История собора. Благовещенский собор

Благовещение Пресвятой Богородицы – один из самых торжественных и почитаемых праздников у христиан. В честь евангельского события, произошедшего с Девой Марией , освящено множество церквей по всему миру.

На Соборной площади Московского Кремля возвышается один из самых известных и богатых храмов Благовещения. Появившийся как домовая церковь великокняжеской семьи, Благовещенский собор превратился в один из самых значительных русских храмов, где венчали и крестили многих великих князей и российских императоров.

История строительства Благовещенского собора

Свою историю храм ведет с XIII столетия , когда на месте сегодняшнего Благовещенского собора появилась деревянная церковь. Ее возвели по приказу владимирского князя Андрея Городецкого , сына Александра Невского и участника военных компаний против золотоордынских ханов. Век спустя на месте деревянного был построен первый храм из камня. Он представлял собой домовую церковь с одной главой, сложенную из каменных блоков. Подклет первого белокаменного храма сохранился и позже был использован при строительстве собора. Ранний каменный храм был украшен настенными росписями, которые в 1405 году выполнили известные русские мастера Андрей Рублев, Феофан Грек и Прохор с Городца . Фрески украшали и алтарную преграду. На ней содержались изображения преподобных. Первый каменный собор называли «Благовещением на царских сенях».

В 1416 году храм Благовещения на великокняжеском Государевом дворе разобрали и решили строить новый. Прежняя постройка не удовлетворяла современным требованиям и была слишком тесной и невзрачной для царского размаха. В результате храм получил большой центральный и два малых купола, а в качестве украшения – резьбу на барабане и апсиде. Так он стал похожим на частично сохранившуюся до наших дней церковь Рождества Богородицы на Сенях .

Первый московский царь Иван III в 1484 году решает вновь перестроить домовую церковь. Для выполнения работ из Пскова выписывают известных мастеровых Кривцова и Мышкина , и уже через пять лет зодчие рапортуют об окончании работ. Новый храм окружали паперти, в подклете, сохранившемся с прежних пор, хранили царскую казну, а в декоре фасадов можно было угадать черты самых разных школ древнерусского зодчества: и суздальской, и владимирской, и московской, и костромской. Белокаменные столпы, поддерживающие крытые галереи, были украшены розетками в виде цветков, а сами паперти соединяли храм с Казенной палатой и царским дворцом . В начале XVI века новую церковь расписали, и на стенах ее появились фрески с изображениями Аристотеля и Сократа, Платона и Птолемея. Иконы в храме получили драгоценные оклады.

К несчастью, пожары были в ту эпоху одним из главных бедствий, которым человек почти не мог противостоять. Не уберегли от огня и Благовещенский храм. Он сильно пострадал в 1547 году , когда огненная стихия уничтожила не только иконы и книги, но и фрески, каменную резьбу и часть открытых галерей.

От Ивана Грозного до наших дней

Значительная перестройка случилась в Благовещенском соборе в эпоху правления Иоанна Грозного . В 1560 году началось строительство церквей-приделов, освященных в честь Пресвятой Богородицы, Михаила Архангела, Входа Господнего в Иерусалим и Святого Георгия. Облик основной части собора был изменен за счет надстройки западных глав и покрытия их и кровли золоченой листовой медью. В результате храм стал девятиглавым и златоверхим . Стены снаружи декорировали филенками . Храму были пожалованы икона Благовещения из Юрьева монастыря в Новгороде и золотой крест, установленный на центральной главе.

Глобальная реконструкция проходила в Благовещенском соборе Московского Кремля и в XIX столетии . В 1800 году поменяли полы : они стали белокаменными, украшенными черным резным орнаментом. Придел Святого Георгия был переосвящен в честь Александра Невского и получил новый ампирный иконостас. Чуть позже к юго-западной части храма была пристроена ризница, а южную паперть украсила аркада. В честь императора Николая I в 1836 году в соборе появился придел Святого Николая Чудотворца , а затем храм соединили с Большим Кремлевским дворцом, построенным для государя.

В октябре 1917-го во время артиллерийского обстрела в собор попал снаряд , вызвавший незначительные разрушения. Художник Игорь Грабарь , создавший комитет по сохранению памятников древней живописи, убедил правительство в необходимости работы реставрационной группы. В соборе было расчищено несколько древних икон и фресок, которые, по мнению исследователей, написали Феофан Грек и Андрей Рублев . Реставраторам удалось восстановить южный портал собора.

В 1955 году в Благовещенском соборе Московского Кремля был открыт музей , но реставрационные работы продолжались до 2010 года. Когда в середине прошлого века стены удалось очистить, под слоями поздних записей были обнаружены фрески XVI столетия . В 1989 году в Благовещенском соборе открыли экспозицию, в которой собрали иконы, принадлежавшие храму на всем протяжении его существования.

Что посмотреть в Благовещенском соборе

Архитектурный облик храма окончательно сложился в 60-х годах ХVI века:

Над порталами северного и западного фасада трудились итальянские мастера резьбы по камню. Обе пары дверей обрамлены колоннами коринфского ордера, а на северных можно увидеть евангельские сцены пророчеств о Спасителе и Богоматери, изображенные в редкой технике огневого золочения по листам меди.

- Южный портал создан в лучших традициях зодчих раннего московского периода. Двери декорированы полуколонками, бусинами и капителями в виде снопов, а филенки украшены резными композициями, изображающими растительные орнаменты и вазы.

- Иконографический сюжет «Древо Иесеево» можно увидеть на арках западной и северной галерей собора. Оно представляет собой аллегорическое изображение родословия Спасителя и состоит из более чем двухсот фигур. У входа первым изображен царь Давид, а на западном портале можно увидеть Богородицу с младенцем Иисусом на руках, завершающую древо.

- Столпы храма украшают изображения великих московских и русских князей – Владимира Мономаха, Владимира Красное Солнышко, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Александра Невского.

- Южная галерея храма служит местом, где собрана коллекция икон, находившихся в храме с XIV века. Одна из самых ценных и древних, по преданию, написана евангелистом Лукой. Смоленская икона Божией Матери, называемая Одигитрия , особо почитается в православии. Ее празднование проходит 10 августа и считается, что образ оберегает западные границы России.

