Житие святого и значение иконы. Молитвы Предтече: в чем помогает святой Иоанн Креститель Кого защищает предтеча

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Молитва Иоанну Крестителю Предтече – одна из величайших в православии. В ней – любовь к Господу и праведная вера, которые дают силу и надежду каждому христианину. Она преисполнена покаяния и смирения, что ведут человека к покаянию и Божьему всепрощению.

Молитва пророку Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Молитва святому имеет поистине огромную силу, и каждый, кто к ней обращается, находит долгожданную помощь и обретает покой. Её история велика и трагична одновременно. Иоанн Креститель был одним из ближайших предшественников Христа, который и предсказал пришествие Мессии. Долгое время мученик жил в пустыне, полностью посвятив себя Богу, вёл аскетичный образ жизни и находил истинное счастье в молитвах Господу.

Иоанн стал одним из основных символов христианства. Будучи достаточно известным своими проповедями, он совершал священные окунания в воду (омовения), которые призваны очистить тело и душу человека от грехов и даровать человеку покаяние. Этот церковный обряд практически без изменений дошёл до наших дней под названием “таинство крещения” и стал одним из почитаемых и исполняемых.

Ведь каждый православный человек проходит его, дабы приблизиться к Богу и получить от него незримую защиту на протяжении всей жизни.

Жизнь самого Крестителя имела трагический конец – он был обезглавлен по приказу иудейской царицы и её дочери. Усечённая глава Иоанна стала честным символом православия и также имела свою сложную и интересную историю:

  • первой её нашла благочестивая Иоанна и, положив в сосуд, закопала на Елеонской горе;
  • далее она попала в руки одного из подвижников, который нашёл её, когда копал ров для укладки основания храма. Реликвию он хранил до самой смерти, но потом, опасаясь уничтожения святыни неверующими, спрятал её в прежнем месте;
  • во времена царствования Константина одному из иноков, которые пришли в Иерусалим поклониться Гробу Господню, явился сам Креститель и указал на местонахождения его главы.

Именно этот период стал ключевым в истории православия, ибо ознаменовал собой начало празднования христианами всего мира Первого обретения главы Иоанна Предтечи.

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Молитва Иоанну Крестителю от головной боли

Очень часто к пророку обращаются люди, дабы унять физическую боль, что исходит от головы, ибо его потерпела мучения и стала святыней, которая способна исцелить тело и успокоить душу. Даже изображение Иоанна, которое подаётся на святых ликах в виде главы страдающего, символизирует обращение с просьбой унять головную боль.

Также к нему приходят, дабы обрести собственное покаяние, понять свои мысли и разобраться в них, ведь покой душевный и физическое исцеление даруют гармонию, а она открывает мир по-новому, меняя человека в лучшую сторону. Предки же почитали его за неоценимую помощь в сохранении рода людского и хозяйственных делах (посевы, плодородие, пасека).

Иоанн Креститель – пророк, который был прославлен Церковью и людьми в веках. Его праведность в честности, а она, как известно, – верный путь к праведной вере и вечной благодати.

Молитвы Предтече и Крестителю Господню Иоанну:

Молитва 1

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многая беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем: что сотворю, не вем.

И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.

Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно; очисти мя грехами оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

Молитва 2

Святый Предтече и Крестителю Христов Иоанне! Проповедник сый покаяния, кающихся не презри нас, но молися ко Владыце Христу за нас, недостойных рабов, унылых, немощных, во многия грехи впадших. Смерти убо чаем, о гресех же наших николиже поболехом и о Царствии Небеснем не попекохомся: но не презри нас, Крестителю Христов, честный Предтече, болий рожденных всех, постником и пустынником наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов.

Тя молим, к тебе прибегаем: не отрини нас, просящих твоего заступления, обнови души наша покаянием, еже есть второе крещение: твоим ходатайством пред Господем испроси нам очищение грехов. Уста недостойная вопиют к тебе, и душа смиренная молится, сердце сокрушенное из глубины воздыхает: простри пречистую твою десницу и защити нас от враг видимых и невидимых.

Ей, Господи Иисусе Христе! Молитвами святаго Иоанна Крестителя Твоего, изряднее же Пречистыя Твоея Матери, Владычицы нашея Богородицы, спаси нас, грешных рабов Твоих, кающихся о гресех. Ты бо еси Бог кающихся, и на Тя, Спасителя, возлагаем надежду, славяще Пресвятое Имя Твое, со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще видео молитву святому пророку Иоанну Крестителю:

Креститель является одним из величайших библейских пророков. Это он крестил самого Иисуса Христа в реке Иордан. Перед крещением своей крестницы я решила узнать подробно о предтече, как называют святого пророка Иоанна. Также меня волновал вопрос о суевериях, связанных с днем почитания Усекновения головы пророка. В статье я расскажу вам, что думает православная церковь о народных верованиях, и о чем можно молиться святому Иоанну Крестителю.

Библейский пророк

Приход Крестителя в мир описан в евангелии от Луки. Евангелист указывает, что его родителями были праведные люди — священник Захария и его жена . Рождение Иоанна было предсказано Захарии самим архангелом Гавриилом, как и рождение Иисуса Христа. Захария был преклонных годов, когда архангел сообщил ему неожиданную весть, да и детей у супружеской четы не было.

Захария не поверил явлению архангела Гавриила, за что и был наказан немотой. Старец мог говорить лишь после рождения сына и наречения его именем Иоанн, что на арамейском обозначает благодать. Захария написал на глиняной табличке имя Иоанн, и только после этого бог разверз его уста. Родственники хотели наречь младенца в честь отца Захарией, но старец воспрепятствовал этому и определил имя, сказанное ему в видении архангелом Гавриилом.

Захария был убит воинами Ирода, когда те искали новорожденного Иисуса. Елизавета с младенцем Иоанном смогла укрыться внутри горы по молитве богу. Сорок дней Елизавета и Иоанн находились в укрытии, питаясь финиками и водой из ручья. После этого Елизавету умерла, а младенца выращивал ангел.

Повзрослевший Иоанн питался акридами (дикими муравьями) и диким медом. На нем была надета накидка из верблюжьей шерсти, и весь его облик выражал праведность и аскетизм. Когда Предтеча появился в пустыне и стал пророчествовать, иудеи признали в нем пророка Илию, который был вознесен на небеса живым. Иоанн был очень похож на Илию, поэтому иудеи приходили слушать его и верили всем словам.

В те времена народ каждый день ожидал пришествие Мессии, который спасет их от римского деспотизма. Люди с большим трепетом слушали слова пророка, ведь он предвещал им исполнение желаемого — приход Мессии. Иоанн отпускал раскаявшимся грехи и омывал от них в водах Иордана. Поэтому был назван Крестителем.

