Вербальные аналогии для детей. Диагностика мышления младших школьников

Для полноценной диагностики процесса мышления у младших школьников применяют методику «Простые аналогии». По результатам тестирования анализируется текущий уровень развития, выявляются проблемные моменты.

Характеристика методики оценки мышления младших школьников «Простые аналогии»

Для успешного обучения в школе и развития от дошкольников и учеников младших классов требуется максимум внимания, умение сосредоточиться на задании и способность логически мыслить. Эти качества приобретаются не сразу, а постепенно развиваются и формируются в процессе взросления. Для своевременной коррекции уровня развития мышления проводится специальное тестирование.

Диагностируя уровень развития мыслительного процесса у младших школьников, важно помнить, что показатели оценки теста - это только основа для дальнейшего анализа с целью разработки для каждого ребёнка программы коррекции.

Мышление развивается одновременно с другими процессами (воображение, внимание, память) в тесной взаимосвязи. Оно отражает признаки объектов, помогает установить причинно-следственные связи между предметами. С развитием мышления формируется объективное восприятие реальности. Поэтому так важно не просто его развивать, но и контролировать этот процесс.

Авторы теста и цели исследования

Известный американский изобретатель и психолог Уильям Гордон в прошлом столетии предложил метод тестирования способностей творческого мышления для взрослых – «Простые аналогии». Идея заинтересовала детских психологов и педагогов, поэтому они упростили тест и адаптировали для младших школьников. Над этой задачей работали специалисты из разных стран, поэтому однозначно автор методики не назван.

Российские педагоги в своей практике ориентируются на технику выполнения теста, описанную в учебнике по возрастной психологии авторами И.Ю. Кулагиной и Калюцким В.Н.

Главная цель исследования - оценить гибкость и логичность мышления учеников начальной школы. Но такая диагностика преследует и другие задачи:

  • проверить точность и скорость установления причинно-следственных связей между предложенными объектами;
  • установить, насколько быстро ребёнок понимает задачу и как быстро приступает к решению;
  • насколько развиты у школьника ассоциативные связи;
  • проанализировать концентрацию, устойчивость внимания и способность его переключения;
  • определить ведущий тип мышления, используемый учеником при решении задачи - логический или визуальный.

Выбирать аналогии ребёнок может, используя визуальное или логическое мышление. При визуальном типе выполняется оценка объектов по внешним признакам, а при логическом - анализируется суть понятия.

Мышление младших школьников характеризуется высокими темпами развития, особенно словесно-логического типа. На этом факте основана большая часть методик диагностики учеников.

Как проводить тестирование по методике «Простые аналогии»

Педагог или психолог, который проводит тестирование, объясняет каждому ученику, что ему требуется сделать. В качестве примера обычно используется первый вопрос в бланке с заданиями, но также можно предложить и свои варианты. Как правило, двух-трёх аналогий достаточно для понимания сути задания.

Пример объяснения: перед вами группы слов. В каждой из них первые два слова находятся в определённой связи, которую необходимо понять. Третье слово также имеет аналогичную связь с одним из слов, написанных ниже. Какое из этих слов подходит, то и нужно отметить на бланке.

Есть задание:

  • школа = обучение, больница = ?;
  • а) доктор; б) ученик; в) лечение; г) учреждение; д) больной.

Слово «школа» имеет связь со словом «обучение». С каким словом по такой же аналогии будет иметь связь слово «больница»? Такой вопрос должен поставить себе каждый школьник и выбрать слово-ответ. Ответ такой: если в школе детей обучают, то в больнице - лечат, значит, подходит слово «лечение».

Разработано несколько вариантов задания с аналогиями. Обычно они состоят из 32 вопросов и на каждый отведено не более трёх минут. Но можно использовать и бланки с меньшим количеством заданий. Для младшеклассников чаще выбирают такие:

  1. «Бежать - Кричать, стоять - ?: а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня».
  2. «Рожь - Яблоня, поле - ?: а) забор, б) садовник, в) яблоки, г) сад, д) листья».

Для проведения исследования понадобятся:

  • секундомер;
  • стимульный материал (бланк с заданиями) по количеству тестируемых;
  • ручка или карандаш, чтобы отмечать выбранные варианты ответов.

