Урок по теме витамины. Конспект урока на тему "витамины"

Тема: Витамины

Задачи:

объяснить роль витаминов в обмене веществ, их связь с ферментами, раскрыть значение основных витаминов, рационального их использования; описать основные авитаминозы, способы их предупреждения;

развивать навыки самостоятельности и творческого мышления при проведении урока, умение слушать, проводить самооценку и взаимооценку;

воспитывать уверенность в себе при презентации своих знаний, умений и навыков; способствовать развитию творческих способностей учащихся, необходимости соблюдения правил приготовления пищи с целью сохранения витаминов, увеличение двигательной активности у обучающихся на уроке;

тренировка зрительного восприятия; предупреждение нарушений осанки у обучающихся.

Оборудование: образцы витаминных препаратов, презентация

Ход урока:

1.Организационный этап : создание эмоционального настроя

2. Проверка домашнего задания:

Что называют обменом веществ? Пластический обмен? Энергетический обмен?

Какие вещества и через какие органы поступают в организм?

Какие вещества удаляются и через какие органы?

Где образуется гликоген? Что такое микроэлементы? Макроэлементы?

При опросе ученики встают и отвечают стоя, при неудачном ответе ученик не садится, до тех пор, пока не услышит от другого ученика правильный ответ, учитель просит повторить первого ученика ответ и только тогда ученик садится.

3. Изучение нового материала:

“Я люблю жизнь и хочу жить!” Эти слова выражают заветное желание каждого из нас. “Жизнь сама по себе является чудом. И это чудо находиться в наших руках, жизнь восхитительна, это сокровище из сокровищ” (Поль Брег). Чтобы жизнь человека была долгой и счастливой, необходимо быть здоровым. А для этого нужно вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Русский народ всегда славился своей мудростью. Доказательством этого служат русские народные пословицы:

Будь не красен, да здоров.

Здоровье дороже золота.

Болен - лечись, а здоров - берегись.

Где здоровье, там и красота.

Проблема. Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана всадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”. Что же спасло моряков от гибели?

План урока: Слайд 1-2

    Понятие о витаминах.

    Значение витаминов.

    Классификация витаминов.

    Заболевания, связанные с недостатком, избытком витаминов и их отсутствием.

    Суточная потребность в витаминах.

Почему витамины являются обязательной частью пищи? Рассказ сопровождается показом презентации. Слайд 3-4

Открытие витаминов Луниным Н.И.(1881 год) и К.Функом (1912 г).Слайд 6-10

Витамины – регуляторы обмена веществ . Растения и животные – основные источники витаминов.

    Участвуют в образовании ферментов.

    Влияют на обмен веществ.

    Влияют на рост и развитие организма.

    Оказывают влияние на сопротивляемость организма к заболеваниям.

Витамины Слайд 11-12

Водорастворимые

В, С Жирорастворимые

Заболевания:

    Гиповитаминоз – болезненное состояние, связанное с пониженным содержание витаминов.

2. Авитаминоз – полное отсутствие в организме каких-либо витаминов.

3. Гипервитаминоз – чрезмерное употребление витаминов в виде таблеток или лекарственных препаратов

Затем проводится презентация групп витаминов по заранее подготовленным группам, а учащиеся заполняют таблицу:

Название витамина

Функции

Суточная потребность

Симптомы авитаминоза

Источники витаминов

Группа 1. Витамин А. Слайд 14 - 15

Группа 2. Витамины группы В. Слайд 20-23

Группа 3. Витамин С . Слайд 18-19

Группа 4. Витамин Д. Слайд 16 -17

Витамин Еи К Слайд 24-25

Затем проводится “подвижная пауза.

4. Закрепление нового материала.

Учитель предлагает проанализировать следующий эпизод из книги Ю.Никулина “Почти серьезно”. Он произошел с автором во время блокады Ленинграда. “Как только наступали сумерки, многие слепли и только смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял вечером этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться”.

(Ответ: у бойцов батареи возникла куриная слепота из-за недостатка витамина А. Отвар сосновых игл содержит большое количество витамина С. Он не мог заменить витамин А. В рыбьем жире этот витамин присутствовал. Витамин А – жирорастворимый витамин, и он особенно легко усваивается вместе с жирной пищей.)

Для закрепления нового материала используется вторая сторона доски, на которой написан следующий перечень веществ:

1.Куриная слепота.

2.Паралич нервной системы.

6.Отставание в росте.

7.Бери-бери.

8.Глухота.

А.Овощи, фрукты.

В.Лук, чеснок.

С.Черная смородина, лимон.

Д.Рыбий жир.

Е.Яичный желток.

Ж.Плоды шиповника.

З.Горох, фасоль.

И.Хлеб из муки с отрубями.

Ответьте на вопросы:

Что возникает при недостатке в пище витамина Д?

Что возникает при недостатке в пище витамина А?

Какой авитаминоз чаще возникал у мореплавателей и путешественников?

