Что такое обертон в физике. Значение слова обертон

ОБЕРТОНЫ

(нем. oberton , от ober - верхний и тон) - входящие в состав звука частичные тоны, кроме основного тона; иначе - составляющие сложного звукового колебания, выделенные при его анализе и имеющие более высокие частоты, чем основная составляющая (обладающая наименьшей частотой). состав обертонов сложного звука определяет его качественную окраску, или тембр.

Словарь музыкальных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОБЕРТОНЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОБЕРТОНЫ
  • ОБЕРТОНЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Обертоны (Obertone, Les harmoniques) - так называются высшиегармонические тоны, сопровождающие основной тон и обусловливающие собоютак назыв. оттенок или тембр звука. …
  • ОБЕРТОНЫ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ОБЕРТОНЫ в Энциклопедическом словарике:
    призвуки (частичные тоны), имеющиеся в спектре музыкального звука. Звучат выше и слабее основного тона, слитно с ним и на слух …
  • ОБЕРТОНЫ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОБЕРТ́ОНЫ, призвуки (частичные тоны), имеющиеся в спектре муз. звуков. Звучат выше и слабее осн. тона, слитно с ним и на …
  • ОБЕРТОНЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Oberto ne, Les harmoniques) ? так называются высшие гармонические тоны, сопровождающие основной тон и обуславливающие собою так называемый оттенок или …
  • ОБЕРТОНЫ в Новом словаре иностранных слов:
    (нем. obertone) ряд дополнительных тонов, возникающих при звучании основного тона (и звучащих выше его), придающих звуку особый оттенок или …
  • ОБЕРТОНЫ в Словаре иностранных выражений:
    [нем. obertone] ряд дополнительных тонов, возникающих при звучании основного тона (и звучащих выше его), придающих звуку особый оттенок или тембр, …
  • ОБЕРТОНЫ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    в музыке призвуки (частичные тоны), имеющиеся в спектре музыкальных звуков. Звучат выше и слабее основного тона, слитно с ним и …
  • ОБЕРТОНЫ ПСИХИЧЕСКИЕ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    (нем. Оbеrtопе - дополнительные тона, возникающие при звучании основного тона). Промежуточные психические процессы, представляющие собой переход между сознанием и …
  • АНТОН ВЕБЕРН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2007-07-17 Time: 23:37:54 , также Антон фон Веберн (нем. Anton Webern или Anton von Webern , 3 декабря, 1883, …
  • ЭОЛОВА АРФА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Эолова арфа (по имени древнегреческого бога ветров Эола) - музыкальный инструмент. Струны (9-13), настроенные в …
  • ПОПРИЩИН в Литературной энциклопедии:
    - герой повести Н.В.Гоголя «Записки сумасшедшего» (1834). Реальным источником образа П. в известной мере является сам Гоголь. Во время учебы …
  • ЛОЛИТА в Литературной энциклопедии:
    - героиня романа В.В.Набокова «Лолита» (1947 - английский оригинал, 1955 - русский вариант). Короткая история Л. возникает из покаянной исповеди …
  • ЭОЛОВА АРФА в Большом энциклопедическом словаре:
    (по имени бога ветров Эола) музыкальный инструмент. Струны (9-13), настроенные в унисон и колеблемые движением воздуха, издают обертоны одного общего …
  • ТЕМБР в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. timbre) ..1) в фонетике - окраска звука, определяемая положением формант в частотном спектре звука...2) В музыке - качество звука …
  • НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД в Большом энциклопедическом словаре:
    в музыкальной акустике - ряд звуков, состоящий из основного тона и гармонических призвуков (обертонов). Отношения частот колебаний звуков натурального звукоряда …
  • ЭОЛОВА АРФА
    арфа (от Эол, в древнегреческой мифологии - повелитель ветров), воздушная арфа, 1) струнный музыкальный инструмент. Состоит из служащего резонатором …
  • ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    инструменты, музыкальные инструменты, в которых создаются управляемые исполнителем электрические колебания, возбуждающие громкоговоритель. Источником таких колебаний служит генератор того или иного …
  • ЧАСТИЧНЫЕ ТОНЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    тоны, гармоники, входящие в состав звука тоны, возникающие от колебания всего звучащего тела (основной тон, который называется также 1-й Ч. …
  • ТЕМБР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. timbre), качество звука (его "окраска", "характер"), которое позволяет различать звуки одной и той же высоты, исполняемые на различных инструментах …
  • НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    звукоряд, в музыкальной акустике ряд расположенных в восходящем порядке обертонов или частичных тонов, т. е. призвуков основного тона. Соотношение частоты …

