Архангельская область. Архангельская область Какие народы населяют архангельскую

От редакции

На последней переписи населения поморами себя назвали около двух тысяч жителей нашего региона. Однако споры вокруг этнической идентификации этого народа не утихают. Кто-то считает, что это имя отражает способ жизнедеятельности людей, связанных с морским промыслом. Другие утверждают, что поморы – отдельный этнос, который дал свое имя пришлым славянским переселенцам. Вопрос по сию пору крайне спорный, и позиция автора следующего материала отражает лишь одну из точек зрения на проблему.

Великих переселений не было?..

Коренное население живет тут дольше всех, а первые протопоморские поселения в регионе появились еще за тысячи лет до нашей эры. Не важно, как называть это коренное население, важно, что оно своей генетикой и культурой наиболее гармонично связано с территорией, которую мы называем Русским Севером или Поморьем. Социокультурный код любой коренной этнической общности – это отточенные веками правила поведения в данном регионе, которые надо знать всем, кто здесь живет, и не нарушать их.

Получается, что поморы – это коренной народ, ну, что-то типа чуди белоглазой. Хотя официальная наука утверждает, что, мол, они прямые потомки новгородских переселенцев… И эта версия довлела при советской власти и довлеет, в общем-то, и сейчас.

Впрочем, когда-то официальная наука долго утверждала, что Солнце вращается вокруг Земли, и инакомыслящих жгла на кострах. Никаких доказательств гипотезы о массовых переселениях новгородцев с юга на Север, в район Беломорья, нет и, по большому счету, не было.

Как ни парадоксально это звучит, с точки зрения пригодных для жизни и пропитания земель и ресурсов, на Севере всегда было очень тесно. Вечная мерзлота – не лучшее место для проживания. Вопреки стереотипам отечественной историографии, с юга на Север в разное время приходили не массы славян переселенцев, а мелкие, но хорошо вооруженные отряды, которые создавали в районах проживания чуди свои форпосты (погосты) и заставляли местное население платить им дань.

То есть происходило распространение власти восточнославянских метрополий на северные чудские земли, но массовых переселений, например, новгородцев, на Север не было.

Моя твоя не понимать

Возникает резонный вопрос: почему местная чудь сравнительно быстро стала говорить на славянских или русских диалектах или почему на Севере сохранился такой мощный пласт древнерусской культуры? Все дело в том, что вместе с ватагами сборщиков дани приходили и первые православные монахи, которые крестили чудь и активно обучали местных жителей языку своих православных метрополий.

Этот процесс можно назвать «русской православной конкистой», по аналогии с процессом освоения Латинской Америки португальцами и испанцами. Только там были индейцы, а здесь предки коренных северян-поморов, объединенные новгородцами под единым именем «чудь».

Овладение языком метрополии, который был необходим крещеной чуди для исполнения православных обрядов и общения со сборщиками дани, привело к тому, что чудской язык, хотя и не сразу, но сравнительно быстро был вытеснен с большей части территории Заволочья. А весь пласт чудской языковой культуры оказался забытым коренным населением и сохранился только в топонимике и в отдельных диалектных словах.

Помор. Фото начала XX века.

Язык до культуры довел

Надо сказать, что смена языка привела к быстрому распространению славянской культуры, проникновению в чудскую среду средневекового славянского эпоса, былин, песен, которые заполнили культурный вакуум, образовавшийся в результате смены чудского языка на средневековый язык славянских православных метрополий. Именно этим, а не массовыми переселениями колонизаторов в Заволочье объясняется широкое распространение древнерусской эпической культуры на европейском севере Руси.

В Латинской Америке небольшие отряды конкистадоров создавали в индейских владениях форпосты и собирали дань в пользу своих государств, а в Беломорье такие же небольшие вооруженные новгородские ватаги ставили погосты с аналогичной целью. Трудно не согласиться, что индейцы от этого не стали португальцами и испанцами, хотя и говорят сегодня на латинских языках и диалектах и исповедуют католичество.

Точно также и коренная чудь никуда не исчезла, не стала «новгородцами», хотя и впитала в себя славянскую культуру, приняла православие и называет себя «русскими северянами» или «поморами».

Таинственная страна

По сути, коренные жители Архангельской области остались все теми же бьярмами и чудью, которые тысячи лет жили на этой земле до появления здесь представителей метрополий. Да, менялись религии, языки, внешние названия древнего народа, который живет в Беломорье испокон веков, но базисный социокультурный код и этногенетическое своеобразие, культурная идентичность коренного населения не исчезают бесследно.

На самом деле, так называемые чудь, бьярмы, поморы – это фактически обобщающие названия одного и того же коренного населения беломорского Севера, использовавшиеся разными государствами в разные исторические эпохи.

Хочется отметить, что изначально это были не самоназвания коренных жителей, а имена, присвоенные коренному населению колонизаторами.

