«Надо беречь евреев. Кончатся евреи – возьмутся за татар

Опрос недели: Переживут ли татары XXI век?

Знаменитый писатель и публицист Гаяз Исхаки писал в начале XX века, что татарский народ исчезнет через 200 лет. А вы как думаете, могут ли нации противостоять глобализации? Созданы ли в России и Татарстане условия для развития национальных культур и языка? А у вас есть совет: как нам сохранить татар? На вопросы «БИЗНЕС Online» отвечают Талгат Абдуллин, Дамир Исхаков, Яков Геллер и многие другие.

Фарит Фарисов (справа): «Вера — это основа любой нации, будь то русские или татары»
Фото: tatarstan.ru

«НУЖНЫ ТАТАРСКИЕ ДЕРЕВНИ — ВОТ ОСНОВА ВОЗРОЖДЕНИЯ ТАТАРСКОЙ НАЦИИ»

Фарит Фарисов — глава региональной татарской национально-культурной автономии Москвы:

— Гаяз Исхаки — великий ученый, политик, татарский общественный деятель, один из людей, недооцененных нынешней элитой. Если бы мы хотели, чтобы наша нация действительно сохранилась, то об этом человеке должны были бы знать так же, как о Габдулле Тукае, Фикряте Табееве.

Исхаки видел эти предпосылки, по которым пошли советское руководство и советская действительность. Она сделала все, чтобы татары ассимилировались, и это действительно произошло, потому что более 80 процентов татар, к сожалению, очень плохо знают татарский язык. Взять, например, мой опыт. Я в совершенстве разговаривал на татарском, потому что меня постоянно отправляли в деревню, я там работал, общался. Но когда я пошел в школу, мама настаивала, чтобы у меня был хороший русский язык, потому что с татарским акцентом было тяжело где-то пробиться.

Потом произошел развал СССР, после чего наметились тенденции для возрождения, но и они тоже пошли из крайности в крайность. Надо делать все, чтобы татары не ассимилировались, а интегрировались в российское общество, то есть усиливали его своим многообразием, не теряя своей идентичности. К сожалению, это происходит очень тяжело. Во главу угла поставлены неправильные приоритеты. Возьмите, например, армянскую и еврейскую нации. В каких бы странах они ни были, какие бы давления ни испытывали, все равно сохранили свой язык, идентичность. Тот же Адольф Соломонович Шаевич сказал мне, что для возрождения нации нужна в первую очередь религия. Вера — это основа любой нации, будь то русские или татары. Во-вторых, это история — это не наука, а политика. Как тебе будут подавать историю твоих предков, так и будет. Если не знаешь истории предков, у тебя не будет будущего. Отсюда третий приоритет — дух нации. Без него никуда. Четвертой стоит культура и только пятым пунктом — язык.

А у нас приоритеты неправильно выбраны. Об этом, кстати, говорит и муфтий шейх Равиль Гайнутдин. Он все-таки человек, который вышел из деревни, сам косил сено. Нация всегда сильна тем, что у нее есть хорошая деревня, сильная окраина. Нельзя ограничиваться Татарстаном, это же всего 20 - 25 процентов татар, которые живут по России. Нужны татарские деревни — вот основа возрождения татарской нации, ее нужно усиливать, оттуда идти, но не забывать о тех, кто уже в городе, с ними надо работать.

Если эти тенденции будут внедрены в жизнь, то татары переживут XXI век. Кто такой татарин? Татарин — это не тот, у кого предки татары, а тот, у кого внуки татары. Это приоритет каждой семьи. С таким лозунгом мы переживем все.

Равиль Ахметшин: «Для сохранения языка нужно на нем больше общаться дома. У меня четыре внука, и дома мы с ними общаемся только на родном языке» Фото: tatarstan.ru

— полномочный представитель Республики Татарстан в РФ:

— Я с этим мнением Гаяза Исхаки категорически не согласен. Мне 57 лет, и я за эти годы вижу, как, наоборот, развивается татарский язык и культура. Когда мы в 1977 году поступали в Казанский госуниверситет, нам запрещали даже в общественном транспорте разговаривать на родном языке, нас оскорбляли. А сейчас очень приятно услышать родную речь даже в Москве. Поэтому я в последние годы вижу развитие татарского языка, молодежь стремится его изучать. Мы два года подряд проводили в Москве молодежный форум «Москва — Татарстан» с участием руководства нашей республики, многих наших известных земляков. А в этом году думали — надо ли? И пришли к выводу, что надо. Растет стремление узнать больше о традициях, учить родной язык. Татарские клубы созданы в 17 вузах Москвы. Ведь раньше в лучших московских вузах обучалось ограниченное количество татар, а теперь только в МГУ учатся более 400 наших земляков, в МГИМО —102.

Но я считаю, что для сохранения языка нужно на нем больше общаться дома. У меня четыре внука, и дома мы с ними общаемся только на родном языке.

В Москве создаются условия для изучения языка. Собянин нам выделил большое помещение под культурный центр РТ, 12,5 тысяч квадратных метров. И там как раз для желающих учить родной язык будут создаваться татарские классы. Там можно будет изучать через преподавателей или онлайн — через Институт филологии имени Каюма Насыри. Мы надеемся, что через год, после ремонта, этот центр начнет работать.

Талгат Абдуллин — глава ГЖФ:

— Действительно, так давно считают. Но, как видите, возвращается история Московского государства как части единого государства, которое выделилось и определило свой суверенитет и развилось в Российской Федерации. Поэтому как может такой народ пропасть? Нет, татары не пропадут.

Шамиль Агеев — председатель правления ТПП РТ:

— Это вопрос в лоб, на который, я думаю, никто ответить не может. Для того чтобы ответить, нужно исходить из темпов глобализации. А темпы глобализации сейчас такие, что, может быть, к следующему веку уже никаких наций не будет.

Но у меня почему-то есть уверенность, что татары по крайней мере лет 200 еще продержатся. Научных оснований у меня нет, чисто эмоционально могу сказать, что хочется, чтобы татары сохранились как этнос. С другой стороны, давайте сравним, как знали татарский язык еще лет 30 назад и как сейчас. Мы его знаем все хуже и хуже, потому что он не востребован, а без языка нет нации. Но есть пример, что татарские диаспоры в Финляндии, в США, в Австралии сохраняют свои традиции и язык. Я думаю, пока расстраиваться татарам нечего и Исхаки не совсем прав. Может, и больше 200 лет татары как этнос сохранятся. Но глобализация при этом все-таки сыграет свою роль.

«СЕЙЧАС ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ: ХОЧЕШЬ — ИЗУЧАЙ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ, НЕ ХОЧЕШЬ — НЕ ИЗУЧАЙ»

Валерий Тишков — историк и этнолог, действительный член РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН:

— У нас в стране за весь XX век при всех его пертурбациях, революциях, войнах и других бедах, которые мы переживали, не исчез ни один народ, даже самый маленький. А уж такой крупный народ, как татары, второй после русских, сохранится, нет никаких оснований для того, чтобы они куда-то исчезли. Всегда есть потребность в поддержке национальных культур, языкового обучения. Я уже не говорю об условиях жизни. Нет никаких оснований думать, что будет какая-то деградация.

Добровольная ассимиляция, конечно, всегда идет. Люди ассимилируются в результате смешанных браков, как правило, в пользу более многочисленной, я бы сказал, сильной, мощной культуры, такой как русская. В нее ассимилируются многие, особенно те, кто в православии, финно-угорские народы, та же мордва, марийцы, удмурты. Те, кто в мусульманской культуре, меньше, как и те, кто отличается от европейского облика, я имею в виду бурятов и калмыков. Тут есть свои преграды для того, чтобы переходить из одной национальности в другую. Но, в принципе, в смешанных браках ассимиляция идет. Например, в пользу якутов ассимилируются эвенки — еще более малый народ в Сибири. Так что этот процесс не обязательно приводит к исчезновению той или иной общности, того или иного народа.

Яков Геллер (в центре): «Составляющие нации я называю именно в такой последовательности: обряды, одежда и язык. Татары, как и любая другая нация, обречены предпринимать усилия, чтобы сохранить это триединство» Фото: «БИЗНЕС Online»

Яков Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»:

— Что такое нация? Нацию определяет совокупность обрядов, одежды и языка. Наверное, именно в такой последовательности. В нашей семье за три поколения погибло два языка. Бабушка моя писала и говорила и на иврите, и на идише. Папа писал и говорил уже только на идише, я только говорю на идише, а мои дети уже ничего не знают. Но это абсолютно не значит, что в нашей семье растворилось еврейство. Поэтому составляющие нации я называю именно в такой последовательности: обряды, одежда и язык. Татары, как и любая другая нация, обречены предпринимать усилия, чтобы сохранить это триединство. Но народ бессмертен, народ не может вымереть без холокоста, без тотального уничтожения. Евреи пережили и холокост! Сохранение названного мною триумвирата — обряды, одежда и язык — определит нацию.

