Диктанты — Гласные о-е после шипящих и ц. Диктант - шутка на орфограмму "О - Ё после шипящих и Ц" Словарный диктант правописание гласных после шипящих

Словарные диктанты

I. Щелкал в зарослях кустов; спелый крыжовник; выбраться из чащобы; черствый хлеб; черный карандаш; тяжелый ранец; тонкая жердочка; неровный шов; четкий рисунок; узкий желоб; желтый песок; громкий шепот; узкие шорты.

II. Вкусный шоколад; деревянная трещотка; глухая трущоба; таинственный шорох; умелый шофер; широкое шоссе; сильный ожог; ожег руку.

III. Цыплячий пух; улицы города; желтая акация; бледнолицый мальчик; дальняя станция; черная смородина; кудрявый цыган; коричневый желудь; цыганская песня; циферблат часов; теплая цигейка; новая щетка; учеба в школе; четкий шаг; мягкая шерстка; новая ситуация; цитата из книги; лисицын след; короткая челка; длинный циркуль; хорошая дикция; сестрицын платок; интересная традиция.

Выборочные диктанты

Выписать в две колонки слова с и и ы после ц. Обозначить условия выбора орфограммы.

I. Цирк, циркуль, панцирь, цигейка, цифра, цинк, цитрусовый, демонстрация, акация, станция, дисциплина, медицина, цилиндр, коллекция, репетиция, циркач, цирковой, циркуляр, циклоп, операция, цыган, цыпочки, цыкнуть, цыпленок, цыплячий, цыганский, продукция, милиция, экспедиция, редакция, сигнализация, репродукция, специальность, иллюстрация; отцы, огурцы, улицы, молодцы, бойцы, удальцы, девицы, красавицы, ученицы, танцы, сестрицы, лестницы, столицы, гусеницы, куницы, птицы, синицы, овцы, ножницы, рукавицы, щипцы, концы, бледнолицый, круглолицый, сестрицын, лисицын, Птицын, Куницын, Пшеницын, на цыпочках, Царицыно, дикция, скворцы, смуглолицый, спицы, грация, полиция, оконцы, пальцы, станицы, умельцы, мельницы.

II. Цирковое чудо

Аттракционов в цирковом представлении было много. Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы. Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. Самая большая курица водрузилась на панцирь огромной по размерам черепахи. Потом она стала клевать цитрусовые.
Скворцы, эти неутомимые бойцы, так толкали друг друга, как будто на арене цирка происходила настоящая революция.
Вдруг совершенно неожиданно появился удивительно красивый цыган в цилиндре с цыпленком в руках. За цыганом на цыпочках шла его очаровательная помощница. Желтый маленький цыпленок вызвал бурные аплодисменты у публики, когда совершенно верно пропищал в микрофон столько раз, сколько обозначали цифры, показанные ему.
В конце выступления цыган, к всеобщему изумлению, достал из маленького цилиндра цветы: нарциссы, настурции — и под бурные аплодисменты подарил их зрителям.

(Из газеты «Русский язык» )

Объяснительный, предупредительный диктант

1) Шорох за спиной заставил его оглянуться. 2) Вышел еж с сапожной щеткой, занялся работой четкой. (Н. Козловский) 3) Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. (С. Есенин) 4) Ветер что-то нашептывает березкам. 5) Мороз покусывает нос и щеки. 6) По шоссе ползет тяжелый грузовик. 7) Легкий ветер с шорохом гнал по льду крупинки снега. (А. Казанцев) 8) Одна мысль об этой чащобе наводит на меня страх. 9) Вдруг без шороха и звука промелькнула по льду тень. (А. Казанцев) 10) Круглая клумба с мохнатыми желтыми цветами похожа на лукошко с цыплятами. 11) Уже поют в уютной листве соловьи, скворцы. 12) Птенцы скоро выросли, и однажды веселая семейка улетела на широкие речные отмели. (Н. Сладков) 13) Над желтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей. (И. Соколов-Микитов) 14) Круглолицый подсолнух в оконце затевает со мной разговор. (Ю. Могутин ) 15) Бегают по деревьям, гоняются за белками злые куницы. 16) Над широкими реками и голубыми озерами летят птицы. 17) Цирк родился в Древнем Риме. 18) Елочка стала расти, а береза прикрывала ее от ожогов солнца и мороза. (М. Пришвин)