Например, в эпоху викингов наш край назывался «страной бьярмов», и так его называли в своих сагах только скандинавы. Есть версия, что слово «бьярмы» происходит от древнегерманского berme, что в переводе означает жителей побережья, то есть фактически по смысловому значению – поморов.

Новгородские колонизаторы называли северный край «чудским Заволочьем». А в исторических документах Московии беломорский Север официально назывался не Заволочьем, а Поморьем. Подчеркнем, что москвичи не называли население беломорского Севера «чудью», так как это название использовали в основном новгородцы.

Кабинетные диссертации

После покорения Москвой Новгорода в XV веке прежнее новгородское обозначение жителей нашего региона «чудь» и название страны «Заволочье» начали быстро выходить из употребления. Стало распространяться московское обозначение края – «Поморье», и появились термины «поморские города», «поморские волости». В отличие от новгородцев, московиты называли Поморьем не только узкое побережье моря, а большой регион у моря. Сравните это с современным Приморьем, под которым понимается не только побережье Тихого океана, но весь Приморский край.

Существует очень много разных наук: антропология, этнология, история, география, генетика, биология, социология, философия, медицина и много других. Но ни одна из них, ни все вместе они не могут дать точного определения, кто такие поморы.

Сегодня звучат разрозненные и прямо противоположные высказывания российских ученых об этногенезе поморов. Написано немало диссертаций, затрагивающих тему поморов, но большинство из них основано на ложных кабинетных стереотипах и лишено практического смысла. Мнение самих поморов о своей культуре, языке и своем будущем таких ученых не волнует. При этом сколько-нибудь серьезных комплексных исследований этнографической группы поморов в истории российской науки никогда не было, и этим все сказано.

Заложники запретов и догм

В результате мы имеем то, что имеем: именно такая схоластическая позиция ученых приводит к тому, что чиновники безнаказанно лишают коренных жителей их земель и запрещают им вести традиционные промыслы. Конечно, всем нам надо быть сдержанней в своих эмоциях и пора вести не просто схоластическую научную дискуссию «о поморах», а думать о ее практических последствиях, включать в число ее полноправных участников самих коренных жителей, называющих себя поморами. При этом любое давление со стороны ученых, чиновников, а также журналистов или великодержавных националистов и прочей современной «святой инквизиции» на поморскую самоидентификацию и на современное творческое развитие этнокультурного самосознания поморов недопустимо.

Только сами поморы вправе решать, что такое поморская культура, как им развивать свой поморский социокультурный код и имеют ли они право на свои промыслы, на свои земли и на существование в качестве самостоятельной этнографической группы в будущем. Потому что ценно только то, что подлинно. А подлинная культура и подлинная наука как ее проявление – это результат поиска и творчества, а не запретов и догм.

Архангельская область расположена на Севере Европейской части России. Ее побережье на протяжении 3 тысяч километров омывают холодные воды трех арктических морей: Белого, Баренцева и Карского.

Территория области составляет 587 тысяч квадратных километров. Население Архангельской области - 1,3 миллиона человек, городское население составляет около 1 миллиона человек.

Архангельская область относится к числу наиболее крупных административных образований России. Находясь в географических координатах между 60,5 и 70 градусами северной широты, входит в состав Северного экономического региона.

В состав области территориально входит Ненецкий автономный округ, 21 административный район, 14 городов, 31 поселок городского типа, около 4 тысяч сельских населенных пунктов, а также острова Новая Земля и Земля Франца-Иосифа.

Административным центром области является город Архангельск , основанный по указу царя Ивана Грозного от 5 марта 1584 года в устье реки Северная Двина. К наиболее крупным городам региона относятся Северодвинск, Котлас, Новодвинск, Коряжма.

С севера на юг область пересекают три климатических пояса: арктический, субарктический и умеренный. Для той местности характерна густая и обильная речная сеть, богатые месторождения минеральных лечебных вод, множество озер, живописные и разнообразные по рельефу ландшафты.

Архангельская область является своеобразным хранилищем древнерусской культуры и глубочайших традиций духовной жизни поморов.

Огромное количество туристов регулярно прибывают в Архангельскую область. Их манит неописуемая красота Соловецкого архипелага, карстовые пещеры Пинежья, гранитная седина Кий-острова, архитектурные ансамбли Каргополя, сакральная культура Кенозерья, уникальнейшие памятники русского деревянного зодчества.

Любой человек, посетивший Архангельскую область, остаётся доволен на все 100%. И кто сказал, что в России нет простора для туризма?

Архангельская область привлекает наработанными связями, сложившейся инфраструктурой, крупными возможностями для развития различных производств и спокойной геополитической обстановкой. В наше время наиболее распространенная форма инвестиционного сотрудничества в Архангельской области - это организация совместных предприятий. В данном регионе находятся 119 фирм с долевым участием иностранного капитала, 28 компаний иностранной формы собственности. Главные направления их деятельности: металлообработка, заготовка и переработка древесины, торговля, транспортно-экспедиторская деятельность, международные перевозки, рыбная и сельскохо зяйственная промышленность.

