Универсальный закон единства и взаимодействия противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей Относительность единства и абсолютность борьбы между диалектическими противоположностями

Тождество - совпадением сторон и свойств. Различают абсолютное (абстрактное) и конкретное тождество.

Абсолютное тождество предполагает полное совпадение всех сторон и свойств объектов. В объективной реальности абсолютное тождество не существует, однако существует конкретное тождество, т.е. тождество, включающее в себя моменты различия.

Различие - это такое отношение вещи к себе самой и к другим вещам, которое характеризуется несовпадением сторон и свойств. Различия бывают несущественные и существенные, они могут переходить друг в друга. Из существенных различий вырастают противоположности.

Противоположности ~ это различия, доведенные до крайности. Диалектические противоположности не существуют друг без друга, предполагают друг друга, взаимообусловливают друг друга и в то же время взаимоисключают друг друга, находятся в борьбе. Примеры: положительный и отрицательный элекрические заряды, северный и южный магнитный полюса, притяжение и отталкивание, мужское и женское начало.

Единство и взаимодействие диалектических противоположностей составляет противоречие. Любой объект включает в себя пары таких противоположностей. Существование и развитие объектов обусловлено их неоднородностью, противоречивостью.

Внутренние противоречия выступают в качестве источников, движущих сил саморазвития этих объектов. Противоречия в процессе своего развития проходят определенные стадии от зарождения до разрешения противоречий.


Глава 8. ВСЕОБЩИЕ СВЯЗИ БЫТИЯ

Основные законы диалектики, описывающие процесс развития, имеют всеобщий характер, служат проявлением всеобщих связей бытия. Всеобщие связи бытия также находят свое выражение во взаимосвязях парных диалектических категорий, которые не были упомянуты в основных законах диалектики. Это единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и др. Связи указанных диалектических противоположностей составляют неосновные законы диалектики.

Всеобщность связей, присущих бытию, находит отражение в диалекти­ческом принципе всеобщей связи и взаимной обусловленности всех предметов и явлений.



Универсальные связи бытия

Всеобщие связи бытия являются универсальными связями действительности. К ним прежде всего относится взаимосвязь единичного и общего.

Единичное - это индивидуальные, неповторимые черты и свойства, принадлежащие отдельным предметам и явлениям (существует поговорка: «В одно перо и птица не родится»).

Общее - это сходные, повторяющиеся черты и свойства, присущие всем отдельным предметам и явлениям определенной группы. Общее отражено в любом родовом понятии ("дом", "студент", "атом" и т.д.).

Проблема объективно реального существования единичного и общего и их взаимосвязи особенно остро была поставлена в средневековой схоластической философии. Представители схоластики разделились на номиналистов и реалистов.

Номиналисты считали, что реально в объектном мире существуют только единичные вещи, а общее принадлежит уму человека, существует лишь в понятиях и словах людей. Номиналисты выражали материалистическую тенденцию средневековой философии.

Реалисты средневековья утверждали, что реально объективно в окружа­ющем мире существует общее (общие понятия - "универсалии") и общее реальнее единичных вещей. Средневековые реалисты являлись объективными идеалистами.

И номиналисты, и реалисты отрывали единичное от общего. С точки зрения материалистической диалектики, единичное и общее существует в мире реально объективно как взаимосвязанные противоположные стороны отдельных предметов и явлений. Иначе говоря, каждый отдельный предмет является носителем и единичного, и общего.

Наряду с понятиями единичного и общего широко используются связанные с ними понятия особенного и всеобщего.

Особенное - это общее для отдельной подгруппы из более общей группы предметов и явлений. Всеобщее - это общее, присущее всем предметам и явлениям действительности. Философия изучает всеобщее.



Универсальными связями бытия, взятыми так сказать "по вертикали", служат взаимосвязи явления и сущности.

Явление -- это внешняя, сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов.

Сущность - это внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона вещей и процессов.

Сущность - это подводное течение, а явление - пена на поверхности. Сущность глубже, явление богаче. Диалектика сущности и явления: явление существенно, сущность является.

Между сущностью и явлением нет совпадения, поэтому существую наука, которая за явлениями и через явления отыскивает сущность. Познание идет от явления, данного через органы чувств, к сущности, раскрываемой мышлением.

С сущностью тесно связано понятие закона. Закон - это объективная, существенная, общая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений. Законы бывают частные, общие и всеобщие. Всеобщие законы изучает философия.

Структурные связи бытия

Среди всеобщих связей выделяются структурные связи бытия, которые определяют организацию, строение мира.

Прежде всего структурные связи выражаются во взаимосвязи целого и частей.

Целое - это объединение отдельных предметов, ведущее к образованию в данной совокупности предметов новых свойств и закономерностей.

Часть - это отдельные предметы в совокупности предметов, образующих целое.

Диалектика целого и части: взаимодействие частей ведет к целому, целое - это нечто большее, чем сумма частей. Каждая часть своей связью оказывает влияние на другие части и на все целое.