Стимульный материал

  • 1. Лошадь: Жеребёнок = Корова: ? Пастбище, Рога, Молоко, Телёнок, Бык.
  • 2. Тонкий: Толстый = Безобразный: ? Красивый, Жирный, Грязный, Урод, Веселый.
  • 3. Свинец: Тяжёлый = Пух: ? Трудный, Перина, Перья, Лёгкий, Куриный.
  • 4. Ложка: Каша = Вилка: ? Масло, Нож, Тарелка, Мясо, Посуда.
  • 5. Яйцо: Скорлупа = Картофель: ? Курица, Огород, Капуста, Суп, Шелуха.
  • 6. Коньки: Зима = Лодка: ? Лёд, Каток, Весло, Лето, Река.
  • 7. Ухо: Слышать = Зубы: ? Видеть, Лечить, Рот, Щётка, Жевать.
  • 8. Собака: Шерсть = Щука: ? Овца, Ловкость, Рыба, Удочки, Чешуя.
  • 9. Пробка: Плавать = Камень: ? Пловец, Тонуть, Гранит, Возить, Каменщик.
  • 10. Чай: Сахар = Суп: ? Вода, Тарелка, Крупа, Соль, Ложка.
  • 11. Дерево: Сук = Рука: ? Топор, Перчатка, Нога, Работа, Палец.
  • 12. Дождь: Зонтик = Мороз: ? Палка, Холод, Сани, Зима, Шуба.
  • 13. Школа: Обучение = Больница: ? Доктор, Ученик, Учреждение, Лечение, Больной.
  • 14. Песня: Глухой = Картина: ? Хромой, Слепой, Художник, Рисунок, Больной.
  • 15. Нож: Сталь = Стол: ? Вилка, Дерево, Стул, Пища, Скатерть.
  • 16. Рыба: Сеть = Муха: ? Комар, Комната, Жужжать, Паутина.
  • 17. Птица: Гнездо = Человек: ? Люди, Птенец, Рабочий, Зверь, Дом.
  • 18. Хлеб: Пекарь = Дом: ? Вагон, Город, Жилище, Строитель, Дверь.
  • 19. Пальто: Пуговица = Ботинок: ? Портной, Магазин, Нога, Шнурок, Шляпа.
  • 20. Коса: Трава = Бритва: ? Сено, Волосы, Острая, Сталь, Инструмент.
  • 21. Нога: Сапог = Рука: ? Галоши, Кулак, Перчатка, Палец, Кисть.
  • 22. Вода: Жажда = Пища: ? Пить, Голод, Хлеб, Рот, Еда.
  • 23. Электричество: Проволока = Пар: ? Лампочка, Ток, Вода, Трубы.
  • 24. Паровоз: Вагоны = Конь: ? Поезд, Лошадь, Овёс, Телега, Конюшня.
  • 25. Алмаз: Редкий = Железо: ? Драгоценный, Железный, Твёрдый, Сталь, Обычный.
  • 26. Бежать: Стоять = Кричать: ? Молчать, Ползать, Шуметь, Звать, Плакать.
  • 27. Волк: Пасть = Птица: ? Воздух, Клюв, Соловей, Яйца, Пение.
  • 28. Растение: Семя = Птица: ? Зерно, Клюв, Соловей, Пение, Яйцо.
  • 29. Театр: Зритель = Библиотека: ? Актёр, Книги, Читатель, Библиотекарь, Любитель.
  • 30. Железо: Кузнец = Дерево: ? Пень, Пила, Столяр, Кора, Листья.
  • 31. Нога: Костыль = Глаза: ? Палка, Очки, Слезы, Зрение, Нос.
  • 32. Утро: Ночь = Зима: ? Мороз, День, Январь, Осень, Сани.

Таблица: ключ к тесту (вопросы 1–16)

Тестирование проводится для группы школьников или по одному. Группа должна быть небольшой: не более 10 – 15 человек. За партой или столом каждый ребёнок сидит сам.

Работа ведётся так:

  1. Руководитель раздаёт участникам бланки с заданиями, а на доске описывает или объясняет другим удобным способом, что нужно делать.
  2. Затем педагог оговаривает правила оформления теста. Важно чётко и доступно изложить все нюансы и желательно дополнить, что нельзя ставить на бланке лишние значки.
  3. После этого оговаривается время, отведённое на выполнение заданий, если оно ограничено. Обычно - 2–3 минуты. Есть ли ограничения, определяет психолог или педагог, проводящий тестирование, в соответствии с индивидуальными особенностями группы .
  4. Далее школьники отвечают на задания, после чего руководитель собирает бланки и приступает к анализу результатов.

Не все дети с одинаковой скоростью включаются в процесс. Если в коллективе есть медлительный ученик, нужно чаще подходить к нему во время выполнения заданий и при необходимости пояснять вопрос или просто подбадривать ребёнка. Но подсказывать запрещается!

Интерпретация результатов

Подсчёт результатов не занимает много времени. Правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов - 32.

Таблица: коридоры итоговых баллов

После анализа ответов детей психолог выдаёт рекомендации учителю и родителям по коррекции состояния ребёнка, предлагает индивидуальные программы развития внимание, усидчивости, логического мышления, умения анализировать и систематизировать информацию.

