации, для достижения которой был увеличен горизонт бюджетного планирования, введены «бюджетные правила» формирования федерального бюджета РФ, индикаторы сбалансированности бюджетов используются для оценки эффективности деятельности органов власти. Однако достижение этой цели не должно стать самоцелью проводимой бюджетной политики, а рассматриваться как условие выполнения государством своих функций, предоставления качественных государственных услуг и своевременного исполнения публичных обязательств. В условиях многоуровневой бюджетной системы структура бюджетных потоков, механизмы перераспределения доходов, организации межбюджетных отношений являются одним из основных факторов обеспечения сбалансированности бюджетной системы РФ.

На сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации оказывают влияние следующие факторы.

К внешним факторам относятся степень централизации доходов в федеральном бюджете и децентрализации расходных полномочий, механизм межбюджетных отношений, а также параметры, характеризующие бюджетный потенциал территории: структура экономики, финансовое состояние организаций, социально-демографическая структура, уровень занятости населения и личных доходов, уровень налоговой задолженности и т.д.

Среди внутренних факторов можно выделить сбалансированность разделения полномочий и ответственности между бюджетными уровнями, уровень самостоятельности бюджетов, формы организации межбюджетного перераспределения доходов, формы бюджетного выравнивания и оказания финансовой помощи и т.д.

В теории государственных финансов существует несколько концепций сбалансированности бюджета.

Представители классической концепции «сбалансированного бюд­жета» (А.Смит, В. Ойкен, Ф. Хайек, М. Фридмен, Дж. М. Бьюкенен) обосновывали ограчение государственного регулирования и необходимость ежегодного сбалансирования бюджета, его нейтральность к воспроизводственным процессам в государстве.

Вторая концепция «циклически сбалансированного бюджета» (Э. Линдаль, Г. Мюрдаль и Б. Олин) связывает сбалансированность бюджета с фазами экономического цикла и обосновывает необходимость проведения антициклической бюджетной политики.

В третьей концепции «функциональных финансов» (Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, Э.Хансен, Дж. К. Гелбрейт, Р. Масгрейв) обосновывается приоритетность цели государственных финансов в достижении макроэкономического равновесия, даже если, вмешательство государства посредством активной бюджетной политики приведет к дефициту бюджета.

Сбалансированность бюджетной системы РФ зависит от состояния отдельных бюджетов, характера бюджетных потоков в многоуровневой системе и возможности адаптироваться к изменяющимся условиям.

В статическом понимании под сбалансированностью бюджета понимается количественная характеристика соотношения расходов и поступлений в бюджет, их пропорциональное изменение в условиях экономической неопределенности. Количественная оценка общей сбалансированности бюджетов закреплена в основополагающем принципе бюджетной системы, в соответствии с которым «объем расходов должен соответствовать объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств» (1, ст. 33). Таким образом, общую сбалансированность бюджета можно отразить в следующем виде:

Р – расходы бюджета;

Д – доходы бюджета;

∆ИФДБ – разница между привлечением и погашением источников финансирования дефицита бюджета;

В многоуровневой бюджетной системе при количественной оценке сбалансированности бюджетов необходимо учитывать такой критерий, как управляемость доходных и расходных полномочий органов власти и управления. По данному критерию можно выделить:

Сбалансированность бюджета по критерию управляемости доходного потенциала и расходных полномочий:

(2), где

Рд – делегированные расходы;

Дс – собственные доходы.

Сбалансированность бюджета по переданным полномочиям:

С – субвенции.

В динамическом понимании, обеспечение сбалансированности бюджетов осуществляется в процессе составления и исполнения бюджетов. В основе динамической модели управления сбалансированности бюджета лежат принцип сбалансированности бюджетных потоков.

При составлении бюджета сбалансированность бюджета является безусловной составляющей бюджетного процесса. На этапе составления бюджета основными инструментами сбалансированности бюджетов являются:

  • определение бюджетных правил формирования доходов и расходов бюджета;
  • установленные ограничения бюджетного дефицита;
  • адекватность механизма распределения доходов распределению расходных полномочий между бюджетными уровнями;
  • формирование бюджетных резервов;
  • инструменты бюджетного регулирования;
  • эффективные методы бюджетного планирования;
  • расширение горизонта экономического прогнозирования и финансового планирования.