Старая часть города расположена на мысе Пур-Наволок (картинка сверху). Именно здесь в 1584 году указом царя Ивана Грозного была возведена мощная крепость, давшая начало Архангельску. Это событие ныне увековечено в памятнике, который представляет собой морскую волну. В нашем случае это силуэт.

Архангельская область традиционно ведёт дела с иностранными странами в развитии морских перевозок. Архангельский морской торговый порт и Северное морское пароходство поддерживают долгосрочные деловые связи с фирмами Гамбурга, Бремена, Гавры, Антверпены, Гуллы.

При финансовой поддержке государственных структур Норвегии программы большое количество студентов из городов Архангельской области проходит обучение в Норвегии и Швеции. Проводится подготовка студентов для будущих фирм и предприятий с заграничным инвестированием, готовится интеллектуальный потенциал для развития экономики области, накапливается опыт работы будущих российских специалистов на западном рынке.

История

Во второй половине XV века новгородские земли вошли в состав Московского государства. В 1584 году на мысе Пур-Наволок был основан Архангельск , который до конца XVII века оставался главным портом Московского государства. На его долю приходилось примерно 80 % внешнеторгового оборота страны, отсюда экспортировались хлеб, пенька, лес, смола, меха и другие товары. Значение Архангельска выросло во времена правления Петра I , который здесь организовал морское судостроение.

Долгое время в крае развивалась лишь лесозаготовительная и лесопильная промышленность, имеющая главным образом экспортный характер, и слабый зверобойный и рыболовный промысел.

  • Русские — 1 258 938 чел. (95,21 %)
  • Украинцы — 27 841 чел. (2,05 %)
  • Белорусы — 9986 чел. (0,77 %)
  • Поморы — 6289 чел. (0,49 %)
  • Татары — 3072 чел. (0,24 %)
  • Азербайджанцы — 2965 чел. (0,23 %)
  • Чуваши — 1786 чел. (0,14 %)
  • Лица, не указавшие национальность — 1554 чел. (0,12 %)
  • Ненцы — 1546 чел. (0,12 %)
  • Молдаване — 1280 чел. (0,1 %)
  • Коми — 1235 чел. (0,1 %)
  • Армяне — 1133 чел. (0,09 %)
  • Цыгане — 1037 чел. (0,09 %)
  • Мордва — 914 чел. (0,07 %)
  • Удмурты — 712 чел. (0,05 %)
  • Поляки — 710 чел. (0,05 %)

На сегодняшний день в Архангельской области проживают около 9500 мусульман, из них более 3500 татар. Исторически сложилось, что Ислам на территории Архангельской губернии в XIX в. стал распространяться благодаря усилиям военного ведомства по удовлетворению религиозных потребностей военнослужащих татарского происхождения. К 1920 году в губернии насчитывалось 149 мусульман. В феврале 1905 г. община мусульман обратилась в Архангельское губернское управление с ходатайством о строительстве мечети, приложив проект мусульманского храма. Открытие мечети и первое богослужение в Архангельске состоялось 26 августа 1905 года по ул. К.Маркса 40 . Но в годы Советской власти мечеть, как и многие другие храмы России, была закрыта.

Русский Север, Поморье или ещё - Двинское Заволочье, как его в старину называли новгородцы, первые русские насельники здешних мест. Родная, ни с чем несравнимая земля предков. Край невероятных просторов, раздолья и воли (север никогда не знал ни татаро - монгольского ига, ни крепостного права), край редкого богатства и редкой красоты природы, которая и поныне ещё не утратила очарования первобытной дикости. Свой край, свою землю, с великим трудом отвоёванную у леса, у болот, у моря, уделывали и украшали северяне. Дивные по красоте на весь мир каменные и деревянные храмы, бесподобные бревенчатые дома - богатыри, дома - крепости с их непременным деревянным конём, символом крестьянского счастья и благополучия. Архангельский Север - край самобытный, песенный, сказочный, былинный. Он знаменит не только своей неповторимой по красоте природой, но и людьми - сильными, мужественными, исполненными чувствами человеческого достоинства, благородства и доброты. Край - сокровищница народной культуры и творчества.

Актуальность экскурсии : виртуальная экскурсия способствует визуальному восприятию учащимися культурно - исторических объектов Архангельской области, знакомству с их особенностями, виртуальному посещению тех мест, в которых не были, но о роли, которых необходимо знать.

Начнем с того, что рассмотрим, кто же и в какое время заселял Русский Север, как образовалась поморская культура, а после познакомимся с некоторыми центрами культурно-исторического наследия Русского Севера.