Вот почему я радуюсь сабантуям? Потому что это признак обрядовости. Почему я радуюсь, когда новобрачным читают никах? Это тоже признак обрядовости. Но татары сохранятся, никуда не денутся. Надо беречь евреев! Когда кончатся евреи, тогда примутся за татар (смеется )! Но это старая шутка, а если говорить серьезно на эту тему, я стою на этом фундаменте: народ сохраняется как нация при сохранении уже названного мною триединства.

Мирфатых Закиев —академик, заведующий отделом лексикологии и диалектологии ИЯЛИ АН:

— Я думаю, сохранятся и не только в XXI-м, а и, даст Бог, в XXII веке не исчезнут. Условия для сохранения национальных языков и культуры у нас в Татарстане, думаю, побольше, чем во всей России, потому что у нас этим занимается специальная организация. Есть ли аналоги всемирного конгресса татар в стране, я не знаю. Для сохранения языка нужно сохранить село. Будет деревня — будет и язык, и культура, и нация. Нация исчезнет, как только не станет языка. Это главный фактор. Если человек будет разговаривать на русском — разве можно назвать его татарином.

Роберт Нигматуллин —директор Института океанологии АН РФ:

— XXI век татары переживут. Татары — мощный народ, после русских на втором месте. Татары, евреи, армяне. Среди мусульманских народов татары наиболее близкие к русской культуре, поэтому перемешивание идет, есть межнациональные браки. Но, несмотря на это, XXI век татары переживут. Есть такая теорема, что всякий этнос не вечен, а вечен этнический процесс. Все этносы будут меняться по разным причинам — будет подвергаться изменениям и русский этнос, и европейский. Вон в Европе что творится — исламизация, усиление исламского влияния, но это все сложные процессы. На более чем 10 лет трудно что-то представить. В России развитию культуры и языка препятствий нет. Сейчас такое состояние: хочешь изучать татарский язык в школе — изучай, а не хочешь — не изучай. Я же считаю, что федеральное правительство должно признать языки народов России государственными, но это не значит, что их всех должны изучать. По крайней мере государство должно быть заинтересовано в сохранении всех языков, культур, театров, разрабатывать программы. Для татар самым актуальным является внедрение русско-татарского ЕГЭ. 60 процентов вопросов на русском, 40 — на татарском языке. Если у человека два родных языка, то это делает его более творческим, с потенциалом. Вон говорят, что я горжусь тем, что я татарин, русский, еврей... А чем гордиться-то? Надо понимать, что ты родился таким-то и судьбой должен своему народу помогать сохранить язык, культуру, чтобы они росли.

«ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК ДОЛЖЕН ОТРАЖАТЬСЯ В АРХИТЕКТУРЕ ДОМОВ»

Дамир Исхаков — историк:

— Татары в принципе еще не собираются исчезать. У нас ведь есть пример литовских татар, которые, даже потеряв родной язык, спокойно продолжают существовать. Поэтому даже потеря татарами языка не означает, что после этого народ исчезнет. После этого народ просто вступает в другое состояние. Но так как большинство татар исповедуют ислам, а религия сейчас, наоборот, укрепляется, то в этом состоянии татары, безусловно, сохранятся в обозримом будущем.

Что касается влияния глобализационных процессов, то они двусторонни. С одной стороны, нации глобализацией утюжатся, а с другой — возникают новые механизмы сохранения наций в мире информационных возможностей для взаимного общения, что позволяет поддерживать общности, в том числе и этнические.

Созданы ли в Татарстане и России условия для развития национальных культур и языка? Весьма посредственные. Во многом это будет зависеть и от политики федерального центра, который фактически уже задушил все регионы. Татарстан является одним из последних регионов, который еще не задушен до конца. Ресурсы у нас сейчас здесь большие, но так как федеральный центр занят перевооружением армии и другими расходами, имеющими к культуре мало отношения, то на самом деле у самовоспроизводства народа сейчас в России очень плохие возможности. Это хорошо видно на региональном уровне. Поэтому татары являются одной из жертв подобной политики.

Табрис Яруллин (справа): «Мы свою миссию видим в развитии городской культуры, мне кажется, это сохранит татар» Фото: «БИЗНЕС Online»

— председатель всемирного форума татарской молодежи:

— Единственное, что татары не переживут, — это «ахыры заман» («конец света»). Гаяз Исхаки немножко про другие реалии писал. С точки зрения идентичности, как она меняется в мире, сейчас условия немного поменялись. Стирание идентичности, потеря языка, культура меняется, урбанизируется. Традиционные праздники, костюмы теперь носят декоративный характер. Глобализации может противостоять, локализация — это когда локальные особенности развиваются. Есть второй ресурс, когда элементы нации, одежды становятся общемировыми, например, день святого Патрика или шотландская юбка. Шотландцы — это те же татары России, но в Великобритании. Ну и музыка, например, темнокожих — джаз и хип-хоп — сейчас общемировая. Условия, я думаю, созданы, но мне кажется, что мы еще далеки от идеала. Татарский язык должен развиваться не изолированно — только в школе, домах культуры или на праздниках, а быть на улице, должен жить в кино, кафе, должен отражаться в архитектуре домов. Мы свою миссию видим в развитии городской культуры, мне кажется, это сохранит татар.

Разиль Валеев — председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам:

— Татарскому народу такую судьбу уже давно предрекают. В 1552 году после уничтожения Казанского ханства нация остается без своей государственности, а судьба народа, не имеющего своей государственности, всегда печальна. Несмотря на неоднократные попытки насильственного крещения, других событий, татарская нация выжила, будет жить и в XXI веке. Трудности будут, но они должны только закалять нас. Внутренняя энергия татарского народа бесконечна, наш язык живет в душе народа, обычаи и праздники продолжают жить. Взять те же сабантуи, на которые приходят сотни, тысячи людей, — это говорит о его внутренней силе. Да, сейчас есть угроза родному языку, национальное образование в плачевном состоянии, но мы все преодолеем. Главный способ противопоставления глобализации — объединение родственных народов. Русский народ, например, организовал «Славянский базар». Нам же нужно укреплять связи с тюркскими народами — с теми же башкирами, чувашами, казахами, туркменами.

На сегодняшний день отношение России к другим народам находится на недостаточном уровне. Закрываются национальные школы, даже в Татарстане возможности с каждым днем уменьшаются. Мы в Госсовете приняли обращение к руководству страны, но пока результатов нет. Для сохранения татар нужно в первую очередь укреплять национальный дух, так как опора на российские законы недостаточна. Каждый должен сохранить себя, взять в свои руки. Задать самому себе вопрос: а что я сделал для сохранения нации? Конечно, государство должно работать, но если этого недостаточно, то остается надеяться на себя.

Мансур Джалялетдин — заместитель муфтия Татарстана:

— Я не то что думаю, я уверен, что татары переживут XXI век. Опасений было много, говорили, что и религия исчезнет, после революции все для этого делали, мол, скоро никто в мечеть ходить не будет, а получилось наоборот. Религия даже спасла татарский язык, и ее стало еще больше. Смотрите, сколько молодежи ходит сейчас в мечеть, 1 сентября открываются татарские школы, лицеи. Это ведь не какое-то веление моды, а родители хотят. А сколько мы видим курсов татарского языка, куда люди вечером после работы ходят. Я бы с Гаязом Исхаки поспорил, но, к сожалению, мы в разные периоды живем. Что касается глобализации языков, то до ее пагубных последствий очень и очень рано. Я думаю, что Судный день раньше наступит. За всю Россию не могу сказать, а вот в Татарстане все условия созданы. Я езжу по России и наблюдаю, взять хотя бы сабантуи — их везде проводят, даже за границей.

Есть такая поговорка: «Ана сөте белән кермәгәнне, тана сөте белән керми» (в переводе с татарского языка «Ч его не всосал с материнским молоком, того́ не впитаешь с коровьим» прим. ред. ), то есть на каком языке в семье разговаривают, такой и закрепится.

«ТАТАРСКИЙ, К СОЖАЛЕНИЮ, НИКТО НЕ БУДЕТ СПЕЦИАЛЬНО УЧИТЬ РАДИ ТУКАЯ, САЛАВАТА ИЛИ «ШАЯН-ШОУ», А ВОТ РАДИ БАТТЛА НА ТАТАРСКОМ Я БЫ ПОСТАРАЛСЯ»

Шамиль Идиатуллин — журналист, писатель:

— Нации, как и отдельные люди, должны не противостоять глобализации, а, учитывая ее недостатки, пользоваться ее преимуществами для того, чтобы делать свое существование более удобным и качественным.