В XV столетии из Греции были присланы в дар мощи многих святых , которые помещены в серебряную раку и хранятся в южной галерее Благовещенского собора.

Иконостас храма

Алтарная перегородка, отделяющая алтарную от остальных частей православного храма и расположенная между южной и северной его стенами, называется иконостасом. В Благовещенском соборе Московского Кремля иконостас высокий и это древнейший среди подобных иконостасов в России.

Остов иконостаса выполнен из бронзы методом чеканки . Проект был нарисован Николаем Султановым , русским архитектором и искусствоведом. Султанов исследовал византийский стиль, и самым известным его архитектурным проектом стал собор Петра и Павла в Петергофе. Николай Султанов реставрировал многие имения и храмы по всей стране и, в частности, руководил восстановлением палат Волковых-Юсуповых в Харитоньевском переулке столицы.

Иконостас Благовещенского собора состоит из пяти рядов , называемых чинами. Праздничный и деисусный ряды были написаны в XIV-XV веках. Часть исследователей полагает, что сделано это было Рублевым и Греком, но другие искусствоведы и историки ставят такую гипотезу под сомнение. Деисусный чин высокого иконостаса в соборе Кремля состоит из одиннадцати икон, высота каждой из которых – 210 см. Праздничный ряд содержит в себе четырнадцать алтарных образов.

Древнейшая икона алтарной перегородки Благовещенского собора – Всемилостивый Спас . Ее можно увидеть справа от Царских врат. Два других чина содержат в себе образа, написанные позже – в XVI столетии. Тридцать таблеток иконостаса изображают минеи каждого месяца года, праздники и некоторых святых, а также важные библейские сюжеты, включая Сретение Господне, Поклонение волхвов, Крещение и Преображение Господне.

Экспозиция «Клады Московского Кремля»

Немало интересных исторических реликвий хранится в подклете храма, где работает выставка «Клады Московского Кремля» . В коллекции – ювелирные изделия, церковная утварь, слитки драгоценных металлов, монеты и оружие. Всего в музее насчитывается более полутора тысяч экспонатов и все они датированы историческим периодом с XII по XVII столетие.

Более двухсот раритетов из раздела, посвященного древнему ювелирному искусству, были найдены в московских кладах в конце прошлого века. Они были зарыты в первой половине XIII столетия, когда Москве грозило разорение от полчищ хана Батыя. В коллекции можно увидеть украшения для головы и рук, части парадного костюма, выполненные в технике скани бусины-аграфы, браслеты-наручи, золоченые медальоны и подвески к головным уборам .

Серебряные слитки , выставленные в музее Благовещенского собора, служили как платежным средством, так и инвестиционным. Каждый слиток из найденных кладов весит около 200 грамм. В XIV столетии на него можно было купить двух хороших коней.

Шлемы-шишаки , которые ковали из единой железной пластины, служили русским всадникам. В музее можно в деталях рассмотреть подлинные шлемы XV столетия, а также оружие – боевой топор, железные наконечники для стрел, кольчуги и латы .

На заметку:

  • Ближайшие станции метро: "Боровицкая", "Александровский сад", "Библиотека им. Ленина", "Арбатская".
  • Официальный сайт: www.kreml.ru
  • Часы работы: С 15 мая по 30 сентября - каждый день, кроме четверга, с 9:30 до 18:00. Кассы открыты с 9:00 до 17:00. c 1 октября по 14 мая - каждый день, кроме четверга, с 10:00 до 17:00. Кассы открыты с 9:30 до 16:30. Оружейная палата и смотровая площадка Колокольни Ивана Великого работают по отдельному расписанию.
  • Билеты: продаются возле Кутафьей башни в Александровском саду. Стоимость билета на Соборную площадь, в соборы Кремля: для взрослых посетителей – 500 рублей. Для российских студентов и пенсионеров при предъявлении соответствующих документов – 250 рублей. Дети до 16 лет - бесплатно. Билеты в Оружейную палату и Колокольню Ивана Великого приобретаются отдельно от общего билета.

Замечательный памятник истории и культуры XV в., Благовещенский собор Московского Кремля на протяжении нескольких веков был домовым храмом великих князей и царей русского государства.

История собора

Белоснежный и «златоверхий» собор Благовещения «на царских сенях» хранят память о многих значительных событиях в жизни великих князей и царей Руси. В течение столетий он был домовой церковью правителей страны. Здесь они совершали венчания, получали благословение на царствование, крестили детей, отмечали церковные праздники и прощались с близкими. Только здесь «сильные мира сего» в доверительных, уединённых беседах с личным духовником могли «излить свою душу». Вместе со страной храм пережил многочисленные московские пожары, войны, Смутное время, гибель старой династии и воцарение новой, революции ХХ века…

Среди историков нет единого мнения о времени возведения в первого храма, освящённого в честь светлого праздника Благовещения. Некоторые из них полагают, что деревянный собор был построен по повелению князя Андрея Александровича ещё в конце XIII в. На смену ему пришел храм 1367 года, возведенный по указу . Но большинство исследователей придерживаются точки зрения, что основателем домового храма стал . В 1397 г. был построен каменный собор, который простоял до 1484 г. Согласно свидетельству «Троицкой летописи» над его убранством в 1405 г. работали великие мастера древнерусской иконописи: , Прохор с Городца. В конце XV в. этот храм уже не соответствовал ни архитектурному облику обновлённого Кремля и , ни желаниям амбициозного князя . Собор был разобран до подклета и за пять лет возведён заново. За его перестройкой постоянно наблюдал духовник царя, для которого Иван III около стройки распорядился установить палатку. По повелению царя купола собора заблистали золотом. Новое здание домового собора было освящено митрополитом Геронтием в 1489 г.