Однажды среди людей появился , чтобы смиренно принять омовение в Иордане от пророка. Иоанн сразу же признал в нем Миссию и сказал, что недостоин развязать ремни на его сандалиях. Но Иисус ответил, что должно делать то, что предречено. В тот момент на Спасителя спустился Святой Дух в виде голубя и прозвучали слова Господа:

Окрестив Иисуса, Иоанн продолжал пророчествовать в пустыне. Через некоторое время он был помещен в темницу Иродом за обличение в грехе его прелюбодеяния с женой брата. Безумная женщина решила отомстить Иоанну за обличение в грехе и обманула Ирода. Она подговорила свою дочь Саломею станцевать танец на большом пиру в честь дня рождения царя. Станцевав эротический танец, Саломея выпросила у царя голову Крестителя. Ирод не мог нарушить слово, данное публично, и приказал отрубить пророку голову. Так погиб один из величайших пророков Иудеи, крестивший самого Господа и Спасителя.

С приходом пророка Иоанна завершается ветхозаветная история еврейского народа и открывается новый завет — пророчество о Мессии, Спасителе всех людей на земле. Он возвестил о приходе новой эры в истории человечества, когда путь спасения открывается любому человеку.

Икона Крестителя

В православной традиции святого Иоанна почитают первым после ангельских чинов. Самой известной иконой в православии является икона под названием «Голова на блюде». На ней изображена усеченная голова святого с закрытыми глазами и нимбом над ней. По преданию, нечестивая Иродиада сильно боялась воскресения пророка, поэтому потребовала захоронить голову Иоанна отдельно от туловища.

К иконе пророка обращаются те, кто стремится вернуться к вере и раскаивается в грехах. Так как предтеча принимал покаяние грешников и очищал от грехов, именно к нему обращаются с этой просьбой. Святой помогает найти правильный путь в жизни, осознать свою греховную природу и обрести светлый разум.

Если человека одолевают греховные мысли, он может обратиться к пророку для избавления от морока и соблазна дьявольского. Святой очищает разум и укрепляет дух, а также успокаивает мятежное сердце.

Также к пророку обращаются с просьбой в укреплении духа во время длительных церковных постов, ведь святой всю жизнь питался медом и акридами. Он не страдал от голода или недоедания и показал пример аскетической жизни.

Бездетные пары обращаются с просьбой к родителям Предтечи, которые причислены к лику святых, о даровании потомства.

Пчеловоды уверены, что пророк поможет им в разведении пчел, так как сам питался диким медом.

Первая молитва Предтече:

Вторая молитва Предтече:

Суеверия

Церковная традиция не поддерживает народных верований насчет Иоанна Крестителя. Например, непонятным считается вера в магические способности святого. Некоторые люди уверены, что святому можно молиться для исцеления головы.

Другие верят, что в день почитания усекновения главы святого нельзя вкушать пищу круглой формы — капусту, репу и т. д. Не разрешается даже держать в руках круглые предметы и большое блюдо, вплоть до отказа ставить тарелки на стол. Церковь считает эти верования наивными и не содержащими в себе истины.

Суеверные люди опасаются пользоваться ножами и острыми предметами в день памяти Крестителя. Считается, что держащий в руке нож, берет на себя грех убийц Иоанна. Однако церковная традиция не одобряет подобных верований, так как считает их вымышленными.

Иоанн Предтеча был послан богом на землю, чтобы очистить заблудшие души и обновить веру. Он готовил мир к приходу Спасителя Иисуса Христа. Не следует забывать о величии миссии Крестителя и праздновать в день его Рождества языческий праздник Ивана Купалы. Это большой грех.

Икона Иоанн Креститель

Иоанн Креститель является самым известным и любимым Божьим угодником, которого также почитают, как и Пречистую Деву Марию. Вот это и объясняет, почему у этого святого существует несколько дней почитания: в январе седьмого числа, двадцать четвертого февраля, двадцать пятого мая, двадцать четвертого июня, двадцать девятого августа, двадцать третье сентября, и двенадцатое октября.


Молитва Иоанну Крестителю

В большинстве случаев молитву Святому Иоанну Крестителю произносят для:
Понимания своих недостойный дел и их возникновение;
Просвещение заплутавших;
Обращение к Господу неверующих, некрещеных и общинников;
Для поддержке людям отбывающим наказания;
Для получения прощения грехов;
Для хорошего урожая.

Горячие мольбы к божественному образу Предтече помогут усилить веру и подарят помощь в сложное время.
Иоанн Пророк, Креститель считается святым предвестником и Спасителем, рождение которого явило собой новую ступень в развитии христианства. Бытие Иоанна стало образцом для всех верующих, потому как в нем милость Господняя постоянно одерживала верх над нечистым, чтобы рассказать миру о могуществе вероисповедании, и благодаря чему преодолевается все трудности в достижении поставленной цели, ведущей к добру и терпению.


Святой лик Иоанна Крестителя

Икон Крестителя существует в христианском мире очень много, однако оригинал святого изображения Иоанна Предтече, обладает вот какими неповторимыми штрихами:
Человек еврейской внешности, немолодой, довольно худощавого телосложения, немного смугловатый, с маленькой чернявой бородой, заплетенной в косу, и густые волнистые черные волосы;
Его одежда сшита из довольно грубого материала - из шерсти верблюда, и подпоясывался он ремнем из кожи;
В большинстве случаев Крестителя изображают не в полный рост, а по пояс и всегда лицом к обратившемся;
Изображается Иоанн с одной поднятой рукой, благословляющей молящегося, а в другой - держащий пергамент, содержащий священную молитву, ведущей к исповедованию;
И на одном плече он держит длинную трость, которая является целью жития в безлюдной пустоши и несет в себе смысл видение о Небесном Спасителе.

Лик Иоанна Предтечи считается образцом христианского жития, наполненного терпением и раскаяньем, с которого должны брать пример всякий православный верующий, чтобы понять Господнее Слово и узнать его святую милость.

Чудеса, свершенные иконой Иоанна Крестителя

Несколько историй чудесных избавлений от недугов по мольбам перед иконой Иоанна Пророка, поделилась одна женщина. В двух случаях ей назначили операцию на главе.