Многие недоумевают: как так, что люди слышат что-то кроме человеческой речи, да еще некоторых звуков окружающего мира. Разбираемся для чего нужны разные звуки, особенно высокочастотные около 20кГц. Заодно не оставим в стороне обертона и гармоники, не забыв про самые низкие частоты.

Даже человек без музыкального слуха понимает, что гитара, изготовленная на мебельной фабрике лет 40 назад, не идет ни в какое сравнение с более-менее солидной свежей гитарой именитого бренда или мастеровой. И не смотря на то, что по факту ноты можно сыграть одинаковые -- звук будет очевидно отличаться. Как и песню спеть известную могут не так мало людей, а вот как минимум не испортить - редкие люди: а вроде бы и не фальшивят так откровенно.

В жизни невозможно добиться звука только в 500Гц и все. Таких звуков нет. Почему? Дело в том, что . Выясняется, что очень важно как похожий звук создается. Ведь многие люди могут иметь примерно одинаковый тон голоса, но тембральных отличий слишком много. Потому так трудно отыскать двух людей, чтобы не понять по голосу кто есть кто вживую.

Итак, вначале есть некая частота голоса человека или вибрация струны на гитаре (а зачастую далеко не один звук - а несколько). Затем воздух движется по горлу и рту, появляется отраженные звуки. Обычно это называют обертонами и сумма их и является собой тембральные отличия. Ведь многие музыкальные инструменты могут играть действительно одинаковые ноты, но звучит-то по-разному.

С точки зрения самого сигнала, часто в технической литературе можно увидеть слово не обертона -- а гармоники. Гармоники бывают первого, второго и т.д. порядков. Что это значит? Вот есть небезызвестная нота "ля" на фортепиано. Нажимают и 440Гц слышны. Но в этот же момент вторая гармоника как вниз так и вверх заставит ноты "ля" на октаву ниже -- ту же самую клавишу, но с похожим более высоким звуком -- слегка издавать звук: 880Гц и 220Гц. Умноженное уже на 3 -- гармоникой третьего порядка. А если нажать 2 ноты вместе, сыграв интервал, - будет еще увлекательнее все посчитать.

Для обычного обывателя может быть знакомо слово "гармонические искажения" как характеристика аппаратуры. Это что-то близкое. Итак, вот есть человеческий голос. И за счет гармоник/обертонов получается отличить, детализировать любой голос. Это крайне полезно для восприятия деталей. А теперь еще и вспоминаем, что звуки часто отражаются от стен и домов, имеют свои законы распространения в пространстве. И получается, для того, чтобы услышать человека и понять его -- нужно очень много факторов учесть. И все эти факторы находят не только на частотах от 125Гц до 4кГц как принято считать за речевой диапазон --- а порой даже за 20кГц.

Если взять да сгенерировать с помощью колонки звук (синусоиду) даже в 14кГц сам по себе -- он будет крайне неинформативным. Но как только убрать из записи звуки свыше 14кГц -- сразу появляется ощущение того, что музыку слушаешь не ты сам -- а сосед через стенку. Высокие частоты дают ощущение присутствия бонусом. Можно поэкспериментировать вырезая определенные частоты и узнать где что изменяется.

Как только кто-то не слышит уже свыше 17кГц -- то пропала пятая гармоника, потом четвертая. С пропажей каждой следующей становится все менее ясно слышно, менее четко, крайне скудная детализация. А ведь есть ноты и около 10кГц и это значит, что чуть ли не первая гармоника уже может выйти за границы восприятия человека. Особенно это критично, когда в один момент звучит много нот, как это часто бывает в жизни. Скажем, говорить возле кипящего чайника или работающей микроволновки - это уже целая задача по обработке получаемого сигнала мозгом.