При пожаре 1547 г. храм серьёзно пострадал. Восстановление его с существенным изменением архитектурного облика завершилось к 1566 г. Тогда он и обрёл узнаваемый пирамидальный вид. Первоначально здание имело три купола: центральный и ещё два на восточной стороне. В царствование на сводах опоясывающих храм галерей было устроено четыре придела: во имя Св. Николая Чудотворца, Св. блгв. князя , Входа Господня в Иерусалим, Архангела Михаила (переосвещён в 1584 г. в Собор Архангела Гавриила). Над каждым из них была сооружена своя глава. Ещё две было добавлено на основной объём и, таким образом, собор стал девятиглавым. Девятиглавье храма в русской культовой архитектуре символизирует образ пресвятой богородицы как царицы небесной церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

В 1572 г. частью храма стало легендарное грозненское крыльцо, с которого Иван IV увидел в 1584 г. в небе комету, примету своей скорой смерти. После строительства Верхоспасского собора при теремном дворце в 1665 г. Благовещенский храм утратил своё значение как домовый храм русских царей. Однако вплоть до низложения последнего императора в 1917 г. его протопресвитер оставался духовником для многих членов императорской семьи. Каждое посещение императором подразумевало и обязательное посещение древнего храма. И после переезда двора в государи не забывали о домовом храме своих предков. В 1820 в нём был освещён придел Александра Невского, а в 1836 г.ещё один в честь свт. Николая, архиеп. Мирликийского.

Осенью 1917 г. храм сильно пострадал при обстреле Кремля. Артиллерийским снарядом было разрушено знаменитое грозненское крыльцо. В марте же месяце 1918 г., как и другие кремлёвские храмы, Благовещенский собор был закрыт. С того времени это один из музеев столицы. Только один раз в году, в день престольного праздника, в его стенах снова проходит патриаршее богослужение.

Архитектурное своеобразие

В облике храма заметно взаимопроникновение псковской архитектурной традиции и только формирующейся московской школы. Для псковских зодчих характерно применение квадратных столбов во внутреннем пространстве, высокие арки. В то же время присутствуют архитектурные детали, свойственные московскому стилю культовой архитектуры: килевидные формы порталов дверных проёмов, узорчатые пояса.

Строительство собора было доверено псковским зодчим Кривцову и Мышкину, и это одна из загадок храма. Дело в том, что в 1472 г. произошла ужасная катастрофа - , возводимый псковичами, неожиданно рухнул. Но зодчие были не только прощены, но и получили новый важный заказ. По мнению историков, есть несколько причин для такого неожиданного решения великого князя. Первая возможная причина этого состояла в нехватке умелых архитекторов, поэтому их не отстранили от дел. По другой версии, псковичам была предложена эта работа, чтобы не раздражать ревнителей русской традиции. Ведь главный храм страны, Успенский собор, построил не просто чужеземец, но ещё и католик - . В противовес этому строительство домового храма было поручено русским мастерам.

По базовым признакам Благовещенский собор - это классический четырёхстолпный крестово-купольный храм с тремя апсидами. Своими размерами, вероятно, он соответствует пропорциям более раннего разобранного собора.

Отличительной чертой собора стало устройство по его периметру галерей-папертей, одна из которых соединялась переходом с великокняжеским дворцом. Возможно, первоначально они были открытыми, так как строились приглашёнными мастерами из Италии в XVI в. Но уже на рисунках середины XVI в. видно, что они остеклены, вероятно, слюдой. Часть из них с восточной стороны позднее была разобрана в XIX в., вместе со сносом Казённой палаты.

На сохранившуюся южную паперть ведёт украшенное искусной резьбой крыльцо. По преданиям, именно здесь Иван Грозный слушал проповеди после того, как ему было временно запрещено посещать богослужения после четвёртого брака. В 1654 г. над парадным входом был сооружен придел архангела Михаила. Для усиления конструкции были подведены мощные столбы, а более лёгкие и изящные первоначальные колонны с резными капителями оказались утрачены.

Входы в храм выполнены в виде резных порталов. Северный вход предназначался для торжественных официальных церемоний: праздничных шествий, встреч послов других государств и т.п. Южные двери собора служили парадным выходом государя к народу. Повседневным был западный вход со стороны дворца. Совершенно необычен для православного храма вход с востока. Через него входили в храм участники торжеств на Соборной площади. В наши дни он является основным.

Над декором западного и северного входа работали итальянские мастера. Двери обрамлены отдельно стоящими колоннами в коринфском стиле с развитым антаблементом. Венчает конструкцию портала пышно украшенный резным декором архивольт. Поверхность камня плотно заполнена искусной резьбой в высоком рельефе. Резные изображения дельфинов, светильников, сфинксов и ваз были в числе любимых сюжетов итальянских мастеров эпохи Ренессанса. Настоящим произведением искусства являются двустворчатые двери. Обитые медными листами, они украшены живописными библейскими сюжетами. Их, несколько неожиданно, дополняют изображения Диогена, Менандра, Гомера, Еврипида и других античных философов и поэтов.

Южный портал существенно отличается по стилю. Он был восстановлен только в 1846 г. Вход в храм оформлен по канонам раннемосковского зодчества. Его обрамляют лёгкие полуколонки с бусинками посредине и снопообразной капителью, чередующиеся с прямоугольными выступами. Килевидное завершение портала гармонично сочетается с аналогичным оформлением верхней части стен.

Интерьер храма

Конструктивное решение центрального пространства храма подчёркивает его устремлённость ввысь. Ступенчатые арки, коробовые своды рукавов креста, высокий барабан - все эти архитектурные конструкции придают помещению вертикальную динамику. Эффект движения усилен организацией освещения зала: его нижний уровень затемнён, а дневной свет проникает только сверху, через окошки барабана.

В западной части помещения расположены массивные и архаичные по конструкции хоры. Подняться на них было можно либо по винтовой лестнице в толще стены или непосредственно по галерее из княжеского дворца. Вероятно, ранее на хорах размещались дополнительные приделы, так как от основного объёма храма их отделяла двухметровая по высоте стена толщиной в два кирпича. Отличается оригинальностью устройство пола собора. Он выложен из небольших кремниевых плиток с вкраплениями агата и яшмы. По преданию этот пол был перевезён по указу Ивана IV из одного из храмов , куда некогда его привезли из Византии.

Самое древнее сохранившееся помещение - это квадратный подклет старого собора постройки начала XV в. Он сложен из блоков белого камня, тогда как новый собор возводился из кирпича. Центральный массивный столб поддерживает низкие арки, несущие коробовые своды помещения. В конце XV в. при перестройке собора его стены были дополнительно обложены белым камнем и кирпичом. Подклет вероятно изначально предназначался для сбережения царской казны.