Что возникает при отсутствии витамина В?

Что возникает при недостатке витамина С?

Какие продукты содержат много витамина А?

Какие продукты содержат много витамина В?

Какие продукты содержат много витамина С?

Какие продукты содержат много витамина Д?

При каком авитаминозе нарушается развитие скелета?

Затем ученики обмениваются тетрадями и проводят взаимопроверку попарно. В тетради соседа выставляют оценки за ответы и ставят свою подпись.

5.Выводы и подведение итогов.

Влияние некоторых факторов на витамины:

1. При действии высокой температуры в мясе теряется до 60% витаминов группы В.

2. При варке овощей разрушаются до 20% витаминов группы В и до 50% витамина С.

3. Витамин С разрушается и при соприкосновении с воздухом

В конверте стихотворение:

Нельзя жить на консервах,
Без свежих овощей.
А лучше сок лимонный и апельсиновый пей.
И зубы будут крепче,
И зоркими глаза,
Тогда болеть не будет
Никто и никогда.
И не забудь – проблема,

У витаминов есть.
Их жизнь недолговечна,
Они способны разрушаться.
Высокая температура
И воздух при хранении
Разрушат витамин
До употребления.

Никогда не следует забывать, что витамины не действуют по отдельности. Основа нормального метаболизма - хорошо сбалансированный, индивидуально подобранный витаминный комплекс. Витамин Е ускоряет синтез провитаминов D, витамин РР тормозит действие холина, аскорбиновая кислота уменьшает проницаемость сосудистой стенки, витамин А уменьшает токсичность витамина D.

Давайте вспомним начало урока, когда я вам рассказала историю про экспедицию Колумба. Как вы думаете, какой болезнью заболели моряки?

А вот теперь угадайте что находится у меня в черном ящике. Это плод тропического растения. В большом изобилии он растет на острове Кюрасао. В нем содержится много витамина С. В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа (лимон).

В Британском морском флоте
Служили моряки
Когда-то называли их
По-странному - “Лими”.
А от чего “лими” они?
От слова же “лимон”
Необходим матросам
На кораблях был он.

Проверим как усвоили вы характеристику групп витаминов: Слайд 27-30

Подведем итог - слайд 32

На этом этапе урока проводится взаимооценка учащихся (в начале урока каждому школьнику выдается жетон, который в конце урока он должен отдать тому, кто был самым лучшим, по его мнению, на уроке). Рефлексия.

5. Домашнее задание: параграф 37, отвечать на вопросы, дозаполнить таблицу

Ребята! Вы сегодня узнали на уроке много нового и интересного, знания о витаминах пригодятся вам на всю жизнь. Вы сегодня прекрасно работали на уроке, поэтому многие заработали очень хорошие отметки.

Я вам желаю творческих успехов! Урок завершен, спасибо!

Бородина Галина Владимировна

Учитель биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

города Усть-Илимска Иркутской области.

Тема урока.

«Витамины»

Цель:

    осмысление и усвоение биологической роли некоторых витаминов в обмене веществ и их практическое значение для здоровья человека;

    совершенствование у учащихся приемов умственной деятельности, постановка темы и формирование учебной задачи;

    умение выбора нужной информации и соотношение ее из разных источников;

    формирование аналитического мышления, аргументирования, анализа, обобщения;

    формирование навыков работы в группе: взаимообучение в группе, выработка единых позиций, осознанное понимание того, что успех группы зависит от индивидуального вклада каждого члена группы.

Тип урока изучение нового материала.

Форма работы индивидуальная, групповая.

Методы элементы деятельностного подхода, частично-поисковый, метод «пила», метод социального взаимодействия.

Оборудование - учебники, дополнительные источники информации, карточки-задания, рабочие карты, тесты.

Рабочая карта

задание № 1

задание № 2

самооценка

оценка учителя

самооценка

оценка группы

самооценка

оценка группы

самооценка

оценка учителя

самооценка

оценка группы

Перед началом работы я напоминаю вам об основных требованиях работы в группе:

    взаимодействовать в группе с любым товарищем;

    работать активно, серьезно относиться к порученному заданию;

    вежливо и доброжелательно общаться с товарищами;

    испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих товарищей, всего класса.

Главное, надо помнить – мы в одной лодке. Счастливого плавания!

ХОД УРОКА

    Выравнивание знаний.

Тест.

    Комплекс процессов в организме: питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование, выделение продуктов жизнедеятельности – это:

    размножение;

    рост и развитие;

    обмен веществ;

    регуляция деятельности органов.

    В чем суть энергетического обмена:

    происходит распад части поступающих в клетки органических веществ с выделением энергии;

    происходит выделение продуктов жизнедеятельности;

    происходит регуляция процессов жизнедеятельности.

    Что происходит в организме за счет пластического обмена:

    газообмен между организмом и внешней средой;

    из менее сложных веществ образуются более сложные вещества;

    происходит рост, развитие и деление каждой клетки.

В рабочую карту выставляем самооценку.