Представителем конкретной национальности человека делает язык и самосознание, в ряде случаев (в нашем, например) еще и вероисповедание. Для самоидентификации достаточно и одного из перечисленных факторов — миллионы человек, не знающих гэльского языка, иврита или идиша, не исповедующих католицизм либо иудаизм и носящие имена соседних народов, считают себя ирландцами либо евреями — сугубо по принципу кровного родства, который на серьезной исторической дистанции к значимым факторам отнести тяжело.

Я как татарин-хаджи, пишущий на русском, без труда (хоть и с печалью) могу представить себе существование нескольких миллионов человек, которые ни языком, ни привычками, ни диетическими и культурными пристрастиями не отличаются от живущих по соседству русских, китайцев или американцев, но считают себя татарами, раз в год устраивают Сабантуй.

Сотни миллионов людей учат английский не только для того, чтобы общаться, но и для того, чтобы смотреть новую серию «Игры престолов», не дожидаясь перевода. Сотни тысяч подростков учат японский, чтобы поскорее припасть к колоссальной кладовой манги и аниме. Афроамериканцы преклонных годов, вопреки Маяковскому, русский если и учат, то не ради Ленина, не ради Пушкина с Булгаковым и не ради сериала «Обручальное кольцо». И татарский, к сожалению, никто не будет специально учить ради Тукая, Салавата, «Шаян-шоу».

А вот ради мощного триллера, аниме или даже баттла (если бы он был мне интересен), существующих исключительно на татарском, я бы постарался и поторопился. Как и многие, наверное.

И сегодня появились наконец серьезные основания, позволяющие ждать чего-то нового-эксклюзивного-завлекательного-татарского. За последние десятилетия выросла сильная городская татарская культура с вполне остроумными, талантливыми и креативными представителями. Они разговаривают по-татарски, думают по-татарски и творят по-татарски — при том что блестяще знают русский и английский, а иногда и арабский с фарси. В деле спасения татарского языка и татар как нормальной нации я надеюсь в основном на них.

Фандас Сафиуллин: «Наступают очень нелегкие времена, снежным комом нарастают угрозы и препятствия национальному будущему татарской нации, но они же могут стать толчком к пробуждению воли татарского народа к самосохранению» Фото: «БИЗНЕС Online»

— общественный деятель, публицист, бывший депутат Государственной Думы:

— Гаяз Исхаки высказал свой печальный прогноз по естественному ходу истории, когда народы еще не задумывались о неизбежности своих сроков и о возможности предотвращения их преждевременного окончания.

Глобализация обнажила проблему судьбы народов со всей жесткостью реальных перспектив. Всем дано понять: каждый народ сам заслуживает и «зарабатывает» себе свой срок: равнодушием к своему будущему или, наоборот, объединенной волей к жизни.

Так и не наступило понимание, что многонациональность — это не «беда России», а великое ее богатство как привлекательная модель альтернативного миропорядка. Нет понимания, что невозможно сохранить единство многонациональной страны, отталкивая от себя свои коренные народы, унижая их великодержавным недоверием, относясь к ним как к надоедливым пасынкам, отнимая их естественные национальные права, уничтожая их национальную систему образования, лишая их чувства Родины.

Но тем не менее шансы татарского народа выдержать любые внешние и внутренние испытания на прочность и выжить еще есть.

Уступая по количеству населения большим и «великим», не уступать им по силе воли к самосохранению и развитию, по удельному весу уровня интеллектуального, культурного, нравственного, духовного развития и по донорскому вкладу, если не в мировую, то в общероссийскую цивилизацию. То есть быть донором, а не дотационным народом, созидателем, а не только потребителем.

К позорному сожалению, и мрачные предчувствия Гаяза Исхаки сбываются сегодня на его малой родине. СХПК «Кутлушкино» и его земли (родная деревня Гаяза Исхаки Яуширмә — прим. ред. ) проданы «Звениговскому мясокомбинату» — тайком от жителей. Новый хозяин вместо молочного хозяйства решил перейти на свиноводство и уже приступил к избавлению от коров. А жителей якобы уже предупредили, что свинокомлексы будут высокотехнологичны и бывшие колхозники деревни там не потребуются. Их выкидывают как хлам. Процветавшая в недавнем прошлом деревня разорена. Память Гаяза Исхаки демонстративно оскверняется.

Да, наступают очень нелегкие времена, снежным комом нарастают угрозы и препятствия национальному будущему татарской нации, но они же могут стать толчком к пробуждению воли татарского народа к самосохранению — потому не будем отчаиваться.

Рафаэль Хакимов: «Кто такие булгары?»

ВСЕ РАЗГОВОРЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ТАТАР ОТ БОЛГАР ОТ ЛУКАВОГО ЛИБО ЯВЛЯЮТСЯ ПРОПАГАНДИСТСКИМ ПРОЕКТОМ, СЧИТАЕТ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ АН РТ

Страсти, давно кипящие в спорах «булгаристов» и «татаристов», сильно раздуты и на самом деле ничего не прибавляют к действительному выяснению происхождения татар, пишет директор Института истории академии наук РТ, академик Рафаэль Хакимов в материале, подготовленном специально для газеты «БИЗНЕС Online». По мнению ученого, в таких спорах больше политики, чем науки. Действительная же история куда сложнее… Во всяком случае, о татарах было известно задолго до того, как появилась Волжская Булгария.


ПСЕВДОДИСКУССИЯ МЕЖДУ ТАК НАЗЫВАЕМЫМИ «БУЛГАРИСТАМИ» И «ТАТАРИСТАМИ»

«Если бы при наличии их многочисленности они имели друг с другом единодушие, а не вражду, то другие народы из китайцев и прочих и вообще ни одна тварь не была бы в состоянии противостоять им. И тем не менее при всей вражде и раздоре, кои царили в их среде, - они уже в глубокой древности большую часть времени были покорителями и владыками большей части племен и областей, выдаваясь своим величием, могуществом и полным почетом от других. Из-за их чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды, при всем различии их разрядов и названий, стали известны под их именем и все назывались татарами».

Псевдодискуссия между так называемыми «булгаристами» и «татаристами» сильно ангажирована и никак не связана с выяснением происхождения татар. Ее политизация – это застарелая (со столыпинских времен) болезнь, цель которой – поделить татар на отдельные народы: мишар, кряшен, нагайбаков, сибирских, крымских, астраханских татар, булгар, и отдаления татар от башкир, ногайцев, балкар, карачаевцев, кумыков, казахов. Во время переписи 2000 года была сделана очередная попытка расчленения татар на множество этнографических групп, всех и не перечислить. Параллельно в татарском языке старательно на «научной» базе выискивается немыслимое, вернее, бессмысленное число «диалектов».


КАКОВА ЖЕ СУДЬБА ЭТНОНИМОВ «БУЛГАР» И «ТАТАР»?

Чувашский исследователь Н.И.Егоров пишет: «До начала эпохи просвещения никакой булгарской идентичности не было ни у татар, ни у чувашей. Этноним или, вернее, этнополитоним булгар начинает занимать в истории народов Поволжья особое место во второй половине или даже в конце XIX века. Булгарская идентичность, несомненно, имеет книжно-литературное происхождение, о чем можно догадаться уже по внешнему фонетическому облику этнополитонима булгар. Установлено, что уже в языке волжских булгар домонгольской эпохи этнополитоним bulgar претерпел некоторые фонетические изменения (bulgar >*buljar > bülär) и принял фонетический облик bülär/бюлер». Уже из этой цитаты видно, что о самоназвании "булгар" или "биляр" для IX - XII веков можно говорить весьма условно, с оговорками, точно указывая, о каком племени идет речь. Письменные источники, по которым мы судим о языке, не дают нам возможности решить вопрос этнического происхождения современных татар.

Не вдаваясь в фонетические тонкости произношения болгар/биляр/бюлер, будем называть средневековые племена, жившие на Волге, Азове, Северном Кавказе и Дунае, болгарами. Следует учитывать, что население Волжской Булгарии было полиэтничным, там жили баранджары, савиры, барсилы и т.д. Иначе говоря, имя «болгар» не было этнонимом, это политоним. Если пытаться делить население Волжской Булгарии на какие-то лингвистические группы, то не ясно, на что опираться при такой оценке. Литературные, эпиграфические памятники, другие надписи свидетельствуют лишь о «книжном» языке. Из этого нельзя точно определить, каков был на самом деле разговорный язык и какое племя говорило на каком наречии. Определенно можно утверждать, что существовала как кыпчакская, так и огузская группы.

Язык в средние века не выполнял таких политических функций, как сегодня, а потому переносить наше понимание на IХ - ХII века - значит заведомо запутать и без того сложную тему. В те времена литературный, а также государственный языки носили характер жаргона для узкого круга лиц, а фольклор как образец народного языка редко фиксировался в источниках, и, во всяком случае, он не носил общенародного характера, а отражал особенности этнографических групп. О языке тех времен мы можем рассуждать только в плане лингвистической, но не этнической реконструкции, поскольку «книжный» и народный языки не совпадают. Вообще, наше понимание языка, народа, гражданства несет иной смысл, чем в прошлом. Слова звучат одинаково, а по сути это различные термины.