Схематические диктанты

I. Не записывая слова, составить их структурные схемы.

1) Пригорки; грибника; волчица; хохотушка; соломка.
2) Лесная; серебристого; дождевые; гусиный; болотный.
3) Засветит; налечу; перебегают; бросала; заскрипит.
4) Комариный; хвостик; затрещит; развесистого; сохранишь.

II. Не записывая текстов, выбрать, составив структурные схемы,

(О. Константинова)

III. Записать слова в колонки в соответствии с их строением:

1) ; 2) ; 3) .
Шелестят, прояснить, возлагать, направо, чиста, предложить, поредеют, соединить, слева, растет, аллея, гляжу, задрожать.

IV. «Составь слово».
1) Составить слова по данным схемам, указать принадлежность этих слов к частям речи.

2) Составить по три слова с данными морфемами. Обозначить части речи записанных слов.

3) Составить словосочетания по данным схемам.

4) Составить слово, взяв из разных слов указанные морфемы.

1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ы, ю, я, а пишутся ы, у, а, например: жир, журавль, жар; чин, чудо, чан; шило, шум, шар; щи, щука, щавель.

Исключения: брошюра, жюри, парашют и некоторые другие иноязычные слова, в том числе имена собственные, например: Жюль (французское), Шяуляй (литовское), Чыдых (хакасское).

2. В корнях слов под ударением после шипящих ж, ч, ш, щ пишется е (ё), соответствующее в произношении звуку о, если последний чередуется в других формах слова или в родственных словах со звуком е. Например: желудь - желудей; шелк - шелковистый; черный - чернеть.

При отсутствии такого чередования в корнях слов после шипящих пишется о: жом, шорох, чох и др.

Примечания.

1. Ударяемый беглый гласный звук после шипящих всегда обозначается буквой о: княжон (княжна), кишок (кишка). 2. В иноязычных словах буква о после шипящих может писаться и в безударном слоге: жокей, шофёр и др. 3. Следует различать имена существительные ожог, поджог, изжога, в которых пишется о, и глаголы в форме прошедшего времени ожег, поджег, изжег, где гласный обозначается на письме буквой е (ё).

3. В суффиксах существительных -ок-, -онк-, -онок-, -очек-, прилагательных -ое-, в наречиях на -о и в окончаниях существительных и прилагательных под ударением после шипящих пишется о.

Например: сучок, рубашонка, медвежонок; ежовый; горячо; каланчой, плащом; чужой, большого. В окончаниях глаголов, в суффиксах существительных -евк-, -евыва-, -ер, в суффиксах полных и кратких причастий и образованных от них прилагательных -енн-, -ен-, а также в производных существительных от слов последнего типа пишется е(ё), а не о. Например: течешь, бережет, тушевка, затушевывание, дирижер, запрещенный, запрещен, тушенный, тушеный, тушенка.

Примечание.

В фамилиях, образованных от имен прилагательных, может быть и суффикс -ое-, и суффикс -ев- (-ёв-)у что зависит от традиции: Калачов, Тканое, но Кирпичев, Горбачев и др.

Упражнение 30. Выпишите слова с сочетаниями жи, жу, жа; чи, чу и др. Если эти сочетания входят в состав корня, подберите по 2-3 однокоренных слова, запишите их, подчеркивая сочетания звуков.