Различают неорганическое и органическое целое. Неорганическое целое образуют предметы неживой природы (атомы, молекулы, кристаллы), а орга­ническое целое образуют предметы живой природы и общества. Органическое целое имеет способность к прогрессивному саморазвитию.

Диалектическому пониманию взаимосвязи целого и части противостоит:

1) механицизм, который сводит свойства целого к простой сумме свойств
частей;

2) редукционизм, который сводит высшие, сложные формы целостности
к низшим, более простым формам (например, биологические формы - к физи­
ческим формам).

Система - это целостная совокупность взаимосвязанных элементов.

Элемент - это такая часть системы, которая предполагается в данных условиях далее не делимой.

Структура -~ это совокупность устойчивых связей и отношений между элементами системы. Понятие структуры близко к понятиям "строение" и "организация".

Иерархия - это взаимосвязь систем различных уровней. Каждая система состоит из подсистем и сама как подсистема входит в состав большой системы.

Спецификой систем является наличие у них интегративных качеств, которые не свойственны отдельным элементам. Так, человек как система обладает сознанием, которое не свойственно отдельным частям его тела.

Упорядоченность бытия еще со времен Аристотеля связывалась с формой и содержанием. Каждая вещь или явление имеют свое содержание и форму.

Форма - это внутренняя и внешняя структура содержания, это способ существования содержания.

У Аристотеля и Фомы Аквинского вопрос о соотношении формы и материи решался так: форма выступает определяющим и организующим началом мира, отдельных вещей; высшая форма - Бог.

Диалектика формы и содержания, открытая Гегелем, такова: содержание оформлено, а форма содержательна. Ведущей, более активной стороной этого единства является содержание. Форма обладает относительной самостоятельностью, а в ряде случаев активно воздействует на содержание.

Гегель выделял три соотношения между содержанием и формой:

1) форма соответствует содержанию, тогда содержание развивается;

2) форма не соответствует содержанию, тогда содержание чахнет;

3) форма частично соответствует, а частично не соответствует содер­
жанию, тогда оно развивается неравномерно.

В материалистической диалектике: материя - это содержание бытия, а движение, пространство и время - это форма, способ существования материи.

Учет закономерностей взаимосвязи формы и содержания имеет существенное методологическое значение в научно-техническом творчестве, в литературе и искусстве.

Связи детерминации

Связи детерминации имеют всеобщий характер и объединяют взаимодействия причины и следствия, случайности и необходимости, возможности и действительности. Детерминировать - значит определять.

Детерминизм - это философское направление, признающее объективный и всеобщий характер причинности и закономерности явлений. Материалистическое понимание мира и научное познание опирается на принцип детерминизма.

Детерминизму противостоит индетерминизм, который отвергает причинность и закономерность тех или иных явлений.

В смене обусловливающих друг друга явлений обусловливающее явление называется причиной, а обусловленное явление называется следствием.

Структура причинно-следственных связей включает в себя два важных момента:

1) временной - причина предшествует следствию,

2) генетический - причина порождает следствие (ср. пословцу: "Что
посеешь, то пожнешь").

С точки зрения материалистической диалектики, причинно-следственные связи имеют следующие основные черты:

1) объективный характер, т.е. существуют вне и независимо от сознания;

2) всеобщий характер, т.е. любое явление причинно обусловлено
(ср.поговорку: " Нет дыма без огня ");

3) необходимый характер, т.е. определенная причина вызывает соответ­
ствующее следствие (ср. поговорку:" Посеешь ветер - пожнешь бурю");

4) необратимый характер, т.е. изменения не приводят к исходному
состоянию;

5) нелинейный характер, т.е. причинно-следственные связи имеют ха­
рактер взаимодействия: следствие воздействует на свою причину.

При реализации причинно-следственных связей важную роль играют условия. Условия - это совокупность факторов, которые необходимы для появления следствия, но не порождают его (ср. поговорку: "Куй железо, пока горячо").

Причину надо отличать от повода.

Причинность может носить как необходимый, так и случайный характер.

Необходимость -- это связь явлений, обусловленная внутренними причинами, вытекающая из внутренней природы вещей.

Случайность - это связь явлений, обусловленная внешними причинами, факторами. Случайность - это пересечение необходимых связей.

Диалектика необходимости и случайности: случайность есть форма проявления и дополнения необходимости (Ф. Энгельс).

Материалисты признают объективный характер необходимости. Но не все материалисты признавали существование случайности, считали ее непознанной необходимостью (например, Демокрит, Спиноза, Гольбах). Так, механистический (лапласовский) детерминизм исходил из существования

только необходимости.

Применительно к человеку и обществу ставится вопрос о соотношении свободы и необходимости. Для Спинозы и марксистов свобода - это познанная и осознанная необходимость внешних, объективных условий. По Канту, свобода есть добровольное подчинение человека необходимому нравственному закону. В экзистенциализме свобода понимается как внутренняя необходимая забота человеческого существования и ответст­венность выбора (Бердяев, Хайдеггер, Сартр).