ТАТАРЫ ПРОИЗОШЛИ ОТ БОЛГАР РЕШЕНИЕМ ЦК КПСС

Все разговоры о происхождении современных татар от болгар (bülär/бюлер) от лукавого, ибо являются пропагандистским проектом. В 1944 году ЦК КПСС приняло постановление, по которому запрещалось изучать историю и культуру Золотой Орды, Казанского ханства, а также издавать эпос «Идегей». Обращает на себя внимание год выхода постановления – 1944. Во время войны посчитали, что вопросы истории не менее значимы, чем победа на фронтах. Татары отличились на войне самым лучшим образом, авторитет народа начал расти. С другой стороны, в это же время выселяли с исконных территорий крымских татар, балкар и других. Возник вопрос о казанских татарах… С ними поступили иначе, решив расправиться не физически, а идеологически. Булгарская концепция происхождения современных татар послужила этой цели, которую «утвердили», не откладывая в долгий ящик, в 1946 году на специально созванной всесоюзной конференции. Вопрос происхождения татар рассматривался руководством СССР как важный политический шаг наряду с послевоенным восстановлением народного хозяйства.

Болгарская цивилизация, конечно же, существовала, о чем свидетельствует замечательный археологический материал, опираясь на который можно достаточно уверенно говорить о быте племен, их расселении и перемещении. Болгарский культурный (археологический) слой прослеживается по всей Волге, на Кавказе, в Крыму, Болгарии, Венгрии. Нетрудно следы болгарских племен найти в Баварии и Северной Италии. О различных болгарских племенах можно утвердительно говорить в связи с продвижением западных гуннов с Волго-Уральского региона на Дунай и дальше. Если кутригур и утигур считать болгарскими племенами, то их упоминание относится к VI веку. Великая Болгария на Азове возникла в VII веке. До этого времени татары уже имели многовековую историю, причем создали ряд государств. Возникновение Волжской Булгарии относится к IX веку. Задолго до этого на Волге уже существовал Тюркский каганат, причем не только с кочевым, но и оседлым населением. Например, основание Тетюш как военной крепости можно отнести к 558 - 559 годам. Иначе говоря, задолго до упоминания болгарских племен на территории современного Татарстана предки татар уже строили города-крепости.

Этноним «тюрк» сложился вследствие этнического смешения племен на базе общности языка и культуры в конце V века. В китайских исторических хрониках «Суйшу» записано: «Предками туцзюэ [тюрков] были смешанные ху [гунны] Пинляна. Их родовое прозвание было ашина. Когда североэйский император Тай У-ди уничтожал Цзюйцюй , Ашина с пятьюстами семей бежал к жужу [жужаням]. Они жили из рода в род у гор Цзиньшань [Алтай] и занимались обработкой железа». Группа племен, возглавляемая Асянь-шадом, «великим ябгу» Туу и Бумынем, в 551 - 555 годах нанесла сокрушительный удар Жуаньжуаньскому каганату, что можно считать временем возникновения Тюркского каганата во главе с родом Ашина.

Когда татары оказались в орбите более сильного Тюркского каганата, они уже играли существенную роль во взаимоотношениях тюрков с китайской империей. В VIII веке татары упоминаются в источниках как союз племен. В Терхинской надписи сообщается, что «когда писались эти письмена – о мой хан! – то присутствовали именитые моего Небесного хана, восьмиплеменные татары, семнадцать аз’ских буюруков, сенгуны и тысячный отряд из (народа) тонгра, уйгурский народ вместе с моими тегинами» (753 год). Иначе говоря, татары уже находились в составе каганата. Последующая запись уточняет, что Элетмиш Бильге-каган (видимо, в 742 году) «опять подчинил и восьмиплеменных татар», а чуть ниже утверждается, что «в год Свиньи (747 год), трехплеменные карлуки и девятиплеменные татары… почтительно просили стать ханом». Татары изначально были одним из активных исторических субъектов, участвовавших в формировании тюркского народа.

А НЕ РОДНЯ ЛИ ТАТАРЫ ЕВРЕЯМ?

После распада Западнотюркского каганата в 658 году на исторической арене появляются хазарские и булгарские племена в районе Приазовья и на Кавказе. Возникает Великая Булгария во главе с Кубрат-ханом. В середине VII века к хазарам бежал «царевич» из тюркского рода Ашина, что давало право на объявление территории хазар каганатом. Вслед за этим хазары захватили Великую Булгарию. Сыновья Кубрата бежали на Дунай и Волгу, где объединили жившие там племена. Волжская Булгария попадает под вассальную зависимость от Хазарского каганата и платит дань.

В результате арабо-хазарских войн в 737 году хазарская знать была вынуждена принять ислам, но ненадолго. При кагане Булане(Болан – «олень» по-тюркски) аристократия начала исповедовать иудаизм. Вскоре Хазарский каганат стал одним из самых влиятельных государств в Восточной Европе. В письме хазарского кагана Йосифа еврейскому сановнику Хасдаю ибн Шапруту, советнику правителя Кордовского халифата (середина Х века), описаны огромные размеры государства и многочисленность населения. О народах, живших у реки Итиль (Волга), он пишет: «Их 9 народов, которые не поддаются (точному) распознанию и которым нет числа. Все они платят мне дань. Оттуда граница поворачивает (и доходит) до Г-ргана [Каспия]. Все живущие по берегу (этого) моря на протяжении одного месяца пути платят мне дань. С южной стороны живут 15 народов многочисленных и сильных, которым нет счета, до Баб-ал-Абвада [Дербента]… С западной стороны живут 13 народов многочисленных и сильных, располагающихся по морю Кустантинии [Черного]…». Из этого отрывка видно, что политоним хазар относился ко многим вассальным народам, говорившим на разных языках и исповедовавшим разные религии. Такой конгломерат трудно было удержать в повиновении. В 922 году Волжская Булгария перестала платить дань каганату, приняла ислам в качестве официальной религии и была признана Багдадским халифом в качестве самостоятельного государства, что подтвердило посольство ибн-Фадлана. В 965 году князь русов Святослав разгромил ослабевшую Хазарию.

Сегодня обсуждается вопрос об общих генетических корнях татар и евреев, в частности, со ссылкой на времена Хазарского каганата. Трудно определить этническую принадлежность населения Хазарии, ведь даже каган Йосиф не мог дать точных сведений. Сами хазары в своей массе были тюрками, кроме разве что правящей верхушки. По свидетельству летописей болгарские и хазарские племена говорили на родственных языках. Караимы Крыма до сих пор говорят на языке, близком к крымско-татарскому, на котором идут и службы в синагоге. Однако из всего этого трудно делать далеко идущие выводы по поводу сегодняшней близости тех или иных народов.

В последнее время во всем мире повышенный интерес вызвали генетические исследования, которые позволили определить прародину всех народов. Опираясь на полученные данные, некоторые исследователи пытаются сопоставить гаплогруппы (группы, имеющие общих предков) с этническими признаками. Y-хромосомные гаплогруппы – это статистические маркеры, позволяющие понять происхождение человеческих популяций, но в большинстве случаев такой маркер ничего не говорит об этнической или расовой принадлежности отдельного человека. Любой современный этнос состоит из представителей нескольких, как минимум двух-трех, гаплогрупп. Не трудно найти по генетическим таблицам общих предков у евреев и татар, но это, видимо, следует отнести к более раннему периоду, нежели времена Хазарского каганата. Вопрос интерпретации гаплогрупп сложен и несовершенен. Однозначно можно утверждать, что как среди евреев, так и среди татар встречаются самые разные гаплогруппы. У татар их можно сопоставить с арийской, скандинавской, финской, еврейской (особенно ашкенази) группами. Моя гаплогруппа и вовсе стоит особняком и относится к району Алтая. Что это означает пока сказать трудно.

КОГО ТОЛЬКО НЕ ПРИЧИСЛЯЮТ К ТАТАРАМ

У этнонима «татар» довольно сложная судьба. В письменных источниках, рунических надписях татары упоминаются в связи с важнейшими историческими событиями в Евразии. Британский историк Эдуард Паркер, опираясь на китайские хроники, называет татарами хуннов и гуннов, авар, тюрков, сяньбийцев. Китайские исторические хроники связывают родину татар с «Дешт-и-Татар» – «Землей татар», расположенной на севере от Великой китайской стены между Ганьсу и Восточным Туркестаном. В силу влияния татар китайцы начали называть все народы, жившие севернее Китая, татарами, используя как собирательный термин, то есть политоним. Некоторые специалисты считают ранних татар монголоязычными, однако такие авторитетные средневековые летописцы, как Рашид ад-Дин и Махмуд Кашгарский, прекрасно осведомленные о тюркских языках, однозначно относили татар к тюркам. Монголы в исторических хрониках упоминаются на несколько веков позже татар.