Старухи сестры Мокичевы, в меховых шапочках-нашлепках, обвязанные по ушам для тепла драными шелковыми платочками, в плюшевых вытертых обогнушках с диковинными пузырями на плечах, в нитяных смешных перчатках с голыми пальцами, лиловые от стужи, пилили дрова. Каждая дергала пилу обеими руками на себя из последних сил. Рассохшиеся, древние козлы, сбитые снизу досками, чтобы не разъезжались, может, ровесники хозяйкам, шатались и скрипели. Рыжая тупая пила с визгом скакала по трухлявому чурбану, он тоже ворочался под пилой, качался вместе с козлами. И шмыгали из стороны в сторону, как мыши, бархатные, под серый каракуль, крохотные муфточки, висевшие на лентах на груди у Кикимор. Жалко и тошно смотреть! (В. А. Смирнов)

Упражнение 31. Объясните правописание приведенных ниже слов. Слова из второго абзаца запишите в свои словарики и постарайтесь запомнить; подберите к словам этого абзаца однокоренные слова и также внесите их в словарики.

а) Желтый, жесткий, жернов, жердочка, жеваный, желоб, желчь, тяжелый; челка, челн, черт, черный, чечетка, чеботы, черточка, черствый, бечевка, печенка, прическа, расческа, пчелка, отчет, счет, учет; шепот, шел, дешевка, кошелка, пшенка, решетка; щетка, щечка, щелкать, щеголь, щелка, пощечина;

б) жокей, жом, жонглер, жох, джонка, мажорный, обжора, прожорливый, крыжовник; чокаться, чопорный, чох, чохом, Печора; шов, шокировать, шоколад, шомпол, шоры, шорник, шорох, шофёр,

Шотландия, артишок; трещотка, трущоба, чащоба.

Упражнение 32.

1. Англичане всюду умеют внести свою ч…порность, негибкие нравы и скуку. (Гонч.) 2. Знамя из красного ш…лка подымалось все выше и выше. (Кудр.) 3. Зал наполнился гулом голосов, ш…рохом

платьев, шелестом разворачиваемых программок. (Петр.) 4. Лицо у ш…фера было широкое, открытое и, хоть заросло щ…ткой рыжих волос, казалось совсем молодым. (Заречн.) 5. В обязанности ж…кея входит выездка верховых лошадей под руководством тренера и непосредственное участие в скачках. (Васильев) 6. Настенные и подвесные ж…лобы строительные изготовляются из кровельной листовой стали. (Овч.) 7. Григорий Евгеньевич закутал ребятам ноги своим пальто, унес лампу. И сразу в класс, в морозное окно, отыскав в нем щ…лку, заглянула луна. (Смирн.) 8. Перестал сыпаться иней. И хрустальная тишина тонко-тонко зазвенела, запела льдинками, снегом и еще невесть чем по ш…ссейке, по всем ближним закоулкам и сугробам. (Смирн.) 9. Ваня Дух живо придвинулся к отцу, обж…г его цигаркой и сумрачно-горячим, змеино-неподвижным взглядом.

(Смирн) 10. Мать вытирает передником руки, ч…кается, но не пьет. (Смирн.) 11. Это и была конфетка, но особенная, с картами и рыжей ш…коладкой в придачу. (Смирн.) 12. Тревожить нельзя, Митя сам затихнет и крепко уснет, надолго, и все будут говорить ш…потом, жалеючи его. (Смирн.) 13. На одном был автомат и коротенькая клетчатая юбка, а на голове - перья … Ш…тландский стрелок. Его товарищ - ч…рный крупногубый сенегалец - в куртке, в зеленых штанах и в ж…лтых, высоко шнурованных ботинках … Африканский и ш…тландский стрелки. (Суб.) 14. Он вспомнил носилки, покачивание горелых, дымящихся стен какой-то берлинской трущ…бы. (Верш.) 15. Через реш…тки на окнах мы заглядываем внутрь первого этажа, вернее, полуподвала. (Суб.)

Упражнение 33. От приведенных слов образуйте существительные с суффиксами -ок или -ек; -онок или -енок; -онк- или -енк-. Объясните правописание гласных в суффиксах.

