Значение и смысл успенского поста. Православные знакомства - Православная Социальная Сеть - Смысл и значение Православного Поста: Значение Успенского Поста Питание в Успенский пост

Каждый православный христианин осведомлен и в основном знает о постах перед Пасхой и Рождеством. Но показательно, что, в то же время, зная об Успенском посте, некоторые не соблюдают его, и, не понимая его цели, едва ли многие задумываются, зачем он существует.

С учетом распространенного непонимания целей поста как такового, напоминание об этом – всегда своевременно.

Существует представление, будто мы должны поститься, когда мы хотим чего-то достичь, словно акт пощения как-то умиротворяет Бога, и видение наших страданий заставляет Его выполнять наши просьбы. Это очень далеко от истины.

Успенский пост, как и воообще всякий пост есть призыв к чистоте, непорочности, целомудрию и воздержанию, примером чему является Дева Мария.

На Успенский пост приходятся три праздника в честь Спасителя – на Руси их принято называть Спасами. В эти дни происходит освящение плодов земных.

Первый Спас – это праздник в честь Креста Христова, он приходится на начало поста, 14 августа. Во время него освящается мед.

Второй Спас – праздник Преображения Господня (19 августа) – включает в себя освящение винограда (Русь – не виноградная страна, поэтому эти плоды заменяются нашими фруктами овощами, в том числе, яблоками).

Третий Спас – праздник в честь перенесения Нерукотворного образа Спасителя из Едессы в Константинополь (29 августа) – отмечается на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы. В этот день освящаются хлеба нового урожая.

Существует представление, будто мы должны поститься, когда мы хотим чего-то достичь, словно акт пощения как-то умиротворяет Бога, и видение наших страданий заставляет Его выполнять наши просьбы. Но это далеко от истины.

Богу угоден не наш пост, а плоды поста (при условии, что мы постимся в должном умонастроении, с милостыней и молитвой, не просто соблюдая диету).

1) Мы постимся не для того, чтобы получить, что мы хотим, но чтобы подготовить себя к получению того, что хочет дать нам Бог.

2) Цель пощения – сделать нас более похожими на Марию, сестру Лазаря, и менее похожими на их сестру Марфу, которая в известном отрывке волновалась и беспокоилась о многом.

3) Пост задуман для того, чтобы привести нас к осознанию «единого на потребу». Он должен помочь нам поставить Бога на первое место, а наши желания на второе, если не на последнее.

Как таковой, он помогает нам приготовиться к тому, чтобы быть орудиями Божией воли: таким образом постился Моисей во время побега из Египта и на горе Синай, точно так же как постился наш Господь в пустыне. Пост отвлекает нас от самих себя и обращает к Богу.

4) Соблюдение Успенского поста помогает нам уподобиться Богородице, послушной рабе Господней, Которая услышала Его слово и сохранила его лучше, чем кто-либо когда-то это делал или мог сделать.

В дружной семье весть о том, что её мать находится на смертном одре, резко останавливает нормальную жизнь. Важные в другой ситуации вещи (вечеринки, предметы роскоши, личные желания) становятся ненужными, жизнь вращается вокруг умирающей матери. Тоже самое происходит в семье православных – известие о том, что наша Мать на смертном ложе, не может иметь никакого другого эффекта, кроме указанного.

Церковь, посредством своей службы параклисиса (молебный канон Пресвятой Богородице – в греческой традиции принято читать его каждый день Успенского поста – ред.), дает нам возможность подойти к этому смертному ложу, и восхвалять и ублажать Деву, родившую Бога, сосуд нашего спасения и нашу главную Ходатаицу у Его Божественного престола.

Служба параклисиса Пресвятой Богородице состоит из молитвенных прошений о получении утешения и мужества. Его следует читать во время искушений, упадка духа, или болезни. Особым образом его читают на протяжении двух недель перед Успением, или Взятием на небо Пресвятой Богородицы с 1-го по 14-е августа (Антиохийская Церковь живет по новому стилю – ред.).

Центральной темой этих служб параклисиса является прошение: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Если у вас есть проблема, или что-то отягощает вашу душу, если вам духовно тяжело и вы не в мире с собой и окружающими, вам стоит прийти в Церковь в течение первых 15-ти дней августа и попросить заступничества Божьей Матери. И даже если вам повезло быть одним из тех немногих, кто в мире с собой и Богом, такому счастливцу следует прийти на эти службы и поблагодарить Бога и Его Блаженную Мать за те благословения, которые Они ниспослали вам и вашей семье.

Так как службы параклисиса Божьей Матери - это в первую очередь прошения о благоденствии живущих, пусть вся Церковь молится за вас первые пятнадцать дней августа, и в особенности в великий праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа (ст.ст.).

Не дайте своей лени и апатии заставить вас пропустить это великое благословение и вдохновение, подаваемое вам Церковью, но позвольте миру и святости, которые может дать вам только Божья Матерь, войти в вашу жизнь.

“Отложим все земное попечение”, и в эти пятнадцать дней действительно примем участие в посте и молитвенной жизни Церкви , чтобы мы могли «вкусить и видеть, яко благ Господь», и чтобы мы могли полностью испытать то духовное благословение, которое подает нам Церковь в это святое время.

Блаженны те, кого Он найдет бодрствующими. Придите и помолитесь Богородице едиными устами с Церковью, и да обретем спасение нашим душам Ее молитвами и заступлением.