«Белыми татарами» назывались кочевники, жившие южнее пустыни Гоби. Большую часть их составляли тюркоязычные онгуты. «Черные татары», в том числе кераиты, жили в степи вдали от культурных центров. Они на ночь огораживались кольцом телег, то есть создавали курень. «Дикие татары» Южной Сибири промышляли охотой и рыбной ловлей, управлялись старейшинами, у них не было ханов. Поскольку возникали различные татарские государства (китайские и арабские хроники насчитывают их 6), то этноним «татар» распространилось на многие монголо- и тюркоязычные племена. Даже впоследствии, когда Чингизхан прославился на весь мир как монгольский завоеватель, некоторые из историков называли его татарином, а Монгольскую империю – Татарией. Мунали, наместник Чингизхана в Северном Китае, сам себя называл «мы, татары», что соответствовало китайской традиции, но не соответствовало этнической принадлежности. Со временем вся Евразия стала отождествляться с «Тартарией», что и зафиксировано на европейских картах.

Не должно смущать то обстоятельство, что порой татары на исторической арене появлялись под другим именем. Например, кимаки, основавшие в 840 году вместе с кипчаками (половцами) Кимакский каганат, были одним из татарских племен. По иронии судьбы кипчаки, чей язык стал доминирующим среди значительной части тюрков, сами как народ перестали существовать. Аль-Омари о «Дешт-и-Кипчак» пишет: «В древности это государство было страной Кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились с ними, и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их [Татар], и все они стали точно Кипчаки, как будто одного рода». Кыпчакские корни можно найти у татар, казахов, узбеков, ногайцев, башкир и даже русских (прежде всего казаков).

«Еще и поныне в областях Хитая, Хинда и Синда, в Чине и Мачине, в стране киргизов, келаров и башкир, в Дешт-и Кипчаке, в северных от него районах, у арабских племен, в Сирии, Египте и Марокко все тюркские племена называют татарами. Тех татарских племен, что известны и славны, и каждое в отдельности имеет войско и своего государя, - шесть».

Рашид ад-дин. «Джами ат-таварих». 1300 - 1311 годы

Связывать появление татар на Волге только с завоевательными походами Бату-хана - значит намеренно укорачивать историю нашего народа. Кстати, руины Болгар, которые мы можем видеть сегодня, – это первая столица Улуса Джучи (Золотой Орды), построенная Бату-ханом. До этого Болгар был похож на поселение. Легенды о разрушении города войсками Бату-хана сильно преувеличивают грандиозность событий. Точно так же рассказы о героической защите Болгарского государства от экспедиционного корпуса Субудая неверно трактуют события. Субудай не намеревался завоевывать Волжскую Булгарию, он собирал информацию о народах, пастбищах, географии, дорогах, местах брода. Это была разведка боем, подготовка будущего похода Бату-хана. Любая защита территории овеяна легендами, что имеет самостоятельное значение, независимо от победы или поражения.

ЭТНОНИМЫ ЖИВУТ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ

Их содержание меняется с веками, хотя имя народа остается. Мы хотим сегодняшние нации увидеть в древних народах, не учитывая, что в те стародавние времена к самоназванию относились не так строго, как сегодня. Этнонимы появлялись и исчезали в силу обстоятельств, а в реальности могла идти обычная перетасовка одной и той же колоды, в которой доминировало то одно, то другое племя или даже отличившийся выдающимися способностями вождь, чье имя и получал народ и государство. Доминирующее имя попадало в хроники или выбивалось на камне. Остальные ждали своего времени. Этнонимы «он-огуз» или «докуз-огуз» означают 10 или 9 племен. Этноним «уйгур» происходило от имени соответствующего рода, «карлук» – по названию местности. Ногайцы получили самоназвание по имени бека Ногая. В русских летописях их называют «ногайскими татарами». В некоторых источниках Улус Джучи в ХIV веке называли «Узбеково государство», «Узбекский улус», «Узбекистан». На этом основании было бы неправильно называть татар узбеками.

Фанатичные мусульмане Золотой Орды в ХIV веке приняли новое имя – «узбеки» – в честь хана Узбека. В 1428 году Тюмень отошла от Орды, где хан Абуль-хайр и его улус стали называться «народ и улус узбекский». Их использовал Тимур в своей борьбе с Золотой Ордой. В самой Средней Азии в те времена под узбеками подразумевали кочевое население восточного «Дешт-и-Кипчака» (нынешний Казахстан). Исфахани об этом в начале ХVI века писал следующее: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно (из них) – шибаниты… Второе племя – казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, и третье племя – мангыты…» Сам Шейбан - сын Джучи, по свидетельству его историка, подразумевал под узбеками кочевые племена улуса Шейбана (Западная Сибирь), а под казахами - кочевников улуса Орда-Ичена, которые в этническом отношении мало отличались друг от друга. Лишь в XVI веке шейбаниды покорили государство тимуридов, захватив Самарканд, Бухару и распространили имя «узбек» на среднеазиатских тюрок. Тогда и начинают складываться различия между татарами, узбеками и казахами. Судьба этнонима порой весьма загадочна.

Любой народ является сложносоставным и зачастую связан многими нитями с другими этносами. Татар и чуваш объединяет наличие болгарской генетической линии. Башкир отделить от ногайцев сложно (после распада Золотой Орды башкиры управлялись ногайцами до 1570-х годов), в то же время в их формировании немалую роль сыграли отатарившиеся мадьяры. Плано Карпинидаже отождествлял башкир с мадьярами: «Башкиры – это великие венгры» (bas­gard id est Magna Hungaria). Гийом де Рубруксообщает, что население Башкирии еще в XIII веке сохраняло свой язык, который был понятен венграм. Знаменитые средневековые историки Джувейни и Рашид ад-Дин «башгирдами» называли венгров Восточной Европы. «Царевичи завоевали все области башгирдов, маджаров и сасанов и, обратив в бегство государя их, келара [короля], провели лето на реке Тиса», – пишет Рашид-ад-Дин о покорении венгров и саксонцев. Но порой летописцы башкирами называли как венгров, так и тюркоязычные племена.

ТЮРКИ – ВСЕ РОДНЯ

Татар и ногайцев стали считать разными народами только в советское время, но до сих пор в Центральной Азии по традиции татар продолжают именовать нугаями. Известный российский историк В.В.Трепавлов пишет: «Ногаями именовали северную группу крымских татар, населявшую степи вне полуострова; для казахов нугай – это башкиры и поволжские татары; для башкир и казахов в прошлом ногай – сибирские татары; для калмыков иштиг мангад (т.е. иштяки-мангыты) – башкиры, а уулун мангад (горные мангыты) – балкарцы и карачаевцы и т.п.». Сегодня мы не сомневаемся в различии ногайцев и татар, но в средние века их считали одним народом. В одной из русских книг тех лет записано: «Сам же [Мухаммед-Гирей] кримьских татар не любити начат, но паче начат любити ногайских татар, их же бяше множество у него, и близь себя держаше их и яко доброхоты себе вменяя их». Как видим, здесь ногайцы воспринимаются как татары, живущие в степях. Даже в XIX веке крымца-садовода и хлебопашца называли татарином, а заперекопского чабана – ногаем. Кстати, царица Сююмбеки была ногайской принцессой из того же колена, что и князья Юсуповы, а ее муж Сафа Гирей был крымским царевичем.

С распадом Золотой Орды и появлением многочисленных тюрко-татарских ханств территориальные различия становятся более выраженными. На базе Белой Орды формируются казахи, в Центральной Азии тюркский язык испытывает влияние фарси, и появляется современный узбекский язык на базе чагатайского диалекта, крымские татары долгое время находятся под протекторатом Османской империи, усваивая многие элементы турецкой (огузской) культуры, а другие этнические группы оказываются в ситуации относительной изоляции и развивают свои локальные особенности. Сегодня их называют азербайджанцами, кумыками, балкарами, карачаевцами и т.д.

Можно согласиться с тем, что у какого-то народа больше кыпчакской «крови», а у кого-то сильнее влияние финнов, где-то сказалась хазарская наследственность, а где-то - угорская. Все существующие сегодня тюркские народы – своеобразный сплав этих племен. Но по большему счету все они наследники общей культуры, опирающейся на поразительную устойчивость тюрко-татарских наречий.

Неизвестная история известных народов. Как минимум, интересно и познавательно.