Но что только про высокие частоты вспоминать. Стоит подумать и про низкие. Ведь обертона есть и там. И если что-то слышать громкое и мощное, близкое -- то там эти частоты есть (низкие частоты крайне плохо распространяются на далекие расстояния, не в пример высоким). Но при проверке слуха часто совсем низкие частоты игнорируются -- начинаются замеры едва ли от 125Гц. И тут точно также могут пропасть обертона и произойдет пропажа деталей, который так нужны.

Вначале человеческий мозг едва осваивается с уймой деталей, который слышны маленькому ребенку. Затем привыкает и легко может использовать разные детали. Но как только слухом долгое время не пользуются -- начинается падения. И вместо недостающих звуковых деталей -- мысли. А потом еще и .

Кто-то может подумать, что выше 16кГц ничего полезного нет, да и многие же не слышат. А на самом деле просто отказывают от чувствительности. И раз широкий диапазон изначально есть у человека -- мозг будет его требовать неустанно. Не самими звуками -- так заменителями, имитаторами: мыслями.

Сами очень высокочастотные звуки или крайне низкочастотные не имеют смысла, да и слышать их может быть не очень приятно -- но они являются неотъемлемой частью всех звуков. Категорически нельзя их выкинуть -- и чтобы ничего не поменялось к худшему. Потому, одним из ярких сигналов плохо слышимых высоких звуков - невозможность услышать с далёкого расстояния что-то нужное и шепот. И ровно также нелепо звучит заявление о том, что низкочастотная колонка не нужна для каких-то стилей музыки.

Posts from This Journal by “Слух” Tag

  • Даже имея очень солидное падение слуха -- всё равно слышно каждый день не так мало звуков. И возникает вопрос: а где внимание человека? Очень…

  • Слуховые аппараты прекрасно наложились на опыт жизни людей до их изобретения: если слышно плохо -- то надо услышать хотя бы самое нужное, яркое.…

  • Постоянно все уверяют, что нужно просто взять и сделать все звуки громче -- вот и решение всех проблем для тугоухого. Увы, так работать не может. И…

  • Аудиометрия -- это самый базовый "анализ", самая очевидная и нужная проверка слуха. И всем сразу же кажется, что раз это медицинская…

Проделайте такой опыт: беззвучно нажмите клавишу фортепиано, а потом сильно ударьте и сразу отпустите клавишу октавой ниже (например, держите до второй октавы, а ударьте до первой). Взятый вами тон быстро угаснет, но еще долго будет слышаться тихий, но отчетливый звук нажатой вами клавиши. Можно беззвучно нажать клавишу двумя октавами выше ударяемой. Соответствующий ей звук тоже будет слышен, хотя и менее отчетливо. Давайте разберемся, почему это происходит. Если вы прочли, что рассказывается о звуке, то уже знаете, что он возникает в результате колебания упругого тела, в данном случае -- струны. Высота звука зависит от длины струны. Вы ударили, например, до первой октавы. Задрожала, завибрировала струна, послышался звук. Но колеблется струна не только вся целиком. Вибрируют все ее части: половина, третья часть, четверть и так далее. Таким образом, одновременно слышится не один звук, а целый многозвучный аккорд. Только основной тон, самый низкий, слышен гораздо лучше других и воспринимается ухом как единственно звучащий. Остальные же, образованные частями струны и поэтому более высокие обертоны (Oberton по-немецки «верхний тон»), или гармонические призвуки, дополняют звучание, влияют на качество звука -- его тембр. Все эти гармонические призвуки вместе с основным тоном образуют так называемый натуральный звукоряд или шкалу обертонов, которые нумеруются снизу вверх по порядку: первый звук -- основной, второй октавой выше, третий -- октава + чистая квинта, четвертый -- октава + чистая квинта + чистая кварта (то есть на 2 октавы выше основного). Дальнейшие призвуки расположены на более близком расстоянии друг от друга. Этим свойством -- издавать не только основной звук, но и обертоны -- иногда пользуются при игре на струнных инструментах. Если в момент извлечения звука смычком слегка прикоснуться пальцем к струне в том месте, где она делится пополам или на третью, четвертую и т. д. часть, то колебания больших частей исчезают, и раздастся не основной звук, а более высокий (соответственно оставшейся части струны) обертон. На струнных такой звук называется флажолетом. Он очень нежный, несильный, холодноватого тембра. Композиторы пользуются флажолетами струнных как особой краской. Ну а произведенный нами опыт с беззвучно нажатой клавишей? Когда мы это сделали, то, не ударяя по струне фортепиано, освободили ее от глушителя, и она стала колебаться в резонанс половине более длинной -- задетой нами струны. Та, когда клавиша возвратилась на место, остановилась, а колебания верхней струны продолжились. Ее звучание вы и услышали.