С XII века началось проникновение русскоязычного населения сначала с Новгородчины, затем с Верхневолжья в более северные районы. К концу XV века это проникновение становится миграцией в целях постоянного заселения новой для русских людей территорий, охватывающих огромный регион вплоть до побережья Белого моря. В итоге в национально-географическое, а затем и политическое понятие «Русь» начинает входить неотъемлемой частью понятие «Русский Север». В процессе освоения обширных регионов Севера пришлым русским населением сложилась новая симбиотическая поморская культура на основе взаимодействия разных культурных компонентов, сложившихся и пришедших в разное время на осваиваемую территорию: лопарской (саамской) - не позже эпохи бронзы, финской (на рубеже новой эры), карельской (на рубеже I и II тысячелетий н.э.), русской - новгородской и ростово-суздальской (XIV - XVI вв.), русского населения других районов России (вплоть до XVIII века).
Поморская культура, отличная относительно русской культуры центральных областей России, боролась за сохранение своей этнокультурной самоидентификации - сохранение базовых духовных ценностей. Это и явилось одной из причин архаизации поморской культуры. Отсутствие на северных территориях татаро-монгольского ига и крепостного права, а также суровые условия жизни привели к формированию своеобразного характера местного населения: его отличало чувство собственного достоинства, независимость, свободомыслие, что также способствовало закреплению в культуре региона древних русских традиций.

Поморы - коренной народ Русского Севера, потомки древне-русских поселенцев, заселявших с XII по начало XVIII века юго-восточное побережье Белого моря (Зимний и Летний берега). (3)

Известный этнограф, исследователь Поморья Т. А. Берштам отмечает, что: “Крайне тяжёлые для жизни условия приполярного Севера - суровый климат, необходимость приспособления к новой системе хозяйства и природной среде, длительные разлуки мужской и женской части населения, вызванные сезонными промыслами, смена периодов интенсивной деятельности и длительного вынужденного бездействия в ожидании рыбы или зверя - всё это приводило к жёсткому отбору среди поморского населения. Сюда приходили на поселение люди определённого склада, среди которых выживали, приспосабливались и оставляли потомство далеко не все. В результате в конце XVIII- начале XIX веков сложился тот тип отважного промышленника, мореплавателя, первооткрывателя, гордого и свободного духом помора, поражавшего своими качествами каждого, кто с ним сталкивался”.(2)

Какие же особые черты поморского характера выделяли исследователи Русского Севера?

По свидетельству этнографа В. Насоновского, “физический тип крестьянина Холмогорского уезда во многом отличается от обычного типа великоросса остальной России. Это высокорослый, монументальный, рыжебородый блондин с серыми или голубыми глазами. Небольшая скуластость изобличает присутствие финской крови. Взор ясный и открытый, движения размеренно-уверенные и спокойные”.(4)

Интересные наблюдения об особом складе северян мы находим в географическом сборнике для чтения в семье и школе “Россия”, автором которого является С. Меч. “По берегам Белого моря, - писал он, - разбросано довольно много деревень, населённых поморами - настоящими русскими людьми: плечистыми, железного здоровья, неустрашимыми, привыкшими смотреть прямо в лицо смерти. Поморские женщины также отличаются мужеством, смелостью, привычкой к морю и к его опасностям”.

А. Михайлов выделял именно эти качества поморов. “Несмотря на исключительное потребление рыбы, и преимущественно солёной, население Беломорского края - народ всё-таки здоровый, рослый и чрезвычайно крепкого телосложения. Морские промыслы, от которых большинство кормится, обрекают помора ещё с малолетства, на тяжёлую, полную опасностей и лишений разного рода жизни, развивая в нём необыкновенную предприимчивость духа, соединённую с отвагой, изумительную в глазах человека, выросшего среди иной жизненной обстановки”.(4)

Многих исследователей поражал “какой-то особенно острый из глубины взгляд и умные глаза, понимающие по-своему жизнь и истину. Тип жизненный и, несомненно, говорит о предках новгородцах, сделавшихся только на Севере упрямыми и молчаливыми”.(4) В. Насоновский в “Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера” в N3 за 1910 год сравнивает психологию крестьянина Холмогорского уезда с психологией крестьянина остальной Руси: “Это не мужик, а князь. Ни иго татарщины, ни иго крепостничества, ни иго удельного чиновничества не исковеркало его души. Основные черты его характера: независимость, прямодушие, сознание собственного достоинства, спокойная рассудительность, отсутствие болтливости, что с первого взгляда кажется замкнутостью; в нём нет и признаков лукавой хитрицы и подобострастия, свойственных в большей или меньшей степени крестьянину остальной Руси по отношению, например, к чиновному люду: с последними он снисходительно деликатен”. Свободный, промышленно-предприимчивый дух поморов, привыкших полагаться на свои знания, опыт, умение больше, чем на “божью волю”, поддерживал в них чувство собственного достоинства и убеждение в том, что их земля - Поморье - освоена и устроена собственными силами. Помор привязан к своей Родине, любит её, “как вечную кормилицу”, доволен своею судьбою и счастлив по-своему.