"Зимой в январе я поскользнулась и упав больно стукнулась головой об землю. Сделав необходимые анализы мне сказали результат: Обнаружено повреждение лобной кости, костный мозг ничем не защищен и в придачу сотрясение мозга. Такой диагноз сказали в двух больницах: в Первой городской и Пятидесятой клиники. Мне назначили операцию, но ехать в больницу я отказалась. В конце января я поехала в церковь святых апостолов Петра и Павла друзья из этого храма рекомендовали мне помолиться перед иконой Иоанна Крестителя с венцом. В монастыре мне поведали, что этот лик лишь не так давно вернули сюда домой. С большими усилиями я подошла к обительской церквушке. Произнесла прошение пред иконой и преклонилась перед ней и венцом, потому как я не ведала, что его надо надеть на себя. И сразу после этого я почувствовала себя гораздо лучше. Назад я вернулась своим ходом. Утром следующего дня мне сделали компьютерный рентген головы. И результат все поверг в шок, на снимке и в помине не было трещин в лобовой кости.

Второй раз Иоанн Креститель пришёл мне на помощь в апреле двухтысячного года. Когда у меня обострился хронический гайморит, а обычное лечение не помогло, мне делали два прокола носовой пазухи, я пила двойную дозу антибиотиков, а результата было ноль, и мне назначили лечение с помощью операционного вмешательства. Перед днем операции я решилась снова наведаться в Иоанно-Предтеченскую обитель помолиться у святых мощей Иоанна Крестителя. Я произнесла акафист преподобному, и приклонилась к лику с венцом. На утро следующего дня операцию отменили, потому что результаты обследования показывали, что операция не требуется.


Летом в 2002 году пришла девушка и поведала инокине монастыря о чудесном выздоровлении "У меня диагностировали опухоль головного мозга и мне назначили операцию для того чтобы эту опухоль вырезать, операция должна была проходить с разрезанием черепа. Я честно признаюсь, никогда особа не верила в Господа. Однако я решила, что терять мне нечего и послушав совета друзей, я поехала в монастырь и преклонилась перед чудодейственном образом Святого Крестителя. На следующий день я сдавала анализы перед предстоящей операцией, и они показали невероятное - опухоль не исчезла. Доктора отказывались в это верить.

Значение молитвы перед иконой Иоанну Крестителю

Посланник Господа Иоанн, взаправду известен, как и проситель и защитник всего человечества. Он предстает пред Всевышним за всех верующих, которые возносят ему мольбы.

Считается, что каждый второй день недели является днем Святого, и в этот день рекомендуют возносить песнопение посвященное этому преподобному, разрешается даже читать не полностью весь текст, а только его часть. И Святой Провидец Креститель будет защищать вас всегда.

Песнопение, посвященное Иоанну Предтече, считается одной из самых мощных молитвословий. Креститель является не обычным Святым, а тем, кому воздают молитвы сразу после Всевышнего и Небесных Хранителей. Самым известным из молитвенных обращений, с помощью которого обращаются за помощью к Иоанну Предтече считается акафист.

Акафистом является довольно сильный святой текст, который может оказать помощь христианам в любой момент. Когда у вас внутри бушует ураган и вы желаете обрести душевный покой и сочувствие, то вам на помощь придет песнопение, посвященное Иоанну Крестителю.

Сперва верующие подают молитвы Иисусу Христу, потому как он является самым главнейшим из святых. Далее возносят прошения Деве Марии и Небесным Защитникам. А после них по значимости идет молитва Предтече. Акафист к Иоанну Крестителю усиливает веру в Всевышнего, поддерживает во время трудных времен и помогает найти выход, даже из самых безнадёжных случаев и дарит умиротворенность и покой.

Просьбы к чудодейственной иконе может даровать верующим душевное исцеление, и это само по себе является чудом. Чаще всего, люди просят Иоанна, о том, чтоб летом и осенью огород хорошо уродил плоды, и чтобы грешники, осмыслили свои деяния, поняли их неправильность, и стали задумываться о их исправлении.

Еще молитвы Иоанну Крестителю произносят:
В случаях обращении к Господу неверующих в Господа приобщении;
Для установления душевного контакта некрещенных и Всевышнего (затем надо срочно покреститься в храме);
От ужасных головных болей;
Для получения духовной гармонии, и господней милости;
Для возвращения на путь истинный и очищение мыслей.

Дни почитания памяти Иоанна Крестителя

В христианском календаре дни памяти святого следующие:
6 октября;
7 июля;
11 сентября - лишение головы;
20 января - Храм Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения;
9 марта - первое и второе обретение его главы;
7 июня - третье обретение его главы;
25 октября - праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Также напоминаем Вам, что наша поможет Вам найти множество других православных товаров, а также даже купить !

1.

Иоанн Предтеча, в житии
Век:XIV-XV
Место создания: Россия, Москва

Иконографическая справка: В среднике изображен в полный рост Иоанн Предтеча в иконографическом типе Ангел пустыни, с развернутым свитком с текстом "Покайтеся, приближибося Царствие Небесное". (Евангелие от Матфея 4;17) Вокруг средника 16 клейм: 1. Явление Ангела Захарии; 2. Рождество; 3. Выбор имени; 4. Спасение Елизаветы с младенцем в горе; 5. Убиение Захарии; 6. Ангел уводит младенца в пустыню; 7. Моление Иоанна в пустыне; 8. Ангел ведет Ионна к Иордану; 9. Крещение Христа; 10. Крещение народа; 11. Обличение Ирода; 12. Усекновение главы; 14. Перенесение главы; 15. Погребение; 16. Обретение главы Иоанна Предтечи.

Стилистическая справка: Лик написан плавью золотистой охрой по оливково-зеленому санкирю. Уста и опись носа - красные Крылья синевато-голубые.

2.

Век:XV

Стилистическая справка: Колорит иконы выдержан в охристо-коричневатой гамме, фон светлый, слегка желтоватый. Письмо отличается прозрачностью красочного слоя, нанесенного на левкас в акварельной манере; лишь световая моделировка, выполненная с добавлением белил, имеет более плотный, пастозный характер. Безупречно уравновешенна композиция произведения, вписанная в овал; гармонична скупая гамма сближенных тонов. Интересно графическое решение почти бесплотной, удлиненных пропорций фигуры Предтечи, склонившегося перед благословляющей десницей Божией над чашей с усекновенной главой. В пустыни икона почиталась как произведение преподобного Дионисия Глушицкого.

3.

Иоанн Предтеча (двусторонняя икона-таблетка)
Век:XV
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Фрагмент. Иоанн Предтеча


Фрагмент. Свиток Иоанна Предтечи

4.

Век:XV

Иконографическая справка: Икона является частью полуфигурного деисусного чина, тип которого распространен в русском искусстве 14-15 вв. Особенностью данного чина является взгляд святого, направленнный на зрителя, что нехарактерно для изображений Иоанна Предтечи в русских деисусных чинах 15 в., но встречается в древнейших русских памятниках - "Деисус" первой трети 13 века.