Поменялись работами.

Сверим с эталоном: 1 – в

Выставляем оценку учителя. Критерии выставления даны в рабочей карте.

II . Ориентировочно-мотивационный.

Предлагаю прослушать текст и ответить на вопросы:

    От какого заболевания страдали путешественники?

    Какие вещества, на ваш взгляд, содержатся в продуктах, способные предотвращать это заболевание?

Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. Десны распухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками.

От этого заболевания погибало моряков больше, чем от морских сражений и кораблекрушений. Особенно страдали моряки в северных экспедициях.

Моряки заметили, что заболевание можно предотвратить, если есть квашеную капусту, лук, черную смородину, пить лимонный сок, настои из плодов шиповника и молодых побегов сосны.

Долгое время оставалось неизвестным какие вещества содержались в этих продуктах.

Ответьте на поставленные вопросы.

Вопросы обсуждаются в группах.

Отчет групп.

Теперь постарайтесь сформулировать тему урока.

«Витамины»

Учащиеся записывают тему урока «Витамины».

Вопрос: Что вы знаете о витаминах?

Работа в группах.

Выслушать отчет групп.

Вопрос: Считаете ли вы свои знания полными?

Ответ: Нет.

Учитель: Нет, знания не полные и мы их будем сегодня восполнять.

Зная тему урока, необходимо сформулировать учебную задачу.

Работа в группах.

Отчет групп.

    Операционально — исполнительный этап

Записи в тетради.

Учебная задача : Изучить биологическую роль некоторых витаминов в обмене веществ и их практическое значение для здоровья человека.

Что именно мы будем изучать?

Работа в группах.

  1. В каких продуктах содержатся витамины.

    Значение витаминов для организма.

    Болезни, возникающие при недостатке витаминов.

За проделанную работу выставляем оценки за II задания (с/о, оценка группы).

Критерии оценок:

    если во время работы вы были активны и внимательны, то ставим «5»

    если во время работы вы были активны, но не всегда внимательны, то ставим «4»

    если во время работы вы не всегда были активны, и не всегда внимательны, то ставим «3».

Поднимите руку у кого «5», «4», «3».

А что необходимо сделать, чтобы решить учебную задачу?

Выслушать 2-3 ученика.

Чтобы решить учебную задачу, мы будем изучать материал в учебнике, в дополнительных источниках, составим модель содержания изученной темы в виде таблицы, сделаем вывод, и соответственно, вся работа будет проходить в группе.

На столе конверты №1 открываем и разбираем задания. Приступаем к выполнению заданий.

    Жирорастворимые витамины А (ретинол) и витамин Д

    значение для организма

    болезни, возникающие при недостатке витамина А и Д

    Водорастворимый витамин С

    значение для организма

    где содержится (в каких пищевых продуктах)

    болезни, возникающие при недостатке витамина С

    Водорастворимые витамины группы В-В 1 (тианин), В 2 (рибофлавин)

    значение для организма

    болезни, возникающие при недостатке витамина В 1 и В 2

    Водорастворимые витамины группы В- В 6 (пиродоксин), В 12 (цинкобаламин), РР (никотиновая кислота)

    значение для организма

    болезни, возникающие при недостатке витамина В 6 и В 12, РР

Работа в группе – индивидуально 5-7 минут.

По сигналу – переход в экспертные группы – идет обсуждение вопросов — 2-3 минуты.

Сигнал – возврат в свои группы. Начинается обучение в группе – 10 минут.

В конвертах под №2 находится буквенная модель содержания урока. В группах составьте модель. (1-2 мин.)

Сверим эталоном – 1 мин.

По модели попробуйте в группе сформулировать вывод:

Витамины – это различные органические вещества. Многие витамины входя в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому недостаток витаминов вызывает нарушение обмена веществ.

В рабочую карту выставляем самооценку за задание № 3 и оценку группы.

Решена ли задача нашего урока?

Изучили роль некоторых витаминов в обмене веществ и их практическое значение для здоровья человека. Конечно, ученым известно сейчас около 80 или 20 витаминов. О роли и значении каждого мы изучить не сможем. Поэтому я приготовила вам памятки по определению в организме недостатка некоторых витаминов и место их нахождения в пище.

    Конкретизация знаний

А сейчас вы видите демонстрационный столик, а у меня на столе набор продуктов.

Представители от групп – разместите их в зависимости от наличия в них определенного вида витамина:

Витамин А — морковь, перец

В — овсяная крупа, молоко, грецкие орехи, яблоки

Д — рыбий жир, яйцо, молоко

С — плоды шиповника, апельсин

Проверим знания, полученные на уроках.

Тест.