Разное понимание соотношения между необходимостью и случайностью привело в философии к возникновению фатализма и волюнтаризма.

Фатализм абсолютизирует необходимость, понимает ее как неизбежность (рок, судьба людей, общества).

Волюнтаризм, наоборот, недооценивает роль необходимости, все явления сводит к случайной роли волевых действий субъектов.

Наука доказывает объективный характер и необходимости, и случай­ности, рассматривает их в качестве основы динамических и статистических закономерностей.

В основе динамических закономерностей лежат однозначные необхо­димые связи. В основе статистических закономерностей лежат неодно­значные случайные связи между явлениями (в совокупностях атомов, молекул, людей).

Случайные события оцениваются с помощью теории вероятности. Вероятность это количественная характеристика меры возможности появления какого-либо случайного события.

Понять процесс появления нового помогают категории "возможность" и "действительность".

Возможность это предпосылки возникновения нового, это

потенциальная действительность.

Действительность это осуществленная возможность. В более широком значении: действительность - все существующее.

Диалектическая взаимосвязь: все, что существует в действительности когда-то было возможностью; сама действительность является возможностью новой действительности.

Различают реальные и формальные (абстрактные) возможности (ср. поговорку: "Синица в руках и журавль в небе"). Реальные возможности вытекают из объективной действительности; для их реализации уже существуют необходимые условия. Для реализации формальных возможностей требуются существенные изменения окружающих условий. Реальные и формальные возможности могут переходить друг в друга (см. кн.: «Материалистическая диалектика как система» /Под ред. А.П.Шептулина. М, 1983).

Таким образом, парные диалектические категории выражают наиболее общие и существенные взаимосвязи бытия и познания. Вместе с основными диалектическими законами неосновные законы диалектики вскрывают объективно существующую универсальную диалектическую связь, которая находит свое отражение в сознании и познании людей.

Закон изменения системных свойств, при изменении количественных характеристик системы (переход количества в качество). Во всех системах изменение количественных характеристик системы приводит к появлению нового качества, новых свойств, в том числе и системных.

Закон иерархичности систем. Всякая образующая система включается в качестве подсистемы в существующую или формирующуюся систему более высокого порядка (надсистему). Возможно деление сложной системы на целостные системы и уровни

Общесистемные законы, правила и свойства для природных, технических, биологических и социально-экономических систем.

Система - множество взаимосвязанных элементов или компонентов, обладающая общими интегрирующими свойствами, отсутствующими у ее составляющих . Системы могут быть природными – солнечная система, атмосфера, моря, реки, молекулы, атомы и другие; биологические – биосфера, биоценоз, человек, животные, растения, бактерии, клетки и другие; социально-экономические системы (СЭС) - страны, корпорации, организации, общества и другие; разнообразные технические и технологические системы, системы управления. Имеются также абстрактные системы в виде информационных, математических моделей и построений, существующих только теоретически или в виде компьютерных программ и виртуальных миров в сознании человека или памяти компьютера.

Ниже представлены формулировки этих законов и наглядные примеры их применения. Первые 8 законов наиболее общие и применимы для всех систем, остальные для самоорганизующихся технических и природных систем и всех биологических и социально-экономических систем. Согласно закону 4 единства противоположностей, могут быть системы, для которых какой либо закон не выполняется, но это редкие исключения. Нумерация законов отражает их общность и важность, по мнению автора, но она не принципиальна для данной работы.

2. Важнейшие, фундаментальные общие системные законы и примеры их применения.

1.Закон целостности и появление системных свойств. Целая система больше чем сумма составляющих ее частей. Система всегда имеет свойства, отсутствующие у ее элементов, частей и подсистем. Не элементы порождают систему, а наоборот, членение системы порождает компоненты и элементы. Полный набор частей автомобиля еще не транспортное средство. Набор всех органов не имеет свойств живого организма. Все сотрудники, помещения и оборудование по отдельности это еще не организация, способная решать определенные задачи. Этот закон позволяет определить, является ли какое либо множество элементов системой, по наличию интегрирующих свойств.

Примером первой части закона может быть рождение человека, который сразу становится членом семьи и гражданином, появление новой организации или новой технологии, которые сразу включаются в соответствующие над структуры. Примером деления может быть раздел корпорации на отдельные предприятия, распад страны на независимые государства.



Это один из важнейших законов материалистической диалектики свойственный не только системам. Так с ростом числа солдат появляются различные по системным свойствам военные формирования – отделение, взвод, рота, полк, дивизия, армия.

Все элементарные частицы являются одновременно корпускулами и волнами. В механике сила действия равна силе противодействия. В сложных, эволюционирующих системах обычно имеется целая цепочка противоположностей, и их взаимодействие является двигателем эволюции. Так в стабильном биоценозе растения поедают травоядные, которых поедают хищники, а останки растений и животных превращаются бактериями в органические вещества потребляемые растениями. Часто недостатки человека являются продолжением достоинств, а любовь сопровождает ненависть.