Фресковая живопись в интерьере собора

Первоначальная роспись была выполнена Феодосием, сыном известного иконописца Дионисия, в 1508 г. Она сильно обгорела при пожаре в 1547 г., но была восстановлена по первоначальным образцам.

Роспись основной части собора выполнена в традиционной манере. В центральном куполе написан образ Христоса Вседержителя, обновлённый при реставрации в XIX в. В двух других куполах находятся изображения Богоматери Знамение и Саваофа. Чуть ниже изображены ангелы, праотцы и пророки. В парусах свода - святые евангелисты.

В качестве сюжетов для фресок сводов и стен использованы евангельские притчи, различные сцены из Нового Завета, изображения чудес Христа. Некоторые исследователи находят объяснение обилию сцен с чудесами широким распространением различных ересей в XV-XVI вв. Чудеса призваны доказать истину евангельских учений, оспаривавшихся еретиками.

Чрезвычайно редкий по иконографии образ Благовещения изображён на стене собора. Пресвятая дева изображена с кувшином воды в руках у источника в тот момент, когда к ней явился с благой вестью архангел Гавриил. Очень подробно иллюстрируется сюжет Апокалипсиса в центральной части южной, северной и западной стенах. Этот интерес объясняется тем, что 1492 г. от рождества Христова соответствовал роковому 7000 г. от сотворения мира по византийскому летоисчислению, и ожидался конец света.

Роспись на папертях-галереях

Над входом с Соборной площади, на стене восточной паперти, посетителей встречает образ Спаса Нерукотворного, выполненный рукой Симона Ушакова в 1661 г. Основной сюжет росписи стен и свода северной и части западной галерей - генеалогия Иисуса Христа. В монументальной фреске Древо Иесеево иконописец Фёдор Едикеев запечатлел около 200 персонажей. Первый образ, царя Давида, нанесён на стену при входе в северную галерею. Заканчивается фреска изображением Богоматери с младенцем напротив западного входа в собор. Все образы этого произведения объединяют переплетения виноградной лозы. Среди них привлекают внимание изображения Сократа, Аристотеля, Птолемея, Фукидида, Зенона, Платона и пророчиц Сивилл. Некоторые из них в руках держат свитки с цитатами из своих сочинений, согласующихся по смыслу с основными постулатами христианства. На рукописи у Сократа можно разобрать: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым - наказание» , у Платона - «Должно надеяться, что сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям». По предположению многих искусствоведов, средствами живописи до сознания прихожан так доводилась мысль, что лучшие умы Античности уже придерживались протохристианских взглядов и веры. Но существуют и другие версии объяснения изображению язычников в христианском храме. По одной из них, это знак уважения к древней культуре родины первых русских митрополитов, многие из которых были греками.

Весьма оригинально для православия написаны образы древних поэтов: Гомера венчает лавровый венок, а Вергилий одет в мантию и широкополую красную шляпу. Фреска воспринимается как древо христианства. Она символизирует мировое родство всех людей во Христе, поэтому здесь уместны изображения русских князей Даниила Московского, Дмитрия Донского, Василия I и других правителей.

На южной стене северной галереи выполнена фреска «Чудо пророка Ионны». Этот ветхозаветный эпизод воспринимается христианами как пророчество о гибели и воскрешении Христа. Композиция была восстановлена Н. М. Сафоновым в конце XIX в. по старым контурам - графье. Стены западной галереи представляют собой своеобразную иллюстрацию подвига покаяния. Они покрыты изображениями маленьких фигурок в монашеских одеяниях, истязающих себя ради блаженства в раю. На внешней западной стене собора образ Троицы иллюстрирует Книгу Бытия. Изображённые здесь три ангела-путника принимают угощение в доме Авраама и Сарры.

Иконостас

Иконостас собора считается одним из древнейших. Расположенные на нём иконы написаны в самое разное время. Считается, что многие иконы, образующие основу иконостаса, написаны Андреем Рублёвым, Феофаном Греком и Прохором с Городца в 1405 г. Долгое время было общепризнано, что они были утрачены в огне пожара 1547 г. Однако последние скрупулёзные исследования показали, что всё-таки эти образы были созданы именно в начале XV в. тремя различными иконописцами, причём один из них в совершенстве владел греческой манерой письма.

Первоначальный иконостас пришёл в негодность в 1812 г., когда наполеоновские солдаты устроили в соборе казарму. После изгнания французов, его заменил иконостас, обложенный бронзовыми чеканными пластинами. Царские врата были покрыты двухпудовым серебряным окладом с изображением евангелистов и Благовещения. В конце XIX в. иконостас снова был заменён. Обитый позолоченной латунью иконостас с эмалью «в древнем вкусе» был изготовлен по рисункам Н. В. Султанова. В качестве образца для него был выбран иконостас Успенского собора. Современное состояние иконостаса соответствует его виду в 1812 г. Тяжёлые серебряные оклады почти везде сняты, за исключением иконы Богоматери слева от царских врат. Живопись икон сильно пострадала. Перед каждым обновлением накануне коронации их поверхность обрабатывали пемзой, чтобы свежая краска на них лучше держалась.

Верхний ряд поясных икон образует праотеческий чин. В его центре изображён Бог-Отец. Ниже его расположен пророческий чин с иконами, изображающими пророков в полный рост в полупоклоне, обращённых к находящемуся в центре образу Богоматери с младенцем на руках. Это самый старинный чин подобного типа, дошедший до наших дней. Два верхних чина из 15 икон были написаны в середине XVI в., в царствование Ивана IV. Иконы праздничного чина по времени создания относятся к началу XV в. Ряд исследователей считают, что семь икон на левой стороне принадлежат кисти Андрея Рублёва, а семь образов справа написаны Прохором с Городца.

Крайне необычным считается деисусный чин иконостаса собора. Здесь традиционно представлены образы святых, молящиеся Господу о спасении земного мира. Во времена создания иконостаса каноническим числом икон в этом ряду равнялось семи, но в Благовещенском соборе их девять. Датируются они концом XIV в. и считается, что три центральные иконы с образом Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи написал Феофан Грек. Далее следуют образы архангелов Гавриила и Михаила, апостолы Пётр и Павел, отцы церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст. «В заворот» на стенах собора располагаются образы Св. Георгия и Св. Дмитрия, принадлежащие к деисусному ряду. Необычность деисусного ряда в том, что его дополняют образы святых покровителей московских князей.