    При недостатке витамина А в организме:

    появляется быстрая утомляемость

    кожа темнеет, покрывается язвочками

    возникает «куриная слепота»

    Значения витамина С для организма заключается в:

    обмене кальция и фосфора

    участии в образовании гормонов надпочечников

    регулирует образование клеток крови

    регулирует обмен белков и углеводов

    Витамин группы В содержится в:

    рыбьем жире, яичном желтке, моркови, перце

    хлебе грубого помола, дрожжах, печени, молоке, шпинате

    ультрафиолетовых лучах, рыбьем жире

1 – в, 2 – г, 3 – б

Домашнее задание:

I уровень — учебник – стр. 166-167, вопросы 168 (устно)

II уровень – все ранее перечисленное + составить 5 контрольных тестовых вопросов

III уровень – все ранее перечисленное + сообщение о сохранении изученных витаминов в пищевых продуктах.

Урок биологии по теме «Витамины» (8 класс)

Тип урока: комбинированный.

Цель: Создать условия для осмысления новой учебной информации, разнообразить процесс усвоения нового материала.

Задачи:

1. Образовательные:

    Раскрыть понятие «витамины»;

    Сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ, о многообразии витаминов;

    Показать необходимость включения витаминов в пищевой рацион.

2. Развивающие:

    Продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта;

    Продолжить работу по обучению учащихся умению публично защищать результаты творческой деятельности.

3. Воспитательные:

    Пробудить интерес к защите собственного здоровья;

    Воспитать культуру и эстетику поведения, взаимоуважение.

Методы: беседа, комментирование, выводы, метод проектов, метод сотрудничества.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Оборудование:

    Компьютер, мультимедийный проектор;

    Раздаточные материалы, классная доска;

    Схемы, таблицы, экран.

Этапы урока:

1. Мотивация учебной деятельности. Тема урока, цели и задачи.

2. Актуализация знаний.

    Определение актуальности темы проекта, вступительное слово учителя.

    История открытия витаминов.

    Обмен информацией, уточнение учащихся для защиты проекта.

    Презентация проектов.

4 Оценка результатов проектной деятельности.

Ход урока.

1. Мотивация учебной деятельности. Инсценировка.

Жили-были витамины
Людям пользу приносили
Через годик, через три
Вдруг пришел Бери-бери
А за ним пришли другие
Тоже очень деловые
Тут Рахит и Слепота
И красавица Цинга
Тут и началась разборка…
Первой молвила Слепотка.

Куриная слепота:

Если есть нехватка витамина А
То тогда грозит вам
Куриная слепота
Если ночью ты в пути –
Не найдешь куда идти
Будешь карликом ходить
Очень в росте тормозить.

Рахит:

Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой
Мои ноженьки болят
В разны стороны глядят
Витамины, витамины
Все одна и та ж картина
Надоели вы нам всем
Я от боли всех вас съем.

Бери-бери:

Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
Вы забыли про меня.

Я болезнь Бери-Бери
Править миром буду я
Будут нервы у вас не в порядке
Будут судороги, припадки
Если витаминчики не будешь принимать
Ночью поздно ложиться спать
Фильмы страшные смотреть
Черный хлеб не будешь есть
По утрам не умываться
Каждый день со всеми драться.
Цинга:

Ну а про меня…
Про меня совсем забыли
Я – коварная Цинга
Много жизней унесла
Кровоточат ваши десны
Зубы пусть шатаются
Ваше тело пусть слабеет
Руки опускаются.
Что же делать? Как нам прогнать эти ужасные болезни? Я кажется, знаю! Нужно узнать, какие витамины помогут нам в этом.

2. Актуализация знаний.

3. Восприятие и осознание нового материала.

Учитель: Вам необходимо начертить в тетради таблицу, которую будете заполнять в ходе защиты проектов.

Название витамина

Функция в организме

Симптомы авитаминоза и гиповитаминоза

Суточная потребность

Источники витамина для организма

Начинаем презентацию проектов. (каждая группа зачитывает свой план проекта и защищает его. Идет обсуждение выступлений.

^ 4. Закрепление нового материала. 7 мин.

От каждой группы учитель предлагает выдвинуть по 2 ученика для наведения “порядка” на “витаминных столах”, предварительно поменяв этикетки с названиями витаминов. Передвигаясь по классу, ученики находят необходимые продукты, муляжи, упаковки и затем озвучивают о роли того или иного витамина в жизни человека. Подготовленные рецепты мам и бабушек раздаются всем ученикам и учителю в виде листовок с картинками.

Для закрепления нового материала используется вторая сторона доски, на которой написан следующий перечень веществ:


    Куриная слепота.


    Паралич нервной системы.


    Рахит.


    Цинга.


    Тиф.


    Отставание в росте.


    Бери-бери.


    Глухота.


    Овощи, фрукты.


    Лук, чеснок.


    Черная смородина, лимон.


    Рыбий жир.


    Яичный желток.


    Плоды шиповника.


    Горох, фасоль.


    Хлеб из муки с отрубями.


Учитель предлагает в рабочих тетрадях выбрать и зашифровать ответы на вопросы (программированный опрос):


    Что возникает при недостатке в пище витамина Д?


    Что возникает при недостатке в пище витамина А?