Для развития логического мышления рекомендуется привлекать ребёнка к интересным интеллектуальным занятиям, например, к игре в шахматы. Полезны также чтение книг с пересказом, решение логических математических заданий, некоторые компьютерные игры-стратегии.

«Простые аналогии» - один из самых объективных, точных и простых методов оценки мышления учеников начальной школы. Такое тестирование помогает педагогу установить проблемы в развитии и предложить варианты коррекции индивидуально для каждого тестируемого.

УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЦЕСА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, А ТАКЖЕ СИСТЕМАТИЗИРУЕТ ДЕТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И РАЗВИВАЕТ ИХ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. ВСЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА, С ПОДРОБНЫМИ РАЗЪЯСНЕНИЕМИ И ИСПРАВЛЕНИЯМИ ОШИБОК ДЕТЕЙ. ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АССОЦИАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ, СИСТЕМАТИЗИРУЯ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА. ПРЕДЛАГАЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АСОЦИАЦИЙ И АНАЛОГИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЦЕСА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, А ТАКЖЕ СИСТЕМАТИЗИРУЕТ ДЕТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И РАЗВИВАЕТ ИХ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

ВСЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА, С ПОДРОБНЫМИ РАЗЪЯСНЕНИЕМИ И ИСПРАВЛЕНИЯМИ ОШИБОК ДЕТЕЙ. ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АССОЦИАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ, СИСТЕМАТИЗИРУЯ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА.

ВИДЫ ЗАДАНИЙ НА УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ (ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ПОЖИЛЕНКО Е.А., ЛАЛАЕВОЙ Р.И., ЛОПАТИНОЙ Л. В., СЕРЕБРЯКОВОЙ Н. В И СОБСТВЕННЫЕ ЗАДАНИЯ):

  1. Назовите ЧЕМ ПОХОЖИ ИЛИ ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ

персик, вишня, абрикос и слива (имеют внутри косточку)

яблоко, апельсин, лимон и грейпфрут (имеют внутри семечки)

слива и лимон (похожи на овал)

апельсин и солнышко (оранжевые и круглые)

Что общего между капустой, горохом, арбузом и перцем? (Они зеленого цвета.)

Помидором, свеклой, редисом, луковицей? (Они имеют круглую форму.)

Баклажаном, огурцом, кабачком и дыней? (Они имеют овальную форму.)

Что общего между репой, зернами кукурузы, дыней и цветком одуванчика? (Они желтого цвета.)

Деревом и кустом, помидором и ребенком? (Они растут.)

Морковью, елкой, балалайкой и пирамидкой? (Они похожи на треугольник.)

Что общего между мячом и арбузом? В чем их различие?

Что общего между ковром и осенним лесом;

ягодами рябины и бусами;

крылаткой клена и вертолетом;

желудем и грибом;

орехом и яйцом;

зонтиком и грибом?

Слон и морж. (Имеют бивни.)

Пингвин и дельфин. (Они хорошо плавают, питаются рыбой.)

Корова и кит. (Кормят своих детенышей молоком.)

Морской и лесной ежи. (Имеют иголки.)

Сосулька, морковь, карандаш и пирамидка. (У них острый конец.)

Снег и шуба. (Шуба согревает людей, а снег - кусты и озимые.)

Снег, муха, воробей и вертолет. (Они летают.)

Вата, снег и тополиный пух. (Они легкие и имеют белый цвет.)

Платяной шкаф, сервант и книжный шкаф. (В них есть полки и дверцы, они сделаны из дерева, в них можно что-то положить.)

Стол, стул и диван. (Они сделаны из дерева, у них есть ножки.)

Скамейка, табурет и кресло. Бревно, стул и пенек. (На них можно сидеть.)

Книга, шкаф, дверь, коробка и тумбочка. (Их можно открывать и закрывать.)

Книжная полка, книга, карандаш и стол. (Эти предметы сделаны из дерева.)

Чем похожи? Чем отличаются? Лиса и волк, белка и барсук, медведь и заяц, ежик и бельчонок.

Дикие и домашние животные: заяц и кролик, дикий кабан и свинья, лось и корова, олень и лошадь. Насекомые и звери, птицы и звери.

Что общего между гнездом, конурой, домом, ульем, дуплом, норой и скворечником? (Это разные виды жилья живых существ.)

Батареей, солнцем, печкой и костром? (От них исходит тепло.) В чем их отличие?

Чем похожи окно, дверь, диван, пол; стена, шкаф, потолок? (Они имеют прямоугольную форму.)

Что общего между шубой и снегом? (Шуба греет человека, а снег - землю.)

Что общего между крышей дома и головным убором? (Дом покрыт крышей, а голова - головным убором.)

Что общего между листвой деревьев и одеждой? (Деревья сбрасывают листья, а человек снимает одежду.)