Обеспечение сбалансированности бюджетов требует наличия эффективной технологии исполнения бюджетов. В этом отношении казначейская система исполнения бюджетов предполагает:

1) регламентацию процесса исполнения бюджета с помощью таких инструментов, как лимиты бюджетных обязательств, расходные расписания, бюджетная классификация;

2) контроль бюджетных потоков;

3) учет всех производимых операций в Главной книге казначейства;

4) поддержание ликвидной позиции казначейства;

5) предоставление органам власти и управления оперативной и достоверной информации об исполнении бюджета;

6) создание условий для прекращения роста кредиторской задолженности бюджетов;

7) повышение эффективности управления процессом исполнения бюджетом и управления ресурсами.

В настоящее время обеспечение сбалансированности в процессе исполнения бюджетов осуществляется по следующим направлениям:

  • управление ликвидностью казначейства, управления активами и пассивами единого счета;
  • прогнозирование и кассовое планирование средств бюджетов;
  • управление бюджетными потоками государства.

В рамках реализации стратегических целей и задач Федерального казначейства на 2010 – 2015 гг., одним из ключевых направлений деятельности является использование механизмов управления ликвидностью на едином казначейском счете. Условием реализации этой цели стала технология функционирования единого счета бюджета, основанная на принципе «единства кассы», и предполагающая зачисление всех бюджетных средств и осуществление всех предусмотренных выплат с единого счета. В условиях неопределенности возрастают риски недостаточности бюджетных средств для своевременного и полного обеспечения выполнения расходных обязательств бюджета в течение финансового года (риск ликвидности бюджета), а также риск неплатежеспособности бюджета, заключающейся в общей недостаточности доходов бюджета для финансового обеспечения расходов. Причинами недостаточной ликвидности бюджета могут быть неравномерное поступление доходов в течение финансового года, установленные налоговым законодательством сроки уплаты налогов, рост недоимки по обязательным платежам, необходимость единовременного погашения долговых обязательств и возврата кредитов, внесение изменений в бюджетное законодательство в течение финансового года. Потеря платежеспособности бюджета возможна в результате существенного снижения бюджетного потенциала в целом. В такой ситуации возникает необходимость управления ликвидностью казна­чейства.

Ключевым моментом планирования ликвидности является планирование объема ликвидных средств. Объем потребности в ликвидных средствах формируется из следующих показате­лей:

  • объема платежей по бюджетным обязательствам;
  • заявок на получение наличных денежных средств;
  • прогноза предстоящих платежей.

В числе инструментов управления ликвидностью можно назвать также бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, использование сделок РЕПО.

Инструментом финансового планирования в рамках казначейской системы исполнения бюджетов является кассовый план, показатели которого позволяют прогнозировать бюджетные потоки в процессе исполнения бюджетов, определять оптимальный уровень ликвидных средств и объем временно свободных бюджетных средств.

Механизм управления временно свободными денежными средствами начал складываться с 2008 года и по технологиям размещения бюджетным средств можно выделить два периода:

С апреля 2008 г. по июнь 2012 г., данный характеризовался размещением средств федерального бюджета посредством заключения договора об обеспечении размещения бюджетных средств между Федеральным казначейством и Центральным банком РФ.

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СПС “Консультант Плюс”.
  2. Постановление Правительства РФ от 24.12.2011г. № 1121 “О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах” // СПС “Консультант Плюс”.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» // СПС “Консультант Плюс”.
  4. Приказ Минфина РФ от 27.11.2007 № 120н “О Порядке составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году”// СПС “Консультант Плюс”.
  5. Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н “Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации” // СПС “Консультант Плюс”.
  6. Приказ Казначейства России от 14.09.2009 № 210 “Об утверждении Порядка управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета” // СПС “Консультант Плюс”.
  7. Камардина Ю.В. Вопросы пополнения ликвидности счетов бюджетов субъектов Российской Федерации // Бюджетный учет. 2012. № 10. С. 26 – 30.
Количество просмотров публикации: Please wait

1.2 Бюджетная классификация. Доходы и расходы

Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации.

Бюджетная классификация - это законодательно устанавливаемая по однородным признакам группировка доходов и расходов бюджета, а также источников покрытия его дефицита, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней 3 .

Бюджетная классификация РФ включает следующие уровни 4 :

классификацию доходов бюджетов

классификацию расходов бюджетов

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов

классификацию операций публично-правовых образований

Классификация доходов бюджетов РФ основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Структура доходов бюджета приведена на рисунке 1.1.

Рис 1.1 схема доходов государственного бюджета 5

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Выделяют следующие виды доходов бюджета: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени), неналоговые , а также доходы целевых бюджетных фондов .

Среди налоговых доходов наиболее значительное место занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций и различные акцизы.