    Какой авитаминоз чаще возникал у мореплавателей и путешественников?


    Что возникает при отсутствии витамина В?


    Что возникает при недостатке витамина С?


    Какие продукты содержат много витамина А?


    Какие продукты содержат много витамина В?


    Какие продукты содержат много витамина С?


    Какие продукты содержат много витамина Д?


    При каком авитаминозе нарушается развитие скелета?

Учитель: Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Как разобраться в этом изобилии? (видеофрагмент из аптеки) Современные витаминные препараты можно разделить на профилактические и лечебные. Первые удовлетворяют 50% суточной потребности организма – их принимают с учетом того, что вторую половину мы получаем с едой. Что касается других, то они дают организму 100% нормы витаминов.

А что предпочитаете вы, ребята, принимать в пищу медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты?

Натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, никогда не вызывают гипервитаминозов, т.е. ими нельзя перенасытить организм - никогда не вызывают токсемии - отравления.

Таблетированная форма витаминных препаратов всасывается организмом не полностью, а только какая-то ее часть.

На мой взгляд, лучшего всего использовать в своём рационе овощи и фрукты. Это наиболее безобидный потенциал витаминов.

Правила сохранности витаминов при приготовлении пищи.

Предложите возможные толкования народной пословицы - Добрый повар доктора стоит.(слайд)

Таблица на экране. Правила сохранности витаминов при приготовлении пищи.

1.При чистке фруктов и овощей снимать возможно более тонкий слой кожицы.

2.Чистить и резать фрукты и овощи только перед употреблением ножом из нержавеющей стали.

3.Овощи лучше варить в эмалированной посуде.

4.При варке овощи опускать в кипящую воду.

5.Варить овощи в посуде с плотно закрытой крышкой.

6.Овощные блюда употреблять сразу после их приготовления.

Что мешает усвоению витаминов:

    Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний…

    Никотин - Разрушает витамины А, С, Е, селен.

    Кофеин – Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка…

    Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.

    Антибиотики – Разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.

    Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В 12 , сильно снижают уровень кальция.

Урок по теме «Витамины». 8 класс

«Здоровье – это та вершина, которую каждый должен преодолеть сам».

В. Шененберг.

Цели урока:

1. Образовательная – обеспечение образовательных потребностей каждого ребенка; дать общее представление о витаминах; познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением;раскрыть важную роль витаминов для здоровья человека.

2. Развивающая – развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать.

3. Воспитательная – прививать практические навыки коммуникативного общения; научить применять теоретические знания на практике.

Урок в технологии критического мышления.

Этапы:

1.Стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно с точки зрения данной технологии и позволяет:

· Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;

· Пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

· Пробудить ученика к активной деятельности на уроке.

2. На стадии осмысления задача другая – получение новой информации, ее осмысление и соотнесение с собственными знаниями.

3. Заключительная стадия – стадия размышления (рефлексия).

Основные задачи деятельности на этой стадии:

· Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

· Выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»).

· Анализ всего процесса изучения материала.

В начале урока я хочу вам предложить для осмысленияследующую информацию.

Причины болезни были неизвестны.

1. Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. У мореплавателей развивалась цинга, или скорбут. Десны распухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. От цинги моряков погибло больше, чем от морских сражений и кораблекрушений. Особенно страдали моряки в северных экспедициях.

В народе с давних пор эту болезнь умели лечить плодами шиповника, настоем хвои и молодых побегов сосны. Из практического опыта, жизненных наблюдений люди узнали, что заболевание можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашенную капусту, лук, черную смородину.

2. С давних времен дети страдали от заболевания, при котором кости становятся непрочными и изменяют форму. Даже на картинах мастеров эпохи Возрождения можно увидеть малышей с признаками этой болезни. У них искривленные кости конечностей, непропорционально большая голова. В Англии в эпоху промышленной революции в XVIII веке среди детей и подростков, работавших на промышленных предприятиях, эта болезнь носила характер эпидемии.

3. На Востоке, где основная пища – это рис, издавна было известно заболевание, при котором у человека появляются боли в руках и ногах, изменяется чувствительность, слабеют мышцы, нарушается походка, возникают параличи. В Румынии, на Балканах, в некоторых областях Италии, Испании и даже в США еще в начале XX века десятки тысяч людей страдали от этого заболевания. Воспаленная шелушащаяся кожа, поносы, тяжелые психические расстройства делали человека немощным и несчастным.

4. А вот случай, который произошел с Ю. Никулиным во время блокады Ленинграда. «Как только наступали сумерки, многие слепли и только смутно, с трудом различали границу между небом и землей… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рабьего жира и каждый принял вечером этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».

Какие мысли возникли у вас после прослушивания этой информации?

Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать?

Посмотрите на доску, здесь написаны утверждения по этой теме. Выберитеверные утверждения, полагаясь на собственный опыт.

Верные-наверные утверждения.

1. Витамины – низкомолекулярные органические соединения, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме.