Рашит АХМЕТОВ

Татары и евреи

В Казани в Союзе писателей Татарстана прошла презентация книги члена-корреспондента Академии наук Татарстана, депутата Государственной думы России Фатиха Сибагатуллина «Татары и евреи». Конференц-зал был забит до отказа, было, наверное, человек 200, презентация длилась более двух часов. В зале, как заявил один из руководителей Союза писателей, находилось не менее двадцати докторов наук и трех десятков кандидатов. Вел презентацию генерал-полковник МВД, бывший первый заместитель министра внутренних дел России Владимир Колесников. Причем вел он презентацию в генеральском мундире.
Вступительное слово Владимира Колесникова было сенсационным. Например, он сказал, что Коран был написан по-тюркски, арабы не знали письменности. В середине XII века его переписали с тюркского языка на арабский. Голубое знамя стало зеленым. В Эрмитаже хранится Коран, написанный знаменитым уйгурским письмом. Его не могут прочесть арабы, в нем высказаны забытые слова Всевышнего: «У меня есть войско, которое я называю тюрками и которое живет на Востоке. Когда я разгневаюсь, я дарю этому войску власть над народом, на который разгневан». Для многих это было неожиданно. Из слов Всевышнего видно, кто распространял ислам. Видно, что Алтай был родиной единобожия. Говоря о книге «Татары и евреи», хочется еще раз сказать огромное спасибо выдающемуся сыну татарского народа уважаемому Фатиху Саубановичу за его труд в восстановлении исторической справедливости. Путь к возрождению лежит через возврат к изначальным религиям. Зал громкими овациями сопроводил выступление Колесникова. Можно сказать, что своим выступлением он сделал больше для атмосферы дружбы между татарами и русскими, чем целые научные институты, которые иногда занимаются как раз разрушением этой дружбы.
После выступления генерал-полковника Колесникова прекрасно исполнила песню «Шма Исраэль» очаровательная еврейская девочка. И голос, и исполнение были на высоком уровне. Песню воспринял зал очень тепло. Бывший директор издательства «Идел-пресс» Ислам Ахметзянов рассказал, как печатались книги Фатиха Сибагатуллина. Книга «От Аттилы до президента», например, была представлена на Московской книжной выставке и «вызвала фурор, никакой патетики здесь нет, издательства арабского мира, западные издательства проявили серьезный интерес». «В своей книге Фатих Сибагатуллин четко проводит мысль, что евреи являются основополагающей силой развития мировой цивилизации, и отмечает, что нам, татарам, надо брать пример с евреев. Самым главным выводом книги является тот факт, что евреи и татары на протяжении полутора тысяч лет живут и созидают как истинные друзья и соратники рука об руку. Они живут как добрые соседи. При этом он ссылается на факты историков, археологов, искусствоведов и даже биологов. Очень показательна в этом плане история Хазарского каганата, одного из самых первых государств на территории современной России. В Хазарском каганате был создан кровный политический союз двух народов – татар и евреев. Наследниками Хазарского каганата историки называют Волжскую Булгарию, Киевскую Русь, кавказскую Аланию. Многие евреи воспринимают Хазарский каганат своим государством. Для них это общая совместная с поволжскими тюрками родина. Свои хазарские корни всегда подчеркивают Ротшильды и Рокфеллеры, Морганы и Саркози. Об этом же пишет уважаемая Еврейская энциклопедия. «Объяснять достоинства книги Фатиха Сибагатуллина – это примерно то же, что объяснять достоинства «Джоконды» Леонардо да Винчи», – говорил Ислам Ахметзянов.
Выступил писатель Гарай Рахим, лауреат Государственной премии им. Тукая. Он внимательно прочитал книгу и отметил, что она очень нужна и имеет большую фактологическую насыщенность. В книге Сибагатуллина сообщено, что татары отмечаются по китайским источникам c XV века до нашей эры. Гарай Рахим (Григорий Родионов) отметил: «Тюркский язык очень консервативен. Русский язык сильно изменился за последние пятьсот, шестьсот лет, а вот, например, язык кряшен чистый, он свободен от арабизмов и русизмов. Язык кряшен – чисто тюркский язык. Здесь говорилось, что татарам нужно учиться у евреев, но хазары уже давно учились у евреев. Евреи всегда хорошо относились к татарам». Он считает: «Книги Фатиха Сибагатуллина есть литературно-художественная публицистика, поэтому предлагаю Фатиха Сибагатуллина принять в члены Союза писателей Татарстана». Фатих Сибагатуллин добавил, что кряшенам грех жаловаться на их положение в республике. Пять кряшен возглавляют районы, а Иван Егоров фактически управляет республикой, занимая пост директора банка «Ак барс» и имея значение фактически вице-президента. Кряшены занимают до 20% постов в элите республики, отметил Сибагатуллин, имея население в несколько процентов.
Ученый Галиуллин рассказал, что в свое время был в Линце в составе делегации из России. Когда его представили ректору университета в Линце как татарина, тот испугался и даже испуганно отошел назад. Представление о татарах было, что они едят человеческое мясо, едят сырое мясо. «Я его успокоил, посмотрите, я в костюме, ножа у меня нигде нет, у нас галстуки почти одинаковые. История татар преподносилась извращенно – это орда. Татарская орда, татарское иго – и это позволяло обижать татар. На Западе черпали представление о татарах из русских источников. Тюркские источники и китайские тогда были недоступны. Но татары – древний цивилизованный народ. «Слово о полку Игореве» появилось позднее татарских литературных произведений. Фатих Сибагатуллин написал великолепные книги. Мы должны гордиться таким человеком. Здесь сидит цвет татарской интеллигенции, и по глазам я вижу, что все поддерживают его. Я думаю, это не последняя его книга».
Выступил с зажигательным попурри еврейских песен ансамбль «Симха». Эдуард Туманский заявил, что евреям комфортно живется в Татарстане. «В бане между татарами и евреями вообще нет никакой разницы, – улыбнулся он. – В «Симхе» при создании ансамбля играли три еврея и четыре татарина». Закончилось выступление «Симхи» эмоциональным исполнением «Шолом алейхем». Фатих Сибагатуллин со слезами на глазах благодарил «Симху» за душевное исполнение. Он сообщил, что у Барака Обамы мать еврейка с Волги. Он сообщил, что 90% евреев, ашкенази – это выходцы из Хазарского каганата. «Многие татары сейчас проводят генетический анализ, всю жизнь говорили они, что татары, но оказались евреями, согласно генетике», – говорил Сибагатуллин.
Равиль Файзуллин, главный редактор журнала «Казан утлары», отметил: «История – сложная вещь. В новом учебнике истории есть положительные изменения в нашу пользу, наконец начали бороться с фальсификацией. Фатих Сибагатуллин – личность, выдающаяся во всех отношениях, это бесспорно. Если бы он жил в те времена, был бы ханом. Он патриот своего народа. Выпуск этой книги – большое событие. Открываю эту книгу – захватывает, хочется побольше узнать. Когда читаешь его книгу, наполняешься чувством гордости за прошлое и как-то выпрямляешься. Чувствуешь, мы не безродные».
Привожу мое выступление на презентации:
Мы собрались, чтобы провести презентацию книги «Татары и евреи» Фатиха Сибагатуллина, в которой он начал исследование истории взаимоотношений двух народов, которые оказали «государствообразующее» влияние на историю России. Лет 30 назад Фатих Сибагатуллин за написание этой книги получил бы шесть лет срока, настолько это была табуированная история. Единственное государство в мире, где государственными религиями были ислам, иудаизм, христианство и язычество – Хазарский каганат. Сегодня это кажется невероятным. Это исследование назрело и перезрело.
Хазарский каганат – предыстория Золотой Орды. Его история в России и СССР замалчивалась. Согласно сталинскому постановлению 1944 года было запрещено вести объективные исследования по Золотой Орде, то же было и по Хазарскому каганату. Крым, Украина, Северо-Западный Казахстан, Нижнее и Среднее Поволжье, Северный Кавказ – территория каганата. Население около миллиона человек. Собственно хазар было полмиллиона. Два века шла война между арабами и хазарами, по арабским источникам армия Хазарского каганата насчитывала 300 тысяч. Язык – ранний тюркский.
Киев считался хазарским городом до завоевания его русами. Название Козара в Югославии, например, считается, произошло от хазар. Официально история каганата датируется с 650 года до 969 года. Но в 627 году хазарское войско взяло штурмом Тбилиси. Каспийское море именовали Хазарским. Сейчас историки считают, что он существовал до XIII века. Сейчас пишут, что еврейское население Восточной Европы произошло от хазар. Хазары в Польше и Венгрии были государствообразующим народом. Первым королем Польши был избран хазар, потом он передал корону династии Пястов.
Хазарский каганат помог выстоять Византии против арабского наступления, когда в 717 – 718 году арабы осадили Константинополь. Хазарский каганат был равновеликим по силе Византии государством. Были династические браки между каганами и императорами. Еврейские общины переселились на Северный Кавказ и в Крым, начиная с конца VI века после указов императора Византии о том, что все евреи должны принять христианство или должны покинуть пределы империи. Евреям запрещалось появляться в Иерусалиме, браки между евреями и христианами были запрещены. Евреи подняли восстание в Иерусалиме, воевали 20 лет, основная часть после поражения бежала от войск императора на Северный Кавказ. После подавления еврейского восстания в Иране в каганат оттуда бежало 50 тысяч евреев. Можно сказать, что евреи во многом «сконструировали» Хазарский каганат, этот симбиоз тюрок и евреев. Существовала гегемония хазар над славянскими племенами.
Основной источник дохода Хазарского каганата – торговые пошлины. Каганат чеканил собственную монету с надписью «Моисей – посланник Бога». Собственной торговлей занимались еврейские купцы радониты и мусульманские купцы. Хазарский каганат интересен тем, что в нем комплиментарно сосуществовали ислам и иудаизм. Правили каган и бек. После укрепления ислама основная часть иудеев-хазар ушла в Восточную Европу. Хазарский каганат позволил выжить и укрепиться еврейской хазарской общине. Часть историков сегодня прямо утверждает, что евреи-ашкенази произошли от хазар. Вспомним одежду польских и белорусских евреев – длинный шелковый кафтан был скопирован с тюркского кафтана, так же была скопирована тюркская тюбетейка – ермолка, кипа. Да и само слово «ермолка» тюркского происхождения. Стены местечковых синагог были покрыты хазарскими рисунками зверей, а еврейки до середины XIX носили высокий белый тюрбан, характерный для тюрок. А страсть к фаршированной рыбе, есть даже поговорка «Без рыбы нет субботы» – это память о жизни на Каспии. Историки так и называют местечки Восточной Европы – хазарские местечки.
Через Хазарский каганат проходил Великий шелковый путь. Купцы-радониты его контролировали. Объемы торговли – караваны по 5 тысяч человек, тысяча верблюдов, это до 500 тонн грузов, целый состав, примерно раз, два в месяц. Китай – Европа. С помощью Хазарского шелкового пути, его нужно правильнее, наверное, именовать так, были накоплены огромные капиталы еврейской общины Европы. Организовать это гигантское уникальное торговое предприятие могли только предприимчивые евреи, опираясь на вековой опыт торговли. Знания из Китая шли в Европу по Хазарскому шелковому пути.
У Фатиха Сибагатуллина уже готова вторая книга, ее нужно издавать, но он говорит, там много парадоксальных выводов, не нужно торопиться. Андропов, выходец с Северного Кавказа, мать у него имела фамилию Флекенштейн, сам он имел в КГБ прозвище «Ювелир», явный хазар, говорил: мы не знаем общества, в котором живем. Перефразируя, можно сказать, мы не знаем истории общества, в котором живем. История у нас превращается в пропаганду, она далека от объективности. Мировые исследования свидетельствуют, что тюрко-еврейское государство оказало огромное влияние на историю Европы. Без Хазарского каганата история мира была бы совершенно другой. Сегодня в США благотворительные фонды решили выделить до 700 млн. долларов на восстановление истории Хазарии. Я считаю, не только второй том книги нужно быстро издавать, но и эту первую книгу нужно переводить на английский язык. Очень важно, кто ее переведет – у нас в Татарстане, в Москве, в Израиле или в США. Потому что акценты перевода можно расставить по-разному.
Для Татарстана важно восстановить эту часть истории. Республика не из безвоздушного пространства родилась, не случайно символом Казани служит университет. Огромная еврейско-татарская тяга к знаниям. Татары оказываются образцом толерантности. Татары – народ, который оказался комплиментарным, по гумилевской классификации, и евреям, и русским, двум очень сложным народам мира. Раскрытие объективной истории Хазарского каганата позволит преодолеть изолированность татар в мировой истории, преодолеть негативный образ татар, который рисовался в царской истории, преодолеть ложь о татарах. Ведь организация Золотой Орды как государства была взята и из Хазарского каганата. Еще раз подчеркну, Хазарский каганат позволил сохраниться русским княжествам, сдерживая экспансию Византии и арабов. Татарская история не второсортная история, а мировая история.
В конце заседания выступил Фан Валишин, который отметил, что «русский вопрос», «еврейский вопрос», «татарский вопрос» есть основные вопросы России и без татар невозможно возрождение России, без татар она неизбежно распадается, необходима стратегия этого возрождения, иначе можно утонуть в океане эмпирии.
Как утверждают, уже после презентации состоялась встреча генерала Колесникова и Фатиха Сибагатуллина с премьером Ильдаром Халиковым, руководителем аппарата президента РТ Асгатом Сафаровым, главным федеральным инспектором Ринатом Тимерзяновым по распоряжению президента Минниханова.
Уже после презентации поступило сообщение, что Институт истории АНТ выдвинул книги Фатиха Сибагатуллина на соискание премии им. Тукая.
23 февраля 2014 года