Соблюдение поста в полном смысле этого слова (воздержание от пищи, злых мыслей, действий и желаний) довершает это. Сокращение времени на досуг и другие занятия освобождает больше времени для молитвы и размышления о Той, Которая дала нам Христа, и стала Самой Первой и Великой Христианкой.

В размышлении о Ней и Ее ни с чем несравнимой жизни, мы видим норму христианской жизни, воплощающую ответ Христа женщине, сказавшая, что Мария блаженна, потому что носила Его: скорее блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Мария сделала это лучше, чем кто-либо другой.

Она услышала Слово Бога и сохранила его настолько хорошо, что из всех женщин в истории Она была избрана не только для того, чтобы слышать это Слово, но и чтобы дать Ему рождение. Поэтому, когда мы постимся, созерцая ее жизнь, мы одновременно готовимся жить, подражая Ей. Это и есть цель Успенского поста.

Когда готовилось взятие на небо Ее непорочного тела, апостолы созерцали Ее ложе, глядя на Нее с трепетом. Некоторые созерцали Ее тело и были поражены, и апостол Петр, обращаясь к Богоматери, громко воскликнул:

«О, Дева! В Тебя вселился Господь - Наслаждение будущей жизни. Как же я вижу Тебя прямо и недвижно распростертой? Прилежно молись Твоему Сыну и Богу о спасении невредимым Твоего стада».

Безболезненным, мирным было Ее разрешение от земных уз. Глаза Ее уже видели Бога, и последними словами Ее было радостное приветствие, как в юности, когда Она получила благую весть о предстоящем рождении от Нее Спасителя: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем…».

В те дни в Иерусалиме к Церкви присоединились сотни людей, даже из числа бывших гонителей христиан. При перенесении Ее тела в Гефсиманию совершались исцеления и чудеса. Так, на глазах у всех был наказан хуливший Ее иудейский священник Афоний, получивший тут же и исцеление, после искреннего раскаяния, и присоединившийся к числу учеников. Милостивая при жизни, Она и в успении Своем никого не хотела опечалить, прощая по заповеди даже врагов.

Всего через несколько дней апостолы стали свидетелями нового чуда. Тело Ее исчезло из гроба, остались лишь благоуханные пелены, а во время общей вечерней трапезы они вдруг увидели Деву Марию в воздухе в окружении ангелов, как будто сотканной из света, сияющей и прекрасной. Она приветствовала их словами: «Радуйтесь! Я с вами во все дни».

С тех пор Церковь празднует это событие. В нем всё – воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Её рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения…

pravmir.ru

Пресвятая Богородица по праву считается особой Заступницей и Молитвенницей перед Богом за весь человеческий род. Недаром и праздник Рождества Богоматери традиционно признается Церковью, как начало спасения людей. Ведь если бы не появилась на свет такая чистая и непорочная Дева, то не на что было бы рассчитывать людям, столь много раз отходившим от заповедей и тем самым оскорблявшим Бога вновь и вновь.

Успение Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам и отмечается во всех храмах и монастырях. Из Церковного Предания мы узнаем, что последние годы своей земной жизни Богородица жила в доме у любимого ученика Господа - Иоанна Богослова. Именно он вместе с Пречистой Матерью остался и видел последние страдания Христа. И ему были сказаны слова: «Се Мати твоя»; Пресвятой Богородице же Господь сказал: «Се сын Твой». Церковь уделяет этим словам большое внимание, указывая на то, что таким образом Богородица становится Заступницей не только для апостола, к которому обращена эта речь, но и всему человечеству.

В контексте этого усыновления всех людей в духовном плане, для верующих играет огромную роль Успение Божией Матери. Кто-то может возразить, что невозможно радоваться смерти. Но сама история Успения Божией Матери является удивительной. Будучи предупрежденной архангелом Гавриилом о том, что через три дня Ее земной путь закончится, Она усердно постится и посвящает все время и силы молитве. Является Господь с сонмом ангелов и забирает Ее Пречистую душу в небесные обители. После чего апостолы относят тело Богородицы в гробницу, где ранее были погребены ее родители - святые праведные Иоаким и Анна.

Один из апостолов, имя которому было Фома, не успел вовремя добраться и не успел попрощаться с Материю Господа. Поэтому его повели на место погребения. Однако, придя, апостолы не обнаружили тела Богородицы в гробнице. Уверившись, что никто не мог забрать его, они поняли, что господь забрал на небо и тело Пречистой Матери Своей.

Только узнав историю Успения, можно оценить значение этого праздника для всех христиан. Радость состоит в том, что теперь Пресвятая Богородица и на небе ходатайствует о каждом из нас у Сына Своего и Бога нашего.

Успенский пост. Как провести это время с пользой.

Пост Успенский официально был принят и установлен Церковью в 1166 году. Между тем первые упоминания о нем относятся еще к V-му веку. Совершается он в память о том, что Пречистая Богородица и Сама перед Своим Успением посвятила последние дни посту и молитве.

Успенский пост является вторым по строгости после Великого из всех четырех многодневных постов, которые соблюдают каждый год православные христиане. Пост этот предваряет праздник Успения Божией Матери, отчего и получил такое название. Проходит он с 14 по 28 августа по новому стилю.