Царские врата украшают утончённые изображения архангелов. На правой створке образ архангела Рафаила, почитающегося целителем. На левой створке изображен архангел Уриил, символизирующий беззаветную любовь к Богу.

Местный чин иконостаса

Самые ценные и почитаемые иконы по традиции расположены в нижнем, местном ряду. Правее царских врат находится чудотворная икона «Спас на престоле» (1337). Образ был написан во время правления Ивана Калиты. Первоначально она была передана в Новгород, но была возвращена в Москву после присоединения Новгородской республики к Московскому государству. С ней соседствует с правой стороны храмовая икона Благовещения Устюжского типа, поставленная здесь после событий 1612 г. На раме иконы размещены 24 клейма, иллюстрирующих Акафист Богоматери. Следующий образ в этом ряду один из самых интересных. Это патрональная икона «Апостол Пётр, Иоанн Предтеча и Алексей, человек божий». На ней изображены небесные покровители , его брата и соправителя и их отца, царя . До XVIII в. существовала традиция: при венчании на царствование нового государя писалась икона его небесного покровителя и размещалась третьей справа от царских врат. После смерти правителя она переносилась в Кремля. Напротив неё находилось постоянное молельное место великого князя и царя. После переноса столицы в Санкт-Петербург традиция оказалась нарушена и последняя патрональная икона так и осталась на своём месте. Затем следует икона Спасителя с преклонёнными перед ним и Варлаамом Хутынским. В клеймах иконы представлены евангельские притчи.

На южной стене собора находится ещё одна необычная икона, размещённая «в заворот». Из-за ограниченного пространства ей не хватило места в иконостасе. Эта четырёхчастная икона, выполненная в несвойственном для православной традиции стиле. На одном поле в различных его частях здесь есть изображения Иисуса Христа в латах, сидящего верхом на кресте, чудовищных птиц, терзающих тела грешников, смерти с косой в руках, обнажённого Христа, прикрытого крыльями ангелов. В левом нижнем поле иконы изображен царь Иван Грозный в виде коленопреклонённого юноши в княжеском головном уборе. Рядом с ним можно рассмотреть изображение молодой женщины с ребёнком. Это портрет царицы с сыном. Причиной столь редкого изображения живых людей на иконах может быть стремление Ивана IV любыми средствами подтвердить свой статус божьего избранника. Известно, что он в своё время задал церковному Собору вопрос о возможности изображения живущих людей на иконах и получил утвердительный ответ. Изображение Ивана Грозного повторяется в Тихвинской иконе Богоматери как образ богато одетого молодого человека с молитвенно сложенными руками.

В левой части местного чина иконостаса также находится немало интересных икон. На наиболее почётном месте слева от царских врат, там, где со времён Ивана Грозного до начала XX в. находилась Донская икона богоматери, расположен образ Богоматери Шуйской-Смоленской. Её история начинается в середине XVI в. В то время в свирепствовала эпидемия моровой язвы. По совету набожного горожанина был сделан список со Смоленской иконы Божией Матери. Когда её внесли в главный храм города, болезнь стала отступать. В Благовещенском соборе икона вставлена в огромную раму, в клеймах которой изображены женские персонажи библейской истории: Сара, Ревекка, Юдифь, Эсфирь и другие. Заказала эту раму первоначально для Донской иконы царевна , желая подчеркнуть роль и способности женщины в истории, проявляющуюся под покровительством Богоматери. Внизу в центральной части рамы помещено изображение Сусанны, ставшей жертвой клеветы. Именно это имя избрала себе Софья, отрицавшая свою роль в стрелецком бунте, после пострижения в монахини . Продолжают местный чин образы Св. Николая чудотворца с житием и Предста царица.

Святыни Благовещенского собора

За свою долгую и сложную историю собор собрал в своих стенах множество значимых для православных христиан святынь и реликвий.

Одной из первых стала икона Божией матери Мироточащей, ранее находившаяся в алтарной части собора. В XIV в., во время правления князя Дмитрия Донского, она была привезена из Византии митрополитом Пименом. Икона особенно почиталась благодаря исцелению страждущих прихожан истекающим из неё миром. Особенно почитавшаяся москвичами Донская икона Божией Матери находилась в местном ряду иконостаса слева от Царских врат. По преданию этим образом благословил Сергий Радонежский князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. По другой легенде этот образ принесли на поле боя донские казаки. Иван Грозный брал её в свой поход против Казанского ханства в 1551 г., а после победы поместил в домовом соборе. Созданная кистью Феофана Грека, эта икона помогла защитить столицу от войск крымского хана Казы-Гирея в 1591 г. В ознаменование этого события в городе был основан . Как и икона Божией матери Мироточащей, это святыня ныне хранится в собрании Третьяковской галереи.

За алтарём хранится одна из главных святынь - большая серебряная рака. Она была создана на средства старосты придворных соборов и промышленника П. А. Смирнова в XIX в. В раке хранится около 50 православных святынь: частицы мощей Иоанна Крестителя, Николая Златоуста, Василия Великого, апостола Андрея Первозванного, вкм. и целителя Пантелеймона. С XV в. эти святыни присылались в дар московским правителям из Византии. К концу XVII в. в храме скопилось 138 реликвий. Некоторые хранились столь небрежно, что патриарх благословил передать часть из них в другие приходы. В советское время значительная часть реликвий также была передана различным московским церквям.

Ещё одной драгоценной реликвией собора был ковчег Святых Страстей Христовых, доставленный из Константинополя архиепископом Дионисием Суздальским в XIV в. В нём тщательно сберегались кусочки Креста, на котором был распят Христос, его терновый венец, Власы Христовы, камни от гроба Господня, части Ризы Пресвятой Богородицы и Ризы Господней.

Музейное собрание в стенах собора

В бывшем южном приделе во имя Св. Николая Чудотворца сейчас располагается музейная экспозиция, посвящённая древнерусским иконам XIV-XVI вв. В их числе список легендарной Смоленской иконы Богоматери, якобы написанный евангелистом Лукой. По преданию она защитила город от нашествия татар. Кроме икон, в этой части экспозиции, также представлена коллекция запрестольных крестов, которые выносили из кремлёвских храмов во время Крестных ходов.