Стилистическая справка: Стиль икон из села Ободово имеет сложный генезис. По типу ликов святых, внутренней экспресии образа Иоанна, последовательному построению объмов, сложному линейному ритму живопись исследуемых икон восходит к общей византийско-балканской традиции позднего 14 века. На создание образов чина из Ободово могла воздействовать и традиция русского домонгольского искусства,которая определила крупный размер глаз, их обращенность к зрителю. Собственно тверскими чертами стиля икон из Ободово являются графический прием передачи объема фигур, его обобщенность и, одновременно расчлененность множеством неглубоких складок, активность светового потока, несколько жесткий геометризм пробелов. Хрупкость формы на ободовских иконах, тонкое изящество рисунка в деталях, как и прозрачность живописных слоев в письме ликов характерны для отдельных тверских памятников второй четверти 15 века, несмотря на иной стиль их живописи в целом: фрески второй четверти 15 в. церкви села Городня; где к тому же тип лика Иоанна Предтечи близок нашей иконе; отдельные праздники тверского иконостаса второй четверти 15 в., такие, как "Сретение" и "Богоявление". Хрупкость формы изображений из Ободово отражает общее развитие стиля русского искусства первой половины 15 века.


Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи

5.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XV
Место хранения: Главный иконостас Софийского собора в Новгороде

Иконографическая справка: Икона "Иоанна Предтечи" входит в центральную часть деисусного ряда главного иконостаса Софийского собора. Новгородский ансамбль 1438 года состоит всего из пяти икон. "Краткость" новгородского ансамбля определяется задачей, которая стояла перед мастерами: иконостас должен был соответствовать ширине главного алтаря. В 1508/1509 году по повелению архиепископа Серапиона деисусный чин, как и праздничный, был расширен и дополнен. В 1537 году, при архиепископе Макарии, икона была украшена окладом "...у святей Софеи болшои Деисус 13 икон обложи сребром и украси златом..."). Оклад состоит из рельефных нимбов, а также орнаментированных пластин, покрывающих поля и фон. Свободной остается только фигура Спасителя, престол, а также позем. Создание деисусного чина 1438 года отражает один из этапов формирования существующего многоярусного иконостаса Софийского собора.

Стилистическая справка: Икона "Иоанна Предтечи" в новгородском чине 1438 года изображена как бы шагающей по направлению к Христу, резко склонившейся, в его позе присутствует напряженность и экспрессия. Здесь словно звучит реминисценции искусства XIV века, тех его направлений, которые культивировали выражение эмоций через внешнюю подвижность.

6.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XV
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва


Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи


Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи


Фрагмент.Борода


Фрагмент.Волосы


Фрагмент.Усы и борода

7.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XV

Иконографическая справка: Серебряный позолоченный басменный оклад иконы был выполнен на вклад архиепископа Досифея Ростовского (см. кат. № 5) около 1542 года. Накладной серебряный чеканный нимб появился на иконе в XVIII веке. В 1981 году оклад демонтирован. На обороте иконы между шпонками сделана надпись в одну строку: "ДА АРХИЕП ПЪ ЖЕ ДОСИФ ОБЛОЖИЛ ПРЕДТЕЧЮ". Надпись на свитке Предтечи: "ПОКАИТЕСЯ ПРИ // БЛИЖИ БО СЯ // ЦРСТВО НБЕСНОЕ // ОУЖЕ БО И СЕКИ // РА ПРИ КОРЕНИ // ДРЕВА ЛЕЖИТЬ // ВСЯК (...) ОДРЕВО" (Мф. III, 2-10).


Фрагмент

8.

Век:XVI

9.

Век:XVI
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Фрагмент. Пещера с главой Иоанна Предтечи


Фрагмент. Иоанн Предтеча

10.

Век:XVI
, Москва

Иконографическая справка: Изображение Иоанна Крестителя с ангельскими крыльями, в одеяниях аскета-пустынника и со свитком в руках восходит к евангельским свидетельствам об Иоанне как о пророке и предтече Христа, предвозвещающем Его пришествие проповедью о покаянии (Мф III, 1-12; Мк I, 1-8; Лк III, 2-18). Кроме того, новозаветное толкование относит к Иоанну Предтече ветхозаветные пророчества: "глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу,прямыми сделайте пути Ему" (Ис XI, 3) и "вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною" (Малах III, 1; Мф XI, 10; Мк I, 2; Лк VII, 27). Последнее пророчество, по-видимому, послужило основой для иконографического типа "Иоанн Предтеча Ангел пустыни", известного в византийском искусстве с конца XIII - первой половины XIV веков. В русском искусстве подобные изображения встречаются с XIV века (икона "Иоанн Предтеча Ангел Пустыни" конца XIV века из Коломны, ГГГ) и получают широкое распространение в ХУ1-ХУП веках. На иконе из Махрищеского монастыря крылатый Иоанн Креститель облачен во власяницу и гиматий, оставляющие ноги обнаженными до колен. Правой рукой он благословляет, а в левой держит посох с крестом, развернутый свиток и чашу со своей усеченной головой. Усеченная голова пророка указывала на его мученическую смерть, которая воспринималась как прообраз искупительной жертвы Христа. Аналогичное значение имел ипосох с крестом в руках Предтечи. На свитке Иоанна Крестителя оставлена поздняя надпись XVIII века, составленная из фрагментов его евангельской проповеди: "Се видех и свидетельствовах о мне яко се есть Агнец Божий вземляй грехи мира. Покайтеся приближе бося Царство Небесное, уже секира лежит при корне древа всяко убо древо пресекается" Ин I, 29; Мф III, 2, 10). Иллюстрацией последних слов служит дерево с вонзенной в него секирой, изображенное внизу справа.

11.

Век:XVI
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Иконографическая справка: В царствование Ивана IV Грозного иконы Иоанна Предтечи получили особое распространение. В эту эпоху в образах пророка усиливается драматизм выражения, подчеркивается аскетизм святого и одновременно проявляется тенденция к монументальности изображения. Икона восходит к образу "Иоанн Предтеча" из московского Благовещенского собора, где святой изображен полуобнаженным, с наброшенной на левое плечо ми-лотью, его правая рука - в жесте именословного благословения, а в левой он держит посох с процветшим крестом в навершии. В основе этих русских изображений - византийские образы Предтечи, аскета и проповедника, известные с XI века: миниатюра третьей четверти XI века из Евангелия из Парижской Национальной библиотеки.

