Управляемый депозит налоговый агент. Налогообложение ндфл по доверительному управлению ценными бумагами

Налогообложение НДФЛ по доверительному управлению ценными бумагами

В настоящее время одним из способов управления ценными бумагами является их передача в доверительное управление. Отметим, что такой вид отношений весьма удобен, в том случае если сам собственник не обладает достаточной квалификацией и компетенцией для того, чтобы эффективно распоряжаться принадлежащими ему ценными бумагами. В этом случае он прибегает к помощи специалиста – доверяет управление ценными бумагами.

В данной статье поговорим об особенностях налогообложения НДФЛ операций по доверительному управлению ценными бумагами.

Правовое регулирование доверительного управления имуществом.

Законодательные основы доверительного управления имуществом определены в главе 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Учредителем управления является сторона, в собственности которой находится имущество (или обладающая имущественными правами) и которая передает их (имущество и права) в доверительное управление.

Доверительный управляющий – сторона, которой передается имущество и которая им управляет в интересах учредителя управления или выгодоприобретателя. Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

Законом предусмотрена еще одна сторона отношений в рамках доверительного управления – это выгодоприобретатель, в чьих интересах осуществляется доверительное управления. В подавляющем большинстве случаев учредитель управления выступает в качестве выгодоприобретателя.

Объектами доверительного управления могут быть различные виды имущества и имущественных прав.

Причем, в соответствии с пунктом 2 статьи 1013 ГК РФ деньги не могут быть самостоятельными объектами доверительного управления, за исключением случаев, установленных законом. Например, возможность передачи денежных средств в доверительное управление для инвестирования в ценные бумаги предоставлена статьей 5 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее – Закон № 39-ФЗ) и статьей 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Ценные бумаги относятся к особому виду имущества. Согласно статье 1025 ГК РФ особенности доверительного управления ценными бумагами определяются законом.

В соответствии со статьей 5 Закона № 39-ФЗ деятельностью по управлению ценными бумагами признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами определен Приказом ФСФР России от 3 апреля 2007 года № 07-37/пз-н (далее – Порядок № 07-37/пз-н).

Отметим, что требования указанного Порядка не распространяются на деятельность управляющих компаний по доверительному управлению (пункт 1.3 Порядка № 07-37/пз-н):

– инвестиционными резервами акционерных инвестиционных фондов;

– паевыми инвестиционными фондами;

– средствами пенсионных накоплений;

– средствами пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов;

– накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих;

– ипотечным покрытием.

Кроме того, указанный Порядок не применяется в отношении деятельности по управлению ценными бумагами, если она связана исключительно с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам.

Согласно пункту 2.1 Порядка № 07-37/пз-н управляющий вправе принимать в доверительное управление и осуществлять доверительное управление следующими объектами доверительного управления:

– ценными бумагами, в том числе полученными управляющим в процессе деятельности по управлению ценными бумагами;

– денежными средствами, включая иностранную валюту, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, в том числе полученными управляющим в процессе деятельности по управлению ценными бумагами.

Управляющий вправе с соблюдением требования валютного законодательства принимать в доверительное управление и осуществлять доверительное управление иностранной валютой в случае, если соответствующая иностранная валюта является предметом сделок купли/продажи на торгах, организуемых валютной биржей.

Управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при управлении ценными бумагами, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2.8 Порядка № 07-37/пз-н).

Пунктом 2.9 Порядка № 07-37/пз-н определено, что управляющий обязан обособить ценные бумаги и денежные средства учредителя управления, находящиеся в доверительном управлении, а также полученные управляющим в процессе управления ценными бумагами, от имущества управляющего и имущества учредителя управления, переданного управляющему в связи с осуществлением им иных видов деятельности.

Для хранения денежных средств, находящихся в доверительном управлении, а также полученных управляющим в процессе управления ценными бумагами, управляющий обязан использовать отдельный банковский счет.

Для учета прав на ценные бумаги, находящиеся в доверительном управлении, в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг управляющий открывает отдельный лицевой счет (счета) управляющего, а если учет прав на ценные бумаги осуществляется в депозитарии – открывает отдельный счет (счета) депо управляющего.