Таким образом, предприимчивый, беспокойный, бунтарский дух русских переселенцев заложил основу определённого психического склада, который в результате естественного отбора привёл к закреплению необходимых свойств и черт личности: чувство собственного достоинства, свобода действий, независимость, живой ум, сдержанность и понятие своей особенности. Уровень сформированности и развитости особых черт характера поморских жителей непосредственно влиял на процесс воспитания, на цели воспитания, которые косвенно формировались через эту же характеристику основных свойств характера (положительные качества человека, психический тип личности), то есть на воспитание трудолюбия и многое другое.

Для мировосприятия, мироотношения и самосознания человека представителя региона Русского Севера традиционным было восприятие себя как носителя исконно русской культуры, ведущей свои истоки из Новгородской Руси, определённый демократизм в жизненных отношениях и вольнолюбие, связанные с осознанием своей силы и способности существовать в суровых условиях северной природы, в отдалении от центра государства, яркая творческая направленность в фольклоре, искусстве, религии, практических жизненных проблем.

У поморов имелся свой “кодекс” человеческих совершенств, так называемых этикетных качеств личности, которыми в идеале должен обладать истинный помор. Анализ коммуникативного поведения поморов позволил выделить следующие этикетные качества. Это: 1) почитание старших; 2) почитание женщины; 3)гостеприимство и щедрость; 4) честность и коллективизм; 5) чувство собственного достоинства; 6) доброжелательность и уважение между членами семьи и другими людьми.

Они издавна занимались рыболовством, торговым мореплаванием и судостроением. На парусных судах (кочах) они посещали полярные земли и острова.

Жизненный уклад поморов напрямую соприкасался с их промысловой деятельностью. Они занимались зверобойным промыслом, рыболовством, смолокурением, пивоварением, добычей соли. Поморы также владели и гончарным делом, осваивали декоративно-прикладное искусство (глиняные игрушки, резьба по кости, роспись по дереву и многое другое).

Культурная жизнь поморов была очень насыщенной. На Севере испокон веков соблюдалось множество праздников: православных, аграрных, семейных. Все они сопровождались разнообразными обрядами, традициями, поверьями. В музыкальной культуре поморов сохранилась архаичная манера пения, которая сложилась в церковном песнопении с введением на Руси христианства: в один голос (вне зависимости от количества поющих) и без музыкального сопровождения.

Русский Север является и с полным основанием рассматривается уникальной сокровищницей крестьянских, мореходных, рыболовецких, ремесленных и культурных традиций. Внимание к его истории и культуре значительно усилилось в XIX веке. Наш край представлял оазис, где народная культура сохранялась в относительно незамутненном, первозданном виде. Более того, здесь не просто сохранились традиционные формы жизни (бытовой уклад, обряды, ремесла), здесь сохранился дух архаики - носители культуры могли объяснить смысл этих форм, их содержание, символику, тогда как в других губерниях подобное понимание было во многом утрачено. Именно северные материалы неоднократно вызывали сенсацию в научном мире, меняя многие устоявшиеся представления о народной культуре. Одной из таких сенсаций стало открытие П. Н. Рыбниковым и А. Ф. Гильфердингом в 70-е годы XIX века в Олонецкой губернии живого былинного эпоса. В 80-е годы огромное воздействие произвели материалы, привезенные В. В. Сусловым из экспедиции по изучению деревянного зодчества Архангельской и Олонецкой губерний. В начале XX века Н. Е. Ончуков обнаружил живое бытование народной драмы. Сенсационное открытие в начале XX века общественностью России и Западной Европы русской иконы во многом было связано с расчисткой северных икон, в первую очередь новгородских. Интерес к национальной традиции и народной культуре привлекали на Север не только корифеев отечественной науки, но и многих художников, архитекторов. Северное зодчество было творческим импульсом для создания в архитектуре «неорусского стиля». Существовавшие на Севере уникальные промыслы - холмогорская резьба по кости, великоустюжское чернение по серебру, кружевоплетение, ручное ткачество, изготовление берестяной утвари - распространились по всей России.

Вот и хотелось бы вас познакомить с самыми яркими местами нашего края.

Одно такое носит название Пинежье. Это один из родников Русского Севера, сохранивший в себе силу русской культуры, культурные корни своих предков. Пинежье - это Русский Север, куда до сих пор с неспокойной душой паломники идут взглянуть на сохранившее в себе истоки русской культуры, наследие предков и ответить на вопрос: кто мы? откуда мы?

Можно ли найти еще такое место, где до сих пор сами деревни являются музеями под открытым небом, где из поколения в поколение поются народные песни, а бабушкины сарафаны служат по прямому значению, где прошлое и нынешнее переплелось так, что является вечно живым и единым.

Веками сохраняемые и передаваемые из уст в уста - от бабушек к внукам - былины и песни; особый пинежский говор, сохранившийся с XII века и дошедший до нас; нравственные устои - уважение к ребенку и почтение к усопшему; древние традиции - от ухоженных погостов до праздников всей деревней - будь то престольных или народных - вот та духовная сила, которая объединяет и роднит пинежан.