Что общего между птицей, мухой и стрекозой? (У них есть крылья, и они летают.)

Черепахой, крокодилом и пеликаном? (Их потомство появляется из яиц.)

Тарелкой и гнездом? (Они имеют округлую форму.)

Веслом и ногой утки? (Помогают плыть.)

Долотом и клювом дятла? (Острые и прочные и могут проделывать отверстия.)

Что общего между чайкой и уткой? (Они плавают и ныряют.)

Гусем и белым медведем? (Они имеют на лапах перепонки, плавают, пух и мех не намокают.)

Черепахой и гусыней? (Откладывают яйца.)

Петухом и будильником? (Будят по утрам людей.)

Крокодилом и курицей? (Их потомство появляется из яиц.)

Кораблем и гусем? (Они плавают.)

Волосы и расческа (расческой причесывают волосы),
ноги и туфли (туфли надевают на ноги),

глаза и очки (очки нужны для того, чтобы лучше видеть).

Чем похожи голова и арбуз? (Они круглые.)

Глаза и небо? (Могут быть голубыми или серыми.)

Пила, грабли, рот? (В перечисленных предметах есть зубы.)

Волосы, ногти, трава, деревья и ребенок. (Растут.)

  1. НАЙДИТЕ ПРЕДМЕТУ ПАРУ , Объедините в пары логически связанные слова и словосочетания (с использованием наглядного материала).

Подберите картинку к слову. (Перед детьми выкладываются картинки: лыжи, лед, снег, горка, очки, духи, солнце, коньки - и произносятся слова ноги, руки, глаза, нос. Ребенок выбирает те картинки, которые связаны с заданным словом.) (Ноги - лыжи, снег - горка, санки, нос - духи и т. д.) Какая связь существует между этими предметами?

Найдите предмету пару - ТЕМА «дОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Найдите картинке пару - ТЕМА «ЗИМА»

ТЕМА «ТРАНСПОРТ»

Объедините в пары две группы слов- ТЕМА «ДОМ.КВАРТИРА»

Например: потолок - люстра, стена - картина, пол - ковер.

  1. Подберите картинку.

Выкладываются картинки: лопата, грабли, подснежник, трава, трактор, листья. Педагог произносит следущие слова: поле, лес, луг, огород, дерево. Ребенок выбирает картинку, соответствующую определенному слову. (Огород - лопата, поле - трактор и т. д.)

  1. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).

Логопед предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец - овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).

Помидор - огород, яблоко (забор, сад, груша).

Часы - время, градусник (кровать, температура, окно).

Машина - мотор, лодка (парус, вода, палуба).

Стол - скатерть, пол (мебель, доски, ковер).

Молоток - гвоздь, нож (доска, хлеб, ящик).

Костюм - ткань, дом (забор, кирпичи, лестница).

Стул - дерево, булка (стол, зерно, нож).

Окно - дом, глаз (рот, очки, лицо).

Телефон - ухо, телевизор (радио, антенна, глаз).

Шапка - голова, сапог (щетка, мальчик, нога).

Шерсть - овца, молоко (сыр, корова, кот).

Гвоздь - молоток, шуруп (отвертка, клещи, доска).

Ручка - пенал, тетрадь (книга, парта, портфель).

Кошка - котенок, курица(утка, петух, цыпленок).

Трамвай - троллейбус, стол (книга, кресло, дерево).

Курица - петух, кошка (котенок, кот, молоко).

Машина - шофер, самолет (машинист, летчик, небо).

Чтение - буква, счет (задача, число, вопрос).

  1. Догадайтесь, каким будет четвертое слово.

Гвоздь - молоток, шуруп... Дом - крыша, книга...

Квадрат - куб, круг... Птица - яйцо, растение...

Хорошо - лучше, медленно... Огонь - пожар, вода...

Зерно - амбар, деньги... Электричество - выключатель, вода...

Одежда - голый, обувь... Школа - обучение, больница...

Человек - ребенок, собака... Резина - шина, сталь...

Птица - гнездо, человек... Пальто - пуговица, ботинок...

Утро - ночь, зима...

Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение, кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.


Простые аналогии. Выполнение этого задания требует понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Методика заимствована из психологии труда.

Для проведения опыта нужен бланк или просто отпечатанный на машинке ряд задач (см. табл. 7.5). Задание пригодно для исследования больных с образованием не ниже 8 классов.

Инструкция дается в форме совместного решения первых трех задач. «Вот посмотрите, - говорят больному, - здесь написано два слова: сверху «лошадь», снизу «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок - детеныш лошади. А здесь, справа тоже сверху одно слово - «корова», а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относиться к слову «корова», как жеребенок к лошади, т.е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет... теленок. Значит, нужно раньше установить, как связаны между собой слова, написанные слева, вот здесь (показ) и затем установить такую же связь справа.