В соответствии с пунктом 2.10 Порядка № 07-37/пз-н на одном банковском счете управляющего могут учитываться денежные средства, передаваемые в доверительное управление разными учредителями управления, а также полученные в процессе управления ценными бумагами, при условии, что такое объединение денежных средств предусмотрено договорами доверительного управления, заключенными управляющим с такими учредителями управления.

При этом управляющий обязан обеспечить ведение обособленного внутреннего учета денежных средств по каждому договору доверительного управления.

Согласно пункту 2.11 Порядка № 07-37/пз-н на одном лицевом счете управляющего (счете депо управляющего) могут учитываться ценные бумаги, передаваемые в доверительное управление разными учредителями управления, а также полученные в процессе управления ценными бумагами при условии, что такое объединение ценных бумаг предусмотрено договорами доверительного управления, заключенными управляющим с такими учредителями управления.

При этом управляющий обязан обеспечить ведение обособленного внутреннего учета ценных бумаг по каждому договору доверительного управления.

Кроме того, управляющий обязан предоставлять учредителю управления отчет о деятельности управляющего по управлению ценными бумагами, содержащий информацию, предусмотренную Порядком № 07-37/пз-н, в сроки, предусмотренные договором доверительного управления, но не реже одного раза в квартал (пункт 4.1 Порядка № 07-37/пз-н).

В случае письменного запроса учредителя управления управляющий обязан в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты получения запроса, предоставить учредителю управления Отчет на дату, указанную в запросе, а если такая дата не указана – на дату получения запроса управляющим (пункт 4.2 Порядка № 07-37/пз-н).

В Отчете должна содержаться информация обо всех сделках, совершенных управляющим с принадлежащими учредителю управления объектами доверительного управления, а также операциях по передаче в доверительное управление учредителем управления и возврату ему объектов доверительного управления, за период времени, исчисляемый с даты, на которую был сформирован предыдущий отчет (даты заключения договора доверительного управления, если Отчет не выдавался), до даты формирования предоставляемого отчета (даты, указанной в письменном запросе учредителя управления), а также информация об объектах доверительного управления, принадлежащих учредителю управления на последний день отчетного периода, и их оценочная стоимость (пункт 4.3 Порядка № 07-37/пз-н).

Налог на доходы физических лиц по доверительному

управлению ценными бумагами

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами предусмотрены статьей 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Абзацем 4 пункта 7 статьи 214.1 НК РФ определены особенности признания дохода по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительными управляющими.

Доходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, осуществляемым доверительным управляющим (за исключением управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд) в пользу выгодоприобретателя – физического лица, включаются в доходы выгодоприобретателя по операциям, перечисленным в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 214.1 НК РФ соответственно.

В соответствии с пунктом 10 статьи 214.1 НК РФ расходами по операциям с ценными бумагами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг.

Налоговая база по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим, определяется в порядке, установленном пунктами 6 – 15 статьи 214.1 НК РФ, с учетом требований пункта 17 статьи 214.1 НК РФ.

Согласно пункту 17 статьи 214.1 НК РФ суммы, уплаченные по договору доверительного управления доверительному управляющему в виде вознаграждения и компенсации произведенных им расходов по осуществленным операциям с ценными бумагами, учитываются как расходы, уменьшающие доходы от соответствующих операций (письмо Минфина России от 16 февраля 2015 года № 03-04-06/6856). При этом, если учредитель доверительного управления не является выгодоприобретателем по договору доверительного управления, то такие расходы принимаются при исчислении финансового результата только у выгодоприобретателя.

Если договор доверительного управления предусматривает несколько выгодоприобретателей, то распределение между ними доходов по операциям с ценными бумагами, осуществляемых доверительным управляющим в пользу выгодоприобретателя, осуществляется исходя из условий договора доверительного управления.