Северная природа - с крещенскими морозами и летней жарой - не терпит фальши. Быть может, поэтому на Пинежье стоят сработанные простыми мужиками в прошлых веках избы; без единого гвоздя по воле народа построенные церкви. И стоят они на самых высоких красивых берегах Пинеги памятниками деревянного зодчества, отражаясь в ее быстрых водах, они как корабли прошлого плывут во времени. В среднем течении реки Пинеги, на правом берегу, выше по течению, чем село Кушкопала стоит деревня Веркола и растянулась почти на 3 километра.

Другая достопримечательность Верколы — Архангельский монастырь, в прошлом один из самых почитаемых на Русском Севере, основание которого было связано почитанием св. Артемия Веркольского.

Известно, что Артемий был сыном младшего клирика Веркольской церкви. Мальчик родился в 1520 г. и с детских лет славился в своем селении «кротостью нрава и добродетелями, свойственными летам зрелым». Однажды, работая с отцом в поле, он был застигнут сильной грозой и «от изнеможения и холоду лишился жизни». Это произошло 23 июня 1532 г., когда Артемию было только 12 лет. Жители Верколы не захотели придать его земле, так как сочли смерть мальчика Божьим наказанием за тайные прегрешения. В течение нескольких лет его тело лежало в лесу не погребенное, огороженное бревнами и заваленное ветками. В 1577 г. мощи святого были обретены нетленными и положены в приходской Веркольской церкви святителя Николая Чудотворца. В 1610 г. была составлена служба в честь праведного отрока и его житие.

После того как в 1639 г. сгорела Веркольская Никольская церковь, над мощами Артемия была сооружена часовня. Местные жители почитали мощи, от которых многие получали исцеление. До конца 30-х годов XVII в. слава святого не распространялась за пределы Пинеги. Ситуация изменилась в середине XVII в. после того, как сгорел находившийся в этих местах Воскресенско - Кеврольский монастырь. В это время Веркола была уже центром волости с многочисленным населением. Вопрос о возможности основания в ней обители в честь местночтимого святого поставил кеврольский воевода Афанасий Пашков. Поводом для этого послужило чудесное исцеление его сына от мощей Артемия, в благодарность за которое рядом с Никольской церковью он построил церковь Артемия Праведного, а около нее — ограду и кельи. По его же просьбе сюда прислали двух монахов. В 1649 г. монастырь был официально учрежден грамотой царя Алексея Михайловича.

Сейчас монастырь восстанавливается.

Я хотела бы рассказать еще об одном монастыре Пинежья - это Красногорский Богородицкий мужской общежительный монастырь , он располагался на правом берегу реки Пинеги в 195 верстах от города Архангельска, в 16 верстах от села Пинега, на высокой Чёрной горе (ныне Красная горка).

Обитель основана в 1606 году преподобным Макарием Красногорским и до 1630-х годов назывался Черногорским монастырём. Наименование Красногорский этот монастырь получил от красивого вида, сообщенного этому месту трудом иноков. Вскоре доброе дело нашло поддержку. К игумену Варлааму и иеромонаху Макарию присоединился странствующий московский монах Иона с братией. Стали расчищать Черную гору от леса и к осени 1608 года возвели первый деревянный храм, освятив его во имя Пресвятые Богородицы честные ее Похвалы. Приобрели четыре колокола, которые за неимением колокольни повесили на двух столбах. С 1629 года наступил новый период в истории уже Красногорского монастыря. Лес сменился лугами и пашнями, было построено несколько храмов и келий, амбары, мельницы и хозяйственные дворы.

Особо часто любил посещать Красногорский монастырь сосланный на житье в Пинегу князь Василий Васильевич Голицын. Родился он в 1643 году. При царе Федоре Алексеевиче занимал ряд государственных должностей. 7 июля 1682 года правительницей Российского государства в результате дворцового переворота стала Софья Алексеевна, сестра Петра I. Главой ее правительства был назначен фаворит царевны Начальник Посольского приказа князь Голицын. Но он не долго занимал высокое положение. 9 сентября 1689 года князь Голицын был юным Петром I "отрешен от всех должностей", лишен всех чинов и имений и с женою и детьми сослан в Каргополь, а затем был переведен на Пинегу. Скончался князь Голицын 21 апреля 1714 года и был погребен в Красногорском монастыре. Могила находится "на южной стороне, аршинах в двух от церкви, накрыта небольшой плитою".

В 1920 году Красногорский монастырь был разорён и закрыт. Эта же участь постигла книги и церковную утварь, принадлежавшие обители. В зданиях монастыря располагалась коммуна, потом — лагерь отдыха для детей. До 1990-х годов в уцелевших монастырских постройках размещался психоневрологический интернат. В церкви сохранилось пара фресок. Сейчас монастырь разрушен.