  • - Проделайте такой опыт: беззвучно нажмите клавишу фортепиано, а потом сильно ударьте и сразу отпустите клавишу октавой ниже...

    Музыкальный словарь

  • - обычно ГАРМОНИКА, составная часть музыкальной ноты, с частотой, кратной частоте основной ноты. У некоторых музыкальных инструментов имеются негармонические обертоны...

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • - гармонич. составляющая сложного негармонич. колебания с линейчатым спектром, частота к-рого больше наименьшей частоты v0 в спектре этого колебания. Частоте v0 соответствует основной тон сложного колебания...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - составляющая сложного колебания с частотой более высокой, чем основной тон. Соотношение частот О. и основного тона выявляется при разложении сложного колебания в ряд...

    Большая Советская энциклопедия

  • - составляющая сложного колебания с частотой более высокой, чем основной тон. Речевой звук - это комплекс основного тона и О., или частичных тонов...

    Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

  • - добавочный, более высокий тон, от соотношения которого по высоте и силе с основным тоном зависит тембр звука...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - Тон, который выше основного тона. Возникая при звучании основного тона, он придает звуку особый оттенок или тембр, позволяющий отличать один голос или звук от другого Частота колебания а в 2, 3, 4 и более раз больше, чем...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - ; мн. оберто/ны, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - оберто/н,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ОБЕРТО́Н, -а, муж. . Дополнительный тон, придающий основному звуку особый оттенок или тембр...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ОБЕРТО́Н, обертона, муж. . Призвук, дополнительный тон, придающий основному тону особый оттенок или качество звучания; тембр...

    Толковый словарь Ушакова

  • - оберто́н м. Дополнительный, более высокий тон, сопровождающий основной и придающий ему особый оттенок, тембр; призвук...

    Толковый словарь Ефремовой

Oberton - «верхний тон») в акустике - призвуки, входящие в спектр музыкального звука; высота обертонов выше основного тона (отсюда название). Наличие обертонов обусловлено сложной картиной колебаний звучащего тела (струны, столба воздуха, мембраны, голосовых связок и т. д.): частоты обертонов соответствуют частотам колебания его частей.

Обертоны бывают гармоническими и негармоническими. Частоты гармонических обертонов кратны частоте основного тона (гармонические обертоны вместе с основным тоном также называются гармониками ); в реальных физических ситуациях (например, при колебаниях массивной и жесткой струны) частоты обертонов могут заметно отклоняться от величин, кратных частоте основного тона - такие обертоны называются негармоническими.

Ввиду исключительной важности для музыки именно гармонических обертонов (и относительной малозначимости негармонических ) вместо «гармонический обертон» в музыкально-теоретической (но не в физической) литературе часто пишут «обертон» без каких-либо уточнений.

Обертон может быть колебанием частей звучащего тела, выраженных как правильными дробями (1 / 2 , 1 / 3 , 1 / 4 и т. д.), так и неправильными (например, при колебании звучащего элемента ударного инструмента с неопределённой высотой звука, такого как там-там). Количество и характер обертонов влияют на тембр инструмента. Каждый обертон имеет порядковый номер, обозначающий, какая часть струны колеблется. Звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов, называется Натуральным (обертоновым) звукорядом .