В случае, если при осуществлении доверительного управления совершаются операции с ценными бумагами, обращающимися и (или) не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, а также, если в процессе доверительного управления возникают иные виды доходов (в том числе доходы в виде дивидендов, процентов), налоговая база определяется отдельно по операциям с ценными бумагами, обращающимися или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и по каждому виду дохода с учетом положений статьи 214.1 НК РФ. При этом расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на уменьшение дохода по операциям с ценными бумагами, обращающимися или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, или на уменьшение соответствующего вида дохода, распределяются пропорционально доле каждого вида дохода.

Отрицательный финансовый результат по отдельным операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим в налоговом периоде, уменьшает финансовый результат по совокупности соответствующих операций. При этом финансовый результат определяется раздельно по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Налоговая база по операциям с ценными бумагами в силу пункта 20 статьи 214.1 НК РФ определяется налоговым агентом по окончании налогового периода, если иное не установлено названной статьей или статьей 226.1 НК РФ, в которой приведен перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами по доверительному управлению ценными бумагами.

Вопрос о выполнении доверительным управляющим функций налогового агента по НДФЛ при выплате доходов по ценным бумагам рассмотрен в письме Минфина России от 13 марта 2015 года № 03-04-06/69529. В письме отмечено, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 226.1 НК РФ налоговым агентом признается доверительный управляющий в отношении дохода, выплачиваемого налогоплательщику по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по ценным бумагам, на лицевом счете или счете депо этого доверительного управляющего в случае, если этот доверительный управляющий на дату приобретения ценных бумаг, указанных в данном подпункте, является профессиональным участником рынка ценных бумаг.

В силу пункта 7 статьи 226.1 НК РФ исчисление и уплата суммы налога производятся налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок в порядке, установленном главой 23 НК РФ, в следующие сроки:

– по окончании налогового периода;

– до истечения налогового периода;

– до истечения срока действия договора в пользу физического лица.

В соответствии с абзацем 5 пункта 7 статьи 226.1 НК РФ исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица в порядке, установленном данной главой НК РФ.

Исходя из вышеприведенных положений статьи 226.1 НК РФ, при выплате дохода по ценным бумагам сумма подлежащего уплате налога исчисляется и удерживается налоговым агентом на дату выплаты такого дохода.

Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 226.1 НК РФ под выплатой денежных средств в целях данной статьи понимается выплата налоговым агентом наличных денежных средств налогоплательщику или третьему лицу по требованию налогоплательщика, а также перечисление денежных средств на банковский счет налогоплательщика или на счет третьего лица по требованию налогоплательщика.

Информируем, что с 1 января 2015 года к доходам налоговых резидентов Российской Федерации (юридических и физических лиц) в виде дивидендов будет применяться налоговая ставка 13% (п.1 ст.224 НК РФ и пп.2 п.3 ст.284 НК РФ) вместо 9%. При этом расчет суммы налога производится по установленной ст. 275 НК РФ формуле.

Изменения внесены Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Информируем Вас, что лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях НК РФ и применения международных договоров РФ по вопросам налогообложения признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, либо контроля над организацией, либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом. При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые лицами, а также принимаемые ими риски.

При применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

Помимо этого налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации вправе запросить у иностранной организации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Налоговый агент, выплачивающий доход в виде дивидендов, для применения положений международных договоров РФ и (или) ставок налога, установленных НК РФ, в дополнение к вышеуказанным документам, вправе запросить у иностранной организации, получившей доход в виде дивидендов, и лица, имеющего фактическое право на дивиденды, следующую информацию (документы):

1) подтверждение, что эта иностранная организация признает отсутствие фактического права на получение указанных доходов (не претендует на применение положений международных договоров РФ);
2) информацию о лице, которое иностранная организация признает фактическим получателем дохода (с указанием доли и документальным подтверждением порядка прямого участия в этой иностранной организации и косвенного участия в российской организации, распределившей дивиденды, а также государства (территории) налогового резидентства лица).

В случае, если лицом, имеющим фактическое право на получение доходов в виде дивидендов и косвенно участвующим в организации, выплатившей доход в виде дивидендов, является налоговый резидент РФ, к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, могут быть применены налоговые ставки, установленные подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 284 НК РФ, с предоставлением налоговому агенту, выплачивающему такой доход, информации (документов), указанной в статье 312 НК РФ.