Берег, бумага, верблюд, волк, галка, душа, изба, клок, кляча, книга, козел, корова, крюк, лошадь, медведь, мужик, мышь, нога, пастух, река, рубаха, рука, собака, старик, старуха, утка.

Упражнение 34. От приведенных слов образуйте прилагательные с суффиксами -ов- или -ев-. Объясните правописание гласных в суффиксах.

Биржа, вече, вещь, грош, груша, гуж, дело, душ, еж, ерш, камыш, ключ, ковш, кумач, межа, морж, нож, парча, плечо, плод, поле, плющ, сторож, чесуча, холст.

Упражнение 35. От приведенных слов образуйте наречия на -о или -е. Объясните правописание наречий.

Беспокоящий, вызывающий, горячий, общий, певучий, свежий, угрожающий.

Упражнение 36. Перепишите, ставя слова, данные в скобках, в нужной форме. Объясните правописание падежных окончаний существительных и прилагательных.

Беседовать с (теща), жить (этаж) выше, жить в (небольшая) комната, запачкаться (сажа), идти с (ноша), любоваться древним (городище), не быть (ханжа), познакомиться с (чертеж), стена заросла (плющ), с трудом справиться с (багаж), укрыться (плащ), не хвастаться (чужая) славой.

Упражнение 37. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

I. 1. Скоро старый мундир с изношенными обшлагами протянул на воздух рукава и обнимал парч…вую кофту. (Г.) 2. Через час кляч…нка с тележкой, в которой, закутавшись в мерлушечью шубу (на случай ночных осенних заморозков), сидел Мясников, ехала далеко за городом… (Усп.) 3. Матвей сидел на берегу озера в камыш…вом шалаше. (Марк.) 4. С этого времени Федотка обрел привычку туго затягивать ремеш…чек на голодном животе. (Верш.) 5. Медвеж… нок бежал, не оглядываясь по сторонам. (Марк.) 6. Мужич…к отказался, сославшись на то, что путь не ближний. (Марк.) 7. Здесь же рядом, на подступах к новому мосту, люди, торопясь, разрушали несколько домишек. (Залыг.) 8. Привезли еще для девч…нок подушки, лоскутное, на вате, одеяло. (Смирн.) 9. Мокрый холш…вый плащ неприятно касался лица командира. (Злоб.) 10. Покрытый слоем пыли ишач…к продолжал бежать и значительно опередил хозяина. (Джум.) 11. Скворец очень требователен к жилью: чуть что-нибудь не так - суч…к в стенке выпал или влет неудобен - жить не будет. (Незлоб.) 12. Вот только Шурка, семилетний внуч…нок Варвары, сын Павла, крутится рядом. (Калин.) 13. Тяжелое колено наступило ему на грудь, а вопль его в самом начале задавил аккуратный белый узелоч…к - кляп. (Калин.) 14. Рябуха взял толстую книгу в темно-синем переплете, погладил кореш…к, улыбнулся. (Кравч.) 15. Лошадь шла медленно, прихрамывая на правую ногу. У нее было еж…вое копыто. (Васильев)

II. 1. Двери заложили кирпич…м, оштукатурили. (Гер.) 2. Милорадович вскочил с дивана. И, быстро шагнув к Дмитрию Сергеевичу, положил ему руку на плеч… . (Голуб.) 3. Жилье, переделанное из немецких бункеров, издали казалось секретарю райкома фронтовым блиндаж…м. (Верш.) 4. Алексей горяч… принялся за работу. (Кравч.) 5. А на третьей стороне забора, кроме болып…й щели, была доска, которая едва держалась. (Могил.) 6. Жалкий свой улов Алеша закрыл плащ…м. «Хорош…, хоть она не видит моего позора»,- подумал рыбак и опасливо покосился на мыс. (Пермит.) 7. Бурнин рассказал обо всем, что предпринято. Балаш…в внимательно слушал, сидя с нож…м, с полуоткупоренной банкой в руках. (Злоб.) 8. Ощущение горяч…го порыва было так свеж…, будто все это произошло минуту назад. (Марк.) 9. У соломенных шалаш…й, вокруг костров, примостились сторожа. (Кравч.) 10. Оксана заупрямилась: «Надо ж за муж…м смотреть, сынков кормить». (Кравч.)