В подклете собора сегодня размещается экспозиция «Клады и древности Московского Кремля». Её основу составляют предметы, найденные во время археологических исследований территории Кремля или связанные с историей сокровищниц русской аристократии и монастырей. Экспонаты датируются временным промежутком от XII в. до окончания XVII в. За этот период Москва прошла развитие от удельного центра до столицы крупного централизованного государства. Символическим является и само место размещения экспозиции - подклет некогда служил местом хранения государственной казны. До открытия экспозиции для посещений в течение 2005-2011 гг. сотрудниками института реставрации (ГосНИИР) проведены тщательные исследования и реконструкция помещения. Во время неё был воссоздан пол и ступени, расчищены от поздних наслоений стены подклета. В специальной витрине можно рассмотреть в деталях раскрытую старинную кладку стен. Особый интерес представляют процарапанные рисунки архитектурных деталей, сделанные зодчими, возводившими собор.

В марте 2012 г. в подклете состоялась презентация обновлённой археологической экспозиции. Более 1500 экспонатов всестороннее отображают состав скрытых в земле сокровищ.

Оружие и воинское снаряжение размещено в первой части выставки. Собранные здесь экспонаты раскрывают трагические страницы истории Московского Кремля. Среди них шлемы-шишаки, боевой топор, наконечники стрел, западноевропейский меч.

Самые ценные экспонаты находятся в ювелирном разделе. Произведения византийского, скандинавского и русского домонгольского декоративно-прикладного искусства помогают понять истоки формирования национальной культуры. Ядро экспозиции составляют серебряные украшения из кладов XII-XIII вв.

Обширный раздел посвящён нумизматике. В витринах представлены редкие денежные слитки-гривны, золотые и серебряные российские и западноевропейские монеты XIV-XVIII вв. Особое место среди них занимают голландский дукат 1598 г., квадратная монета из Швеции 1607 г., серебряные тайлеры и другие. Экспонаты музея дают чёткое представление об облике денег в разные века, их особом значении и торговых связях русского государства.

Посещение Благовещенского собора Кремля - это не только прекрасная возможность познакомится с особенностями русской культовой архитектуры, но и шанс ощутить ритм жизни прошлого, проникнуться богатой духовной атмосферой давно минувших веков, запечатлённой в сюжетах удивительных росписей стен храма.


В экспозиции отдела представлено более тридцати частных коллекций, поступивших от дарителей, начиная с 1980-х годов. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Это живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре. Они делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические.

Из практики крупных музеев мира известно, что при поступлении в их собрания частные коллекции расформировываются, произведения различных видов искусства распределяются по нескольким фондам. Для экспозиции отбираются только лучшие произведения. Таким образом, целостность частной коллекции нарушается, ее своеобразие утрачивается, личность собирателя отходит на второй план, представляя интерес, как правило, лишь для специалистов.

Экспозиция залов Отдела личных коллекций не нарушает целостность отдельных собраний и стремится подчеркнуть первоначальный замысел тех, кто создавал их на протяжении долгих лет. При этом особое внимание уделено личности каждого собирателя, его вкусам и пристрастиям. По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова, такой музей призван сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем.

Особое место в собрании отведено коллекции основателя музея – известного ученого, деятеля культуры XX в. И. С. Зильберштейна. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики, занимая в экспозиции четыре зала. Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество отдельных мастеров и различных художественных объединений, в частности мастеров «Мира искусства». Подобные коллекции уже сами по себе могут являться самостоятельными музеями.

Многие коллекции обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ – начала XX века С. В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П. М. Третьякова; коллекция русской живописи конца ХIХ – начала ХХ века ленинградского профессора А. Н. Рамма; собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века полковника ветеринарной службы Е. С. Степанова.

Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие с личностью собирателя. Тема художественного окружения творческой личности нашла свое воплощение в зале, где представлены живописные и графические произведения из собрания великого музыканта и пианиста Святослава Рихтера. Он был другом ГМИИ и вдохновителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», ежегодно проводимого в музее. Святослав Теофилович подарил Отделу личных коллекций собрание произведений живописи и графики Р. Фалька, В. Шухаева, Н. Гончаровой, Д. Краснопевцева и других художников.

Многовековая история государства Российского отражается в памятниках искусства, архитектуры, литературы. Столица огромной страны - Москва, ее центр - Кремль, который на сегодняшний день является не только резиденцией правительства и президента, но и музеем, отражающим все вехи становления великой державы. Уникальный по своей архитектуре и истории комплекс может рассказать посетителю много интересного. Каждое его здание несет часть нашего прошлого: башни, площади, сады, храмы московского Кремля. Благовещенский собор относится к наиболее древним постройкам, святыни, хранящиеся в нем, датируют периодом становления христианства на Руси.

Расположение

Архитектурным центром Московского Кремля является Соборная площадь. Два великолепных расположены по ее периметру. Юго-западную часть площади занимает Благовещенский собор, который часто называют Златоверхим, он был освящен во имя Благовещения Богородицы. Храм является уникальным представителем древнерусской архитектуры, жемчужиной Кремля. За многовековую историю своего существования он многократно перестраивался, украшался каждым следующим представителем царской династии, но при этом не потерял основного назначения и первоначально заложенной формы. Для того, что бы определить, кто построил Благовещенский собор Московского Кремля, необходимо обратиться к истории его создания. Достоверно известно из летописных источников, что в конце XIV собор он уже существовал.

История

Деревянная церковь Благовещения по неуточненным данным была возведена в 1290 году. По преданию распоряжение о постройке было дано князем Андреем, который был сыном Александра Невского. Московского Кремля в первоначальном деревянном исполнении неизвестно, но к концу XIV века он существовал именно в таком виде. Необходимость в укреплении и реставрации церкви возникла после того, как в нее была доставлена византийская икона «Спас в ризнице белой». Именно с этим событием связано первое летописное упоминание о будущем соборе. До наших дней от первоначального варианта постройки не дошло никаких сведений. Размер, автор постройки, внутренняя и внешняя отделка церкви остаются тайной, которую невозможно разгадать. С начала начинается возведение каменной церкви, которая в дальнейшем станет известна как Благовещенский собор Московского Кремля. История дальнейшего преобразования храма неразрывно связана с княжескими, а затем царскими семьями, правящими на Руси.