Данные изменения внесены Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций).

По доходам, полученным физическим лицом по договору доверительного управления по депозитному договору, налоговым агентом признается доверительный управляющий. Налогообложение доходов НДФЛ производится без учета особенностей определения налоговой базы, установленных ст. 214.2 Налогового кодекса РФ, и норм об освобождении от налогообложения процентов по вкладам в банках, предусмотренных п. 27 ст. 217 НК РФ.Обоснование: Особенности определения налоговой базы по НДФЛ при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, установлены ст. 214.2 НК РФ. Пунктом 27 ст. 217 НК РФ предусмотрены основания для освобождения от налогообложения доходов в виде процентов, получаемых налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории РФ. В соответствии с пп. "б" п. 4.13 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" в банке должен иметься договор, на основании которого осуществляется доверительное управление. Согласно ст. 1012 Гражданского кодекса РФ передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. При этом сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая, что он действует в качестве такого управляющего. Из изложенного следует, что договор вклада (депозита) заключает не физическое лицо — учредитель доверительного управления, а доверительный управляющий от своего имени, хотя и за счет денежных средств доверителя. Поскольку физическое лицо не заключает с банком договор вклада, в рассматриваемой ситуации физическое лицо получает не процентный доход по вкладам в банке, а доход от доверительного управления от доверительного управляющего. Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ налоговым агентом признается, в частности, российская организация, от которой или в результате отношений с которой налогоплательщик получил доходы. Таким образом, при выплате физическим лицам доходов от доверительного управления налоговым агентом признается доверительный управляющий. Аналогичная позиция отражена в Письмах Минфина России от 25.06.2015 N 03-04-06/36705, от 09.10.2015 N 03-04-06/57967. Учитывая изложенное, получателем дохода в виде процентов по депозитному договору, заключенному доверительным управляющим, признается физическое лицо — учредитель управления, при этом полученный доход рассматривается как доход от доверительного управления. Вместе с тем НДФЛ с такого дохода удерживается при его выплате доверительным управляющим физическому лицу (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ).

Признается ли доверительный управляющий налоговым агентом по НДФЛ в отношении процентов, получаемых клиентом — физическим лицом по депозитному договору, если депозитный договор заключен организацией — доверительным управляющим с банком в рамках доверительного управления? В каком порядке производится налогообложение НДФЛ в данном случае?

Налоговые агенты, так же как и налогоплательщики, представляют в ИФНС по месту своего нахождения отчетность по налогу на прибыль не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего квартала (п.4 ст.289 НК РФ).

Налоговыми агентами по налогу на прибыль являются те организации, которые выплачивают доходы, подлежащие налогообложению у источника выплаты, иностранным компаниям.

Положениями ст.24 части 1 Налогового кодекса определен порядок признания налогоплательщика налоговым агентом, а так же его права и обязанности.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по:

  • исчислению,
  • удержанию у налогоплательщика,
  • перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
При этом налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено положениями Налогового кодекса.

Налоговые агенты обязаны:

1. Своевременно, правильно и в полном объеме:

  • исчислять,
  • удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам,
  • перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства.
2. Сообщать в ИФНС по месту своего учета в письменном виде:
  • о невозможности удержать налог,
  • о сумме задолженности налогоплательщика
в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.

3. Организовать и вести учет:

  • начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов,
  • исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов,
по каждому налогоплательщику.

4. Представлять в ИФНС по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью:

  • исчисления,
  • удержания,
  • перечисления
налогов.

5. Обеспечивать сохранность документов, необходимых для:

  • исчисления,
  • удержания,
  • перечисления
налогов в течение четырех лет.