Одна из главных книг, в ней можно найти указания относительно соблюдения постов - Типикон. Согласно ей, в понедельник, среду и пятницу стоит вкушать пищу без растительного масла. Однако современная практика чаще говорит о том, что на тот или иной подвиг следует благословляться у того священника, к которому человек чаще ходит на исповедь. 19 августа, в праздник Преображения Господня, разрешается вкушать рыбу.

В целом, несмотря на кажущуюся строгость, Успенский пост, как правило, проходит довольно легко. Связано это, во-первых, с тем, что в августе в большом количестве поспевают различные фрукты и овощи. Вторая же причина - это небольшой временной период, который захватывает собою Успенский пост, ведь идет он всего две недели!

Духовное отношение к посту

С точки зрения православного христианина, пост имеет одну цель: приблизить человека к Богу. В это время стоит отказаться от проведения увеселительных и шумных мероприятий. Усилия, которые прилагались к молитве, можно усилить. Например, если человек не читал утреннего и вечернего правила, то сейчас как раз пришло время все-таки начать исполнять их. Если же читал ранее правило, то теперь может постараться добавлять к нему каждый день по главе Евангелия. А кто выполнял и это, если ему по силам, мог бы взяться за чтение псалтири по кафизме в день.
Разумеется, все, что касается молитвы, делать лучше с благословения духовника.

Следует избегать во время поста бесполезного и пустого общения, праздности, так как они мешают сосредоточиться на своем внутреннем состоянии. В этот период хорошо будет выбрать книгу для духовного чтения, заручившись добрым советом духовного лица. В пост нужно чаще стараться прибегать к таким Таинствам Церкви, как исповедь и Причастие Святых Христовых Таин.

Не нужно относиться к посту только лишь как к какому-то ограничению в пище. Это время многие отцы Церкви величают «весной духовной». Согласитесь, не зря же они это делают! Мы должны хоть немного отвлечься в эти дни от привычной суеты и посмотреть на себя со стороны: как мы ведем себя с родными, на улице, на работе. Достойны ли мы называться учениками Христовыми? - Увы, у большинства ответ может оказаться отрицательным. Нужно помнить, что проверка эта дается отнюдь не для того, чтобы впасть в отчаяние, но, напротив, чтобы вооружившись воздержанием и молитвой с Божией помощью исправляться и становиться лучше.

Значение Успенского поста

Успенский пост идет по времени недолго. Но требует сосредоточенности и внимания к себе. Это маленькое августовское наше приношение Господу и Его пречистой Матери и еще одна попытка стать хоть немного лучше, чем сейчас.
Каждый может сделать что-то для себя и для других в этот период. Главное - просто быть немного более чутким, чем обычно. Обратить внимание на того, кому тяжело и нужна поддержка. Не пройти мимо просящего милостыню. Помочь женщине с коляской зайти в подъезд. Казалось бы, какие-то мелочи, а этими «мелочами» покупается дорога в Царствие Небесное.

Что касается пищи, то Успенским постом нельзя вкушать мяса, молочных продуктов, яиц. Однако и данные требования являются не безусловными: послабление предполагается для больных и беременных, а также в некоторых случаях для тех, кто занят на тяжелой физической работе.

Начинается пост с празднования Образа Спаса Нерукотворного, потом, 19 августа, Церковь празднует Преображение Господне. Завершается же малый подвиг этот торжеством - Успением Пресвятой Богородицы.

В сам день празднования, как правило, большинство верующих готовятся к принятию святых Христовых Таин. После того, как служба закончилась, садятся за праздничный стол. Теперь приходит время праздника, закончилось время поста.

В России этот день всегда очень любили. Видимо, по этой причине так много здесь есть храмов и монастырей Успенских (Псково-Печорский монастырь, Тихвинский мужской монастырь и др.) Нередко в обителях совершаются ночные богослужения: так монахи желают особенно почтить Матерь Божию и заручиться Ее Покровительством.

Удивительное по красоте и масштабам празднование проходит ежегодно в Печорах, куда съезжаются паломники не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Дорожка, выложенная камнями много столетий назад, полностью устилается цветами. По ней братия монастыря несет чудотворный образ Успения Пресвятой Богородицы, что хранится в обители. Настоящая Малая Пасха. Не только для Печор, но и для всей страны.

Вот уже совсем скоро начнется самый важный для всех христиан пост передСветлым Пасхальным Воскресением. Его называют Великим – и за особенное духовное значение, и за продолжительность, и за строгость. Незадолго до Великого поста меня всегда тянет размышлять о таинствах веры и о том, что́ все-таки для религиозных людей означает стойкое телесное воздержание. Несколько раз в Ритуалблоге появлялись плоды этих раздумий – материалы о Пасхе и том, что ей предшествует. Поэтому сейчас я хочу написать о другом христианском посте – Успенском. Во-первых, мне часто задают вопросы о нем и о том, можно ли в эти недели поминать умерших. И, если да, то как именно это лучше делать. Во-вторых, Успенский пост по своему значению и истории появления тесно связан с Великим постом.

Сразу замечу, что пост как таковой

– это явление, которое характерно не только для православия и католицизма (кстати, протестанты его вообще не признают). Оно зародилось очень давно, еще среди язычников. Некоторые из древних народов соблюдали посты в знак траура по умершим, и тогда это было частью погребального культа. Иногда разные ограничения в пище накладывались на людей в честь какого-то божества или чтобы преодолеть бедствие (засуху, мор, нападение врагов). Жестко постились жрецы и шаманы для того, чтобы удостоиться общения с богами, духами или получить их поддержку, увидеть будущее или победить в схватке со злыми силами.