XV век

Своим воплощением в камне храм был обязан Василию I (сыну Дмитрия Донского), именно он повелел заложить домовую церковь для княжеской семьи. Основным условием постройки являлась ее близость к жилым помещениям палат, поэтому собор в Московском Кремле Благовещенский горожане называли храмом «на сенях». В 1405 году роспись внутреннего убранства была произведена знаменитыми русскими иконописцами (Ф. Грек, А. Рублев). Архитектурные особенности созданного строения, его оформление отражали влияние которое было сильно в силу становления христианства на Руси того времени. Более 70 лет храм прослужил в неизменном виде и в 1483 году был разрушен по приказу Ивана III.

Возведение собора

Полное обновление кремлевских построек начинается с 1480 года. Московский князь Иван III пригласил для работы итальянских мастеров, но с условием перестройки всего комплекса зданий в древнерусском стиле. Кто построил Благовещенский собор Московского Кремля? Из летописей того времени достоверно известен факт, говорящий о том, что храм возводился русскими архитекторами. Для этих работ были привлечены псковские зодчие, которые при содействии московских мастеров начали возведение храма в 1984 году. Фундаментом для него служил старый подклет, т. е. собор строился такой же формы, как и старый.

Перед русскими мастерами стояла сложная задача, она заключалась в том, чтобы гармонично вписать храм в комплекс зданий Кремля. Из летописей конца XIV века можно даже узнать фамилии тех, кто построил Благовещенский собор в Москве, это архитекторы из Пскова Мышкин и Кривцов. Следует отметить талант этих людей, благодаря их стараниям Кремль приобрел еще одно уникальное строение, пропитанное историей государства за века своей службы.

Архитектура

В 1489 году возведение собора было закончено, его осветил митрополит Геронтий. Типичные черты архитектурных традиций московских и псковских мастеров прослеживаются в этом здании. Как и ранее существовавший храм, он имел форму квадрата и венчался тремя главами. В центральной части располагался столп, от которого расходились к каждой стене низкие арки. Крестово-купольная постройка была окружена крытыми галереями. Система переходов связывала храм с жилыми сооружениями кремлевского комплекса. Апсид (закрытое небольшое алтарное углубление) располагался с восточной стороны. Основное (религиозное) назначение не исключало практического использования, которое нес Благовещенский собор Кремля. Описание алтаря дает возможность предположить, что в подклете могла храниться государственная казна.

Назначение

Великие князья, а затем все русские цари использовали Благовещенский собор Кремля как придомовую церковь. В нем свершались все семейные таинства (крещение, венчание). Настоятель собора становился духовником правителя Руси, он его исповедовал, помогал составлять и заверял завещание, в долгих беседах мог давать царю советы. В Благовещенском храме хранились ценности княжеской (царской) семьи (реликвии, иконы, мощи святых). Первые московские князья хранили в нем казну. Каждый следующий представитель династии, взойдя на трон, старался улучшить убранство собора, внести в его облик что-то свое, оставить напоминание о себе потомкам.

XVI век

Кто построил Благовещенский собор Московского Кремля, который мы видим сегодня? Вопрос не простой, здание обновлялось часто в связи с пожарами в Москве и в результате войн и революций. Наиболее весомые изменения облика храма происходили в течение XVI века. Василий III в период своего правления повелел расписать храм «богато». К этой работе привлекли лучших на Руси иконописцев (Феодосий, Федор Едикеев). Основные мотивы фресок были сохранены, но в убранстве собора появляются отделочные и драгоценные камни. Количество куполов увеличивается до 9 (символ Пресвятой Богородицы в древнерусском христианстве), каждый из которых покрывается золотом, поэтому собор становится Златоверхим. Южный вход по его указу предназначается только для посещения царской (княжеской) семьей, там же они раздавали милостыню и отдыхали после богослужения.

Иван Грозный

В 1547 году Москва и кремлевские постройки значительно пострадали от большого пожара. Благовещенский собор не стал исключением, поэтому Иван Грозный велел его полностью восстановить (фактически построить). В 1564 году храм был возведен, расписан, украшен более богато, чем при его отце (Василии III), и освещен. Паперти украсили резные порталы из белого камня, которые выполнили итальянские мастера. Уникальными для того времени стали медные двери, украшенные золотом. Был частично воссоздан иконостас и роспись свода, стен и колон храма. По заказу Ивана Грозного к Благовещенскому собору пристраивается крыльцо (грозненское), по приданию именно оно было местом, где царь увидел предвестие своей смерти.

Современная история

Российский престол заняла династия Романовых, которые так же хранили и украшали Благовещенский собор. Его дальнейшая история является примером бережного отношения к древнерусским святыням. Наиболее значительные повреждения храм получил в 1917 году, попаданием снаряда было уничтожено грозненское крыльцо, которое не было восстановлено. Большевики перенесли столицу в Москву и разместили в Кремле руководство страны. Уникальные исторические, религиозные, архитектурные объекты стали недоступны для посещения простых людей. Новая власть после длительного периода открыла вход в исторический центр города, создав музеи Московского Кремля. Благовещенский собор функционировал в этом качестве до 1993 года. На сегодняшний день он является одной из наиболее древних действующих святынь православия на территории нашего государства.

Современная архитектура

Благовещенский собор строился на протяжении нескольких веков. Он фактически состоит из нескольких построек разного времени, которые достаточно гармонично сочетаются и образуют знакомый современному человеку по облику храм. В XVI веке к собору пристраиваются четыре придела, каждый из которых венчается головой, при этом три главы из девяти являются декоративными. Внутреннее пространство отличается небольшим размером, т. к. собор предназначался только для великокняжеской (царской) семьи. Архитектурный стиль постройки можно охарактеризовать как древнерусский, с византийскими традициями. Купольная конструкция за счет освещения создает эффект вертикального движения, в манере убранства прослеживается псковская архитектурная школа (квадратные столпы, подпруженные арки). Московские мастера внесли в облик собора узорчатые пояса стен и форму порталов. Благовещенский собор неповторим по своей архитектуре и истории строительства.