III. 1. Зуев не помнил, сколько простоял он там, в степи, глядя на освещ…нное окно. (Верш.) 2. Трудный участок леса пришлось выкорч…вывать всей группой. (Злоб.) 3. Шествие замыкала не менее смущ…нная Татьяна. (Кравч.) 4. Сам Роман Петрович был явно польщ…н, но не выдал этого. (Кравч.) 5. После трудного боя группа солдат осталась в том же селе с ноч…вкой. (Злоб.) 6. Весна опять была особенно напряженной. (Кравч.) 7. Перекоч…вывание из одной местности в другую всем надоело. (Марк.)

ДИКТАНТ-ШУТКА

Чокнутый шотландец-обжора в шелковых дешевых шортах, сидя на жесткой решетке, ел харчо и пшенную кашу с печенкой, откусывая черствый черный хлеб и запивая все это компотом из крыжовника.
А чопорный щеголь, сидя в своей трущобе, напевая шепотом, прищелкивая бечевкой, делал четкий шов на черном капюшоне, тоже подумывая насчет обеда и негодуя на свой прожорливый желудок.
И вдруг послышался шорох... Жонглируя саженным шомполом, подошел непричесанный жокей с пухлыми щечками, с усами щеточкой и коротенькой челочкой.
Вид этого «почетного» гостя, его шоколадного цвета желчное лицо, похожее на сморщенный желудь, и уморительные желтые черточки на тяжелых чеботах вызвали неостановимый смех у трущобных обитателей.

Для начала сообщаю ученикам, что шипящих в русском языке всего 4 – ж, ш, ч, щ .
Предлагаю упражнения-разминку на формирование фонема тического восприятия и внимание. (Количество и необходимость таких упражнений определяет учитель.)

· Эти специальные упражнения, воспринимаемые как игровые, направлены одновременно на развитие внимания, формирование навыков анализа, синтеза, классификации и обобщения, фонематического анализа. На эту работу отводится 3–5 минут урока.

После того как дети научились легко выполнять эти упражнения, т. е. фонематическое восприятие и внимание активизировано, можно приступать к работе над орфограммами.

Задание 1 . Продиктовать предложения в темпе школьного диктанта. Выписать все шипящие .

1. Над ржаным полем, шелестящим жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. Жаркие солнечные лучи и шепот морского прибоя зовут отдыхающих на пляжи (ж ч ч ш щ ж).
3. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы над цветами шиповника да щебечут в вышине деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).
4. Бывают чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужу ужасно больно.
Вот. (ч ж ж ж ж ж ж)

5. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

6. Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужасно больно.
Вот. (ж ч ж ж ж ж ж)

7. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

Задание 2. Укажите часть слова (к орень – к или з а к орнем зк ), в которой имеется орфограмма « о е ё после шипящих и ц ». Исключение обозначьте: искл , а глаголы и отглагольные формы – г .

Образец: Желтый пушок – к, зк .

Черный, шов, испеченный, ночевка, желтый, шел, шоколад, бечевка, течет, кошелка, печенка, зайчонок, расческа, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щелка, рассечет, медвежонок.

Ответ: к, искл, г, г, к, г, искл, к, г, к, к, зк, к, зк, зк, искл, искл, к, г, зк .

Познакомимся с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц» .

а) в корне под ударением пиши ё , если слово можно изменить так, чтобы писалось е ё лтый – же лтеть) ; остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о , без ударения – е ;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т. е. словах, которые образованы от глаголов: испечённый – испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить, сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёр дирижёр, тренажёр, но танцор .