К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; дохо­ды от продажи имущества; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, админист­ративной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, доходы от платных услуг.

Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет).

Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они позволяют государству получать определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов.

И еще один вид доходных поступлений - безвозмездные перечисления, которые могут осуществляться как со стороны экономических субъектов данной страны или других стран, так и за счет перераспределения средств из других форм бюджетов.

Расходы бюджета - это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства.

Бюджетные расходы можно классифицировать по различным признакам. В зависимости от экономического содержания (текущие - закупка товаров и оплата услуг, субсидии, текущие трансферты, и капитальные - вложения в основные средства); по их роли в воспроизводстве (расходы, направляю­щиеся в сферу материального производства и на развитие сферы услуг); по отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, образо­вание, здравоохранение); целевому назначению (капитальные вложения, до­тации, расходы на заработную плату); общественному назначению. С учетом общественного назначения расходов бюджетные средства могут выделяться на нужды всего хозяйства, на социально-культурные мероприятия, на обо­рону, управление.

Доходы и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. Если же доходы не равны расходам, то бюджет либо профицитный, либо дефицитный.

Более подробно поговорим об этом в следующей главе.

ГЛАВА 2. СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Ключевой принцип финансовой политики – отсутствие бюджетного дефицита, обеспечение его сбалансированности.

Сбалансированный бюджет – бюджет, в котором соблюдено соответствие между расходами и доходами. 6

Таким образом, должно выполняться условие 7:

S до = S ро (2.1)

где, S до – общая сумма доходов

S ро – общая сумма расходов

В процессе исполнения бюджета может возникнуть ситуация, при которой сумма доходов превысит сумму расходов, такое явление в бюджете называют профицитом

П= S до - S ро >0 (2.2)

Если в процессе исполнения бюджета обнаружиться превышение расходов над доходами, такое состояние называют дефицитом

Д= S до - S ро (2.3)

Профицит бюджета (положительное сальдо государственного бюджета) может быть использован на досрочные выплаты долгов или на образование финансового резерва. При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов другими заёмщиками.

Рассмотрим дефицит и профицит бюджета более подробно.

2.1 Дефицит бюджета

Дефицит бюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. 8

К причинам бюджетного дефицита относятся: спад производства; массовый выпуск «пустых» денег; излишне, неоправданно раздутые социальные программы; оборот теневого капитала в огромных масштабах.

Возможными причинами бюджетного дефицита являются и чрезмерные государственные расходы, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся учету.

Выделяют три способа покрытия бюджетного дефицита:

государственные займы

усиление налогообложения

производство денег

В связи с этим выделяют несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита 9 .

- Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.

- Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет.

- Третья концепция предполагает, что целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение экономической стабильности может сопровождаться в том числе и устойчивым бюджетным дефицитом.

Бюджетная политика РФ сейчас базируется на традиционной первой концепции. Требования бездефицитного бюджета является важнейшим принципом нашего экономического развития.

В России дефицит бюджета в течение длительного времени рос быстрыми темпами, что отрицательно сказывалось на решении экономических и социальных задач, вело к нарастанию внешнего долга страны, сдерживало приток иностранных инвестиций. За последние годы у руководящих кадров страны сложилась своеобразная психология, которая, к сожалению, приобрела силу инерции и не изжита до сих пор. Она негативно воздействует на принятие кардинальных политических и экономических решений, сдерживает общественный прогресс 10 .

Важнейшей же причиной дефицитности бюджета становится, как правило, несовершенство налоговой системы. Это связано, прежде всего, с высокими ставками многих налогов, что привело к значительному сокращению налоговых поступлений. Зависимость поступлений в бюджет от налоговых ставок находит свое теоретическое обоснование в положении А. Лаффера, согласно которому чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы предприятий и физических лиц снижает стимулы к капиталовложениям, замедляет экономический рост и приводит к повсеместному уклонению от уплаты налогов. Всё это, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет.

Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило название кривой Лаффера.

0 H M Общая сумма налога

Рис. 2.3 Кривая Лаффера 11

Согласно рис. 2.3 при увеличении налоговой ставки доходы в госбюджет возрастают. Возрастание происходит до тех пор, пока не будет достигнут оптимальный размер налоговой ставки H 0 , обеспечивающий максимальные поступления в бюджет в размере H M . Дальнейшее повышение налоговой ставки уменьшает стимулы к труду, предпринимательской деятельности и при возрастании налоговой ставки доходы бюджета уменьшаются. Теоретически, при 100%-ном уровне налогообложения поступления в бюджет могут приблизиться к нулю. Таким образом, снижение чрезмерно высоких налогов в длительном периоде обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, и, следовательно, налоговых поступлений в бюджет.