2. Рыбий жир богат витамином С.

3. Витамины бывают водорастворимые и жирорастворимые.

4. В рацион больного рахитом необходимо включать витамин А.

5. При отсутствии в пище витамина В 1 развивается болезнь бери-бери.

6. Авитаминоз – это заболевание, вызванное полным отсутствием какого-либо витамина.

7. Гипервитаминоз развивается при избыточном потреблении витаминов.

8. Недостаток витамина D приводит к заболеванию цингой.

9. Гиповитаминоз развивается при недостатке какого-либо витамина.

10. При недостатке витамина А развивается «куриная слепота».

11. Витамин С разрушается при неправильном приготовлении пищи.

Я думаю, что после выполнения этого задания вы можете определить для себя задачи на сегодняшний урок. Что же вы хотите узнать сегодня?

(ответы детей)

· Что такое витамины?

· Какие бывают витамины?

· В чем значение витаминов для человека?

· В каких продуктах какие витамины содержатся?

· Какова суточная потребность витаминов?

· Что такое авитаминоз, гипервитаминоз, гиповитаминоз?

· Почему возникают такие заболевания: бери-бери, цинга, рахит, «куриная слепота»?

Задание. Прослушайте лекцию учителя и заполните таблицу:


История открытия витаминов

дата

ФИО ученого

Вклад в науку

История открытия витаминов (мини-лекция учителя).

Ко второй половине XIX века было выяснено, что пищевая ценность продуктов питания определяется содержанием в них в основном следующих веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, воды.

Считалось общепризнанным, что если в пищу человека входят в определенных количествах все эти вещества, то она полностью отвечает биологическим требованиям организма. Это мнение прочно укоренилось в науке.Но практический опыт врачей и клинические наблюденияуказывали на существование ряда заболеваний, связанных с дефектами питания, хотя последнее полностью отвечало указанным выше требованиям. Об этом же свидетельствовал опыт участников длительных путешествий. Настоящим бичом для мореплавателей долгое время была цинга; от нее погибло моряков больше, чем, например, в сражениях или от кораблекрушений. Так, из 160 участников известной экспедиции Васко де Гама, прокладывавшей морской путь в Индию, 100 человек погибли отцинги.

История морских и сухопутных путешествий давала ряд поучительных примерови лечения цинги, если в пищу вводить лимонный сок или отвар хвои. Таким образом, стало ясно, что в пище должны находиться еще какие-то, необходимые человеку, вещества.

Доказательством этого стали исследования русского ученого Николая Ивановича Лунина. Н.И. Лунин проводил опыты на мышах, содержавшихся на искусственно приготовленной пище, в которую были включены все необходимые вещества. Мыши, находившиеся на такой диете, не росли, теряли в весе и погибали.Контрольная же партия мышей, которую кормили натуральным молоком, развивалась совершенно нормально. На основании этих работ Н.И. Лунин пришел к выводу, что в молоке есть неизвестные еще вещества, незаменимые для питания. Это было важное научное открытие.

В 1890г. К.С. Сосин повторил опыты Н.И. Лунина и подтвердил его выводы. Блестящим подтверждением правильности выводов Н.И. Лунина было установлениепричин болезни бери-бери, которая была особенно широко распространена в Японии и Индонезии среди населения, питавшегося главным образом полированным рисом.

Врач Эйкман, работавший в тюремном госпитале на острове Ява, в 1896 году подметил, что куры, содержавшиеся во дворе госпиталя и питавшиеся обычным полированным рисом, страдали заболеванием, напоминающим бери-бери, после перевода кур на питание неочищенным рисом болезнь проходила. Наблюдения Эйкмана, проведенные на большом числе заключенных в тюрьмах также показали, что среди людей, питавшихся очищенным рисом, бери-бери заболевал в среднем один человек из 40, тогда как в группе людей, питавшихся неочищенным рисом, ею заболевал лишь 1 человек на 10 000.

Таким образом, стало ясно, что в оболочке риса содержится какое-то неизвестное вещество, предохраняющее от заболевания бери-бери. В 1911 году польский ученый Казимир Функ выделил это вещество в кристаллическом виде.По своим химическим свойствам это вещество принадлежало к органическим соединениям и содержало аминогруппу. Функ предложил назвать этот класс веществ витаминами (лат. Vita – жизнь, vitamin - амин жизни). Впоследствии оказалось, что многие вещества этого класса не содержат аминогруппы. Тем не менее термин «витамины» настолько прочно вошел в обиход, что менять его не имело смысла.

Большое значение в развитии учения о витаминах имели работы Гопкинса, Степпа, Мак Коллума и многих других ученых.

В настоящее время известно около 80 различных витаминов, установлена и их химическая структура. Это дало возможность организовать промышленноепроизводство витаминов не только путем переработки продуктов, в которых они содержаться, но и искусственно, путем их химического синтеза.

Задание 2. Для знакомства с классификацией, значением, названием витаминов выполните самостоятельную работу:

1. Прочитайте новый материал.