Иногда этот закон называют принципом дополнительности противоположных свойств в системах. Это также важнейший закон материалистической диалектики, свойственный не только системам. Мы намерено заменили слово «борьба» на «взаимодействие», ибо борьба есть антагонистическое взаимодействие, существующее не во всех системах. Так в системах торговли продавец и покупатель вовсе не борются.

Тождество - это равенство объекта, одинаковость объекта с самим собой или равенство нескольких объектов. Про А и Б говорят, что они являются тождественными, одними и теми же, если и только если все свойства и отношения, которые характеризуют А, характеризуют и Б, и наоборот.

Тождество, как таковое, как некое вообще абстрактное понятие, становится сразу же конкретным в приложении к какому-либо конкретному объекту, поскольку тождество объекта самому себе означает его равенство вот этим своим конкретным существенным свойствам, благодаря которым объект, собственно говоря, и есть именно то, что он есть.

Следовательно, конкретное тождество конкретного объекта самому себе - есть его самотождественность, которая ничем не формируется специально и является просто естественной данностью бытия. Таким образом, тождество объекта с самим собой всегда присуще конкретному объекту и всегда конкретно само.

Но при этом конкретное тождество всегда относительно, поскольку действительность постоянно меняется, и ни один объект не бывает абсолютно тождественным самому себе - ведь ни один объект никогда не бывает абсолютно тем, что он есть, постоянно изменяясь.

Исходя из этого, можно сказать, что тождество может быть абстрактным и абсолютным только относительно чего-то абстрактного или абсолютного, то есть - относительно абстрактных понятий разума и абсолютных выводов мышления. Что же касается конкретной, материальной, предметной действительности, то здесь тождество бывает только конкретным и относительным.

1. Рассмотрим, что означает конкретный характер тождества.

Прежде всего, следует признать, что конкретный характер тождества объекта самому себе, то есть, его самотождественность, отражает устойчивое пребывание данного объекта в бытии тем, что он есть. Таким образом, конкретность тождества объекта самому себе свидетельствует о его устойчивом бытии - это есть основное, что проистекает из конкретного характера тождества как такового.

Кроме того, конкретное тождество объекта самому себе, его самотождественность, одновременно является и его отличием от других объектов. Ведь объекты между собой отличаются именно тем, что у них у каждого своя собственная, непохожая ни на какую другую, самотождественность. И если данный объект конкретно самотождественен только самому себе, то он потому и отличается конкретно от любого другого объекта, что любой другой объект также самотождественен только самому себе.

Следовательно, само понятие тождества неотделимо от понятия различия, поскольку в самом смысле самотождественности объекта заключен главный фактор его различия с другим объектом.

Таким образом:

любое тождество всегда содержит в себе различие.

С другой стороны, различие объекта с другими объектами всегда содержит в себе тождество, поскольку различение объектов есть не что иное, как различение их самотождественностей . Следовательно, различие - это несходство самотождественности двух или более объектов, проявляющееся внешне в наличии у них тех или иных признаков, отсутствующих у одного, и присутствующих у другого.

Таким образом:

как каждое тождество всегда содержит в себе различие, так и всякое различие содержит в себе всегда тождество.

Исходя из этого, можно сказать, что

тождество и различие, как характеристики бытия вещей, существуют в единстве.

Итак, конкретный характер тождества объекта самому себе предопределяет то, что :

- любой самостоятельный объект представляет собой единство тождества с самим собой и различия с другими;

- любой самостоятельный объект устойчиво существует в бытии.

2. Теперь рассмотрим, что проистекает из относительного характера тождества объекта самому себе.

Следует сразу сказать, что эта относительность тождества объекта самому себе отражает наоборот, изменчивость существования объекта в бытии. Ведь, если конкретность тождества указывает на то, что объект в данный момент устойчиво есть то, что он есть, то относительность тождества указывает на то, что объект изменчив, и может, благодаря этому, стать не тем, что он есть .

Следовательно, поскольку любой объект самотождественен и конкретно и относительно одновременно, то самотождественность любого объекта содержит в себе не только признаки различия с иным себе, но и признаки различия с самим собой.

Таким образом:

любой объект является неким единством своей устойчивости и своей изменчивости.

Исходя из этого , можно определить, что в любом объекте сокрыты встречно противонаправленные тенденции , которые противостоят друг другу, но находятся в нераздельном единстве. Такие тенденции, черты, признаки объекта, которые коренным образом противостоят друг другу, но не могут существовать друг без друга, называются противоположностями.

Противоположности отличаются от различий тем, что противоположности не только обладают разными признаками, но и взаимоисключают, отрицают друг друга. Если различия фиксируют некое сложившееся состояние неких внешних признаков предмета или явления, то противоположности отражают некий внутренний, никогда не завершающийся процесс борьбы противостоящих тенденций, свойств или признаков.