Начальные 10 обертонов прослушиваются по высоте и сливаются друг с другом в аккорды. Остальные прослушиваются плохо, или не прослушиваются вообще.

Понятие обертона у настройщиков фортепиано

У настройщиков фортепиано обертоном также называют биение звука при одновременном звучании двух струн. На слух это воспринимается, как неравномерная громкость. Если две струны настроены идентично (или с разницей в целое число октав), то биения не наблюдается. В противном случае биение происходит столько раз в секунду, насколько различаются высоты звуков в герцах (справедливо также для звуков с разницей, равной целому числу октав). Одно биение в секунду называют «один обертон» и т. д.

Использование обертонов в музыке

Обертоны (как гармонические, так и негармонические) стали основным звуковым материалом для ряда экспериментальных сочинений (чаще электронных «реализаций») последней трети XX века , обобщённо именуемых тембральной, или спектральной музыкой .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Обертон" в других словарях:

    Обертон … Орфографический словарь-справочник

    - (нем. Oberton, от ober верхний и Ton тон), синусоидальная составляющая периодич. колебания сложной формы с частотой, более высокой, чем основной тон. Любое периодич. колебание можно представить как сумму осн. тона и обертонов, причём частоты и… … Физическая энциклопедия

    Обертона, м. [нем. Oberton] (физ. муз.). Призвук, дополнительный тон, придающий основному тону особый оттенок или качество звучания; тембр. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007. обертон а, м. (нем. Oberton … Словарь иностранных слов русского языка

    Флажолет, призвук Словарь русских синонимов. обертон сущ., кол во синонимов: 2 призвук (4) флажол … Словарь синонимов

    ОБЕРТОН, обычно ГАРМОНИКА, составная часть музыкальной ноты, с частотой, кратной частоте основной ноты. У некоторых музыкальных инструментов имеются негармонические обертоны … Научно-технический энциклопедический словарь

    ОБЕРТОН, обертона, муж. (нем. Oberton) (физ. муз.). Призвук, дополнительный тон, придающий основному тону особый оттенок или качество звучания; тембр. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ОБЕРТОН, а, муж. (спец.). Дополнительный тон, придающий основному звуку особый оттенок или тембр. | прил. обертонный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    обертон - Собственная частота, превышающая основную частоту в нецелое число раз. Единица измерения Гц [Система неразрушающего контроля. Виды (методы) и технология неразрушающего контроля. Термины и определения (справочное пособие). Москва 2003 г.] Тематики … Справочник технического переводчика

    - (нем. Oberton, от оbег верхний, главный и Топ тон) гармонич. (синусоидальная) составляющая сложного негармонич. колебания с линейчатым спектром (см. Гармонический анализ), частота к рого больше наименьшей частоты v0 в спектре этого колебания.… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    Проделайте такой опыт: беззвучно нажмите клавишу фортепиано, а потом сильно ударьте и сразу отпустите клавишу октавой ниже (например, держите до второй октавы, а ударьте до первой). Взятый вами тон быстро угаснет, но еще долго будет слышаться… … Музыкальный словарь

Музыкального звука; высота обертонов выше основного тона (отсюда название). Наличие обертонов обусловлено сложной картиной колебаний звучащего тела (струны , столба воздуха, мембраны, голосовых связок и т. д.): частоты обертонов соответствуют частотам колебания его частей.

Обертоны бывают гармоническими и негармоническими. Частоты гармонических обертонов кратны частоте основного тона (гармонические обертоны вместе с основным тоном также называются гармониками ); в реальных физических ситуациях (например, при колебаниях массивной и жесткой струны) частоты обертонов могут заметно отклоняться от величин, кратных частоте основного тона - такие обертоны называются негармоническими. Присутствие негармонических обертонов в колебаниях струн музыкальных инструментов приводит к феномену неточного равенства между рассчитанными частотами равномерно темперированного строя и реальными частотами правильно настроенного фортепиано (см. Кривые Рейлсбека).