Задание 3. В русском языке несколько десятков корней, в которых после шипящих стоит ё . Запишите слова, используя приведенные ниже корни. Составьте с ними словосочетания.

Задание 4 . Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о , прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)

· Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.

Теперь приступаем непосредственно к отработке написания о–е–ё после шипящих. Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание учащихся на то, что для данного правила нужно уметь видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других частей речи.
(Под термином «отглагольные формы» подразумеваются слова, которые образованы от глагола. Это и причастия, и отглагольные существительные, и прилагательные. Снимается необходимость определять часть речи , что упрощает выполнение действий.)

Задание 5. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?

Проверь себя:

1-й столбик: 6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик: 13, 23, 29, 38.
3-й столбик: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик: 7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик: 4, 24, 30.
Никуда не вошли слова с написанием е (а не ё ) после шипящих, слова с безударным суффиксом и наречие ещё (искл.).

Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.

Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.

Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы .

Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.

Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.

Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.

Средний уровень . Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14 .

В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д. Розенталь, И. Голуб . Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Высокий уровень . Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б...). См. таблицу в начале раздела.

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ

1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме.
4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с орф. № 14, объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).

На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией .

P. S. С удовольствием выписываю вашу газету, хотя она почти не по карману. Кроме того, что она – хороший помощник в работе, это еще и ниточка, связывающая меня с Россией. Да, не в чести сейчас русский язык в Украине, как и все русское.

Диктанты, 5 класс

Буквы е - о после шипящих в корне.

Буквы и - ы после ц

Словарные диктанты

I. Черный цвет; четкий рисунок; неровный шов; щелкал семечки; спелый крыжовник; выбраться из чащобы; черствый хлеб; тяжелая ноша; тонкая жердочка; красные щеки; желтый песок; громкий шепот; красивые шорты.

II. Темный шоколад; деревянная трещотка; трущоба; шорох; умелый шофер; широкое шоссе; сильный ожог; ожег руку.

III. Идти на цыпочках; большая цистерна; цыплячий пух; улицы города; свежие огурцы; братцы; желтая акация; бледнолицый мальчик; моя станция; черная смородина; поющий цыган; спелый желудь; цыганская песня; на циферблате часов; теплая цигейковая шубка; щетка для одежды; учеба в школе; четкий ответ; мягкая шерстка; интересная ситуация; цитата из сочинения; лисицын след; короткая челка; сестрицын платок; интересная традиция.

Выборочные диктанты

Распределить в две колонки слова с и и ы после ц. Обозначить условия выбора орфограммы.

I. Продукция, милиция, Царицыно, дикция, скворцы щипцы, концы, бледнолицый, круглолицый цирк, циркуль, панцирь, цигейка, цифра, цинк, цитрусовый, спицы, грация, демонстрация, акация, станция, дисциплина, медицина, цилиндр, коллекция, репетиция, циркач, цирковой, циркуляр, циклоп, операция, цыган, цыпочки, цыкнуть, цыпленок, цыплячий, цыганский, экспедиция, редакция, сигнализация, репродукция, специальность, иллюстрация; отцы, огурцы, улицы, молодцы, бойцы, удальцы, девицы, красавицы, ученицы, танцы, сестрицы, лестницы, синицы, овцы, ножницы, рукавицы, сестрицын, лисицын, Птицын, Куницын, Пшеницын, на цыпочках, смуглолицый, полиция, оконцы, пальцы, станицы, умельцы, столицы, гусеницы, куницы, птицы мельницы.