Особенно остро вопрос встает, когда дело касается не только межнациональных, но и межрелигиозных союзов.

Брачующиеся, принадлежащие к разным национальностям и вероисповеданиям, сталкиваются на своем пути с невероятным множеством разногласий, конфликтов и сомнений. Такие браки сопровождает ореол предрассудков и домыслов окружающих, ложащийся тяжелым бременем на плечи молодоженов.

Как один из наглядных примеров брака, смешанного в аспектах как национального, так и религиозного характера, рассмотрим союз еврея (исповедующего иудаизм) и татарки (исповедующей мусульманство). Где жить: на родине еврея или татарки? Как вести семейный уклад: руководствуясь традициями и обычаями иудеев или мусульман?

Как прийти к компромиссу в праздновании религиозных праздников? Какую религию будут исповедовать дети? Эти и еще миллион животрепещущих вопросов встречают на своем пути брачующиеся! Но на начальном этапе их совместной жизни не менее важными оказываются вопросы: Как отпраздновать свадьбу? Согласно чьим традициям и обычаям?

Традиции и порядок заключения брака у иудеев

Заключению брака у иудеев предшествует сватовство (шидух), на котором знакомятся не только потенциальные жених и невеста, но и их родители.

Если сватовство прошло удачно, то заключается официальный документ (тнаим), в котором оговариваются все необходимые формальности вплоть до материальных обязательств.

Подписание тнаима происходит в присутствии свидетелей, сопровождается символической церемонией передачи платка (киньян) и завершается разбитием тарелки. В субботу, предшествующую дате свадьбы, жених читает в синагоге Тору, а невеста проводит дома встречу с подругами. Перед днем свадьбы молодожены, как правило, постятся.

Еврейская свадьба проходит под хупой (балдахином на шестах, символизирующим будущий дом) и начинается с подписания брачного договора (ктубы), который традиционно защищает в первую очередь права женщины. Обряд бракосочетания необязательно проводится в Синагоге. Церемония может проходить в присутствии раввина в любом месте, главное — под хупой.

После подписания ктубы следует обряд обручения (эйрусин), проходящий в несколько этапов:

  1. молодожены отпивают из бокала вино, благословенное раввином;
  2. жених одевает невесте на указательный палец обручальное кольцо;
  3. раввин зачитывает ктубу;
  4. жених передает ктубу невесте (копия документа будет храниться в раввинате);
  5. раввин произносит семь благословений;
  6. молодожены вновь отпивают благословенного вина;
  7. жених ногой разбивает бокал.

По завершению обряда обручения молодожены на несколько минут уединяются в специально приготовленной для них комнате, после чего начинается праздничное застолье. Во время застолья евреи традиционно употребляют только кошерную пищу.

Пиршество обязательно разбавляется зажигательными танцами, традиционным из которых является хора. Празднование продолжается в течение семи дней.

У иудеев нет специальных свадебных нарядов, но невесте следует быть осторожной в выборе свадебного платья и отдать предпочтение более скромному и закрытому фасону.

Татарские обычаи и особенности бракосочетания

также предшествует сватовство, в ходе которого родственники одной и другой стороны обмениваются подарками.

В ходе сватовства проходят смотрины невесты, родственники жениха пристально наблюдают за характером ее поведения. Если смотрины прошли успешно, у невесты спрашивается официальное согласие выйти замуж.

В случае получения утвердительного ответа родственники договариваются о выкупе невесты (калыме). Скрупулёзно обговаривается его размер, срок и способ передачи. Договор о калыме и согласие невесты подтверждаются муллой, после чего объявляется помолвка.

Между помолвкой и днем свадьбы зачастую проходит достаточно долгое время. Жених за это время обязуется выплатить калым. День бракосочетания у татар начинается с выкупа невесты, требующего от жениха существенных материальных затрат.

После выкупа следует специальный исламский обряд (никах), который имеет несколько особенностей:

  • жених и невеста молятся стоя;
  • согласие на брак у невесты спрашивается трижды, и отвечает она только в третий раз, сохраняя молчание в предыдущие два раза;
  • после брачного обета новоиспеченная жена вправе попросить у мужа свадебный подарок абсолютно любой ценности, а мулла назначает срок его вручения.