Буддисты тоже ограничивают себя в пище и сне, например, по обету или при исполнении разных духовных практик. Эти дни определяются каждым верующим индивидуально. А вот иудеи постятся и по календарю – например, обязательно в Йом-кипур и девятого Ава. Из Библии известно, что целых 40 дней ничего не ел и не пил Моисей, когда готовил себя к встрече со Всевышним. У Мусульман тоже есть однодневные посты, а самым длинным и строгим является Рамадан, когда воду и пищу можно принимать только ночью, то есть в темное время суток.

Больше всего постных дней в христианстве

Для христианина воздержание от пищи и плотских удовольствий – этопосильная жертва Господу, маленький подвиг веры. Апостолы говорили о том, что каждый постящийся подражает самому Иисусу, который принял сорокадневный пост в пустыне и тем победил нечистого. Спросите любого священника – и он скажет, что воздержание от скоромной пищи, от чревоугодия (в совокупности с молитвой и очищением духа) – это единственное сильное оружие против сатаны. Верующие христиане постятся каждую неделю по средам и пятницам и в некоторые праздники. Кроме того, у них есть еще целых четыре многодневных поста:

  • зимний Рождественский (еще он называется Филиппов, а начинается с 28-го ноября и длится сорок дней перед Рождеством Христовым);
  • весенний предпасхальный Великий (он начинается в понедельник после масленицы и продолжается семь недель);
  • летний Петровский (с первого понедельника после Духового дня по 12-е июля – день Святых апостолов Петра и Павла);
  • и фактически (если брать по старому стилю) осенний Успенский – с 14-го по 28-е августа.

Выдерживать их без искренней веры трудно. Да и с ней – тоже нелегко. Поэтому даже многие из тех, кто посещает церковные службы, приобщен к таинствам не всегда способны на это. Да взять хотя бы и меня. Я ведь искренне верую, и духовник у меня есть, в церковь хожу, два раза в неделю стараюсь воздерживаться от мяса и молочного. Однако Великий пост ни разу еще не смогла выдержать до самого конца. Поэтому пришла к своему собственному варианту: строго пощусь только его 1-ую и последнюю недели. А в остальные дни просто стараюсь быть умеренной в пище, отказываться от спиртного и от всяких лакомств, которые обычно люблю. Так у меня еще получается.

А вообще-то, идея всякого поста – это не только телесное воздержание, но и просветление духа . К сожалению, некоторые шустрые используют эти дни прежде всего для похудения или очищения организма. Была у меня одна знакомая, коллега по работе, вечно озабоченная избавлением от лишнего веса. Она очень радовалась постам и все приговаривала, что «вот теперь еще пару килограммчиков можно сбросить и заодно грехи искупить». Хорошенький подход, правда? При этом она не слишком изнуряла себя молитвами или там чтением Библии. На храмовые службы тоже не ходила. Зато сплетни собирать и разносить не забывала и в постные дни.

Отказ от определенной пищи в пост – это не вегетарианство, не косметологическая или иная процедура, а аскетический подвиг. Он направлен на укрощение плоти и позволяет человеку приблизиться к духовному просветлению.

Считается, что периодический запрет на скоромное в христианстве объясняется библейскими текстами, особенно теми местами Книги книг, которые повествуют об Эдеме. При этом, понятия «скоромное» там вообще нет. Зато в книгах Бытия не раз подчеркивается, что изначально Господь дал в пищу людям плоды и семена земли и просил не есть «плоти с ее жизнью, с ее кровью» (это точная цитата из Бытия). Правда, он заповедал это Адаму и Еве, которых поселил в благодатном Эдеме. После заповедь не есть мяса была снята, изгнанные из Рая люди получили такое право. Но христианская Церковь и сейчас считает, что обет отказа от скоромного (в том числе молочной пищи, всяких лакомств, а также спиртного) угоден Богу и очищает человека.

Кровь в Библии связывается с убийством и символизирует его. А хлеб (как и вода), наоборот, обозначает основы жизни. Зерна, фрукты, овощи, орехи – это те самые «земные плоды», которые способствуют насыщению, но не вызывают агрессии. Такую пищу, угодную Богу, можно есть даже в самый строгий пост. Как (не всегда, но во многие дни) и рыбу – древнейший символ христианской веры и самого Христа.

Самыми строгими у христиан являются Великий и Успенский посты. Первый связан с распятием, смертью и Воскресением Иисуса, а второй – с Успением (то есть светлой кончиной, которая похожа на сон) Пречистой Девы – Богородицы.

Во всех священных книгах история Успения Девы Марии описывается так. После Вознесения Господа Иисуса Христа Богоматерь осталась жить недалеко от Иерусалима. Она очень любила бывать и молиться в тех местах, которые связаны с Ее Сыном. Особенно часто Пречистая посещала Голгофу и Гефсиманский сад. Там Она молилась о том, чтобы в разных странах появлялись новые церкви, а иудейский народ поскорее пришел к вере. Однажды во время молитвы к Ней пришел Архангел Гавриил. Он принес Марии радостную весть о Ее скорой встрече с Иисусом.