Сия. Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом острове Михайловского озера, у истоков реки Сия (ныне - Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму ноcит имя - Свято-Троицкий монастырь.

В 1525 году монастырь получил жалованную грамоту великого князя Василия, в 1543 году великий князь Иван Васильевич пожаловал монахам окрестные земли с лесными угодьями и рыбными ловлями, в 1545 - судебные и финансовые льготы. В это время монастырь имел свои дворы в Холмогорах, Уне и Неноксе. В 1579 году монахи владели территорией, простиравшейся «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст».

Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций "Жития Антония Сийского" («Служба чудотворцу Антонию»).

В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу 17 века сложился комплекс каменных построек.

В 16-18 вв. Антониево-Сийский монастырь является крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг.

В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша, панагия (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета - драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому - серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря - игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в 17 веке, были иконописцами. В конце 16-17 вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков. В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры - Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр. В 17 веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы - соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже 17-18 вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.

С середины 17 века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В 19 веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце 19 века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого УИСПОЛКОМа (12.06.1923) и решением президиума Архангельского ГУПИСПОЛКОМа (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости. С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома. Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской православной церкви в 1992, но случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В настоящее время в обители 13 человек братии, постоянно проживают около 60 трудников.

Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. Монахи Антониево-Сийского монастыря участвовали в церковно-археологической экспедиции в окрестности Кожезерского и Красногорского монастырей.

Сейчас ведется восстановление храмов. По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека, иконописная мастерская, свечное производство. В хозяйстве имеются сенокосы, пашни, небольшие лесные участки, животноводческая ферма, конюшня, построены теплицы, оборудован гараж, действую пекарня, механическая, столярная, скорняжная, чеботная мастерские.

Холмогоры.

Древний административный и культурный центр Двинской Земли. Сначала в составе Новгородского, а с середины XVв. Московского княжества.

Отсюда, из Холмогор великий учёный Михайло Ломоносов пришёл с рыбным обозом учиться в Москву.

Сохранился до наших дней Спасо - Воскресенский храм. Золотые купола и кресты сверкают на солнце, золотом блестят кресты. Храм напоминает огромного чудо - богатыря, упиравшегося 6 главами в высокое небо.

Холмогоры - родина великого русского скульптора Федора Иванович Шубин. Сын крестьянина - помора, Шубин с детства занимался резьбой по кости, что пригодилось ему в будущем. Холмогоры - родина отечественного кораблестроения. Здесь строили морские суда. В 1781г. была открыта мореходная школа - старейшее училище нашей страны. В Холмогорах зародился древний вид народного промысла - резьба по кости.

Расцвет Холмогор приходится на конец XVII века, когда вся торговля России с Западной Европой шла через Архангельск. После создания Холмогорской епархии (1682 год) в город прибыл её первый глава, Афанасий (Любимов), который развернул бурную строительную деятельность в камне. Были возведены кафедральный Спасо-Преображенский собор с колокольней, ансамбль архиерейского дома. Тем же временем датируется приходская церковь в близлежащем селе Матигоры.

В конце XVII века Холмогоры становятся одним из центров русской иконописи. Формируется своеобразный народный промысел — холмогорская резьба по кости.

В 1762 году архиерейская кафедра была перенесена в Архангельск, и Холмогоры стали приходить в упадок. Сейчас в Холмогорах существует музей М.В.Ломоносова, работает училище, где обучают одному из промыслов - резьбе по кости.

Итак, Архангельская область, Русский Север, уникальна природными, культурными, историческими, археологическими и архитектурными объектами. Это удивительный край, покоряющий северным гостеприимством, историческим прошлым. Особенностью культурной среды Русского Севера является демократизм, маргинальный и экстремальный характер, творческий характер и, конечно же, приверженность традициям и обычаям. Культура Русского Севера - органическая часть национальной культуры русского этноса, обладающая всеми основными компонентами общенациональной культуры. Она является одним из самых оригинальных, самобытных вариантах русской культуры; в ней сохранились в первозданном виде главные культурные достижения наших предков.

Использованная литература:

2. Бершатам Т. А. Поморы. Формирование групп и системы хозяйства. Л., 1976.

3. Большая Советская Энциклопедия. М., 1979; т. 22.

: Республики Коми, Тыва, Якутия и Карелия, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Иркутская, Мурманская, Магаданская, Сахалинская и Архангельская области, Красноярский, Хабаровский и Камчатский край. Население этих территорий – россияне, в том числе и русские. Однако согласно Единому перечню коренных малочисленных народов Российской Федерации 2000 г. именно здесь проживают представители 40 этносов, которые, несмотря на интеграцию в социум современной России, сохраняют свои языки и самобытную культуру.

Алеуты – аборигены Камчатских островов, основное место проживания – село Никольское. Язык представляет собой один из диалектов эскимосского, изучается и используется. Изначальные верования – шаманизм и – в 18 веке были вытеснены православием.