2. Заполните таблицу «Витамины»

Текст для самостоятельной работы.

Урок в 8 классе по теме «Витамины»

Катаева Наталья Сергеевна, учитель биологии МАОУ СОШ № 9 г. Златоуст Челябинской области
Назначение:
данный урок предназначен для учителей биологии.
Цели и задачи урока:
формирование у учащихся понятия о витаминах и авитаминозах;
развивать умение критически мыслить;
воспитывать сознательное отношение к своему здоровью;
Оборудование:
кластер «Витамины», конверты с заданиями для первой работы в группах, карточки для второй работы в группах.
Учебник:
Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. - Изд. 3-е, перераб.- М. : Вентана – Граф, 2010. – 272 с.: ил.

Витамины §38

Ход урока

I Организационный момент
II Сообщение темы и цели урока
III Проверка д/з
Фронтальная беседа.
1.Как используются пищевые вещества, попавшие в клетку?
Белки, жиры, углеводы распадаются на составные части, из которых могут быть созданы другие белки, жиры, углеводы, свойственные данному организму и никакому другому.
2.На какие вещества распадаются белки, жиры, углеводы?
Белки распадаются на аминокислоты, жиры – на глицерин и жирные кислоты, сложные углеводы – на глюкозу и простые сахара.
3.Как вы думаете, достаточно ли в организме этих веществ для нормального существования?
(Высказываются предположения)
4.Какие вещества ещё необходимы человеку для его жизни?
Человеку необходимы вода и минеральные соли.

IV Новый материал

Учитель:
В 1880 году русский учёный Лунин экспериментально установил, что в пищевых продуктах имеются неизвестные факторы питания, необходимые для жизни. Он обнаружил, что белые мыши, получавшие цельное молоко, росли хорошо и были здоровы, но погибали, если их кормили смесью из основных составных частей молока: белка – казеина, жира, молочного сахара, солей и воды. Оказалось, что кроме этих веществ человеку необходимы витамины.
Вызов
Какие ассоциации вызывает у вас слово «Витамины»?

(заслушиваются ответы)

В конце урока вы должны ответить на вопрос, который записан на доске: "Человек может прожить без витаминов?!"
Осмысление
Учитель:
Витаминами называют поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности. За редким исключением витамины не вырабатываются в организме человека, а синтезируются растениями и животными, которые служат ему пищей.
Термин « витамины» в 1912 году предложил польский учёный Функ.
При недостатке того или иного витамина активность соответствующего фермента снижается. Реакции, которые они катализируют, замедляются или прекращаются полностью. Обмен веществ нарушается, развивается болезнь. Недостаток витаминов ведёт к особому нарушению обмена веществ – гиповитаминозу. В настоящее время известно более 25 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы – В1, В12.
(записи в тетрадях)
К чему ведёт нехватка витаминов? А избыток?
(заслушиваются ответы)
Работа в группах.
На доске вывешиваются названия витаминов: А, В, С, Д.
Каждой группе выдаются конверты с карточками, на которых записаны симптомы гиповитаминоза и продукты, в которых содержатся витамины. Ученики должны правильно выбрать необходимый текст и вывесить на доске под витамином, а потом зачитать ответы.
1 группа. «Витамин А»


2. При недостатке этого витамина неправильно формируется скелет, искривляются кости ног, возникает рахит.
3. При недостатке этого витамина кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, возникает « куриная слепота».
4. Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в квашеной капусте.

6. Витамин содержится в печени трески, в сливочном масле.
2 группа. «Витамин В1»
Из §38 выберите правильный ответ.
1. При недостатке этого витамина неправильно формируется скелет, искривляются кости ног, возникает рахит.
2. При недостатке этого витамина человек быстро утомляется, становится нервным, раздражительным, у него может возникнуть болезнь «бери-бери».
3. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга.
4.Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в квашеной капусте.
5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах.
6. Витамин содержится в рыбьем жире, морской рыбе.
3 группа. «Витамин С»
Из §38 выберите правильный ответ.
1.При недостатке этого витамина кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, возникает « куриная слепота».

3. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга.

5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах.
6. Витамин содержится в свежих овощах и фруктах, в квашеной капусте.
4 группа «Витамин Д»
Из §38 выберите правильный ответ.
1. При недостатке этого витамина выпадают зубы, разрушаются кровеносные сосуды, возникает цинга.
2. При недостатке этого витамина человек быстро утомляется, становится нервным, раздражительным, у него может возникнуть болезнь «бери-бери»
3.При недостатке этого витамина неправильно формируется скелет, искривляются кости ног, возникает рахит.
4.Витамин содержится в печени трески, в сливочном масле.
5. Витамин содержится в хлебе, фруктах, пивных дрожжах.
6. Витамин содержится в рыбьем жире, морской рыбе.


Рассказы учеников.