Стилистическая справка: Стиль публикуемого произведения выдает руку провинциального мастера. Утрачена естественность в развороте фигуры, при асимметрии черт лица, поворот головы не выражен, жест благословения передан нечетко. Колористический строй иконы, который определяется желтым цветом милоти, отличается теплотой и мягкостью. В личном письме подчеркнута контрастность санкиря и желтоватого охрения. Все эти качества живописи, как и рисунок лика, находят аналогию в ростовской иконе "Христос Вседержитель на престоле" второй четверти - середины XVI века.

12.

Век:XVI
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Иконографическая справка: Оглавные (оплечные) деисусные чины, имеющие византийское происхождение, известны в русском искусстве с XII века: чиновая икона "Архангел Гавриил (Ангел Златые власы)" конца XII века, чин с изображением Спаса, Богоматери и Иоанна Предтечи первой трети XIII века из Успенского собора Московского Кремля. У греческих художников XVI-XVII веков вновь появляется интерес к изображениям подобного рода, в том числе деисусным. Известны многочисленные поствизантийские иконы этого времени, которые могли быть частями подобных ансамблей. Источником иконографии публикуемого произведения могли послужить,таким образом, и русские иконы домонгольского времени, и современные ему греческие образа. Необычным для иконографии чиновой иконы Иоанна Предтечи является прямая осанка святого вместо обычного для Деисуса склонения перед Христом. Величественное выражение лика говорит о самостоятельной трактовке его образа художником. Вероятно, в этих особенностях сказался не только профессионализм мастера, но и длительный опыт исполнения икон Иоанна Предтечи, патрональных Ивану IV.

Стилистическая справка: Художественный язык произведения отличает отточенность рисунка и идеальная размеренность в распределении высветлений, присущая живописи личного: свет то концентрируется на границе объема, то постепенно исчезает на переходах к затененных участкам. Яркая пробелка и темные глубокие тени отсутствуют.

13.

Век:XVI
Место хранения: Рязанский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

Иконографическая справка: На представленной иконе, стилистически восходящей к поствизантийским традициям, Предтеча изображен в плаще, накинутом на левое плечо, из-под которого видна грубая власяница, в левой руке он держит длинный посох с крестом на конце - символ странничества.


Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи


Фрагмент. Рука Предтечи

14.

Век:XVI

Иконографическая справка: Особенностью иконы является процветший крест в левой руке Предтечи.


Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи

15.

Век:XVI
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: На иконе на фоне светло-коричневых охристых горок в полный рост представлен Иоанн Предтеча во власянице, перепоясанной кожаным поясом. Его фигура обращена вправо, где в верхней части иконы изображена благословляющая десница Спасителя. Предтеча держит развернутый свиток с текстом: "ПОКАИТЕСЯ ПРМБАИ // ЖМ БОСЯ ЦРСТВИЕ // НБЕСНЕ И ОУЖЕ ВО// СЕКЕРАуКОРЕН // И ДРЕВА ЛЕЖИТЪ" (Мф. III, 2,10). У ног Крестителя изображены два дерева необычной формы, у корня одного из них - секира. В правом углу иконы представлена чаша с усеченной главой Иоанна Предтечи. Надпись на иконе: "УСЕКИОВЕН [...]" ("Усекновение главы Иоанна Предтечи"). Основой для сюжета иконы являются тексты Евангелия, в которых рассказывается о пребываниии Иоанна Предтечи в пустыне. Долгие годы он жил в пещере, носил одежду из верблюжьего волоса, перепоясанную кожаным поясом, питался медом и акридами. Иоанн проповедовал на реке Иордан, призывая иудейский народ покаяться перед приближением Царствия Небесного (Мф. III, 1-12; Мк. I, 1-18; Лк. III, 1~18; Лк. 1,19-28). В водах Иордана Иоанн совершал "крещение покаяния для прощения грехов" (Мк. I, 4; Лк. III, 3). За обличение царя Ирода пророк был заключен в темницу и обезглавлен (Мф. XIV, 3-12; Мк. VI, 17-29; Лк. III, 19-20).

Стилистическая справка: Колорит и рисунок (в особенности, характерное изображение горок), а также начертание надписей сближают памятник с иконостасом 1595 года из церкви Преображения Кирилло-Белозерского монастыря и, в частности, с храмовым образом "Преображение". Этот иконостас, по мнению исследователей, был создан приглашенными в монастырь мастерами, связанными с одним из северных художественных центров. В сравнении с византийским и ранними русскими образцами икона "Св. Иоанн Предтеча в пустыне" из Кирилло-Белозерского монастыря имеет ряд особенностей, которые в целом можно определить как гиперболизацию образа. Фигура Предтечи несоразмерно велика для иконного поля, символические горки превратились в горный кряж, условное деревце у ног Предтечи (иллюстрация к его словам: "Уже бо и секира при корени древа лежит". Лк, 3:9) приобрело вид фантастических растений со змееподобными стволами и крупными плодами, а вместо евангельской секиры у дерева лежит массивный топор палача. Рядом в большой чаше изображена усекновенная глава Иоанна Предтечи. Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа / 11 сентября) был днем тезоименитства царя Ивана Грозного, уделявшего Кирилло-Белозерскому монастырю большое внимание и неоднократно присылавшему сюда богатые дары. По-видимому, в память о нем и был заказан монастырскими властями этот экспрессивный выразительный образ. Ряд признаков - манера исполнения горок, личного письма, усиление декоративного начала, вследствие чего икона напоминает пелену или ширинку, отороченную по низу шитыми "травами", - свидетельствует о руке мастера, написавшего и храмовую икону для церкви Преображения Кирилло-Белозерского монастыря.

16.

Век:XVI
Место хранения: Государственный музей-заповедник "Московский Кремль"

Иконографическая справка: Иконография восходит к византийским и балканским памятникам XII - XIII вв. (см. фреску Студеницы 1208 г.) Популярность этой иконографии в России во второй половине XVI в. связана с патрональностью святого первому русскому царю Ивану IV и установкой Стоглавого собора на воспроизведение древних образцов в иконописи. Пример аналогичной иконографии - икона из Толгского монастыря второй половины XVI века (Ярославский художественный музей-заповедник).

Стилистическая справка: Стиль иконы характерен для искусства кремлевских мастеров второй половины XVI в. Показательно для этого времени также украшение иконы серебряным басменным окладом, покрывающим ее фон и поля.

17.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Государственный музей-заповедник "Коломенское"


Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи

18.

Век:XVI
Место хранения: Тотемский краеведческий музей

19.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Череповецкое музейное объединение

Стилистическая справка: Святой написан на светлом желтом фоне, палитра иконописца сдержанна, немногоцветна, но краски чистые, тонко тертые. Моделировка личного письма и риз тщательна, но без излишней детализации. Небольшой нимб обведен широкой коричневой каймой, а коричневатая опушь на полях занимает почти всю их ширину. Эта икона - работа местного иконописца, трудившегося, возможно, при Воскресенском Череповецком монастыре.