Порядок перечисления удержанных налогов для налоговых агентов аналогичен порядку, предусмотренном Налоговым Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

При этом, в соответствии с п.5 ст.24 НК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В статье будут рассмотрены положения действующего законодательства относительно:

  • Доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты,
  • Особенностей исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, удерживаемого налоговыми агентами.
ДОХОДЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ И СТАВКИ НАЛОГА

Положениями ст.309 Налогового кодекса определены виды доходов, которые относятся к доходам от источников в РФ и подлежат налогообложению у источника их выплаты.

К таким доходам относятся те доходы иностранных организаций, которые не связаны с их предпринимательской деятельностью в РФ, а именно (п.1 ст.309 НК РФ):

1) Дивиденды, выплачиваемые иностранной организации - акционеру (участнику) российских организаций.

Данные доходы облагаются по ставке 15% (пп.3 п.3 ст.284 НК РФ).

2) Доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений п.1 и п.2 ст.43 Налогового кодекса).

3) Процентный доход от следующих долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации:

  • государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;
Данные доходы облагаются с учетом особенностей п.4 ст.284 НК РФ, по ставкам 15%, 9% или 0%.
  • иные долговые обязательства российских организаций, не указанные в абзаце втором настоящего подпункта;
Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

4) Доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности.

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование (или за предоставление права использования):

  • кинематографические фильмы,
  • фильмы или записи для телевидения или радиовещания,
4.2) Любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса.

4.3) Информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта.

5) Доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей).

Исключение составляют акции, признаваемые обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с п.3 ст.280 НК РФ.

При этом доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в РФ.

6) Доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ.

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с п.1 ст.284 НК РФ либо в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК, в зависимости от порядка признания связанных с такими доходами расходов для целей НУ в соответствии с п.4 ст.309 НК РФ.

7) Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ.

В том числе:

  • доходы от лизинговых операций,
При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю.

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

  • доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках.
Данные доходы облагаются по ставке 10% в соответствии с пп.2 п.2 ст.284 НК РФ.

8) Доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках).

Термин «демередж» употребляется в значении, установленном Кодексом торгового мореплавания РФ.

Под международными перевозками понимаются любые перевозки:

  • морским, речным или воздушным судном,
  • автотранспортным средством,
  • железнодорожным транспортом,
за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ.

Данные доходы облагаются по ставке 10% в соответствии с пп.2 п.2 ст.284 НК РФ.

9) Штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств.

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

10) Иные аналогичные доходы.

Данные доходы облагаются по ставке 20% в соответствии с пп.1 п.2 ст.284 НК РФ.

Обратите внимание: Доходы, полученные иностранной организацией от продажи:

  • товаров,
  • иного имущества (кроме указанного в пп.5 и пп.6 п.1 ст.309),
  • имущественных прав,
  • осуществления работ,
  • оказания услуг
на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст.306 Налогового кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат (п.2 ст.309 НК РФ).

Кроме того, не признаются доходами от источников в РФ премии по перестрахованию и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру.

В соответствии с п.3 ст.309 Налогового кодекса, доходы, указанные в п.1 ст.309 НК РФ, являются объектом налогообложения по налогу независимо от формы , в которой получены такие доходы, в частности:

  • в натуральной форме,
  • путем погашения обязательств этой организации,
  • в виде прощения ее долга,
  • зачета требований к этой организации.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ У НАЛОГОВОГО АГЕНТА

Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, удерживаемого налоговым агентом, регламентированы положениями ст.310 НК РФ.

Такой налог исчисляется и удерживается в валюте выплаты дохода, а перечисляется в федеральный бюджет в валюте РФ.

Налоговая база по доходам иностранной организации, подлежащим налогообложению в соответствии со ст.309 НК РФ так же исчисляется в валюте , в которой иностранная организация получает такие доходы (п.5 ст.309 НК РФ).

При этом расходы, произведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход, по официальному курсу (кросс-курсу) ЦБ РФ на дату осуществления таких расходов.

Налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме, в случае, если:

1. Доход выплачивается иностранной организации:

  • в натуральной форме,
  • иной неденежной форме (в том числе в форме осуществления взаимозачетов),
2. Сумма налога, подлежащего удержанию, превосходит сумму дохода иностранной организации, получаемого в денежной форме.