В ожидании ухода из этого мира Богородица проводила дни в посте и молитвах. Через три дня час Ее Успения настал. Вокруг украшенного ложа собрались близкие, зажгли множество свечей. Внезапно дом озарился божественным светом, и перед людьми предстал Спаситель в окружении ангельского сонма и праведных душ. Иисус принял к себе душу Своей Матери, которая будто бы уснула, глядя на Сына. Тело Богородицы торжественно погребли в пещере, а на третий день апостол Фома обнаружил, что место Ее последнего покоя опустело. Тело исчезло, остались лишь погребальные пелены и пояс. Вечером того же дня во время трапезы апостолам явилась Богородица. Она призвала их радоваться, так как она Вознесена к Сыну Своему, но остается и с ними навсегда.

Поэтому символика Успенского поста радостная. Это – время возрождения, начала новой жизни, которая приходит после отказа от всего омертвелого и уже ненужного. Все христиане постятся в память о Деве Марии, Ее чистоте. В своих молитвах они восхваляют Богородицу и благодарят ее за заботу о вере и Церкви, прося ее заботиться и молиться о нас всех.

Однако Церковь не сразу утвердила Успенский пост как обязательный для верующих. Само Успение повсеместно праздновалось уже с V века. Многие христиане перед ним по нескольку дней постились добровольно, так как в принципе это было принято – ограничивать себя в пище перед религиозными праздниками. Но многодневным Успенский пост стал только в XI веке, а установленные правила поста сформировались лишь в XIV-XV веках. Именно тогда он и стал таким строгим, так как Успение и Вознесение тела Богородицы в чем-то соотносится с Воскресением и Вознесением Иисуса.

Русские православные христиане всегда особенно любили, почитали Богоматерь , считали ее заступницей и покровительницей всей Руси. Поэтому Успенский пост, несмотря на серьезные ограничения, в народе воспринимали с радостью и исполняли очень усердно. Многие даже добровольно продлевали его на две, а то и три недели.

Надо сказать, что строгость поста в конце августа очень скрашивается обилием зелени, овощей и фруктов, которыми легко разнообразится стол. Можно есть молодую картошку и грибы. А еще именно на Успенский пост приходятся три Спаса – медовый, яблочный и ореховый, который в народе еще называют хлебным. Они так называются, во-первых, в честь Спасителя, а во-вторых, в связи с народными земледельческими традициями, которые тесно переплелись с церковными праздниками.

  • Медовый Спас приходится на 14-е августа – праздник Животворящего Креста Господня. На Руси строго в этот день раньше начинали собирать мед. Его освящали в церкви, иногда вместе с маком, и добавляли в разные блюда.
  • Яблочный Спас наступает через 5 дней – 19-го августа, когда Церковь вспоминает Преображение Господне. А по обычаю, наши предки с этого времени начинали собирать, употреблять в пищу, заготавливать на зиму яблоки и прочие фрукты. В церковь на освящение и теперь повсеместно несут именно яблоки, а на юге еще и виноград.
  • Ореховый или хлебный Спас наступает на другой день после Успенья – 29-го августа. По церковному календарю это – Нерукотворный Образ Спасителя. А у крестьян Хлебный Спас связывается с окончанием сбора урожая, особенно зерна и орехов. На вечер хозяйки в прежние времена обязательно готовили праздничный ужин, а в центр стола ставили освященные орехи и круглый хлеб (из зерна нового урожая), которые накануне освящали в храме. Теперь этот Спас знают немногие, только очень верующие люди.

Как поститься правильно?

Это вопрос, который часто задают священникам. Я тоже поговорила на данную тему со своим духовником. В принципе, все, что он сказал мне, я вроде как и сама знала. Но все же эта беседа для меня стала очень полезной и как будто заново открыла глаза на суть любого поста, не только Успенского.

Не есть и не пить то, что запрещено – важно, но это еще не все. Телесное воздержание и очищение должно стать ступенью к просветлению духа. «Зачем мы постимся?» – спрашивает меня святой отец. И сам же отвечает: «Чтобы принести посильную жертву Господу. Это жертва смирения и аскетизма в Его славу, во славу веры. Ведь мы отказываемся не только от того, что запрещено, но и от того, что вроде бы позволено. От вечеринок и гостей. От театров и концертов. От шумного веселья. Кроме того, в пост верующий человек старается не есть лакомств, которые ему доставляют удовольствие. Даже если они вроде бы и не скоромные. Ведь пост – время борьбы с грехом чревоугодия. Поэтому есть надо очень простую пищу, а не искусно приготовленные блюда из дозволенных продуктов. И не стоит концентрироваться на чувстве удовольствия от еды. Выбирайте такую пищу, которая просто придаст сил, съедайте немного, а не набивайте живот до отказа».

Еще святой отец посоветовал правильно входить в пост и выходить из него, чтобы не шокировать организм резкими переходами из одной системы питания в другую. Так, накануне (в течение нескольких дней) постарайтесь употреблять поменьше мяса. Или вообще откажитесь от мясного. Вместо него можно есть, например, яйца. Очень хорошим вариантом станут разные кисломолочные блюда. Будет неплохо также сократить порции, так как и в сам пост они должны быть не слишком большими. И по окончании поста тоже не спешите резко менять ситуацию, не набрасывайтесь на те блюда, которые были под запретом целых две недели. Лучше сварите себе легкий супчик на курином бульоне, поешьте творога, сыра, выпейте кефирчика.