20.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Вологодский областной краеведческий музей

Стилистическая справка: В качестве основы для икон деисусного чина использованы липовые доски без ковчега. Фигуры написаны на золотом фоне, золотые нимбы украшены цированным растительным узором (мотив четырехлепестковой розетты в расчерченном на квадраты поле). Живопись выполнена в плоскостной манере, жидкими полупрозрачными красками, из-под которых всюду просвечивает левкас и видны следы движения кисти. Высокие стройные фигуры персонажей отражают иконографическую традицию дионисиевой эпохи, но в глуховатом колорите, в некоторой диспропорции элементов личного письма, угловатости силуэтов и в экспрессии жестов есть черты, свойственные произведениям местных северных мастеров на стадии формирования региональной художественной традиции.

21.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Стилистическая справка: В работе над иконами центральной части деисуса, в том числе и над образами Богоматери и Иоанна Предтечи, несомненно, принимал участие сам глава артели иконописцев - Дионисий. Это сказывается в певучих линиях силуэтов, в тонкой, исполненной глубины чувств, дифференцированной эмоциональной характеристике персонажей деисуса. Работы Дионисия оказали влияние и на осветление палитры местных мастеров.

22.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Вологодский областной краеведческий музей

Иконографическая справка: В эпоху Василия III художественные поиски в этом направлении разрабатывались в кругу преемников Дионисия, прежде всего в мастерской его младшего сына Феодосия. Можно предполагать, что именно в этой среде и возник живописный ансамбль иконостаса Введенского собора Корнилиева Комельского монастыря.

Стилистическая справка: Иконы иконостаса Введенского собора отличаются высоким уровнем технического исполнения - от необычайно тщательно обработанных досок до применения высококачественных тонкотертых пигментов. Фигуры безукоризненного рисунка плотно вписаны в границы изобразительного поля иконы, сохраняя дионисиевское достоинство поз. При этом особое внимание уделяется красоте и выразительности силуэта, неспешность ритма приобретает качества фиксированного движения..


Фрагмент.Лик и рука Иоанна Предтечи

23.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Иконографическая справка: Иконографическое решение образа Иоанна Предтечи как аскета и пустынника - в милоти и плаще, с опущенным вниз свитком, воспроизводящим его призыв к покаянию, пророчество о близости конца мира и приближении Царства Небесного, - следует композиционной схеме. Аскетизм образа Иоанна Предтечи на рассматриваемой иконе подчеркнут исхудалой фигурой с истонченными конечностями, всклокоченными прядями волос и бороды, а также отшельническим одеяниям пророка - власяницей из верблюжьей шерсти. Пророческий дар святого передан выделенным на светлом фоне иконы жестом поднятой правой руки, словно указывающей на небо, как на приближающееся Царство Небесное, что подтверждает и текст на свитке: "Покаитеся / / братие при/ / ближитъ бо // ся ц(а)рств[о] Г(оспо)дне / / оуже секера // при ко [реки д]ре//ва лежит вся//ко древо // непло// [дн] о посекае" (Мф. III, 2, 10). Этот особый, ораторский жест пророка, отличающийся от традиционной благословляющей десницы, еще более усиливает эсхатологическое содержание всего деисусного чина.

Стилистическая справка: В целом иконография деисусного чина, к которому принадлежит икона Иоанна Предтечи, не отличается единством композиционного ритма, включает явно разномаштабные, заимствованные из разных источников изображения святых. Также можно отметить отсутствие весомой пластики, устойчивости фигур, размеренного движения, рисунок фигур, тяготеющий к изломанным линиям, вытянутым или утонченным формам, нелогичным драпировкам с подчас угловатыми выступами или манерно сложенными складками, высокие темно-коричневые поземы с "соскользнувшими" на нижнюю кромку фигурами святых с небольшими хрупкими ножками, еле касающимися земли; условно написанные одеяния с лишь наброшенными и спадающими до земли плащами, игнорирующими пластику форм тела; узкие, подчеркнутые темными описями нимбы, часто неровного контура. Для икон характерен приглушенный колорит, построенный на сочетании неяркой гаммы красно-коричневых красок, желтых охр, беззвучных красных пигментов и обильного использования синих цветов. Однако все это не лишает иконы художественной выразительности, подкупая непосредственностью и открытостью образов.

24.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI

Иконографическая справка: Фигура Иоанна Предтечи представлена в подвижной позе. Ее динамичность подчеркивается очертаниями развевающейся полы гиматия.

Стилистическая справка: Изысканный колорит построен на сочетании разных оттенков зеленого и глубоко синего цветов. Плотное личное письмо выполнено охрой по коричневато-зеленому санкирю.

25.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место создания: Россия, Ростов
Место хранения: Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"

Иконографическая справка: Деисусный чин из Гуменца относится к типу поясных Деисусов.Его особенностью является расширенный состав лика святителей, который представлен шестью образами епископов. Эта особенность была связана с общей идеей, определявшей иконографическую программу Деисуса.

Стилистическая справка: Икона написана в классических традициях искусства 15 века, с особой выразительностью контуров, условно передающих пластику фигур и складок одежд. Колорит иконы насыщенный, в глубоких тонах. Личное написано мягким розовато-коричневым охрением.

26.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI

27.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилистическая справка: Традиции псковского искусства отразились в колорите икон. Он построен на сочетании аурипигментного фона, яркой киновари надписей и локальных цветовых пятен одежд. Примечателен способ построения ликов. Поверх темно-оливкового санкиря с красной подкладкой под волосы и на шейных складках положены большие по площади свктло-охристые высветления, которые с помощью мелкой растушевки переходят в тень. Детали выделены коричневой линией по цвету более насыщенной, чем санкирь, которая выявляет объем и придает формам определенную скульптурность. На иконе заметны признаки искусства 16 столетия.


Фрагмент. Иоанн Предтеча

28.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Череповецкий краеведческий музей

29.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина)
Век:XVI
Место хранения: Частное собрание В.А.Бондаренко

30.

Иоанн Предтеча (из деисусного чина).
Век:XVI.
Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Полуфигурный деисусный ряд церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря находится в интерьере храма, на древних расписных тяблах, украшенных замысловатым растительным орнаментом. Деисусный ряд церкви Иоанна Лествичника отличается монументальностью и торжественностью образов. Колорит икон строится на сочетании темных охристых тонов с оттенками зеленого, синего и вишневого. Единственными яркими пятнами здесь являются красные плащи мучеников. Примечательно, что фоны всех икон различны по цвету. Еще одной их особенностью являются крупные двухцветные нимбы, исполненные сочетаниями контрастных цветов: розового и синего, красного и зеленого. Хитон Христа украшен богатым орнаментом. По мнению исследователей, деисусный чин церкви Иоанна Лествичника, как и весь иконостас, одновременен храму и был создан белозерскими мастерами около 1572 года. По составу и живописным приемам его наиболее близкой аналогией является иконостас середины XVI века из Успенского собора города Белозерска, иконы которого пока не раскрыты.