Противоположности не могут, как различия, сосуществовать друг с другом вне конфронтационного взаимодействия, они всё время сталкиваются, борются, выдавливают друг друга. Это взаимодействие противоположностей называется противоречием.

Таким образом, противоречие - это процесс постоянного противоборствующего взаимодействия противоположностей.

Основная особенность противоречий состоит в том, что они постоянно и неудержимо стремятся к своему разрешению , втягивая в это стремление всё, в чём они проявляются.

Таким образом, противоречия - это внутренний источник движения, изменения, развития объекта, поскольку

возникающие противоречия для своего разрешения порождают необходимые внутренние предпосылки объекта к соответствующему необходимому изменению .

Когда объект меняется, он превращается в нечто иное себе, снимая обострившиеся противоречия, и, таким образом, совершает некое необходимое развитие.

Однако после момента снятия противоречий, после их разрешения, сразу же возникают новые противоречия, поскольку у изменившегося объекта сразу же возникает новая самотождественность, в которой уже заложено различие себе, и, следовательно, остается постоянной и неизменной ситуация взаимодействия внутренних противоположностей, которые порождают новые противоречия, которые требуют нового разрешения, и развитие объекта под действием этого стимула продолжается.

Таким образом, развитие объекта - это есть не что иное, как единство и борьба противоположностей в форме разрешения тех или иных постоянно складывающихся противоречий.

Различают следующие виды противоречий :

1. Антагонистические и не антагонистические противоречия, характерные только для общества.

Антагонистические - это противоречия, которые существуют между классами, группами и слоями общества, интересы которых взаимоисключающие, непримиримые. Антагонистические противоречия могут разрешаться только в форме силового столкновения участников взаимодействия.

Не антагонистические противоречия - это противоречия, в которых основные интересы участников взаимодействия совпадают. В результате этого неантагонистические противоречия приводят к сотрудничающему взаимодействию.

2. Внутренние и внешние .

Внутренние противоречия - это противоречия внутри одного и того же объекта.

Внешние противоречия - это противоречия между разными объектами.

3. Основные и не основные .

Основные противоречия - это решающие противоречия между ведущими, с точки зрения развития, сторонами объекта.

Не основные противоречия - это противоречия между сторонами объекта, которые играют в развитии не главную, а вспомогательную роль.

Основные противоречия определяют непосредственно характер и содержание развития, а не основные противоречия оказывают в основном влияние на темпы развития (ускоряют или замедляют его).

Таким образом, сущность закона единства и борьбы противоположностей состоит в том, что:

Любой объект обладает внутри себя противоположностями, которые находятся в постоянном внутреннем процессе противоборствующего взаимодействия, порождающего противоречия, а противоречия способами своего разрешения определяют закономерный и необходимый путь развития объекта .

Основные термины

АБСОЛЮТНОЕ - то, что способно быть самим собой вне зависимости от любых своих отношений с чем-либо другим.

АБСТРАКТНОЕ - идеальная модель явления или группы явлений, не связанная индивидуально ни с одним из фактов предметного мира.

ИЗМЕНЕНИЕ - превращение объекта, системы или явления в нечто другое.

КОНКРЕТНОЕ - нечто действительное в определенное время и в определенном месте.

ОБЪЕКТ - то, что познается.

ОТНОСИТЕЛЬНОЕ - то, чьё существование в том или ином качестве зависит от тех или иных своих отношений с чем-либо другим.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ - тенденции, черты, признаки предмета, явления, которые коренным образом взаимно противостоят друг другу, но не могут друг без друга существовать.

ПРОТИВОРЕЧИЕ - момент постоянного противоборствующего взаимодействия противоположностей.

ПРОТИВОРЕЧИЯ АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ - противоречия, которые существуют между классами, группами, слоями общества, интересы которых взаимоисключающие, непримиримые.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ВНЕШНИЕ - противоречия между разными предметами, явлениями.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ВНУТРЕННИЕ - противоречия между противоположными сторонами одного и того же предмета, явления.

ПРОТИВОРЕЧИЯ НЕ ОСНОВНЫЕ - противоречия между сторонами предмета, явления, которые играют в развитии не главную, а вспомогательную роль.

ПРОТИВОРЕЧИЯ НЕ АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ - противоречия, в которых основные интересы участников взаимодействия совпадают.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ОСНОВНЫЕ - противоречия внутри предмета, явления, решающие для развития.

РАЗВИТИЕ - целенаправленный, закономерный, поступательный и необратимый переход чего-либо в новое качество.

РАЗЛИЧИЕ - несходство самотождественности двух или более предметов, явлений, понятий.

РАЗРЕШЕНИЕ - момент снятия противоречий или устранения их противоборства.

САМОТОЖДЕСТВЕННОСТЬ - идентичность объекта самому себе.

СВОЙСТВО - внешнее проявление того или иного качества объекта, отличающее его от других объектов, или, наоборот, роднящее с ними.

ТЕНДЕНЦИЯ - направленность в развитии.