Это будет гораздо правильнее, чем сразу и до отвала наедаться колбасой, жареными котлетами или макаронами с мясом и салом. А то одна моя знакомая регулярно попадает ко врачу после строгого пощения. Она очень любит всякие тортики и пирожные, и после многодневного отказа от них съедает по 3 – 4 штуки зараз. Ну и начинается у нее, пардон, несварение. И так каждый раз, представляете? Или вот еще печальная история. Дядя мой однажды решил полностью, по всем правилам, выдержать Успенский пост. Выдержал. А прямо на другой день отправился с компанией на дачные шашлычки. Жареная жирная свинина, купаты и пиво к ним привели дядюшку прямо на больничную койку: воспалился желчный пузырь. Пришлось сделать операцию по его удалению. И ведь такие случаи совсем не единичны, так что берегитесь от переедания после поста.

Что же можно есть в Успенский пост?

Самый строгий вариант правильного стола обязательно включает себя сухоядение – то есть употребление в пищу овощей, ягод и фруктов, которые не прошли термическую обработку. Также запрещается любое растительное масло. Хлеб однако же есть можно. По дням недели стол формируется следующим образом:

  • по понедельникам, средам и пятницам – строгое сухоядение;
  • во вторники и четверги можно есть вареное (в том числе грибы, супы, каши, соусы) без растительного масла;
  • в субботы и воскресенья также допускается горячее, а еще немного вина;
  • 28-го августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, разрешена и рыба, но только если этот праздник не выпадает на среду либо пятницу.


Кстати, на всякий случай хочу пояснить вот что: креветки, мидии, кальмары и прочие моллюски есть можно! Если не верите, спросите любого священника, он вам скажет то же самое. И не доводите себя постом до истощения или, того хуже, болезни. Если почувствовали себя неважно, лучше прекратите слишком строго ограничивать себя. Добавьте к рациону, например, оливковое либо подсолнечное масло. Откажитесь от сухоядения. Пост должен быть посильным, ведь он нужен для укрепления духа, а не доведения себя до полусмерти. Поэтому каждый должен подходить к нему индивидуально. А если сомневаетесь, как определить меру своего собственного поста, – посоветуйтесь со священником.

Церковь совершенно официально освобождает от строгости поста многих людей (частично или даже полностью) :

  • больных;
  • беременных женщин и кормящих грудью матерей;
  • немощных стариков;
  • путников;
  • воинов.

Мой племянник Миша сейчас служит в армии, призвали его прошлым летом. Незадолго перед Успенским постом к ним в учебку приходил батюшка, исповедовал, а потом и причащал желающих. Миша у нас всегда ходил в церковь, посты старался соблюдать. Он пожаловался священнику, что теперь ему будет нелегко, так как солдатский стол их хоть и разнообразный, но подходящих блюд почти не содержит. Ну а батюшка Мише поститься в принципе рассоветовал: солдаты ведь – то же, что и путники. Они должны есть ту пищу, которую им во время службы посылает Господь.

А вот душу просветлять и укреплять человеку ничто не должно мешать –
ни болезнь, ни лишения, ни особые обстоятельства жизни. В любой пост важно не только есть правильную пищу, но и вести себя соответственно. Недаром Иоанн Дамаскин как-то сказал: «Если бы в посте всё дело было в еде, то святыми были бы коровы». Поэтому если вы съедите в день сухоядения супчика, это будет гораздо меньшим грехом, чем старое доброе злословие с коллегами на работе. Так что постарайтесь как-то отвлечь себя от привычной суеты сует. Лучше сходите в храм на службу да не забывайте ежедневную домашнюю молитву. Если кому интересно, то в Успенский пост надо читать «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся», «Символ веры», «Живые помощи». Читают эти молитвы перед иконой Божией Матери. Также очень полезно будет обратиться к разным духовным книгам, и прежде всего к Евангелию.

А вот увеселения могут и подождать до других времен. Если вы поститесь, то исключите из своей жизни на этот срок вечеринки (особенно с выпивкой) и прочее бурное веселье. Поменьше «гуляйте» по социальным сетям и не смотрите телевизор. Они легко провоцируют на неправедные мысли и чувства. Я иногда даже думаю, что интернет и телеэфир придумал нам на горе сам нечистый.

Не раз меня спрашивали о том, можно ли в Успенский пост поминать усопших.

Вслед за святыми отцами я отвечаю: Церковью это не возбраняется. Однако и сами поминки, и поминальный стол должны быть соответствующими моменту.

Надо иметь в виду, что душе усопшего совершенно не нужны ваши посиделки с друзьями. Прежде всего она нуждается в молитве. Поэтому помолитесь – и в храме, и дома. Закажите заупокойную литургию, Сорокоуст. Очень сильной вещью будет подать сорок заказных литургий в несколько монастырей (в монастырях ведь службы идут ежедневно). Раздайте милостыню тем, кто в ней нуждается.


Поминальный стол тоже можете сделать, но он, конечно, не должен быть скоромным. И ни в коем случае не надо ставить на него спиртное. Замените вино и водку квасом, компотом, соками, просто водой и классическим поминальным киселем. Обычно в Успенский пост поминают грибами, зеленью, нарезкой из овощей, фруктами и орехами. Если в этот день нет сухоядения, то можно приготовить грибную лапшу, испечь постные блинчики и пироги, сделать кутью, подать вареную картошку с зеленью. И более чем хватит, ведь поминки все же не свадьба и не повод объедаться.