31.

Иоанн Предтеча Ангел пустыни
Век:XVI
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Иконографическая справка: Изображение Иоанна Предтечи с крыльями, в образе Ангела пустыни, соответствует словам пророка Малахии и евангелистов об ангеле, посланном, чтобы приуготовить земной путь Спасителя (Мал 1,3; Мф. XI, 10; Мк. I, 2; Лк. VII, 27). В византийском искусстве эта иконография впервые встречается в XIII веке, в русской живописи - с конца XIV века: икона из села Городище.близ Коломны. Самое ранньее изображение секиры и древа в данном изводе - на московской иконе первой четверти XVI века. Иконография становится особенно популярной при царе Иване IV, названном в честь этого святого, Она могла быть понята как один из вариантов "Усекновения главы Предтечи", соответствующего именинному празднику царя.

Стилистическая справка: Икона была написана в московской кремлевской мастерской, работавшей по заказу царского двора.


Фрагмент. Лик Иоанна Предтечи


Фрагмент.Дерево и секира

32.

Иоанн Предтеча Ангел пустыни
Век:XVI
Место хранения: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иконографическая справка: Икона вложена в Ипатьевский монастырь в 1586 году Д.И.Годуновым. Находилась в местном ряду иконостаса. В середине XVIII века перенесена в киот при столпе.

33.

Иоанн Предтеча и Распятие (двухрядница из деисусного и праздничного чинов)
Век:XVI
Место хранения: Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилистическая справка: На данной иконе объеденены деисусный и праздничный ряд. Такой прием характерен для иконостасов небольших церквей.

34.

Иоанн Предтеча, в житии
Век:XVI
Место создания: Россия
Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Иконография до мельчайших подробностей совпадает с иконой из ростовского села Павлова (ныне в Третьяковской галерее). Состав клейм: 1. Явление ангела Захарии 2. Захария перед народом 3. Встреча Захарии и Елизаветы (Зачатие Иоанна Предтечи) 4. Встреча Марии и Елизаветы 5. Рождество Иоанна Предтечи 6. Убиение Захарии 7. Спасение Елизаветы с младенцем Иоанном в горе 8. Ангел уводит отрока Иоанна в пустыню 9. Принятие Иоанном дара пророчества 10. Крещение Господне 11. Крещение Иоанном народа 12. Пир Ирода 13. Усекновение главы Иоанна Предтечи 14. Погребение Иоанна Предтечи 15. Первое обретение главы Иоанна Предтечи 18. Второе обретение главы Иоанна Предтечи

Стилистическая справка: Удлиненные пропорции фигур и вытянутые по вертикали клейма придают композиции легкость и изысканность. Продуманность и законченность композиционных решений, внимание к деталям создают совершенный образ. Колорит построен на гармоничных сочетаниях высветленных, полупрозрачных красок.

35.

Иоанн Предтеча, в житии
Век:XVI
Место хранения: Сольвычегодский историко-художественный музей; с 1974 г. находится на временном хранении в ГМО "Художественная культура Русского Севера"

Иконографическая справка: Порядок клейм: 1. Явление ангела Захарии 2. Захария перед народом 3. Встреча Захарии и Елизаветы 4. Встреча Богоматери и Елизаветы 5. Рождество Иоанна Предтечи 6. Убиение Захарии 7. Спасение Елизаветы с младенцем Иоанном в горе 8. Ангел уводит младенца Иоанна в пустыню 9. Моление Иоанна в пустыне 10. Крещение народа Иоанном 11. Иоанн Предтеча обличает Ирода 12. Усекновение главы Иоанна Предтечи 13. Принесение главы Иоанна Предтечи Ироду 14. Обретение главы Иоанна Предтечи

36.

Иоанн Предтеча, в житии
Век:XVI
Место хранения: Архангельский музей изобразительных искусств


Фрагмент.Обличение Ирода


Фрагмент.Обретение главы Иоанна Предтечи

37.

Иоанн Предтеча, в житии
Век:XVI
Место хранения: Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Иконографическая справка: Состав клейм: 1. Явление ангела Захарии 2. Захария перед народом 3. Встреча Захарии и Елизаветы (Зачатие Иоанна Предтечи) 4. Встреча Марии и Елизаветы 5. Рождество Иоанна Предтечи 6. Убиение Захарии 7. Спасение Елизаветы с младенцем Иоанном в горе 8. Ангел уводит отрока Иоанна в пустыню 9. Принятие Иоанном дара пророчества 10. Крещение Господне 11. Крещение Иоанном народа 12. Обличение царя Ирода 13. Иоанн Предтеча в темнице 14. Пир Ирода 15. Усекновение главы Иоанна Предтечи 16. Погребение Иоанна Предтечи 17. Явление Иоанна Предтечи трем инокам во сне 18. Обретение главы Иоанна Предтечи 19. Явление Иоанна Предтечи иноку Евстафию (?) 20. Второе обретение главы Иоанна Предтечи

Стилистическая справка: Расширенный вариант житийного цикла и большая подробность в изображении деталей. В среднике преобладают темные тона, в клеймах - яркие краски.


Фрагмент. Крылья Иоанна Предтечи

Для христианина самый почитаемый святой после Божьей Матери. Его иконы есть в каждом православном храме. Житие Предтечи захватывающе и потрясает стойкостью святого. История иконописи пророка также очень интересна, но, чтобы лучше понять ее, нужно знать путь Иоанна Крестителя.

Зачатие Предтечи

Рождение пророка предсказывал святой Малахия, говоря, что перед Мессией придет Предтеча и укажет на Спасителя.

Отцом Иоанна Крестителя был святой Захария, священник и праведный человек. Мать, Елисавета, приходилась сестрой Анне, родившей Деву Марию. Оба родителя Предтечи соблюдали заповеди Божьи, вели беспорочное существование. Всю свою жизнь Елисавета и Захарий мечтали иметь ребенка. Но Господь услышал их молитвы, когда они были в преклонном возрасте.

Отец будущего пророка не поверил Ангелу, возвестившему о скором рождении сына, за что был наказан. Священник онемел и не мог больше сказать ни слова.

Рождение пророка

Целых пять месяцев святая Елисавета скрывала свою беременность, боясь насмешек, пока Дева Мария не пришла к ней с радостным известием о зачатии Спасителя.