Разберем еще пример. Вот здесь слева «яйцо» и «скорлупа». Связь такая: чтобы съесть яйцо, нужно снять скорлупу. А справа «картофель» и внизу пять слов на выбор. Нужно выбрать из пяти нижних слов справа одно такое, которое относится к верхнему, как это нижнее - к этому верхнему (показ слов слева)».

Таблица 7.5

Набор задач

Лед, каток, весло, лето, река

Видеть, лечить, рот, щетка, жевать

Овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя

Пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик

Вода, тарелка, крупа, соль, ложка

Топор, перчатка, нога, работа, палец

Палка, холод, сани, зима, шуба

Больница

Обучение

Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной

Хромой, слепой, художник, рисунок, больной

Вилка, дерево, стул, пища, скатерть

Решето, комар, комната, жужжать, паутина

Люди, птенец, рабочий, зверь, дом

Вагон, город, жилище, строитель, дверь

Пуговица

Портной, магазин, нога, шнурок, шляпа

Сено, волосы, острая, сталь, инструмент

Галоши, кулак, перчатка, палец, кисть

Пить, голод, хлеб, рот, еда

Электричество

Проволока

Лампочка, ток, вода, трубы, кипение

Поезд, лошадь, овес, телега, конюшня

Драгоценный, железный, твердый, сталь, обычный

Молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

Воздух, клюв, соловей, яйцо, пение

Растение

Зерно, клюв, соловей, пение, яйцо

Библиотека

Мороз, день, январь, осень, сани

Пень, пила, столяр, кора, листья

Галка, очки, слезы, зрение, нос

Инструкция несколько длинновата, но обязательно нужно добиться того, чтобы больной хорошо ее усвоил.

В норме, при соответствующем образовании исследуемые усваивают порядок решения задач после 2-3 примеров. Если больной, имеющий образование 8 классов, никак не может усвоить задание после 3-4 примеров, это дает основание думать, что его интеллектуальные процессы по крайней мере затруднены.

Чаще всего при выполнении задания наблюдаются случайные ошибки. Вместо того чтобы руководствоваться при выборе слова образцом логической связи слева, больной просто подбирает к верхнему слову справа какое-либо близкое по конкретной ассоциации слово из нижних. Так, в задаче, представленной на табл. 7.6, больной выбирает слово «лечить» просто потому, что зубы часто приходится лечить.

Таблица 7.6

Часто бывает так, что больной решает 3-4 задачи таким бездумным, неправильным способом, а затем без всякого напоминания со стороны экспериментатора возвращается к правильному способу решений. Такая неустойчивость процесса мышления, соскальзывание суждений на путь случайных, облегченных, ненаправленных ассоциаций наблюдается при утомляемости больных, при хрупкости процессов мышления как органического, так и шизофренического генеза.

Существуют, однако, некоторые отличия между особенностями решений больных. При органической слабости больные мгновенно «спохватываются» и исправляют свои ошибки, как только замечают, что экспериментатор недоволен их ответами. Сам экспериментатор может, напомнив инструкцию и настойчиво потребовав от больного внимательной работы и несколько задев при этом его самолюбие, добиться от больного-органика (с травматическим, сосудистым или легким интоксикационным процессом) безошибочного продолжения работы.

Между тем ошибки больного шизофренией обусловлены слабостью побуждений, рыхлостью и ненаправленностью ассоциаций. «Соскальзывания» мысли больных обычно не поддаются коррекции, от них часто не удается добиться безупречных решений даже при повторных решениях тех же задач. Ошибки они допускают не в трудных, а в легких задачах. У больных не выявляется «предпочтения истины», т.е., выяснив с помощью экспериментатора правильное решение задачи, больной считает одинаково правомерным и прежнее, ошибочное, и другое, правильное.

Помимо «хрупкости», неустойчивости и непоследовательности решений, больные шизофренией обнаруживают при выполнении этого задания более выраженную расплывчатость мышления. Обилие слов, которыми им приходится оперировать, вызывает у них множество ассоциаций. Больные начинают связывать между собой слова одних задач со словами других и совершенно теряются в возникшей мешанине связей.

Если больной безупречно выполняет все задание, решив все 30-35 задач быстро и без ошибок, это еще не дает психологу основания утверждать, что мышление больного не нарушено. Методика может не выявить тонких, мало выраженных расстройств.

Методикой можно пользоваться для повторных проб, если разделить этот набор на две или три части.

Сложные аналогии. Методика направлена на выявление того, в какой мере больному доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Кроме того, методика провоцирует проявления резонерства у больных, склонных к нему. Методика предложена Э.А. Коробковой.