Другие народы Камчатки: ительманы, коряки, эвены, айны, юкагиры, эскимосы, чукчи.

Поселения чукчей (чукотов) находятся на различных территориях крайнего северо- Азии Российской Федерации, до сих пор многие чукчи ведут кочевой образ жизни. Центр – Чукотский автомный округ (г. Анадырь). Исповедуют как , так и шаманизм. Рыбаки (китобои), охотники на диких животных и оленеводы. Язык – чукотский, сегодня изучается и используется в средствах массовой информации. Традиционное жилище – яранга. Чукчам, как и некоторым другим народам Севера, не рекомендовано употребление алкоголя в силу моментального формирования зависимости, обусловленного генетическими особенностями. В СССР было запрещено продавать алкоголь в районах проживания чукчей.

Ханты (ханти, хандэ) и манси – родственные народы, потомки угро-финского племени, населяющие главным образом Ханты-Мансийский автономный округ современной России. Оба народа имеют свои языки, которые являются живыми и используются в СМИ. Существует самобытная система мифов, с культом Великого Медведя и традицией обожествления деревьев и растений. Традиционное жилище – чум. У хантов был интересный обычай «воздушное погребения»: тело умершего подвешивали в воздухе, «свету».

Саамы (саами, лапландцы) – проживают на территории разных государств (Финляндия, Норвергия), в России – главным образом в Мурманской области (село Ловозеро). 6 февраля отмечается Международный день саамов, у народа есть свой флаг и гимн, живой язык с множеством диалектов. Религия связана с верой в водных духов, которым подчиняются реки и озера, человека-оленя, есть традиции шаманизма. Однако большинство российских саамов придерживаются православного христианства.

Нанайцы – в России проживают в основном в Хабаровском крае, где есть Нанайским район. Живой язык с письменностью на основе кириллицы. Нанайцем является участник Великой Отечественной войны, популярный в СССР певец Кола Бельды, чья песня про поездку на оленях утром ранним звучит до сих пор.

Якуты (саха) – народ, который внес большой вклад в развитие науки, культуры, спорта СССР и России. Свой письменный язык, своя литература (наиболее известные авторы А.Е. Кулаковский, Софронов А.И., Никифоров В.В.). Представления народа об окружающем мире нашли отражение в поэтическом эпосе – Олонхо, который относят к сокровищам мирового фольклора. С древнейших времен существует национальный вид спорта – Якутские прыжки: различные виды прыжков в длину на одной или двух ногах.

Другие этносы Русского Севера: алюторцы, вепсы, долганы, камчадалы, кеты, кумандинцы, селькупы, сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, то-фалары, тубулары, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ульчи, челканцы, чу-ванцы, чулымцы, шорцы, эвенки, энцы.

Часть территорий области относят к районам Крайнего Севера с вечной мерзлотой (например, арктические пустыни на архипелагах Земля Франца-Иосифа и Новая Земля , остров Виктория), другую часть - с зоной тундры и тайги - к ним приравнивают. На территории Архангельской области находится крайняя северная островная точка России , Европы и Евразии - мыс Флигели. Область изобилует обладающими особой дикой северной красотой реками и тысячами озёр.

В области находится колоссальное количество природных ресурсов: нефть, газ (поселение Варандейское), лес, бокситы (Иксинское в Плесецком районе), золото, титановые руды, медно-никелевые руды, базальт, полиметаллы, марганец. Сравнительно недавно В Архангельской области были обнаружены алмазы (крупнейшее месторождение в Европе) - идёт подготовка к их промышленной разработке на месторождении им. М. В. Ломоносова (по утвержденным запасам месторождение занимает третье место в мире).

Архангельская область всегда играла важную торговую роль в истории страны. Именно отсюда молодой император Петр I впервые вышел в море побывал в Европе .

Из-за близости к арктическим морям, зима в Архангельской суровая и долгая - настоящее испытание воли и характера. Таковы и люди, проживающие здесь. Интересно, что исконный народ севера - поморы - составляют по подсчетам переписи населения от 2010 года лишь 0,2% всего населения области. Большинство же составляют русские, украинцы и ненцы.

Многие великие умы вышли из Архангельской области. Прежде всего, конечно, всемирно знаменитый Михаил Васильевич Ломоносов. Не менее известны и советские писатели Фёдор Абрамов, Тимур Гайдар и конечно Степан Писахов, в чьих сказках («Смех и горе у Бела моря») сверкает особый северный юмор и можно слышать настоящий поморский говор.

Область привлекает огромным количеством загадочных и поражающих своей своеобразной красотой мест. Можно перечислить такие всемирно известные туристические точки как Соловецкие острова или Антониево-Сийский монастырь. Также хорошо известен музей деревянного зодчества «Малые Корелы» с самыми древними сохранившимися деревянными славянскими церквями и постройками.

Из Архангельска в Котлас можно совершить круиз по широкой Северной Двине на колесном пароходе "Н.В.Гоголь".