Ввиду исключительной важности для музыки именно гармонических обертонов (и относительной малозначимости негармонических ) вместо «гармонический обертон» в музыкально-теоретической (но не в физической) литературе часто пишут «обертон» без каких-либо уточнений.

Обертон может быть колебанием частей звучащего тела, выраженных как аликвотными дробями (1 / 2 , 1 / 3 , 1 / 4 и т. д.), так и неаликвотными (например, при колебании звучащего элемента ударного инструмента с неопределённой высотой звука, такого как там-там). Количество и характер обертонов влияют на тембр инструмента. Каждый обертон имеет порядковый номер, обозначающий, какая часть струны колеблется. Звукоряд, состоящий из основного тона и его гармонических обертонов, называется Натуральным (обертоновым) звукорядом .

Начальные 10 обертонов прослушиваются по высоте и сливаются друг с другом в аккорды. Остальные прослушиваются плохо или не прослушиваются вообще.

Использование обертонов в музыке

Обертоны (как гармонические, так и негармонические) стали основным звуковым материалом для ряда экспериментальных сочинений (чаще электронных «реализаций») последней трети XX века , обобщённо именуемых тембральной, или спектральной музыкой .

Напишите отзыв о статье "Обертон"

Отрывок, характеризующий Обертон

– Я об одном не перестаю молить Бога, mon cousin, – отвечала она, – чтоб он помиловал его и дал бы его прекрасной душе спокойно покинуть эту…
– Да, это так, – нетерпеливо продолжал князь Василий, потирая лысину и опять с злобой придвигая к себе отодвинутый столик, – но, наконец…наконец дело в том, ты сама знаешь, что прошлою зимой граф написал завещание, по которому он всё имение, помимо прямых наследников и нас, отдавал Пьеру.
– Мало ли он писал завещаний! – спокойно сказала княжна. – Но Пьеру он не мог завещать. Пьер незаконный.
– Ma chere, – сказал вдруг князь Василий, прижав к себе столик, оживившись и начав говорить скорей, – но что, ежели письмо написано государю, и граф просит усыновить Пьера? Понимаешь, по заслугам графа его просьба будет уважена…
Княжна улыбнулась, как улыбаются люди, которые думают что знают дело больше, чем те, с кем разговаривают.
– Я тебе скажу больше, – продолжал князь Василий, хватая ее за руку, – письмо было написано, хотя и не отослано, и государь знал о нем. Вопрос только в том, уничтожено ли оно, или нет. Ежели нет, то как скоро всё кончится, – князь Василий вздохнул, давая этим понять, что он разумел под словами всё кончится, – и вскроют бумаги графа, завещание с письмом будет передано государю, и просьба его, наверно, будет уважена. Пьер, как законный сын, получит всё.
– А наша часть? – спросила княжна, иронически улыбаясь так, как будто всё, но только не это, могло случиться.
– Mais, ma pauvre Catiche, c"est clair, comme le jour. [Но, моя дорогая Катишь, это ясно, как день.] Он один тогда законный наследник всего, а вы не получите ни вот этого. Ты должна знать, моя милая, были ли написаны завещание и письмо, и уничтожены ли они. И ежели почему нибудь они забыты, то ты должна знать, где они, и найти их, потому что…
– Этого только недоставало! – перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. – Я женщина; по вашему мы все глупы; но я настолько знаю, что незаконный сын не может наследовать… Un batard, [Незаконный,] – прибавила она, полагая этим переводом окончательно показать князю его неосновательность.
– Как ты не понимаешь, наконец, Катишь! Ты так умна: как ты не понимаешь, – ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, стало быть, Пьер уж будет не Пьер, а граф Безухой, и тогда он по завещанию получит всё? И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна et tout ce qui s"en suit, [и всего, что отсюда вытекает,] ничего не останется. Это верно.
– Я знаю, что завещание написано; но знаю тоже, что оно недействительно, и вы меня, кажется, считаете за совершенную дуру, mon cousin, – сказала княжна с тем выражением, с которым говорят женщины, полагающие, что они сказали нечто остроумное и оскорбительное.