У нас в семье несколько лет назад, как раз перед Успением, был сложный выбор: проводить или нет поминки на сороковины моей тетушки. Мы все же решили, что не будем. Обошлись тем, что сходили в храм, заказали поминание, отстояли службу, помолились об усопшей. Все это важнее для души, чем совместный обед в ее честь. А подружки тетины нас осудили. Сказали: пожлобились, мол. Вспомнила я их потому, что эти дамы любят подчеркнуть свою религиозность и обязательно всегда постятся, причем очень как-то напоказ. Такое всегда меня немного коробило, а в данной ситуации да еще в Успенский пост – ну просто возмутило. Вы считаете себя безупречно верующими? Тогда держите в уме, что Богородица никогда никого не осуждала, заступалась даже за великих грешников. И пост в Ее славу – время прощать, а не судить. Вот это надо помнить обязательно.

Впятницу, 14 августа, начнется Успенский пост. Ондлится две недели исчитается самым строгим постом после Великого.

Значение

История Успенского поста связана споследними днями земной жизни Богородицы. Попреданию, она заранее знала день своего ухода измира ипровела это время вмолитве иаскезе. « Узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась ипостилась занас, хотя, будучи святой инепорочной, неимела нужды впосте,- пишет святой Симеон Солунский , подвижник XVвека. - Апотому имыдолжны поститься ивоспевать Ее, подражая житию Ее» .

Вжелании приблизиться кидеалу Богородицы, вподражании ееподвигу заключен основной смысл Успенского поста.

Сроки

Успенский пост продолжается две недели- с14 по27 августа. Оноткрывается праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа). Этот праздник берет начало вдревнем Константинополе: вавгусте город нередко охватывали эпидемии болезней, и, чтобы избежать этого, стали носить поулицам крест, освящая имдома иулицы, апозавершении хода предлагали поклониться кресту горожанам. НаРуси этот день называют еще Медовым Спасом- 14 августа начинался сбор иосвящение меда, совершалось малое освящение воды.
Кконцу первой недели поста следует праздник Преображения Господня (19 августа). Онпосвящен евангельскому эпизоду, когда Христос взял ссобой для молитвы трех ближайших учеников- Петра, Иакова иИоанна- иявил имсвое Божественное величие. Вовремя молитвы лицо Христа « просияло, как солнце» , аодежды сделались « белыми, как свет» . Кнему явились ветхозаветные пророки Моисей иИлия, которые беседовали сним. Иисус запретил ученикам упоминать опроизошедшем досвоего воскресения. Внароде этот день называют Яблочным Спасом, освящая плоды нового урожая. Считается, что именно сэтого дня природа поворачивает наосень изиму.

Финал поста- праздник Успения Пресвятой Богородицы. Вгодовом церковном календаре это последнее крупное торжество (двунадесятый праздник), после которого 14 сентября начинается церковное новолетие.

Строгость

Успенский пост- один изсамых строгих вгоду, онподобен Великому посту. Устав предписывает воздерживаться нетолько отмяса имолочных продуктов, ноиотрыбы.
Впонедельник, среду ипятницу Успенского поста полагается сухоядение- вкушение пищи без ееотваривания. Повторникам ичетвергам варить пищу можно, нобез « елея» (масла). Всубботу ивоскресенье допустимы некоторые послабления: устав разрешает добавлять веду масло ивыпивать немного вина.

Церковь обязует воздерживаться отвинограда ияблок допраздника Преображения Господня. Вмонастырях древности намонахов, вкушавших виноград прежде праздника, налагалось наказание- имзапрещалось есть « отгрозди» доконца августа. Всам праздник Преображения разрешается есть рыбу.

Сострогостью предписано относиться икразвлечениям. Нельзя ходить вкино, театры, развлекательные заведения. Лучше ограничить себя впросмотрах развлекательных программ потелевизору ивпраздном сидении винтернете. Святитель Василий Великий пишет: « При телесном посте чрево постится отпищи ипития; при душевном посте душа воздерживается отзлых помыслов, дел ислов. Настоящий постник воздерживается отгнева, ярости, злобы имщения. Настоящий постник воздерживает язык отпразднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи ивсякого злоречия. Настоящий постник- тот, кто удаляется отвсякого зла» .

Настроение

Митрополит Антоний Сурожский призывал подходить кУспенскому посту срадостью. Онназывал дни поста временем,« когда мыотряхиваем ссебя все, что внас обветшало иомертвело, чтобы вновь обрести способность жить совсем простором, совсей глубинной интенсивностью» .

На фото: Успение Пресвятой Богородицы (икона Феофана Грека).

Летом, через месяц после Петрова (Апостольского) поста, начинается Успенский пост. Он пришел к нам из давних времен. Приблизительно в 450 году Лев Великий ясно указывал на Успенский пост среди четырех церковных постов, каждый из которых приходится на определенное время года.

Окончательно Успенский пост был установлен в 1166 году на Константинопольском Соборе, где председательствовал патриарх Лука. На Соборе было подтверждено, что все православные христиане должны соблюдать этот пост. Церковь призывает подражать Матери Божией, перед переселением на небо постоянно пребывавшей в молитве и посте.