Как было сказано выше, огромное значение для регулирования госбюджета имеет налоговая реформа, которая призвана снизить налоговое бремя на налогоплательщиков, упростить налоговую систему и повысить качество налогового администрирования. Это в конечном итоге должно способствовать улучшению собираемости налогов и увеличить поступления в бюджет. Важным этапом налоговой реформы стало введение с 1 января 2001г. единого социального налога с регрессивной ставкой и 13%-ного подоходного налога со всех граждан. По словам различных официальных лиц, эта мера уже положительно сказалась на поступлениях в бюджет. Это объясняется положением Лаффера о зависимости бюджетных доходов от величины ставки налога. При снижении ставки процента до оптимальной величины, объем поступлений увеличился.

Сбережения, инвестиции и бюджетный дефицит

Сбережения представляют собой утечку определённой части совокупного спроса, т. е. ту часть потока доходов, которая уже не будет превращена в совокупный спрос на товары. А инвестиции – это инъекции в совокупный спрос, которые не возникают в результате процесса самого кругооборота, так как не зависят от уровня доходов. В точке экономического равновесия сумма сбережений равна общей сумме инвестиций. Используя это утверждение, попробуем по рисунку 2.2 проследить взаимосвязь между государственным бюджетом, сбережениями и инвестициями, которая будет иметь место при равновесии в экономике.

Рис. 2.2 Роль государственных расходов и налогов в кругообороте товаров и доходов 12

Начнём наше движение с фирм, чьи выплаты домашним хозяйствам создают доходы этих домашних хозяйств. Так как часть этих доходов уходит в форме чистых налогов, то, следовательно, она уже становится недоступной для предъявления спроса на товары. Остаток средств представляет собой располагаемый доход домашних хозяйств. Часть этих средств уходит в сбережения, покидая, таким образом, потребительский спрос, который является частью совокупного спроса. Одновременно существуют и два вида инъекций в совокупный спрос. Это государственные закупки и инвестиции. Если экономика находится в состоянии равновесия, то общая сумма утечки денежных средств должна быть равна сумме инъекций.

Немногие проблемы более сложны, спорны и противоречивы в современной американской политике, чем балансируют бюджет федерального правительства. Те, кто спорит в пользу сбалансированного бюджета, предлагают множество заявлений о пагубных последствиях огромного федерального долга. Другие считают, что сбалансированные бюджеты резко ограничивают способность правительства предотвращать экономические или внешние угрозы.

В конечном счете сторонники сбалансированных бюджетов, как это, ограничивают власть и сферу действия правительства. Их противники хотят, чтобы правительство предоставило широкую власть.

Аргументы для сбалансированного бюджета

Интересно, что наиболее часто упоминаемая причина балансирования бюджета - то, что он лишает будущие поколения оплатить текущие расходы, - в основном неверна. В конечном итоге правительство должно выплатить казначейские облигации (T-облигации), поэтому будущие держатели облигаций получат номинальные платежи, которые по меньшей мере такие же, как деньги, предоставленные сегодня.

Несколько других факторов не были рассмотрены, включая инфляцию, вытеснение и общую неэффективность государственных расходов. Вероятно, что будущая экономика будет меньше и менее продуктивной из-за федеральных заимствований, но это происходит не потому, что сегодняшние бенефициары воруют из будущих поколений; это связано с тем, что государственная деятельность усугубляет экономический рост.

Одной из особенно острых критических замечаний по поводу большой задолженности является то, что правительство США слишком уязвимо к колебаниям процентных ставок. Если процентные ставки растут слишком быстро (потенциально для борьбы с инфляцией), правительству будет очень сложно выплачивать проценты по государственному долгу, что приведет к дефолту или еще большей инфляции.

Аргументы против баланса бюджета

Кейнсианская экономическая теория предполагает, что расходы на дефицит могут помочь экономике бороться с рецессиями. Большинство кейнсианцев также поддерживают (по крайней мере теоретически) погашение долга в годы бума. Тем не менее, они хотят, чтобы власть превышала налоговые поступления, чтобы повысить совокупный спрос и валовой внутренний продукт (ВВП).

Большинство аргументов против сбалансированных бюджетов поступают от получателей крупнейших программ расходов, таких как социальное обеспечение, социальное обеспечение, медицинская помощь и военные. Даже если эти группы теоретически поддерживают сбалансированный бюджет, они практически не согласны с шагами, которые, вероятно, необходимы для его выполнения.