Для проведения опытов нужен бланк (см. табл. 7.7).

  • 1. Овца - стадо
  • 2. Малина - ягода
  • 3. Море - океан
  • 4. Свет - темнота
  • 5. Отравление - смерть
  • 6. Враг- неприятель

Таблица 7.7

Пары слов

Методику можно применять при исследовании больных, имеющих не менее 8 классов образования, но чаще всего ввиду очень большой трудности ее применяют при исследовании больных со средним и высшим образованием.

Больному говорят: «Давайте рассмотрим, какая связь между этими парами слов (вверху)», и подробно характеризуют принцип связи каждой пары. Так, ему объясняют, что «свет - темнота» - противоположные понятия, «отравление - смерть» имеют причинно- следственную связь, «море - океан» имеют количественное отличие.

После этого больному предлагают прочесть каждую пару из расположенных внизу, сказать, к какой паре из числа верхних она относится, и показать принцип этой связи. Больше никаких объяснений экспериментатор не дает, а только записывает решения больного (форму протокола см. табл. 7.8), пока он не делает 2-3 попыток самостоятельного решения. В случае, если первые решения свидетельствуют о том, что больной задачу не понял, экспериментатор дает повторные объяснения и вместе с больным решает 2-3 задачи.

Правильное решение задачи должно иметь примерно следующую форму: «физика - наука» соответствует паре «малина - ягода», потому что физика - одна из наук, так же, как малина - это один из видов ягод. Или «испуг - бегство» соответствует «отравление - смерть», потому что и там, и здесь причинно-следственные отношения.

Форма протокола

Таблица 7.8

В протоколе лучше записывать обе соотносимые пары слов (а не номер задачи) во избежание возможных ошибок. Обсуждение следует записывать полностью. Можно в одной графе чередовать реплики и вопросы экспериментатора (заключая их в скобки) и ответы испытуемого.

Если больной правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право написать в заключении, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей (но это еще не означает, что у него нет расстройств мышления).

Если же больной с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, это еще не дает права делать вывод об интеллектуальном снижении: многие психически здоровые люди с трудом выполняют это задние. Нужно подвергнуть анализу ошибки, вернее, весь ход рассуждений больного.

Чаще всего эта методика оказывается полезной для выявления соскальзываний, внешних паралогичных умозаключений, т.е. той растекаемости мышления, которая наблюдается при шизофрении. Больной, например, начинает пространно рассуждать о том, что «испуг - бегство» соответствует паре «враг -неприятель», потому что во время войны такое бывает. Или отвечает, что «физика - наука» соответствуют понятиям «свет - темнота», так как это понятия, изучаемые физикой.

Следовательно, анализ экспериментальных данных, полученных с помощью этой методики, основывается не столько на ошибках и неправильных решениях, сколько на тех рассуждениях, которыми больные свои доводы обосновывают. Иногда за правильным ответом кроется ложное понимание. Так, «испуг - бегство» больной соотносит с «отравление - смерть». Это верно, но больной объясняет, что и то, и другое похоже потому, что связаны со словом «страх».

Без обсуждения эксперимент не имеет смысла. Особенно трудны соотношения понятий «бережливость - скупость» и «прохлада - мороз». Они редко выполняются без помощи экспериментатора, но дискуссия по ним интересна.

Все ограничения в истолковании данных по этой методике не лишают ее ценности. При исследовании больных с высоким уровнем образования она всегда дает интересный результат как материал для обсуждения.

Методика «Простые аналогии»

Методика направлена па выявление характера логических связей и отношений между понятиями. Иногда указывается, что она может применяться с подросткового возраста - от 10 лег, но при нормативном развитии ее можно применять и в младшем школьном возрасте 1 .

Стимульный материал методики представляет собой бланк, состоящий из двух колонок текста, на котором слева располагаются пары слов - образцы, но аналогии с которыми следует выделить пару слов в правой половине бланка. Справа вверху указано слово искомой пары, задача - выделить одно из пяти представленных ниже слов.

В различных модификациях встречается от 10-12 до 20-32 заданий.

Инструкция. Вы видите два слова: сверху - «лошадь», снизу - «жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок - детеныш лошади. А справа тоже сверху одно слово - «корова», а снизу - 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое так же относится к слову «корова», как слово «жеребенок» к слову «лошадь», т.с. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет «теленок». Значит, сначала нужно установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа.

После того, как инструкция понята, предлагаются задания (табл. 7.3).

Тестовый материал к методике «Простые аналогии»

Таблица 73

1 Семаго //. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка.