Витамин С.
Веками участники длительных путешествий страдали от цинги. Известно, что в экспедиции Васко да Гама от цинги погибло около 60 % моряков. Такая же судьба постигла участников экспедиции Витуса Беринга в 1741 году. Известно, что английских моряков называли «лимончиками», так как они в обязательном порядке должны были брать с собой в путешествие лимоны, и случаев заболевания цингой во время плавания у них не наблюдалось.
А на Руси цингу лечили с помощью отвара из хвои сосны, ели. Так, ничего ещё не зная о витаминах, люди опытным путём спасались от этого заболевания. В Карибском море существует остров, Кюрасао (по-португальски означает « оздоравливающий»), потому что росшие в изобилии на острове фрукты спасли от гибели моряков, заболевших цингой.
Витамин А
По химическому составу он близок к веществу каротину, содержащемуся в растениях (морковь, шпинат, абрикосы, помидоры). Превращение каротина в витамин А происходит в стенке кишки и печени. Нужно помнить, что без жира каротин не усваивается, поэтому при кулинарной обработке растений необходимо добавлять сливочное или растительное масло. Витамин А входит в состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки. При отсутствии витамина А поражаются роговица глаз, кожа, дыхательные пути. Ранним проявлением недостатка этого витамина является « куриная слепота», то есть неспособность видеть при слабом освещении. В 1 кг печени белого медведя накапливается столько витамина А, что его хватило бы на добрых 40 лет. Такое количество витамина может вызвать тяжёлое, даже смертельное отравление. Есть предположение, что от такого отравления погибла экспедиция полярного исследователя Андре. Злоупотреблять витамином не следует.
Витамины группы В.
Об этом заболевании знали в Китае ещё 2 тысячи лет назад. У больных появлялась «походка на цыпочках», происходило расстройство движений, и наступал паралич. В переводе с сенегальского название болезни переводится как «большая слабость» или « ножные оковы». Заболевание это было вызвано отсутствием в пище витамина В1. Существует несколько витаминов группы В.
В6 участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. В12 регулирует кроветворную функцию, рост нервной ткани.
Витамин Д
При его недостатке развивается рахит, особенно часто у детей. При рахите в костях не откладывается кальций, они становятся нетвёрдыми, ноги и позвоночник уродливо изгибаются. Особенно могут пострадать от этого заболевания дети первого года жизни, которые появились на свет осенью или зимой. Известно, что помогает избежать рахита загорание под прямыми солнечными лучами.
Самостоятельная работа.
Найдите в § 38 ответ на вопрос: Как сохранить витамины в продуктах питания?
(записи в тетрадях)

V Закрепление пройденного

Рефлексия
Работа в группах.
1группа. «Географы»
Во время одной из экспедиций Христофора Колумба часть экипажа заболела. Дёсны у моряков начали кровоточить, зубы выпадали. Моряки попросили их высадить на какой – либо остров, чтобы они могли спокойно там умереть. Через несколько месяцев на обратном пути корабли Колумба вновь подошли к берегу этого острова. Каково же было изумление прибывших, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми.
От какой болезни страдали моряки? Почему они выздоровели?
2 группа. «Историки»
В Англии в конце ХVIII века у населения целых кварталов кости теряли прочность, искривлялись. Из – за чего возникала так называемая «английская болезнь»? Можно ли предотвратить её развитие?
3 группа. «Врачи»
Голландский врач Эйкман, в 1896 году, работая на острове Ява, исследовал заболевание со следующими симптомами: расстройство движений, паралич.
Он обнаружил, что среди коренного населения острова процент заболевания был выше среди лиц, питавшихся полированным, очищенным от оболочки рисом.
В опытах он установил, что при кормлении кур полированным рисом, у них появляются симптомы, аналогичные проявлениям болезни у человека. Добавляя в пищу водный экстракт из отрубей риса, Эйкман добился изменения этого заболевания.
Как называлась эта болезнь? Из – за чего она возникала? Можно ли предотвратить развитие этой болезни?
4 группа. «Военные»
Известный актёр, клоун Ю.В.Никулин в книге «Почти серьёзно» рассказывал, что во время Великой Отечественной войны многие солдаты в тёмное время не могли ориентироваться. Во время боя, те солдаты, у которых не было этого заболевания, подносили снаряды к орудиям.
Чем это было вызвано? Как называется эта болезнь? Из – за чего она возникает? Можно ли предотвратить её развитие?
5 группа. «Литераторы»
А. С. Пушкин писал: « Я не люблю весны. Весной я болен». И вы хорошо знаете, что работалось ему лучше всего осенью. Как вы думаете, с чем это было связано?
6 группа «Биологи»
В некоторых странах существует традиция: женщины полностью закрывают своё тело одеждой, оставляя лишь щель для глаз. Перечислите нежелательные эффекты в функционировании организма, которые могут возникнуть у таких женщин. Назовите причину.
В конце урока учитель обращает внимание учеников на проблемный вопрос, записанный на доске:
"Человек может прожить без витаминов?!"
(заслушиваются высказывания учеников)