Никах, как правило, проводится в мечети, но возможно его проведение и в домашней обстановке в присутствии муллы. Мулла регистрирует брак в специальной книге, где помимо того фиксирует количество и стоимость украшений, подаренных женихом. С этого момента это собственность исключительно невесты.

После никаха начинается череда праздничных застолий (туй). На столах преобладают блюда традиционной татарской кухни, спиртное строго запрещено, поэтому пьют гости только соки, воды и морсы, а завершается пиршество чаепитием с чак-чаком.

У татар есть традиционный свадебный наряд, который может быть любого цвета, но лучше, если невеста отдаст предпочтение красному или зеленому цветам, символизирующим любовь и достаток.

Само празднование свадьбы длится несколько дней и начинается с дома невесты. Затем происходит переезд невесты из дома родителей в дом жениха, где и продолжается пир.

Насколько распространены браки татар и евреев?

Евреи по праву считаются одними из самых консервативных в вопросах выбора спутника жизни.

«Инде» запускает новую рубрику «Ясно-понятно», в которой будет искать ответы на насущные вопросы о жизни в городе, культуре и истории Татарстана. В первом выпуске рассказываем о мишарях: чем они отличаются от татар, почему их называют «татарскими евреями» и какие особенности есть у мишарского диалекта. Для самых пытливых и любознательных - выдержка из Татарской энциклопедии в конце материала.

О причинах возникновения группы «мишари»

Татьяна Титова

доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и этнологии КФУ

Все народы негомогенны: внутри каждого есть локальные группы, которые появляются по разным историческим или природно-географическим причинам. В процессе взаимодействия соседние народы дарят друг другу элементы культуры, и этот процесс может протекать по-разному: на соседском, дружеском, рабочем уровне, благодаря межэтническим бракам. Мишари - это локальная этнографическая группа в составе поволжских татар, образовавшаяся вследствие специфического расселения этого народа. Многие представители мишарской группы сейчас живут в Нижегородской области, в соседних с Татарстаном республиках, в Москве. От остальных поволжских татар мишари отличаются диалектом, а исторически у них всегда было развито коневодство.

Подробнее о мишарях можно узнать в книге Рамзии Мухамедовой «Татары - мишари» и в книге «Татары» серии «Народы и культуры».

Об истории этнонима и «татарских евреях»

Камиль Зиннуров

член совета Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие», «экономист по профессии, булгарский поэт-бард по призванию»

Некоторые историки считают, что мишари являются прямыми потомками хазар на Волге. Мнение о том, что мишари - это татарские евреи, возможно, пошло со времен Хазарского государства. Им управляли еврейские купцы - рахдоны, которые проповедовали иудаизм. Торговля, торговля и еще раз торговля - вот вам и «татарские евреи». Как пишет арабский историк Ибн ал-Асир, после распада Хазарского государства, население которого исповедовало разные религии (иудаизм, христианство, ислам, язычество), «хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные, иудеи, но если примете ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя. Тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них. После этого и их царь принял ислам». Многие хазары стали мусульманами и назвались мишарями.

О тематическом паблике VK и отличиях мишарей от татар

Я создал это сообщество чуть ли не в первый год работы VK - лет девять назад. Тогда было мало комьюнити, и все в духе «группа для тех, кто любит спать и переворачивать подушку на холодную сторону», а мне хотелось чего-то по-настоящему интересного. Я планировал, что участники группы не только будут обмениваться контактами и информацией онлайн, но и впоследствии начнут встречаться в офлайне. Но с самого начала в группе пошли конфликты: вопреки названию, в ней состояли не только мишари. У меня не было цели столкнуть людей лбами, выделиться - мол, мы хорошие, а вы нет. Поэтому мы решили обозначить миссию и говорить только об индивидуальных качествах мишарей, особенностях их характера.

Все мишари разные. В Ульяновске - довольно грубые, а в Самаре и Татарстане - наоборот. Судя по моему окружению, мишари преуспевают в бизнесе. Они упорные, трудолюбивые, умеют торговаться, обладают хитростью - не банальной, которая заключается во вранье, а тонкой. Если мишарь захочет кого-то обмануть, он сделает это красиво, так, что человек даже ничего не поймет. Если татарин захочет обмануть, он сделает это жестко - другими словами, кинет. Мишари - довольно импульсивный народ, но в то же время отходчивый. Я бы сказал, они похожи на итальянцев.

В чем отличие мишарей от татар? Умные мишари мне попадались чаще, чем умные татары. Мишари более услужливые, пунктуальные, скрупулезные, умеют вести дела. У них не бывает «и так сойдет!». Они обязательные, держат слово, хоть про них и говорят, что они, мол, как евреи. Есть даже несколько поговорок: «Когда родился мишарь, еврей заплакал», «Мишәр күтеңне тишәр» и другие. Вот евреи, когда жмут руки, говорят: « Мазаль тов ». Они не заключают юридический договор, слова достаточно. То же и у мишарей.

Мишари скрывают свою национальность, потому что боятся предвзятого отношения. Если говоришь новому соседу или партнеру по бизнесу, что ты мишарь, он относится к тебе настороженно - можешь обмануть. Приходится доказывать поступками, что ты обязательный человек и держишь слово. Мне кажется, стереотипы о мишарях связаны с их сферой деятельности: много людей занято в торговле.

О мишарском диалекте

Альфия Юсупова

доктор филологических наук, профессор, директор Высшей школы татаристики и тюркологии им. Габдуллы Тукая

Мишарский диалект - один из диалектов татарского языка. Помимо него существуют еще средний диалект и диалект сибирских татар. Раньше мишарский диалект назывался западным, потому что относительно Казани мишари в основном живут на западе. Если брать Татарстан, речь идет о Буинском, Дрожжановском, Прикамском районах и Закамье - Чистопольском, Алексеевском, Аксубаевском, Новошешминском районах. Также мишари компактно проживают в Ульяновской, Пензенской, Нижегородской областях и в Мордовии.

Фонетика мишарей близка к фонетике древнетатарского литературного языка. Фонетическая особенность мишарского диалекта - отсутствие глубоких [к] и [г], открытая [а] в отличие от огубленного произношения в татарском языке. Также буква «ч» произносится как в русском языке, а в позиции начала слова в мишарском диалекте наблюдается ёканье. Если говорить о диалекте с точки зрения лексики, то в нем много заимствований из русского языка, адаптированных на татарский. Зато встречаются заимствования из финно-угорских языков - мордовского, марийского, потому что эти народы в основном живут по соседству с мишарями. Как говорят ученые, морфология татарского языка основана на мишарском диалекте, поэтому каких-то особенностей в этом плане у него нет. В отличие от литературного татарского языка, в синтаксисе мишарского диалекта вопросительные частицы «-мы / -ме» можно добавлять к любому слову, на которое падает логическое ударение.

В мишарском диалекте есть цокающие говоры (вместо литературного [ш’] или [щ] употребляется [тс]) и чокающие говоры (вместо шипящего [ш’] употребляется аффриката [ч]). В Татарстане проживают говорящие на цокающих (в Дрожжановском, части Буинского и Аксубаевского районов), чокающих (в Алексеевском и Алькеевском районах) и смешанных говорах (Чистопольский район).

Дальнейшее формирование мишарей как народности (XIV - середина XVI века) происходило на основе «можарского» и «татарского» компонентов в границах Касимовского ханства, столица которого первоначально называлась Городец-Мещерский. О наличии этих двух этносословных страт в Мещерском юрте (Касимовском ханстве) свидетельствуют две сохранившиеся этнонимические системы. Первая - «Мещерские земли», «Мещерские места», «Мещера», «Мещерский юрт», «Мещерские князья». Из этого ряда возникло понятие «мещерские люди», сокращенно - «можеряне», «можары», «мещеряне», обозначавшее буртасов. Вторая связана с феодальным сословием Касимовского ханства: в XV веке оно называлось «татарами», в XVI веке - «городецкими татарами», «мещерскими татарами».

Благодаря крупномасштабным миграционным процессам второй половины XVI - первой половины XVIII века мишари широко расселились на правобережье Волги, в Закамских районах и Приуралье. Активные межэтнические контакты мишарей с казанскими татарами привели к усилению интеграционных процессов между этими группами (XVI−XIX века). Казанские татары сыграли большую роль в этнокультурном развитии мишарей. В свою очередь мишари также оказали сильное влияние на материальную и духовную культуру остальных групп татар, а также башкир, тептярей и некоторых других народов. Мишари, в отличие от казанских татар, до середины 1950-х годов не праздновали Сабантуй и Джиен. В ХХ веке различия мишарей и татар исчезли или оказались нивелированными. В настоящее время этноним «мишари» сохраняется локально как самоназвание второго уровня.

Татарская энциклопедия, том 4, М - П, из статьи «Мишари»

Иллюстрация: Данила Макаров