II. Цирковое чудо

Аттракционов в цирковом представлении было много. Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы - были молодцы и необыкновенные умницы. Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. Самая большая курица водрузилась на панцирь огромной по размерам черепахи. Потом она стала клевать цитрусовые.
Скворцы, эти неутомимые бойцы, так толкали друг друга, как будто на арене цирка происходила настоящая революция.
Вдруг совершенно неожиданно появился удивительно красивый цыган в цилиндре с цыпленком в руках. За цыганом на цыпочках шла его очаровательная помощница. Желтый маленький цыпленок вызвал бурные аплодисменты у публики, когда совершенно верно пропищал в микрофон столько раз, сколько обозначали цифры, показанные ему.
В конце выступления цыган, к всеобщему изумлению, достал из маленького цилиндра цветы: нарциссы, настурции - и под бурные аплодисменты подарил их зрителям. (Из газеты «Русский язык»)

Объяснительный, предупредительный диктант

1) Вдруг без шороха и звука промелькнула по льду тень. 2) Круглолицый подсолнух в оконце затевает со мной разговор. (Ю. Могутин) 3) Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. (С. Есенин)4) Ветер что-то нашептывает березкам. 5) Елочка стала расти, а береза прикрывала ее от ожогов солнца и мороза. (М. Пришвин)

6) По шоссе ползет тяжелый грузовик. 7) Легкий ветер с шорохом гнал по льду крупинки снега. (А. Казанцев) 8) Одна мысль об этой чащобе наводит на меня страх. 9). Шорох за спиной заставил его оглянуться (А. Казанцев)10) Круглая клумба с мохнатыми желтыми цветами похожа на лукошко с цыплятами. 11) Уже поют в уютной листве соловьи, скворцы. 12) Птенцы скоро выросли, и однажды веселая семейка улетела на широкие речные отмели. (Н. Сладков) 13) Над желтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. 14). Вышел еж с сапожной щеткой, занялся работой четкой. (Н. Козловский) . 15)А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей. (И. Соколов-Микитов) 16) Бегают по деревьям, гоняются за белками злые куницы. 17) Над широкими реками и голубыми озерами летят птицы. 18) Цирк родился в Древнем Риме. 18) Мороз покусывает нос и щеки.

5 КЛАСС

ТЕМА: "БУКВЫ О - Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ"

Словарные диктанты

1. Камышом, мечом, экипажем, этажом, репортажем, чертежом, гаражом, ландышем, грачом, врачом, плюшем, хорошему, большому, могучему, неуклюжему, рыжему.

2. Солнцем, тиражом, душем, плющом, тягачом, кумачом, плачем, финишем, борщом, рубежом, скрипачом, силачом, училищем, карандашом, гордецом, сердцем, полководцем, овцой, певучему, блестящему, шипучему.

Выборочный диктант

Распределите слова в два столбика:

а) с гласной О после шипящих и Ц в окончаниях существительных;

б) с гласной Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Переселенцем, плащом, матчем, смерчем, пловцом, владельцем, беглецом, грачом, работницей, мельницей, стрижом, сторожем, ершом, лисицей, певцом, дворцом, бойцов, горцев, гвардейцев, крышей.

Объяснительный диктант

Графически объясните выбор гласной (О или Е) после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных.

Поговорить с врачом, с больным сердцем, к блестящему наряду, с опытным пловцом, перед огромным дворцом, за старой мельницей, следить за матчем, отдыхать за рубежом, угощать борщом.

Проверочный диктант

1. Выращивать птенцов, тёмной тучей, ждать скворцов, любуюсь птицей, любоваться красавицей, гордиться столицей, резать ножом, рисовать карандашом, под красным кирпичом, состязаться с силачом.

2. Ракету люди изобрели недавно, а природа создала ее миллионы лет назад. Как действует ракета, знаешь? В особой камере, в конце летательного аппарата, происходит взрыв. От взрыва образуются газы и с силой вылетают в отверстие. Вылетают наружу, и ракета получает толчок. В зависимости от количества газов и силы их выхода из камеры толчок может быть слабым или сильным. Если взрыв очень сильный, то и ракета может полететь очень далеко.

Вот такая ракета, только живая, существует в природе. Конечно, никакого взрыва внутри не происходит, и все-таки кальмар - настоящая живая ракета.

У кальмара имеется специальное приспособление - большой мускульный мешок. В мешок кальмар набирает воду, с силой выталкивает её и делает быстрый скачок, как настоящая ракета.