Из книги Логика: конспект лекций автора Шадрин Д А

2. Закон тождества. Закон непротиворечия Закон тождества (a = a). Чтобы дать его характеристику, прежде необходимо понять, что же такое тождество вообще. В наиболее общем смысле под тождеством понимают равнозначность, одинаковость. При этом редко можно говорить об

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

34. Категории и сущность закона единства и борьбы противоположностей Каждая вещь, каждое явление представляет собой внутренне противоречивое образование - единство взаимно предполагающих и взаимно отрицающих сторон. Качество и количество, причина и следствие,

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Из книги Логика автора Шадрин Д А

34. Закон тождества. Закон непротиворечия Закон тождества (a є a). Чтобы дать его характеристику, прежде необходимо понять, что же такое тождество вообще. В наиболее общем смысле под тождеством понимают равнозначность, одинаковость.Закон тождества означает, что в процессе

Из книги Сaмое самo автора Лосев Алексей Федорович

4. Диалектика тождества и различия в сфере смысла 1. Именно, хотя предыдущее изложение достаточно освещает вопрос о природе смысла, но оно не может не оставлять некоторого беспокойства по следующему обстоятельству.Смысл вещи есть нечто в ней простейшее и неделимое. Смысл

Из книги Том 26, ч.3 автора Энгельс Фридрих

[а) Смешение прибавочной стоимости и прибыли. Схоластика по вопросу о выравнивании нормы прибыли. Сведение единства противоположностей к их непосредственному тождеству] Различие между прибавочной стоимостью и прибылью у учеников Рикардо также не отмечается, как и у

Из книги Учебник логики автора Челпанов Георгий Иванович

Закон тождества Закон звучит так: «В процессе суждения следует рассуждать об одном и том же предмете». Или, проще говоря, «Понятия на переправе не меняют».Как можно нарушить этот закон? Например, вот так. Во времена СССР не было очередей: у меня во дворе был гастроном, и я

Из книги Логика: Учебное пособие для юридических вузов автора Демидов И. В.

§ 2. Закон тождества Сущность закона: каждая объективно истинная и логически правильная мысль или понятие о предмете должны быть определенными и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода.Записывается закон так:а есть а или а = а (для суждений)А

Из книги Философия как духовное делание (сборник) автора Ильин Иван Александрович

[Лекция 5], часы 9, 10 Понятие. Закон тождества Понятие и суждение1) Я пытался [прошлый раз] вскрыть систематически основные свойства всякого смысла как такового.Смысл всякий и всегда: сверхвременен; сверхпространственен; сверхпсихичен; идеален; объективен; тождественен;

Из книги Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов. автора Рузавин Георгий Иванович

6.1. Закон тождества Нормативное требование этого закона обеспечивает определенность мышления. Закон гласит: Во всяком рассуждении необходимо, чтобы любое понятие и суждение оставались теми же самыми по своему содержанию или смыслу, т.е. тождественными самим себе. Хотя в

Из книги История марксистской диалектики (Ленинский этап) автора

3. Анализ законов материалистической диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей С первых лет после победы Октябрьской революции резко обнаружилась принципиальная противоположность ленинского понимания диалектики строительства социализма и коммунизма

Из книги Диалектический материализм автора Александров Георгий Фёдорович

2. ВСЕОБЩИЙ ХАРАКТЕР ЗАКОНА РАЗВИТИЯ КАК БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ Одним из излюбленных приёмов современных метафизиков в борьбе против диалектического метода Маркса является утверждение о том, что раскрываемые наукой внутренние противоречия в предметах и явлениях

Из книги Логика в вопросах и ответах автора Лучков Николай Андреевич

7. ЗНАЧЕНИЕ МАРКСИСТСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ О РАЗВИТИИ ПУТЁМ БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ Распространение положений диалектического метода на изучение общественной жизни, применение этих положений к практической

Из книги Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов автора Иванов Евгений Акимович

Закон тождества Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание. Это коренное свойство мышления – его определенность – выражает закон тождества:Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (а есть а, или а

Из книги Логика. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

1. Закон тождества Объективный характер и сущность закона тождества. С действием этого закона связано такое коренное свойство правильного мышления, как его определенность.Что же послужило объективным основанием для возникновения и действия этого закона в мышлении? Как

Из книги автора

4.1. Что такое закон тождества? Как мы помним, логика – это наука о формах и законах правильного мышления. В предыдущих главах книги говорилось о формах мышления: понятии, суждении и умозаключении. После знакомства с ними перейдем к рассмотрению законов логики и их

Основные законы диалектики.

1)Закон единства и борьбы противоположностей.

Этот закон является «ядром» диалектики, т.к. определяет источник развития , отвечает на вопрос, почему оно происходит.

Противоречие – это взаимодействие противоположных сторон, свойств и тенденций в составе той или иной системы или между системами. Диалектическое противоречие есть только там, где есть единство и развитие (*левая и правая стороны дома, черное и белое – это противоположности, которые не демонстрируют действие этого закона).