Когда проходит Успенский пост

Успенский пост - самый коротких из всех постов. По старому стилю он был установлен с 1 по 15 августа, сейчас же сместился на 14-28 августа. Он проходит перед двумя великими праздниками - Преображения Господня и Успения Божией Матери, начинаясь с . Этот пост считается одним из самых строгих, он уступает только Великому.

Наиболее строго пост соблюдается в понедельник, среду и пятницу. Успенский пост уже считается осенним, он завершает церковный год и открывает новое время года - осень. Церковное новолетие происходит 14 сентября по новому стилю.

Весь Успенский пост как бы связывают воедино три праздника - три Спаса.

Что символизирует Успенский пост

Успенский пост должен быть временем радости, временем возвращения домой, оживания. Нужно отряхивать с себя все обветшалое и омертвелое, чтобы обрести способность жить. Пост готовит к празднику Успения, который можно назвать неожиданным для миропонимания. Действительно, что празднуется? Смерть Богородицы? Однако слово «успение» означает не «смерть», а «сон».

Смысл праздника в том, что нет больше такой смерти, какая ждала бы каждого, если бы не Воскресение Христово. Нет страха смерти и нет скорби о ней. И даже уйдя, Пресвятая Богородица не оставляет мир.

Согласно преданиям, после Вознесения Господа Иисуса Христа она жила возле Иерусалима и любила посещать Гефсиманский сад и Голгофу, где подолгу молилась. Она молилась о том, чтобы иудейский народ обратился к вере, о новых церквях в разных странах.

Однажды после такой молитвы пред ней предстал Архангел Гавриил, и до этого не единожды являвшийся ей с возвещениями велений Божиих. С радостью он ей сообщил, что спустя три дня ее земной путь будет окончен и Бог возьмет ее в вечные обители. При этом он дал ей сияющую неземным светом райскую ветвь.

Узнав о том, когда произойдет ее переход из этого мира, Дева Мария готовилась к нему с молитвой и постом, несмотря на то, что она не нуждалась ни в исправлении, ни в очищении души. Ее жизнь - образец жертвенности и святости.

В назначенный час в комнате пылали свечи, а Богоматерь возлежала на украшенном одре в окружении близких любящих людей. Внезапно храмина озарилась светом Божественной славы, и с неба сошел Сам Господь в окружении Ангелов, а также душ ветхозаветных праведников. Безо всякого телесного страдания, глядя на Своего Сына и словно засыпая, она передала Ему свою чистую душу.

Во время погребения апостолы несли одр с Пречистым телом, и огромная процессия верующих провожала его со священными песнями. Предание гласит, что Апостол Фома не успел на погребение, и ему позволили войти в пещеру в третий день, чтобы дать возможность в последний раз поклониться Пресвятой. Однако в пещере они увидели только погребальные пелены, приятно благоухающие, а тела Богородицы там не было. Тогда они поняли, что Господь взял на Небо ее пречистое тело.

Вечером того же дня во время трапезы Матерь Божия явилась апостолам и сказала им радоваться, ибо она с ними во все дни.

Пост для православных - это подражание подвигу Богородицы и ее чистоте, а также восхваление Пресвятой, которая неустанно насаждала и утверждала Христианскую Церковь.

Пояс Богоматери и святые одежды с благоговением хранятся, разделенные на части, и до сих пор творят чудеса, как и многочисленные иконы. С особой торжественностью праздник Успения Пресвятой Богородицы проходит в Гефсимании, где она была погребена.

Как поститься во время Успенского поста

Этот пост, с одной стороны, один из самых строгих. А с другой - он всегда считался легким, потому что можно было есть молодой картофель, овощи, фрукты и грибы. Виноград и яблоки разрешается есть после (19 августа).

Во время Успенского поста нужно воздерживаться от сыра, мяса, масла, яиц и молока. С 14 августа (Медовый Спас) освящается медовый сбор, и его тоже можно употреблять в пищу. В понедельник, среду и пятницу самый строгий пост - сухоядение, то есть нужно питаться неотваренной пищей. Во вторник и четверг можно есть вареную пищу без масла. В субботу и воскресенье разрешено вино и растительное масло.

19 августа, в день Преображения Господня, разрешена рыба, как и в праздник Успения, если он приходится на среду или пятницу, а разговение начинается на следующий день. Если Успение Пресвятой Богородицы приходится на другие дни недели, то поста уже нет.

Однако в дни поста немаловажным является и духовное воздержание: от страстных и греховных движений, которые услаждают пороки, и от ссор и раздражения. Пост также строг к шумным развлечениям. Принято тратить меньше денег на еду, освобождая их для благотворительности.

Нужно помнить о том, что приучаться к посту необходимо постепенно. Человек, никогда прежде не постившийся, скорее испортит себе здоровье, чем приблизится к святости, если начнет резко поститься. К тому же, он станет раздраженным и нетерпеливым.

Каждый сам должен определять, сколько в сутки ему нужно еды и питья, и постепенно уменьшать количество, сводя к необходимому для жизни минимуму. А главным правилом является то, что не нужно отягчать свои сердца пьянством и чревоугодием. Важно не забывать, что суть поста, прежде всего, не в отказе от животной пищи, а в том, чтобы ограничить удовольствия.

Пост призван сделать нашу телесную природу крепкой и легкой, которая могла бы подчиняться движениям духа и исполнять его требования. Все боголюбивые люди чувствовали, что пост - очень сильное средство, чтобы приготовиться к спасительным и великим делам, святые всегда строго постились и советовали другим.