После рождения пророка на восьмой день пришли все родственники для совершения обрезания, считавшимся необходимостью. Предложив Елисавете назвать сына именем отца по обычаю, они услышали отказ и очень удивились такому решению. Спросили Захарию. Тот написал, что ребенка зовут Иоанн. Тотчас к священнику вернулись способности говорить и слышать. Быстро разнеслась вокруг молва об этом чуде.

Икона Иоанна Крестителя в честь его Рождества встречается практически во всех православных храмах.

Спасение пророка и возвращение к народу

Царь Ирод также был в курсе рождения Предтечи. А после известия о появлении на свет Мессии и вовсе испугался. Он предполагал, что Иоанн и есть Сын Божий. Поэтому и приказал убить пророка и на всякий случай всех младенцев до двух лет в Вифлееме и его окрестностях.

Это известие заставило праведную Елисавету бежать вместе с сыном в пустыню. Захария, не открыв места пребывания жены с Иоанном, был убит. Через сорок дней скончалась и мать пророка.

Иоанн Креститель жил в пустыне до тридцати лет. Питался диким медом и акридами (по одним сведениям это вид саранчи, по другим - растительная пища, которую ели самые бедные слои населения), пил воду, одежда у него была из верблюжьей шерсти. Но настала пора пророку явиться народу.

По велению Господа пророк пришел в Иорданию с призывом искренне покаяться в грехах, исправлять себя и творить добрые дела, так как время появления Мессии настало. Тех, кто следовал его наставлениям, Иоанн крестил.

Проповедуя в пустыне, Предтеча услышал о чудесах, творимых Иисусом, и послал учеников узнать о том, не его ли все ждали так долго. После этого Христос отозвался о пророке как об Ангеле, который готовит для него самого путь. Отсюда икона Иоанна Крестителя, изображающая Предтечу с крыльями и свитком. Ангел пустыни, начавший проповедь...

Крещение Иисуса и усекновение главы пророка

Несомненно, крещение Иоанна Крестителя не было в полной мере христианским таинством. Но именно Предтеча посеял зерна веры в людях и приготовил путь для Спасителя.

Во время крещения Иоанном самого Иисуса Святой Дух спустился в виде голубя на землю, а голос Господа возвестил, что Спаситель и есть Сын Божий. Икона Христа, изображающая его крещение в ясно показывает чудесные знамения пришествия Мессии. Пророк Иоанн выполнил свою миссию Ангела-вестника.

И, кроме того, он яростно обличал в пороках всех, невзирая на положение в обществе. Даже царя обвинял в оставлении супруги и сожительстве с женой брата Иродиадой, за что и поплатился головой. По приказу царя Ирода пророка казнили, отрубив голову. Но Господь наказал виновных в смерти Предтечи. Дочь сожительницы царя Саломия, по чьей просьбе и казнили святого, провалилась на замерзшей реке. Ее голова осталась на поверхности и была отрезана острыми льдинами, а тело не нашли вообще. Царя с Иродиадой, подговорившей дочь просить казни пророка, сослал в Испанию, где земля разверзлась и поглотила их обоих.

Праздник Иоанна Крестителя

В церкви установлено несколько дат памяти святого:

Все даты памяти носят название "Собор Иоанна Крестителя". Почему именно так говорят? В эти дни верующие собираются в храмах для прославления в молитвах святого.

Образ пророка

Каждая икона Иоанна Крестителя написана по следующим приметам святого: человек средних лет (примерно 32 года), худой по телосложению и лицом, что подчеркивает его праведную жизнь и святость; со смугловатой от постоянного пребывания на солнце кожей. Его лицо соответствует еврейскому типу. У святого черная борода космами. Ее длина короче средней. Такого же цвета кудрявые и густые волосы, разделенные на пряди. Одежда из шерсти верблюда, кожаный пояс.

Тот факт, что святой особо почитаем у христиан, повлиял на разнообразие сюжетов икон с изображением пророка. Самые ранние из них написаны в первой половине третьего века с отображением Крещения Иисуса Иоанном Предтечей на реке Иордан. Для сравнения: первая икона Божьей Матери была написана во втором столетии в римских катакомбах.

Иконография пророка Иоанна Крестителя

Первая икона святого, изображающая лишь его самого, была написана во второй половине шестого века. Это образ пророка в полный рост, он во власянице и со свитком в левой руке. Сверху на иконе, справа и слева, расположены медальоны с образами Спасителя и Богородицы.

В десятом-одиннадцатом веках появилась икона Иоанна Крестителя, склоненного в молитве ко Христу. В этом сюжете пророка изображали справа от Спасителя, а начиная с тринадцатого века - слева.

В конце тринадцатого века в иконографии пророка появился образ Иоанна Крестителя, Ангела пустыни. Этому предшествовало несколько этапов. Так, в десятом-одиннадцатом веках изображали момент призвания пророка на служение. Здесь Иоанн Креститель на фоне гористой местности склонился в молитве. Затем, к середине одиннадцатого столетия, появился образ святого с секирой на дереве неплодном и свитком в руке. Кроме того, в конце 11 - начале 12 веков сформировалась иконография с отображением обретения главы пророка. В тот же период пустыню, секиру, свиток и главу в сосуде соединили в одну икону с образом молящегося Предтечи. И, наконец, в конце тринадцатого века эта композиция дополнилась изображением крыльев у святого Иоанна Крестителя. Это связано с высказыванием по поводу пророка в Евангелие от Луки. Согласно этой книге Нового Завета, Бог сказал, что посылает Ангела своего, чтобы тот приготовил путь Спасителю.

Сюжеты иконографии пророка и распространение его образа на Руси

Существуют композиции с участием всей святой семьи, на которых изображены младенцами Иоанн, Иисус, а также их родители.

Среди рукописных православных образов встречается икона Божьей Матери, молящейся вместе с Предтечей Христу за род человеческий. Свидетельством большего почитания пророка, чем апостолов, является ходатайствующая молитва на литургии в храмах, когда имя святого произносят сразу после упоминания Богородицы.

На Руси иконы с изображением пророка особо широко стали распространяться в период, когда царем был Иван Грозный. Среди авторов образов Иоанна Крестителя можно выделить Андрея Рублева, Прокопия Чирина, Гурия Никитина,

Можно сказать, что икона Христа стоит в одном ряду с образом святого пророка, ведь Предтеча особо почитаем у христиан. Это Иоанн Креститель известил мир о долгожданном пришествии Мессии, своим примером и проповедью зажег огонек веры в сердцах людей, побуждая очиститься и принять Спасителя. Наш заступник и Ангел Божий - святой пророк Иоанн Креститель!