В развитии противоречий можно выделить несколько этапов: тождество – различие – противоположность – противоречие – разрешение противоречия – новое тождество - ...

Понятие «тождество » обозначает одинаковость предмета или явления по отношению к самому себе или к другому предмету или явлению. Действительность постоянно изменяется, поэтому тождество всегда относительно, оно порождает различия.

Различие – это первый этап развития противоречия, это отношение нетождественности объекта самому себе или другому объекту. Различия бывают внешними (между отдельными предметами или явлениями) и внутренними (данная вещь превращается во что-то иное, оставаясь на данном этапе самой собой), несущественными (не затрагивающими глубинные, определяющие связи) и существенными .

Следующая ступень развития противоречия – противоположность – это предельный случай существенных различий. Противоположность предполагает наличие двух взаимообусловленных сторон, которые по отношению друг к другу выступают как «свое иное» (Гегель). Противоположности образуют единое целое, понятие «единство противоположностей» обозначает устойчивость объекта. И в то же время они взаимоисключают друг друга (в этом их «борьба»). Поэтому наличие противоположностей делает неизбежным их столкновение, т.е. переход к следующему этапу – противоречию .

Чтобы стать источником развития, противоречие должно разрешиться .

Основные формы разрешения противоречий:

Компромисс борющихся сторон, их адаптация или взаимопереход друг в друга на более высоком уровне,

Победа одного и уничтожение другого,

Гибель обеих противоположностей и коренное преобразование системы.

[* Пример 1: появление нового вида в органической природе. Исходный вид приспособлен к среде. Существует гармония (тождество) между видом и средой, а также тождество данного вида самому себе, т.е. его устойчивость. Изменение среды ведет к появлению несоответствия между видом и средой (внешние различия), это вынуждает живую систему (вид) изменять свое качество (несоответствие своего нового состояния старому, т.е. внутреннее различие). При нарастании новых качеств они вступают в противоречие с исходными. С другой стороны, старые качества, оказавшись неприспособленными к измененной окружающей среде, вступают в противоречие с этой средой. Действие естественного отбора ликвидирует нежизнеспособную форму, продолжает существование новый вид, сложившийся в результате нарастания внутренних изменений. Этот же пример демонстрирует противоречие изменчивости и наследственности в живой природе: живой организм невозможен без единства этих противоположных тенденций, и в ходе эволюции разрешение данного противоречия согласуется с потребностями развития всей системы в целом.

Пример 2: социальные конфликты, их возникновение, развитие и разрешение].

2)Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Этот закон определяет механизм развития , отвечает на вопрос, каким образом оно происходит.

Качество – это совокупность всех свойств объекта в их целостности, определяющая его функциональное назначение. Свойство – это способ проявления определенной стороны объекта по отношению к другим объектам, с которыми он взаимодействует. Качество указывает на единство свойств объекта, характеризует его относительную устойчивость. Качество дает возможность отличать один предмет от другого.

Количество – это совокупность однородных элементов, составляющих в своей целостности определенное качество. Количество выражает внешние взаимоотношения предметов, их частей, свойств или связей и проявляется как число (если их можно сосчитать), величина (если их можно измерить), объем, степень проявления свойств.

Качество и количество образуют неразделимое единство. Это единство выражается в понятии «мера». Мера – это границы, в пределах которых при количественных изменениях предмет или явление сохраняет свое качество.

[Идея меры интересовала философов с древности (Фалес: «Мера – наилучшее»; Демокрит: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным», Платон: «Мера – середина между избытком и недостатком»; Августин: «Мера – это количественная граница данного качества, это то, больше чего или меньше чего оно не может быть»).]

Процесс развития представляет собой процесс взаимного перехода количественных и качественных изменений.

В системе происходит постепенное накопление количественных изменений (это может быть: -изменение числа элементов в системе,

Изменение скорости движения,

Изменение объема информации,

Изменение степени проявления какого-л. качества и т.д.)

В границах определенной меры качественная характеристика объекта сохраняется. Однако на определенном уровне изменений количественные изменения переходят границу меры – это приводит к возникновению нового качества. Процесс перехода от одной меры к другой, превращения старого качества в новое называется «скачок ».

(Пример: в границах 0 - 100 0 вода сохраняет свою качественную определенность; при нагревании изменяются некоторые свойства - температура и скорость движения молекул, но вода остается водой; при 100 0 количественные показатели этих свойств переходят границу меры и происходит скачок – вода переходит из жидкого в парообразное состояние.)

Существуют различные виды скачков:

-постепенный - длительный во времени, его границы не имеют четкого выражения (*возникновение жизни на земле, *происхождение человека, образование новых видов растений и животных и т.д.);

-мгновенный - характеризуется быстрыми темпами, высокой интенсивностью и четко выраженными границами.

Процесс развития представляет собой единство прерывного и непрерывного. Непрерывные изменения – это постепенные количественные изменения и связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость мира. Прерывность означает переход в новое качество и выражает изменчивость мира.