Контрольные диктанты

Бескорыстие

Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.

На первый взгляд, эта тихая и немудреная земля под неярким солнцем. Но чем больше узнаешь её, тем больше, всем сердцем, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было.

(По К. Паустовскому)

Настоящую песню скворца надо слушать рано утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники. Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы. Однако вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Кусочки соловьиных трелей и резкое мяуканье иволги, сладкий голосок малиновки и музыкальное лепетание пеночки слышатся в песне скворца. И вдруг среди этих мелодий раздаются такие звуки, что не удержишься и рассмеешься. Закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь. А после этого музыкального отступления скворец без передышки продолжает свою веселую песенку.

(По А. Куприну)

Задания:

1. Определите стиль текста и озаглавьте его.

2. Какие правила можно проиллюстрировать примерами из текста? Сгруппируйте слова по орфограммам.

Весна движется медленно. Озерко еще не растаяло. Орех расцветает, но еще не пылят над рощей жёлтой пыльцой его сережки.

Исчезают последние клочки снега в лесу. Листва выходит из-под снега слежалая, серая. Недалеко от себя я разглядел птицу. Она была цвета прошлогодней листвы, с чёрными выразительными глазами и длинным носом. Это был вальдшнеп. Он поднялся на ноги, взмахнул своим карандашом и ударил им в горячую прелую листву. От этого удара на носу остался один круглый осиновый листик.

Потом прибавился ещё и ещё. Когда вальдшнеп пролетал вдоль опушки, мы успели сосчитать: на клювике у него было надето семь острых осиновых листиков. С этими осиновыми листиками он казался бородачом.

(По М. Пришвину)

Задания:

1. Выделите в словах неизменяемые приставки.

2. Выделите орфограмму "Буквы О, Е после шипящих в окончании".

3. Найдите в тексте слово, употребленное в переносном значении.

В жаркий день мы с товарищем пошли прогуляться. Идём узкой деревенской улицей, слышится пение скворцов, над крышей небольшого дома ласточка вьёт гнездо. Впереди роща. Над рощей стоит огромное ватное облако, озаряемое лучом солнца. Мимо нас пролетает какая-то птица. Я любуюсь этой птицей и сердце наполняется огромной радостью.

Под ногами муравейник. Его обитатели - большие труженики. Они целый день таскают палочки, хвоинки - строят муравейник. Нужно быть силачом, чтобы поднять этот стройматериал маленькому муравьишке.

Синичка необыкновенная

Она поразила меня с первой же встречи. А было это давно. Она попалась в мой западок. Я взял ее в руку, и она... умерла! Только что была живая и резвая и вот умерла. Я растерялся и разжал руку. Синичка неподвижно лежала на раскрытой ладони вверх лапками, и глаза затянулись белым. Я подержал ее, подержал - и положил на пенек. И только руку отвел - синичка вскрикнула и улетела!

Какая же она обыкновенная, если такая необыкновенная обманщица! Захочет - умрет, захочет - воскреснет.

Потом я узнал, что многие птицы впадают в какое-то странное оцепенение, если их положить спинкой вниз. Но у синички это получается лучше всех и часто спасает ее от неволи.

(По Н. Сладкову)

Указание учителю:

Предупредить о написании слов: обыкновенный, умереть, лучше.

Западок - ловушка на певчих птиц.

Задания:

1. 1-й вариант: выпишите слова с приставками, оканчивающимися на -с, -з, обозначьте выбор приставки.

2-й вариант: Выделите в словах орфограмму "Буквы и, ы после ц". Запишите существительные синица, обманщица в форме множественного числа.

2. 1-й вариант: выпишите слово с чередованием гласных а, о в корне; подберите к нему 2 - 3 однокоренных.

2-й вариант: найдите слово с орфограммой "Буквы о, е после шипящих в корне слова", запишите 2 - 3 слова с этой орфограммой.

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}