Обратите внимание: Налоговые агенты не имеют права уплачивать налог с доходов иностранной организации за счет собственных средств .

Именно такого мнения придерживается Минфин в своем Письме от 30.09.2011г. №03-08-05:

«Что касается вопроса об уплате налоговым агентом - российской организацией налога из собственных средств, то необходимо отметить следующее.

Статьей 24 Кодекса на налогового агента возлагается обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджетную систему Российской Федерации соответствующие налоги.

Согласно ст. 8 Кодекса под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с Кодексом на налогового агента (пп. 5 п. 3 ст. 45 Кодекса).

Таким образом, налоговые агенты не вправе за счет собственных средств уплачивать суммы налога с доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации вместо налогоплательщика.»

Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией (п.2 и п.4 ст.287 НК РФ).

При определении налоговой базы по доходам от реализации:

  • акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей) в соответствии с пп.5 п.1 ст.309 НК РФ.
  • недвижимого имущества, находящегося на территории РФ с пп.6 п.1 ст.309 НК РФ,
из суммы таких доходов могут вычитаться расходы в порядке, предусмотренном статьями 268, 280 настоящего Кодекса (п.4 ст.309 НК РФ).

Указанные расходы иностранной организации учитываются при определении налоговой базы, если к дате выплаты этих доходов в распоряжении налогового агента, удерживающего налог с таких доходов в соответствии с настоящей статьей, имеются представленные этой иностранной организацией документально подтвержденные данные о таких расходах.

В соответствии с п.6 ст.309 НК РФ, если учредителем или выгодоприобретателем по договору доверительного управления является:

  • иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в РФ,
  • а доверительным управляющим является:
  • российская организация,
  • либо иностранная организация, осуществляющая деятельность через постоянное представительство в РФ,
то с доходов такого учредителя или выгодоприобретателя, полученных в рамках договора доверительного управления, налог удерживается и перечисляется в бюджет доверительным управляющим .

В случае выплаты налоговым агентом иностранной организации доходов, которые в соответствии с международными договорами облагаются налогом в РФ (п.3 ст.310 НК РФ):

  • по пониженным ставкам,
исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п.1 ст.312 НК РФ.

Налоговый агент представляет информацию о суммах:

  • выплаченных иностранным организациям доходов,
  • удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период
в ИФНС по месту своего нахождения налоговый расчет, по форме утвержденной Приказом МНС РФ от 14.04.2004г. №САЭ-3-23/286@ «Об утверждении формы Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов».

Обратите внимание: В налоговой отчетности отражаются фактически выплаченные доходы иностранной организации, вне зависимости от не/удержания налога при их выплате.

В соответствии с п.5 ст.310 НК РФ, особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, удерживаемого налоговым агентом, установленные ст.310 НК РФ, распространяются на исчисление и уплату налога российскими организациями, являющимися участниками консолидированной группы налогоплательщиков и выплачивающими доход иностранной организации.

Исчисление, удержание и перечисление в бюджет соответствующих сумм налога осуществляется организациями, являющимися участниками консолидированной группы налогоплательщиков, самостоятельно, без участия ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением случаев, когда налоговым агентом по правилам настоящей статьи выступает такой ответственный участник).

КОГДА НАЛОГ УДЕРЖИВАТЬ НЕ НУЖНО

В соответствии с положениями ст.310 Налогового кодекса:

  • Российские организации,
  • Представительства иностранных организаций,
выплачивающие доход иностранной организации, при каждой выплате доходов , полученных иностранной организацией от источников в РФ и облагающихся у источника выплаты, обязаны исчислить и удержать налог с таких доходов.

Исключение составляют случаи, указанные в п.2 ст.309 НК РФ, а именно:

1) Когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в РФ.

При этом, у налогового агента должна быть нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде.

2) Когда в отношении дохода, выплачиваемого иностранной организации, ст.284 НК ФР предусмотрена налоговая ставка 0%.