3)Закон отрицания отрицания.

Этот закон определяет направленность развития , выражает преемственность в развитии, определяет связь нового и старого.

При метафизическом подходе отрицание понимается как простое уничтожение старого новым. В диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения объекта.

Отрицание отрицания , или двойное отрицание представляет собой снятие – т.е. сохранение некоторых элементов или свойств старого объекта в составе нового.

Впервые закон отрицания отрицания был сформулирован Гегелем, который представил его в виде триады: тезис – антитезис – синтез . Антитезис отрицает тезис, а синтез объединяет тезис и антитезис на более высоком уровне. Синтез является началом новой триады, т.е. становится новым тезисом.

(Пример Гегеля: почка исчезает, когда распускается цветок, т.е. цветок отрицает почку, в момент появления плода отрицается цветок. Эти формы развития вытесняют друг друга как несовместимые. В то же время они необходимы для существования друг друга, представляют собой элементы органического единства, их равная необходимость и составляет жизнь целого.)

Появление нового одновременно и отрицает старое, и утверждает его через снятие, т.е. сохранение положительного, необходимого для существования нового. В этом состоит преемственность в развитии. Мир в настоящем есть результат прошлого и основа для будущего. Социальная форма преемственности, форма передачи человеческого опыта называется традицией .

. Методологическое значение законов и категорий диалектики для медицинского познания .

Основные законы и категории диалектики имеют важное методологическое значение как для построения системы теоретической медицины, так и для практической деятельности врача. Они являются теоретической основой для определения сущности здоровья и болезни, нормы и патологии, для формирования клинического мышления врача.

Закон единства и борьбы противоположностей в медицинском познании проявляется в следующем:

На уровне взаимодействия организма и среды это состояние относительного равновесия организма с окружающей средой, устойчивость состояния организма в постоянно изменяющейся внешней среде, которое выражается в одном из важнейших понятий теоретической медицины – «гомеостаз » (состояние равновесия организма, которое служит условием нормального режима жизнедеятельности, что клинически соответствует состоянию здоровья);

На уровне организма проявляется в таких явлениях, как ассимиляция (усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ) и диссимиляция (распад веществ в организме), которые в единстве составляют обмен веществ, являющийся основным свойством жизнедеятельности организма; норма и аномалия, целостность и дискретность и др.;

На уровне психофизиологии это все явления, связанные с социально-биологической дисгармонией.

Закон перехода количественных изменений в качественные проявляется при изучении соотношения здоровья и болезни. Философское понятие «мера» соответствует медицинскому «норма» (в состоянии здоровья, в подборе лекарственных средств и др.).

Закон отрицания отрицания в медицинском познании проявляется в нескольких аспектах:

Позволяет раскрыть тенденции развития болезни и выздоровления, последить взаимосвязь и преемственность различных этапов этих процессов. В этом аспекте философской триаде «тезис – антитезис – синтез» соответствуют понятия «здоровье – болезнь – выздоровление» или «естественная микрофлора человека – воздействие антибиотика – измененная микрофлора»;

Связан с наследованной обусловленностью патологических процессов и заболеваний;

Связан с процессом смены научных теорий.

Закон

Первый закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью». Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.

Единство и борьбу противоположностей в физических процессах можно проиллюстрировать на примере принципа корпускулярно-волнового дуализма, согласно которому любой объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства. В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни.

Закон взаимодействия противоположностей вскрывает источник всякого движения. Ключевыми понятиями для понимания закона являются противоположности и противоречие. Противоположности суть такие свойства (стороны) любого предмета или процесса, которые в одно и то же время и в одном и том же отношении полагают и исключают друг друга. Взаимодействие противоположностей образует противоречие.

22. Противоположности и противоречия.

Противоположности суть такие свойства (стороны) любого предмета или процесса, которые в одно и то же время и в одном и том же отношении полагают и исключают друг друга. Взаимодействие противоположностей образует противоречие .

Основные типы противоречий: внешние и внутренние, существенные и несущественные, всеобщие и частные, неантагонистические и антагонистические.

Взаимодействие противоположностей приводит к их изменению. Изменение противоположностей приводит к разрешению противоречий. Формы разрешения противоречий:

Переход противоположностей друг в друга;

Преодоление одной противоположностью другой;

Исчезновение обеих противоположностей.

23. Закон соотношения между количеством и качеством.

Закон - это повторяющаяся, длительная, устойчивая, прочная, необходимая, существенная связь (отношение) между чем-либо и другим. Различают всеобщие законы имеют универсальный характер, а частные законы присущи отдельным областям и структурным уровням материального мира.

Выделяют три всеобщих закона: взаимодействия противоположностей, соотношения между количеством и качеством, двукратного диалектического отрицания.

Закон соотношения между количеством и качеством обуславливает способ перехода одного качества предмета или процесса - в другое качество. Ключевыми понятиями для понимания данного закона являются: качество, количество, мера и скачок.