Масло, нож, тарелка, мясо, посуда

Лсд, каток, весло, лето, река

Видеть, лечить, рот, щетка, жевать

Овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя

Пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик

Вода, тарелка, крупа, соль, ложка

Топор, перчатка, нога, работа, палец

Палка, холод, сани, зима, шуба

Больница

Обучение

Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной

Хромой, слепой, художник, рисунок, больной

Вилка, дерево, стул, пища, скатерть

Решето, комар, комната, жужжать, паутина

Люди, птенец, рабочий, зверь, дом

Вагон, город, жилище, строитель, дверь

Пуговица

Портной, магазин, нога, шнурок, шляпа

Сено, волосы, острая, сталь, инструменты

Галоши, кулак, перчатка, палец, кисть

Пить, голод, хлеб, рог, еда

Электричество

Проволока

Лампочка, ток, вода, трубы, кипение

Поезд, лошадь, овес, телега, конюшня

Драгоценный, железный, твердый, сталь, обычный

Молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

Воздух, клюв, соловей, яйцо, пение

Растение

Зерно, клюв, соловей, пение, яйцо

Библиотека

Актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель

Мороз, день, январь, осень, сани

Пень, пила, столяр, кора, листья

Галка, очки, слезы, зрение, нос

Обработка результатов. Ответы сравниваются с ключом : теленок, шелуха, мясо, лето, жевать, чешуя, тонуть, соль, палец, шуба, лечение, слепой, дерево, паутина, дом, строитель, шнурок, волосы, перчатка, голод, трубы, телега, обычный, молчать, клюв, яйцо, читатель, осень, столяр, очки.

Обработка результатов заключается в подсчете количества правильных и ошибочных нахождений аналогий между понятиями. Анализируется характер установленных связей между понятиями: конкретные, логические, категориальные связи. Фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий.

Но типу связей можно судить об уровне развития мышления - преобладании наглядных или логических форм.

Анализ результатов и примерные возрастные нормативы выполнения

А пал из иру ем ы е показател и:

  • возможность удержания инструкции и логики задания;
  • доступная сложность выполняемого задания;
  • критичность ребенка к результатам своей деятельности;

доступность операций установления логических связей по аналогии в целом; стратегия выделения ребенком логических связей и отношений между понятиями;

возможность зрительного анализа большого объема печатного материала; наличие ответов импульсивного характера;

  • инертность в выборе связей;
  • оценка объема и характера необходимой помощи при обучении.

Выполнение методики в полном объеме (варьирующем в различных изданиях

от 10-12 до 20-32 заданий) является условно нормативным для детей 11 - 13 лет. Недоступность выполнения даже простых заданий в силу проблем собственно логического характера нормативно не встречается у детей старше 7-7,5 лет. Она может быть обусловлена не столько проблемами логического мышления, сколько трудностями удержания алгоритма выполнения задания, импульсивности, проблемами регуляторного характера.

Наиболее легкими для выполнения должны являться задания, в которых сама связь между словами в левом столбце конкретна и хорошо знакома ребенку, с точки зрения социально-бытовой ситуации. Задания, включающие в себя анализ качественных характеристик, в частности подбор антонимов, могут вызывать трудности у детей даже старше 10 лет с недостаточной сформированностью пространственных представлений.

Понятно, что в заданиях подобного типа сама логическая связь между словами образца (в левой части бланка) является по определению различной. Чем проще ребенку установить эту связь, тем более доступным будет для него предлагаемое задание. Психолог, работающий с такого рода выбором по аналогии, должен представлять, что в каждом конкретном случае логическая связь будет отличаться.

Подобные связи можно классифицировать следующим образом, в последовательности от наиболее простых - к наиболее сложным:

  • 1. Социально-бытовая.
  • 2. Функциональная.
  • 3. Существенная часть чего-либо.
  • 4. Материальная.
  • 5. По принципу сравнения качества (в том числе антонимы).

В большинстве известных примеров заданий наиболее простыми и доступными для детей 7-8-летнего возраста, как правило, являются задания на выявление социально-бытовых связей и существенных частей, а также аналогий типа: «Взрослый - ребенок, лошадь - жеребенок» и т.п. Другие виды заданий оказываются более трудными.

Значимым является также фактор места по порядку (в ряду слов справа под чертой), на котором находится необходимое для выбора по аналогии слово. Чем ближе верный ответ находится к двум последним словам в ряду справа, тем возможнее неправильный выбор, поскольку ребенок с большей долей вероятности может остановить свой выбор на предыдущих словах в силу ряда причин, в том числе, импульсивности, усталости или пресыщения. Это предл>являет определенные требования к анализу результатов и учету этого фактора.