3) Случаев выплаты доходов, полученных при выполнении соглашений о разделе продукции, если налоговым законодательством РФ предусмотрено освобождение таких доходов от удержания налога.

4) Случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ.

При условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п.1 ст.312 НК РФ.

В случае выплаты доходов российскими банками и банком развития - государственной корпорацией по операциям с иностранными банками подтверждение факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников.

5) В случае выплаты доходов организациям, являющимся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

6) Случаев выплаты доходов, связанных с распространением продукции средств массовой информации, касающейся XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, официальным вещательным компаниям.

7) Случаев выплаты процентных доходов:

  • по государственным ценным бумагам РФ, государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам;
  • выплачиваемых российскими организациями по обращающимся облигациям, выпущенным этими организациями в соответствии с законодательством иностранных государств.
8) Случаев выплаты российскими организациями процентных доходов по долговым обязательствам перед иностранными организациями при одновременном выполнении следующих условий:
  • Долговые обязательства российских организаций, по которым выплачиваются процентные доходы, возникли в связи с размещением иностранными организациями обращающихся облигаций.
  • Иностранные организации, которым выплачиваются процентные доходы по долговым обязательствам, на дату выплаты процентного дохода имеют постоянное местонахождение в государствах, с которыми РФ имеет действующие договоры, регулирующие вопросы избежания двойного налогообложения дохода организаций и физических лиц, и предъявили российской организации, осуществляющей выплату процентного дохода, подтверждение, предусмотренное п.1 ст.312 НК РФ.

Российская организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате:

  • дивидендов российским организациям (п. 3 ст. 275 НК РФ) и иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства (п. 3 ст. 275, п. 6 ст. 282.1 НК РФ);
  • процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам российским организациям и иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства (за некоторым исключением) (п. 5 ст. 286 НК РФ);
  • иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства, доходов, не связанных с деятельностью этих представительств (п. 4 ст. 286, подп. 1 п. 4 ст. 282, п. 6 ст. 282.1 НК РФ);
  • определенных доходов иностранным организациям, не имеющим в России постоянных представительств (п. 1 ст. 309, п. 1 ст. 310 НК РФ).

Ситуация: нужно ли исполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль? Российская организация, применяющая общую систему налогообложения, выплачивает дивиденды российской организации на упрощенке.

Да, нужно.

Организации, применяющие упрощенку, признаются плательщиками налога на прибыль с причитающихся им дивидендов (абз. 1 п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Если источником выплаты дивидендов является российская организация, применяющая общую систему налогообложения, она признается налоговым агентом (п. 3 ст. 275 НК РФ). При выплате доходов налогоплательщикам налоговые агенты обязаны удерживать из них предусмотренные законодательством налоги и перечислять их в бюджет (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Таким образом, при выплате дивидендов российской организации, применяющей упрощенку, российская организация, применяющая общую систему налогообложения, должна исполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль. Аналогичные разъяснения даны в письме Минфина России от 30 сентября 2013 г. № 03-11-11/40267.

Ситуация: нужно ли исполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль? Российская организация выплачивает дивиденды учредителю, которым является государство (субъект РФ, муниципальное образование) .

Нет, не нужно.

Организация - налоговый агент должна удержать налог на прибыль с дивидендов, если ее учредитель (участник) - получатель дивидендов является налогоплательщиком (п. 1 ст. 24, ст. 275 НК РФ).

Государство, субъекты РФ, муниципальные образования являются публично-правовыми образованиями, представлять интересы которых (в т. ч. контролировать выплату и зачисление в доход бюджетов дивидендов от дочерних организаций) уполномочены отдельные органы государственной власти и местного самоуправления. Это следует из положений статьи 124 Гражданского кодекса РФ. Одним из администраторов дивидендов, причитающихся Российской Федерации и ее субъектам, является Росимущество и его территориальные управления (ст. 4 Закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ, приложение 7 к указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, п. 5.28, 5.31 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432). Несмотря на то что доходы в виде дивидендов зачисляются в бюджеты через структуры Росимущества, фактическим получателем этих доходов являются сами публично-правовые образования.