Иконостас

Уникальная по составу и возрасту коллекция, располагается в несколько ярусов (рядов). Иконы XIV, XV, XVI веков, уникальные реликвии древнерусского христианства представлены в храме. Среди них работы Андрея Рублева и которые сохранились до наших дней. Иконы, отображающие события жизни Христа, созданы в XVI веке, их оклады выполнены по специальному заказу в 1896 году. Удивительным иконостас Благовещенского собора является потому, что в нем оставлено место для изображения царя, который правит в определенный временной промежуток. После смерти монарха икону с его изображением переносили в Архангельский собор и размещали на надгробье.

Роспись

Наиболее древние подлинные образцы фресок утеряны при пожарах и перестройках собора. Современная роспись является их копиями, она выполнена художниками XVI века, которые постарались передать цветовые решения, формы и значение сюжетов. Удивительным является тот факт, что наряду с традиционными библейскими мотивами на стенах, сводах, колоннах изображены лики русских князей и античных философов, это придает уникальность такому памятнику, как Благовещенский собор Кремля. Москва, Россия не имеет более древних образцов В этом музее хранятся произведения религиозного искусства, аналогов которым нет. Образ Благовещения относится к наиболее древнему и редкому типу иконографии.

Благовещенский собор - самый знаменитый храм города Москвы.

Располагается храм на Соборной площади внутри Кремля. Благовещенская церковь – старейший московский храм. Собор был домовым храмом членов царской семьи.

Храм благовещения расположен в юго-западной части Соборной площади. 9 куполов храма покрыты сусальным золотом. По площади он уступает многим храмам, но по великолепию и величию – это один лучших. Храм построен в честь Благовещения Богородицы.

Летопись знаменитого собора Москвы началась в 15 веке

По велению царя Ивана III в 1484 году закладывается Благовещенский собор.

По мнению ученых, что в XIII-XV веках на месте будущего Благовещенского собора находился деревянный храм с каменным фундаментом.

Московский кремль в XV веке активно перестраивался. Архитекторы из других стран возводили новые постройки.

По велению Ивана III Благовещенский собор было поручено строить псковским зодчим.

В 1474 г. летописец отметил:

«Посла же князь великий Иван Васильевич во Псков и повеле прислати мастеров церковных и приведоша их; они же дела их (строителей Успенского собора) похвалиша, что гладко делали, да похулиша дело извести, занеже жидко растворяху, ино неклеевита.

Тогда же князь великий отпусти; иже последе делаша святую Троицу в Сергиеве монастыре, и Ивана Златоустаго на Москве, и Сретение на поле, и Ризположенье на митрополичьем дворе, и Благовещенье на великого князя дворе». На этом основании принято считать, что собор был построен мастерами из города Пскова.»

Из сохранившихся летописей следует, что фамилии мастеров строительных дел из Пскова, кто построил Благовещенский собор - Мышкин и Кривцов.

годы строительства Благовещенского собора

После окончания строительных работ, храм представлял собой: крестово-купольное, четырехстолпное, трехапсидное здание. Архитектор разделил стены на 3 неравные части лопатками, а завершаются закомарами килевидной формы.

Своды в храме ступенчатые. Под центральным барабаном мастера расположили повышенные арки. Благодаря этому в основании главы был сделан ряд кокошников.


В 1489 году , после окончания всех работ, митрополит Геронтий лично освятил собор.

1547 год . Пожар в храме, здание сильно пострадало.

1564 год . Поменялось количество куполов. Из 3-хглавого превратилось в 9-тиглавый.

1572 год . Мастера сделали крыльцо, которое именуется Грозненским.


1917 год . Из-за артиллерийских атак разрушился внешний фасад здания.

1918 год. Собор закрыли, так как советская власть боролась с церковью

В 1993 году службы возобновили.

Сейчас в храме службы проводятся 1 раз в год, во время благовещенского праздника. По принятой традиции глава Православной церкви отпускает голубей в небо.

Собор выдержан в стиле греческих храмов десятого века. Собор украшен росписями и иконами, перенесенными из деревянного храма.


Благовещенский собор украшают 9 глав. В русской церковной архитектуре 9 глав являются символом Царицы Небесной Церкви (9 чинов Ангелов и девять чинов Праведников Небесных)

Храм построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав - бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах – аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма. Так псковские мастера объединили две святыни в единый ансамбль.

в течении этих лет купола храма покрыли раствором золота с медью

В 1508 году покрыт золотом один средний купол, а в 1590-1595 годах века оставшиеся купола покрыли раствором золота с медью. После этого прихожане стали называть собор – «златоверхий».


Убранство Благовещенского собора

С северной, западной и южной сторон в храм ведут ворота. Стены с северной и западной стороны украшены золотым орнаментом из Италии. В южной части - красивая разноцветная роспись.

Росписи в храме делал Андрей Рублев, под руководством Феофана Грека.

Центральное место в росписях относят сюжеты из Евангелия – праздники, чудеса, Христос.

Если внимательно смотреть росписи, видны евангельские композиции и иллю­страции «Апокалипсиса».


В росписи уделено много места теме преемственности власти великих князей и царей. Здесь изображения Владимира Мономаха, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского и т.д.

Собор переделывался, достраивался, изменялся, но работы знаменитых мастеров не потерялись. Иконостас и иконы старого храма снимались и переносились в новый.


В соборе есть свои реликвии, главная из них - икона от Феофана Грека

  • Чудотворная икона Пименовской Богоматери.
Чудотворная икона Пименовской Богоматери – привезена из Константинополя в XIV веке, и навсегда осталась в Москве;
  • крест царя Константина, подарок императора Византии Александра Комнина Владимиру Мономаху.

Главная святыня храма - чудотворная икона Божией Матери Донская, сделанная Феофаном Греком.


Расписание богослужений Благовещенского собора Московского Кремля

Собор принимает посетителей каждый день с 7 утра до 21 вечера.

Расписание проводимых служб:

  • понедельник-пятница в 8:00 и 18:00;
  • суббота-воскресенье в 7:30 и 17:00.

Видео божественной литургии из Благовещенского собора