Достаточно часто при инертности мышления или инертности деятельности в целом ребенок подбирает к следующей паре слово в соответствии с логикой связи, выбранной в предыдущем задании. При грубой инертности ребенок порой не может сменить принцип подбора вообще. Однако это не всегда признак инертности, а иногда может быть расценено как истинная недоступность анализа логической связи. Для дифференциации этих двух особенностей необходимо сопоставить результативность выполнения данной методики с результативностью выполнения других заданий па оценку сформированности познавательной деятельности. При низкой результативности выполнения заданий и других методик скорее можно предположить именно интеллектуальную несостоятельность ребенка, а не просто инертность его деятельности.

Психологическая безопасность: учебное пособие Соломин Валерий Павлович

Методика «Простые аналогии»

Методика «Простые аналогии»

Применяется для обследования лиц в возрасте от 10 лет и старше.

Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями.

Материал: серия логических заданий, отпечатанных на листе бумаги.

Инструкция. Посмотрите, слева написаны два слова – сверху лошадь, снизу – жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же: сверху одно слово – корова, а снизу – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову корова как жеребенок к лошади, т. е., чтобы оно обозначало детеныша коровы.

Это будет… теленок. Значит нужно вначале установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа.

Тестовый материал

Интерпретация результатов. Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2–3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3–4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом. Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов. Анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные. Фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладании наглядных или логических форм.

Из книги Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день автора Козлов Николай Иванович

Простые секреты бесконфликтности Включите душевное зрениеЧеловек всегда видится мне как матрешка: есть он сам, внутри него еще один – внутренний, внутри того – еще глубинный – и т.д.; маленькие человечки в большом человеке. При этом, очевидно, что у каждого человечка есть

Из книги Как относиться к себе и к людям [Другая редакция] автора Козлов Николай Иванович

Простые секреты бесконфликтности Включите душевное зрениеЧеловек всегда видится мне как матрешка: есть он сам, внутри него еще один - внутренний, внутри того - еще глубинный - и т. д.; маленькие человечки в большом человеке. При этом очевидно, что у каждого человечка

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика «Сложные аналогии» Предназначается для обследования подростков и взрослых. Цель: выявление того, насколько испытуемый понимает сложные логические отношения и выделяет абстрактные связи.Описание. Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Методика номер четыре: методика «плюс-минус» - Ты мне руку сломала! - В человеческом организме 215 костей. Это была только одна. Терминатор-2. Эта методика применяется в разговорах, как средство сделать хороший продвинутый комплимент. Главное в этой методике - контраст.

Из книги Проблемы психологии народов автора Вундт Вильгельм

5. Естественноисторические аналогии к истории языка. Тем не менее в одном пункте пути прежнего и нового индивидуализма расходятся. Для индивидуализма прежних времен человеческое развитие было замкнутым в себе царством; от него далека мысль ставить историю созданий духа

Из книги Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! автора Апанасик Валерий

Эмоции простые и сложные Эмоции бывают простыми и сложными. Простые чувства – те, что скорее сближают нас с животными, чем отличают от них: страх и гнев, ощущение силы или подчиненности. Все эти эмоции связаны с борьбой за выживание и положением в социальной иерархии.

Из книги Анатомия человеческой деструктивности автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Как общаться с пользой и получать от этого удовольствие автора Гуммессон Элизабет

Самые простые «да» Как и в предыдущем упражнении, я хочу попросить вас напрячь свою память. Но на этот раз постарайтесь вспомнить ситуации, в которых вы хотели сказать «да». Может быть, вы отказались пойти на вечеринку, потому что у вас не было пары, а на самом деле вы очень

Из книги Мед и яд любви автора Рюриков Юрий Борисович

Простые и высшие запросы. Уже говорилось, что в XX веке постепенно рождается новый, более сложный вид брака - «супружество-содружество». Рождается он с болью, выстрадывается в муках, - часто потому, что для многих из нас ценность своего «я» важнее, чем равновесие двух «я».А

Из книги Болезнь культуры (сборник) [фрагмент] автора Фрейд Зигмунд

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Избранные работы автора Наторп Пауль

Из книги Психология интеллекта автора Пиаже Жан

Аналогии между перцептивной деятельностью и интеллектом Как же в таком случае объяснить неоспоримое родство между этими двумя видами структур, каждая из которых основана на конструктивной деятельности субъекта и образует целостные системы отношений, частично

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

Аналогии В «Очерках организационной науки» создатель тектологии Александр Богданов рассуждал так:«Природа организует сопротивление многих живых организмов действию холода, покрывая их пушистым мехом, перьями или иными мало проводящими тепло оболочками. Человек тем

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Из книги Включите свою рабочую память на полную мощь автора Эллоуэй Трейси

Простые игры Некоторые простые игры обладают эффектом ближнего переноса, то есть навыки, полученные в процессе игры, можно использовать в смежных областях. К примеру, одна из простейших игр «Тетрис», состоящая в том, чтобы переворачивать и укладывать рядами фигурки,